«Дылда» Кантемира Балагова: Женское лицо войны

Обсудить0

Участник каннского «Особого взгляда» Кантемир Балагов снова показал людей, изломанных войной. На этот раз женщин.

Ленинград 1946 года. Военный госпиталь, сипение, гул, словно шум в ушах. Это Ия — огромная, нелепая, белобрысая — зависает из-за контузии. «Дылда!» — пытается окликнуть ее коллега-сестричка, но Ие все равно. Потом она отмерзает и отправляется на помощь больным. У Ии дома, в коммуналке, есть сын Пашка — с ним сидит соседка-портниха. Но иногда Ия берет Пашку на работу, где его развлекают пациенты. Потом Пашка погибнет, а с фронта вернется Маша, боевая подруга-зенитчица, его настоящая мать. И поскольку она больше не может иметь детей, то потребует от подруги возместить должок — родить ребенка. Который должен их всех вылечить, и уж тогда наступит чудо и счастье, и все заживут нормальной мирной жизнью.

В «Тесноте» ученик Александра Сокурова Кантемир Балагов рассуждал о мирных людях, до которых дотянулись последствия Чеченской войны, выбрав знакомую для себя локацию — родной Нальчик. Затем он открыл для себя книгу Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и захотел рассказать историю не просто сломленных войной людей, а именно женщин, прошедших через эту мясорубку ненависти со стороны как чужих, так и своих. Женщин, для которых с окончанием войны ничего не закончилось: нужно бороться дальше за право быть нормальной, несмотря на медали на груди, кровь из носа и контузию. Ленинград, переживший не только чудовищную блокаду, но и революции, квартирное уплотнение, дикую череду ломок и трансформаций, подошел этой истории как нельзя лучше. То есть рассказанное могло произойти где угодно, но город, совершенно неузнаваемо и скупо показанный, играет в «Дылде» дополнительную роль вымороченного места, где кругом руины, из которых надо как-то восставать назад, к мирной жизни.

Режиссер снова прекрасно справляется с визуальной частью картины. Нет, размер кадра здесь, в отличие от «Тесноты», традиционный, но Балагов насыщает фильм кроваво-коричневым мрачным цветом, делает изображение таким же «контуженным», как и героиня. В противовес им яркие цвета в комнатке, где живет Ия: зеленые обои, зеленая краска на стенах и даже зеленое платье, которое позже примеряет Маша. Зелень тут как символ новой жизни, которая пробивается, словно трава, через городские руины. Оператор Ксения Середа, снявшая дебют Александра Горчилина «Кислота», очень изящно работает с крупными и средними планами, подчеркивая абсурдность и в то же время хрупкость происходящего.

Середа и Балагов не менее аккуратны и точны с пространством, замкнутым для всех героев. Ия, словно какая-то диковинная птица, заключена то в лабиринты госпиталя, то в коммунальные коридоры, то в клетку своей комнатушки, а в целом — собственного страха, сознания и странной привязанности к Маше, то ли сексуальной, то ли дружеской. Балагова на самом деле это не очень интересует. Маша также не может выбраться из этих стен — и квартирных, и больничных, и своего безумия. Даже пациенты в больнице выглядят словно пленники, недаром все внимание режиссера сосредоточено на одном парализованном бойце, которому не выйти наружу, в нормальную жизнь. Собственно, все сюжетные ходы «Дылды» до определенной степени условны, нет смысла пытаться разобрать их с точки зрения логики и подхода «могло ли так быть». Потому что режиссеру важно показать не то, что и как могло быть, а чего не должно было быть никогда.

Поэтому Ия и Маша в блестящем исполнении дебютанток Виктории Мирошниченко и Василисы Перелыгиной показаны несколько гротескно. Ия слишком уж странная, огромная, безотказная и беззащитная. Маша — чрезмерно жесткая и жестокая. Она проникает в квартиру и жизнь подруги, словно демон, захватывает ее целиком и буквально порабощает. Совершенно неясно, что за власть такая у Маши над Дылдой изначально. И Балагов, к сожалению, так и не раскрывает этот момент. Что происходило на фронте, что так сблизило этих женщин, остается за кадром. Отсюда конфликт картины несколько смазан и обобщен до уровня «вот такие они, странные женщины», хотя Балагову в целом удается передать то напряжение, которое царит и между героинями, и между ними и остальным внешним миром.

Кульминацией «Дылды» становится диалог Маши и Любови Петровны (Ксения Кутепова), жены партийного начальника, чья семья показана не менее гротескно (они живут за городом в роскошном особняке, гуляют с борзой и ездят в дорогом авто). Здесь-то и проявляется книга Алексиевич: Маша рассказывает, как выживала на фронте — «с помощью одного места», поскольку иначе женщинам было не спастись, необходим был мужчина-покровитель. Возможно, таким образом Маша спасала и Дылду от посягательств. Тут мы можем только гадать, Балагов оставляет простор для трактовок. И точно таким же способом Маша продолжает выживать и дальше, в мирной жизни — других пока что нет.

«Дылда» в итоге получилась метафорой России — большой, нескладной, израненной и максимально травмированной. И Балагова как режиссера волнует наша посттравматическая наследственность. Ия и Маша искренне радуются, что одна из них родит на всех ребенка, который их вылечит. Но дети не должны никого лечить, это ненормально. Однако как вернуться к тому, что действительно нормально? Об этом и размышляет молодой режиссер.

Всё смешалось в доме вампиров. Казалось, все проблемы решены и можно жить вечно, но нет — семью поджидают новые трудности
В главных ролях:Юрий Стоянов, Татьяна Догилева, Екатерина Кузнецова, Анастасия Стежко, Мартин Герохинович, Артём Ткаченко, Ольга Медынич
Режиссер:Антон Маслов, Андрей Богатырев, Дмитрий Грибанов
Смотрите по подписке

Смотрите также

Премьера на КиноПоиске: Трейлер фильма Кантемира Балагова «Дылда»

Премьера на КиноПоиске: Трейлер фильма Кантемира Балагова «Дылда»

15 мая 201914
17 фильмов, которые мы ждем на Каннском фестивале

17 фильмов, которые мы ждем на Каннском фестивале

13 мая 201918
«Отверженные» Ладжа Ли: Гюго нашего времени и мигранты

«Отверженные» Ладжа Ли: Гюго нашего времени и мигранты

15 мая 20199
«Мертвые не умирают» Джармуша: Киноварево из зомби

«Мертвые не умирают» Джармуша: Киноварево из зомби

15 мая 201925

Главное сегодня

Сериалы

«Фишер»: перестроечного маньяка ловят в тру-крайме, который выглядит пугающе современным

Вчера2
«Фишер»: перестроечного маньяка ловят в тру-крайме, который выглядит пугающе современным
«Эннио. Маэстро»: в чем величие Морриконе и как он работал с режиссерами — от Серджио Леоне до Квентина Тарантино
Смотрите на Кинопоиске

«Эннио. Маэстро»: в чем величие Морриконе и как он работал с режиссерами — от Серджио Леоне до Квентина Тарантино

Вчера2
«Hogwarts Legacy»: как эта игра связана со вселенной «Гарри Поттера» и почему она выходит со скандалом
Игры

«Hogwarts Legacy»: как эта игра связана со вселенной «Гарри Поттера» и почему она выходит со скандалом

Вчера15
Могут ли грибы захватить планету, как в сериале «Одни из нас»? Спросили у ученых
Сериалы

Могут ли грибы захватить планету, как в сериале «Одни из нас»? Спросили у ученых

7 февраля9
«Оскар-2023»: не смотрели «Морского монстра»? А зря, ведь он номинирован как лучший анимационный фильм
В фокусе

«Оскар-2023»: не смотрели «Морского монстра»? А зря, ведь он номинирован как лучший анимационный фильм

Вчера4
Все про «Оскар»

СпецпроектВсе про «Оскар»

Вчера
Как «Шпион среди друзей» передает трагедию двойного агента
В предыдущих сериях

ПодкастКак «Шпион среди друзей» передает трагедию двойного агента

Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации