Распад и отчуждение: Что еще посмотреть о Чернобыле после сериала HBO

Полюбившийся зрителям сериал HBO далеко не первая попытка рассказать о событиях 1986 года. О катастрофе в Чернобыле снимали в России, Америке, Украине. Вспоминаем, какие сюжеты стали традиционными для отражения темы и через какую призму воспринималась трагедия в разные годы.

«Колокол Чернобыля» и другие документальные фильмы

«Чернобыль. Хроника трудных недель» и «Чернобыль»

Осмысление катастрофы под Чернобылем, все последствия которой еще невозможно было предугадать, начали документалисты. Укрощение горящего реактора, борьба с заражением, пустеющий город, занятый войсками — все это давало уникальную фактуру, но платой за нее был риск для жизни. Так, через год после съемок в 1986 фильма «Чернобыль. Хроника трудных недель» умер от лучевой болезни режиссер Владимир Шевченко. Именно из его фильма в сериал HBO пришли, например, рукописные плакаты с призывом к безурочной работе.

Также создатель сериала Крэйг Мэйзин рассказал, что был вдохновлен украинским документальным фильмом Сергея Заболотного 2011 года «Чернобыль 3828». Лента построена на воспоминаниях разведчика-дозиметриста Валерия Стародумова, руководившего разбором завалов в самой опасной зоне на крыше разрушенного энергоблока. Тысячи солдат, сбрасывавших зараженные обломки с крыши, жертвовали здоровьем и жизнью — люди «закрывали амбразуру» в местах, где от зашкаливающей радиации переставали функционировать роботы.

Самым же подробным и нашумевшим высказыванием первых лет остался фильм «Колокол Чернобыля» Роллана Сергиенко. Сперва кинематографистов не хотели пускать в «зону» — помогло вмешательство партийного деятеля Яковлева. Затем фильм запретила комиссия расследования причин аварии во главе с Борисом Щербиной. Лишь при помощи Элема Климова «Колокол» удалось «протолкнуть» и отправить на Берлинский кинофестиваль.

Дезинфекция домов и улиц, работы на крыше реактора, эвакуируемые деревни, работа врачей и многое другое вошло в ставший каноническим фильм. Крупным планом — интервью с местными жителями, обычно не понимающими серьезности ситуации или зараженными фатализмом. Отсюда в большое кино пришли постоянные ассоциации с войной, а равно мистический страх перед невидимой и страшной радиоактивной угрозой. «Колокол» запечатлел и концерт Аллы Пугачевой под Припятью в 1986 году, где певица отчаянно пытается зарядить зал позитивной энергией, но не может разогнать горестную атмосферу.

«Колокол Чернобыля» был показан во всех странах и оброс продолжениями. Его создатели, Сергиенко и сценарист Владимир Синельников, стали активистами, выступающими за права ликвидаторов аварии и пострадавших.

«Распад» (1990)

Режиссер Михаил Беликов

Первый художественный фильм об аварии в Чернобыле, во многом задавший тон и всем остальным. Аутентичность, воссозданная в современном сериале, в советском фильме еще вполне родная. Сам вымышленный городок энергетиков снимался в Киеве, но также есть редкие съемки Припяти 1990 года. В главной роли — Сергей Шакуров. У его героя, журналиста Александра Журавлева, как во всех фильмах о Чернобыле, на фоне глобального катаклизма происходят и свои маленькие катастрофы. Жена изменяет, а главный редактор не разрешает портить праздник сенсационными репортажами.

Помимо Журавлева, авария подпортила жизнь сбежавшим со своей свадьбы в романтический радиоактивный лес молодоженам и потерявшемуся мальчику, который отказывается покидать зону заражения без своего котенка. Все эти линии сплетаются в ирреальное полотно. Невиданные в истории события оборачиваются гротеском. Врачи в белых халатах безуспешно пытаются прогнать детей с футбольного поля, над горящим реактором водружают красный флаг, а пресловутая первомайская демонстрация превращается в беснующуюся толпу за колючей проволокой.

Также по моде времени в хронику катастрофы вписались апокалиптически религиозные мотивы, включая выпавшее на 4 мая 1986 года пасхальное богослужение и венчание молодоженов, покинувших райский сад Зоны отчуждения.

«Чернобыль: Последнее предупреждение» (1991)

Режиссер Энтони Пейдж

После пророчески названного «Распада» в последний год существования СССР был снят советско-американский телефильм о трагедии. В основу сюжета легла книга врача Роберта Гейла, приехавшего в Россию после аварии лечить и изучать лучевую болезнь. Его играет Джон Войт, и большинство советских граждан также играют американцы. Хотя не всех. В роли Горбачева — великий певец Владимир Трошин. Снятый в копродукции фильм избежал клюквы: одежда, форма, предметы быта, партийные кабинеты и деревенские хаты несут на себе отпечаток времени.

Здесь впервые показан взрыв на станции изнутри, от лица энергетиков, допустивших роковую ошибку, и также впервые прямые последствия радиоактивного заражения, страшные ожоги и разрушение организма. Именно ядерный мотив ключевой в фильме: события Чернобыля дают представление о последствиях возможной войны на уничтожение. Американский врач — посланец мира, не просто выполняющий прямые обязанности, но и вовлеченный в политику. Советский лидер, прислушавшись к предупреждению Чернобыля и американских специалистов, склоняется к прекращению гонки вооружений. На момент выхода фильма Горбачев еще находился у власти, но вскоре СССР прекратит существование, что надолго заморозит и ядерную гонку, и развитие технологий мирного атома.

«Год собаки» (1994)

Режиссер Семен Аранович

Ожидание апокалипсиса и надежду на новую безъядерную эру сменили апатия и разочарование в прогрессе. Отсюда тяжелая, почти чернушная интонация следующего фильма, после которого о Чернобыле долго не снимали всерьез.

Мелкий уголовник Сергей (Игорь Скляр) встречает пожилую интеллигентную женщину Веру (Инна Чурикова). У него никого нет, она чувствует себя покинутой близкими. Вместе они бегут от этого чертового мира в никуда. Оказавшись в заброшенной деревушке, Сергей вскоре понимает, что из одной зоны попал в другую, но бежать уже не хочет. Вместе с ним на зараженной земле остается и подруга.

Последний фильм Семена Арановича явно отражал безысходное чувство постперестроечных лет. Нелепые Адам и Ева на оставленной людьми ядовитой земле не могли создать новый мир. И все же зона Чернобыльская здесь явно ассоциируется с зоной Тарковского, с пространством опасным, но безгрешным. В вывернутом пространстве зэк становится начальником, арестовывает и судит проникших сюда мародеров. Покинуть обретенный мир он, конечно, не сможет.

«Аврора» (2006)

Режиссер Оксана Байрак

В чернобыльской теме с середины 1990-х наступило затишье, продлившееся больше 10 лет. Уже в новом столетии к теме обратился украинский кинематограф: осмысление произошедшего в Чернобыле увязывалось с национальной идентичностью. Героиня «Авроры» — девочка-сирота, она живет в детдоме в Припяти и готовится стать балериной. «Лебединое озеро», которое будет прочно ассоциироваться с телевизионными похоронами Советского Союза, для Авроры воплощает прекрасную мечту. Катастрофа перечеркивает ее надежды: единственный близкий взрослый погибает при тушении пожара, а сама девочка, в поисках его прибежавшая к энергоблоку, получила облучение.

И все же ей удастся поехать на лечение в Америку — страну мечты, а там встретить своего кумира, бежавшего из Советского Союза танцора Астахова (Дмитрий Харатьян). Он станет Авроре как отец и сделает последние дни девочки счастливыми, а в финале символически выведет маленькую балерину на сцену.

Сентиментальный и приторный фильм говорит о самой чернобыльской трагедии немногое. Сиротка здесь живет в Припяти лишь затем, чтобы показать брошенность советского человека государством. Впрочем, «Аврору» можно смотреть ради некоторых удивительных сцен вроде той, где впавший в творческий кризис Астахов-Харатьян нюхает кокаин с Эриком Робертсом и фантазирует об авангардной балетной постановке с геями и японцами, танцующими сиртаки.

«Мотыльки» (2013)

Режиссер Виталий Воробьев

Украинский мини-сериал, ставший первым в своем жанре. Главная героиня, старшеклассница Аля, приехала в Припять погостить к родне и увидела взрыв на АЭС при въезде в город. В Припяти она влюбляется в солдата, который вскоре окажется в числе ликвидаторов последствий аварии и при драматических обстоятельствах получит смертельную дозу облучения. Вопреки здравому смыслу и чувству самосохранения, двое решают побыть вместе хотя бы день, наплевав на эвакуацию. Мотыльки живут недолго, но летят к свету.

Здесь вновь появляется мотив влюбленных, оставшихся вдвоем в опустевшем городе, а также вспоминаются другие расхожие легенды и сюжеты вокруг катастрофы. Например, трагикомическая история про умершую еврейскую девушку, которую родственникам не разрешили вывозить из города в гробу в автобусе, поэтому пришлось ее хоронить на газоне посреди города. Несмотря на то, что фильм снят заметно дешево, он достойно сыгран и интересен как осмысление произошедшего из Украины XXI века. Символическое рождение ребенка в конце — робкая надежда на лучшее будущее.

«В субботу» (2011)

Режиссер Александр Миндадзе

Независимое кино вспомнило о Чернобыле и в России. Вторая режиссерская работа Александра Миндадзе — история одного выходного в Припяти. Комсомолец Валера узнает об аварии на АЭС и даже едет с местным партийным начальством заглянуть в зев реактора, вероятно, подхватив лошадиную дозу радиации. Утром он, зная, что эвакуации пока не планируется, пытается вывезти из города знакомую девушку. Но у девушки сломался каблучок, поезд проехал мимо, в ресторане шла свадьба друга, ребята побежали за вином. Побег не состоялся.

Зная, что город наполняется смертью, герои очень по-русски плюют на опасность и на неизбежность, сохраняя себе лишь этот субботний вечер. Валера, презрев комсомольскую благопристойность, садится за ударную установку в кабаке, ссорится и братается с друзьями, пытается сказать недоговоренное.

«Где же ты раньше был? И до реактора жизнь была», — говорит Валере девушка, в которую он влюблен безответно. После реактора той советской жизни уже не станет, и фильм Миндадзе воспроизводит ее последнюю поэтику. Камера Олега Муту в постоянном движении лавирует между людьми в сарафанах и пиджаках, в коридорах и подсобках, вклиниваясь в круг танцующих, пьющих и спорящих людей. Их простая жизнь с наступившей катастрофой обретает некий вечный смысл, как на пиру во время чумы.

«Чернобыль: Зона отчуждения» (2014—2017)

Режиссеры Андерс Банке и Павел Костомаров

Один из дорогих и красивых сериалов ТНТ, снимавшийся сперва шведом Андерсом Банке, а затем соавтором Александра Расторгуева — Павлом Костомаровым. Фантастический триллер о путешествиях во времени и альтернативных реальностях хорошо прижился на чернобыльской радиоактивной почве — это было ясно и по успеху видеоигр серии «S.T.A.L.K.E.R». Команда сталкеров из России отправляется в Припять, где очень скоро сталкивается с чудесами Зоны: призраки, видения, пространственно-временные аномалии. Здесь же работают засекреченные ученые и действуют таинственные организации. Узнав о путешествии во времени, герои пытаются предотвратить аварию на Чернобыльской АЭС, что оканчивается довольно неожиданно.

Среди интересных линий сериала — альтернативное будущее, где авария на атомной станции происходит в Соединенных Штатах, которые вскоре распадаются, а СССР процветает. Это отражает подспудное ощущение катастрофы в Чернобыле как сбывшейся фобии ядерной войны, из которой Штаты вышли победителями.

Бойко написанный, красивый и переполненный фантазией мистический сериал — редкость в наших широтах. К сожалению, «Зона отчуждения» осталась неоконченной, но права на нее перешли вместе с «Гоголем» к ТВ-3. Канал собирается выпустить по мотивам сериала фильм с тремя альтернативными концовками, что обещает интересное развитие темы. Тем более что фобии холодной войны снова актуальны, а украинская тема после 2014 года обрела новое зловещее измерение.

«Чернобыль» (2019)

Режиссер Алексей Мурадов

В этом году, спустя пять лет после замысла, должен выйти сериал «Чернобыль» от НТВ с Игорем Петренко и Надеждой Михалковой в главных ролях. Режиссер Алексей Мурадов обещает рассказ о том, «что именно тогда произошло». Интриги придает то, что по сюжету в Припяти перед катастрофой появляется агент ЦРУ (Альберт Ленц). Петренко, собственно, играет положительного контрразведчика. Неизвестно, обвинят ли авторы американцев в Чернобыльской аварии, но сериал должен охватывать день, непосредственно предшествующий взрыву, ликвидацию последствий и период на несколько месяцев после. Создатели также упирают на аутентизм, а съемки велись преимущественно в Белоруссии, где сохранились детали советской эпохи. Возможно, именно выход «Чернобыля» американского подтолкнул НТВ выпускать фильм быстрее и ковать железо, пока горячо. Побьет ли отечественная правда заграничную, узнаем уже скоро.

«Чернобыль» (2020)

Режиссер Данила Козловский

На съемках фильма «Чернобыль»

Успех «Чернобыля» уже с некоторым опозданием пытается догнать отечественная драма «Чернобыль» с Данилой Козловским в главной роли, он же режиссер фильма. Также у него играют Равшана Куркова и Оксана Акиньшина. Съемки начались на днях, о чем актер оповестил публику в Instagram. Часть сцен снимается в развлекательном парке Вооруженных сил РФ «Патриот» в Подмосковье, где уже появились дорожные указатели с надписью «Чернобыль». Ранее сообщалось, что сцены на атомной станции будут сниматься на АЭС в Курской области.

Проект, ранее называвшийся «Опасная вода», разрабатывается при поддержке Александра Роднянского несколько лет, и теперь его обещают выпустить в 2020 году. Помимо Чернобыля авторы вдохновлялись «Глубоководным горизонтом» Питера Берга о взрыве нефтяной платформы в Мексиканском заливе в 2010 году.

По сюжету «Чернобыля» авария на энергоблоке в Припяти уже произошла, но та самая опасная зараженная радиацией вода при попадании в нее расплавленного вещества грозит новым, уже чудовищным взрывом. Главный герой, пожарный Алексей, идет в добровольцы-ликвидаторы из корыстных побуждений: он мечтает получить квартиру в Крыму и завоевать таким образом сердце любимой парикмахерши. Фильм, как утверждается, основан на реальных событиях, но, видимо, в самом широком понимании этой фразы. Козловский должен сочетать образы легкомысленного мачо в начале и национального героя в конце фильма — события в Припяти развиваются непредсказуемо. Сложно предсказать успех повторения темы Чернобыля через год, тем более после сериала HBO.

Теперь в подписке: стильный ретрохоррор с неоновыми пабами, цитатами из Поланского и The Kinks в саундтреке
В главных ролях:Аня Тейлор-Джой, Томасин МакКензи, Мэтт Смит
Режиссер:Эдгар Райт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Панельки и плед с оленями: Как сериал «Чернобыль» воссоздает атмосферу СССР
Сериалы

Панельки и плед с оленями: Как сериал «Чернобыль» воссоздает атмосферу СССР

4 июня 2019
«Чернобыль»: Самый точный западный сериал о нас
В предыдущих сериях

Подкаст«Чернобыль»: Самый точный западный сериал о нас

1 июня 2019
Трейлер сериала «Чернобыль»: Катастрофа глазами людей

Трейлер сериала «Чернобыль»: Катастрофа глазами людей

29 марта 2019
Драма полураспада: Каким получился сериал HBO «Чернобыль»
Сериалы

Драма полураспада: Каким получился сериал HBO «Чернобыль»

9 мая 2019

Главное сегодня

Рецензия

«Варяг»: Роберт Эггерс пытает зрителя мясом с кровью

Сегодня
«Варяг»: Роберт Эггерс пытает зрителя мясом с кровью
Beat Film Festival объявил программу. Фильмы из нее будут доступны на Кинопоиске

Beat Film Festival объявил программу. Фильмы из нее будут доступны на Кинопоиске

Сегодня, 13:08
Шоковая терапия продолжается! 10 лучших моментов второго сезона сериала «Триггер»
Онлайн-кинотеатр

Шоковая терапия продолжается! 10 лучших моментов второго сезона сериала «Триггер»

Сегодня
«Леон». Как сегодня смотреть культовый фильм Люка Бессона
Крупным планом

Подкаст«Леон». Как сегодня смотреть культовый фильм Люка Бессона

Сегодня
На Кинопоиске выходит эксклюзивное шоу Василия Уткина. Вот как его смотреть
Блог команды

На Кинопоиске выходит эксклюзивное шоу Василия Уткина. Вот как его смотреть

час назад
Кинопоиск запускает специальный подкаст о сериале «Нулевой пациент»
Онлайн-кинотеатр

Кинопоиск запускает специальный подкаст о сериале «Нулевой пациент»

3 часа назад
Как ломать четвертую стену в кино

ВидеоКак ломать четвертую стену в кино

14 мая
Комментарии
Сейчас происходят тяжелые для всех события. Кинопоиск не хочет становиться площадкой для какого-либо противостояния, поэтому на время мы закрываем комментарии. Просим вас отнестись к этому с пониманием.