«Боль и слава» Педро Альмодовара: Исповедь творца

Знаменитый испанец представил в основном конкурсе очень личную картину о творческом угасании и возрождении, в которой играют Пенелопа Крус и Антонио Бандерас.

Боль и слава — через это проходит известный испанский режиссер Сальвадор Майо (помятый и поседевший Антонио Бандерас). У него болит все: голова, спина, душа. Он не может ничего снять и не может жить без съемок. Сальвадор принимает гремучую смесь таблеток и кокаина, но даже это не помогает. Однажды он решается зайти по делу к старому другу-актеру Альберто Креспо (не уступающий Бандерасу по мачизму Асьер Эчеандиа). 30 лет назад тот снялся у Майо в картине «Вкус», режиссер разругал его актерскую игру, и с тех пор они враги. Но сложно ругаться столько лет спустя, лучше предложить товарищу героин. Новая наркота и старый знакомый срабатывают для Сальвадора как триггер: он начинает вспоминать прошлое, которое пытался забыть. Детство и мать (Пенелопа Крус), с которой переехал в бедный домик в Валенсии, семинарию, первое сексуальное желание и первую влюбленность. Потихоньку, шаг за шагом, флешбэк за флешбэком Сальвадор возвращается к жизни.

Конечно же, это личная история Педро Альмодовара, пусть и без конкретных биографических деталей (хотя квартира Сальвадора в фильме — реальное жилище режиссера). И Бандерас, по его словам, играл не своего старого друга, а некий собирательный, вымышленный образ измаявшегося творца. Постаревший Педро размышляет и о природе творчества, и об его истоках, и о том, что вдохновляет художника. Ответы, собственно, мы знаем из всех предыдущих его фильмов: детство, отношения с матерью и прошлое в целом. Твоя сила в твоих корнях, какими бы они ни были.

Альмодовар называет «Боль и славу» завершением трилогии о творце и его окружении. Началом стал «Закон желания» (1986), где карьеру режиссера едва не погубил молодой любовник. Вторая часть — «Дурное воспитание» (2004). В нем молодой успешный постановщик ищет сюжет для нового фильма и находит его в своем католическом детстве. И вот el final: режиссер постарел и сильно сдал, но детство и прежняя любовь снова возвращают его в строй.

Почти во всех лучших фильмах Альмодовара снимались либо Антонио Бандерас, либо Пенелопа Крус. В «Боли и славе» появились оба, так что критики уже называют «Боль и славу» самым лучшим фильмом режиссера. И хоть артисты не пересекаются в кадре, все равно испытываешь трепет. Для Крус, скажем честно, Альмодовар писал роли и посильнее. Ее героиня здесь больше функция, чем объемный характер (хотя Пенелопа, конечно, и этот образ превращает в максимально живой и естественный). Зато у Бандераса роль мечты. Его Сальвадор — надломленный, опустошенный, склонный к саморазрушению несчастный человек. Он зачастую ковыляет, словно развалина, частенько плачет, но при этом сохраняет остатки юмора и достоинства. Бандерас играет его мягко, на полутонах, полушепоте, совершенно не по-голливудски, как мы привыкли.

Конечно же, в этом фильме есть все, что мы так любим у Педро. Сочные цвета Испании. Колоритные женщины. Длинноногие голые мужчины. Безумные жизненные перипетии: к Сальвадору постепенно возвращаются и старые друзья, и первая любовь, и даже его портрет, нарисованный в детстве. Блестящие диалоги, пронизанные тихой грустью. Преклонение перед мамой — куда же без этого настоящему испанцу? Но на этот раз еще и принятие себя — спокойное, зрелое. «Я подвел тебя просто потому, что был тем, кто я есть», — говорит Сальвадор своей матери. Зная, что Альмодовар не так давно похоронил маму, слова эти звучат откровенным признанием. «Боль и слава» кажутся поэтому попыткой искупления, избавления от чувства вины. Удалось ли это Педро, возможно, узнаем из его следующего фильма.

Говорящие камни, пальцы-сосиски и разные версии себя: нашумевший фильм-калейдоскоп теперь в подписке
В главных ролях:Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан
Режиссер:Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Рокетмен» Декстера Флетчера: Просто богемский Элтон Джон

«Рокетмен» Декстера Флетчера: Просто богемский Элтон Джон

17 мая 2019
«Дылда» Кантемира Балагова: Женское лицо войны

«Дылда» Кантемира Балагова: Женское лицо войны

16 мая 2019
«Мертвые не умирают» Джармуша: Киноварево из зомби

«Мертвые не умирают» Джармуша: Киноварево из зомби

15 мая 2019
«Прости, мы скучали» Кена Лоуча: Как тяжело жить обычным людям

«Прости, мы скучали» Кена Лоуча: Как тяжело жить обычным людям

17 мая 2019

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

Новый сезон «Мажора», «Межсезонье» и «Сага о Винланде»: 21 премьера Кинопоиска в июле

Вчера
Новый сезон «Мажора», «Межсезонье» и «Сага о Винланде»: 21 премьера Кинопоиска в июле
«Главная роль»: абсурдистское кино про кино
Рецензия

«Главная роль»: абсурдистское кино про кино

Вчера0
По книге Брета Истона Эллиса сняли «Американского психопата». Но не только! Рассказываем об остальных кинопроектах писателя
Индустрия

По книге Брета Истона Эллиса сняли «Американского психопата». Но не только! Рассказываем об остальных кинопроектах писателя

Вчера1
Кинематографисты в Telegram: 25 каналов профессионалов индустрии, на которые стоит подписаться
Индустрия

Кинематографисты в Telegram: 25 каналов профессионалов индустрии, на которые стоит подписаться

Вчера4
Кто такой Векна и как выжил Хоппер? Готовимся к финалу четвертого сезона «Очень странных дел»
Сериалы

Кто такой Векна и как выжил Хоппер? Готовимся к финалу четвертого сезона «Очень странных дел»

Вчера
«Инопланетянин»: фильм, после которого перестали бояться нашествия из космоса
Культовое кино

«Инопланетянин»: фильм, после которого перестали бояться нашествия из космоса

Вчера2
Род донской: криминальные сказки русского юга в сериале «ЮЗЗЗ»
Сериалы

Род донской: криминальные сказки русского юга в сериале «ЮЗЗЗ»

29 июня3
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.