«Бог существует, ее имя — Петруния»: Комедия о крещенском купании

Первый за 25 лет македонский фильм в берлинском конкурсе выглядит как все хорошее восточноевропейское кино — просто, со вкусом и очень похоже на нашу жизнь.

Есть в Македонии древний обычай: на Крещение после крестного хода священник кидает в реку деревянный крест, и верующие мужчины бросаются в ледяную воду его ловить, чтобы обеспечить себе удачу в новом году. В 2014 году в реку бросилась женщина и поймала крест. Несмотря на ярость ортодоксов, оберегающих неписаную традицию, она даже выступила на телевидении и призвала македонских женщин участвовать в соревновании наравне с мужчинами.

Фильм Теоны Митевской, ветерана и любимицы Берлинале, буквально выращенной фестивалем (тут показывали и награждали ее короткометражный дебют «Вета», а три ее полнометражных работы оказывались в «Панораме»), развивает эту документальную историю художественными средствами, перенося действие в наши дни, точнее, в 19 января 2018-го. Именно в этот день 32-летняя безработная Петруния Е. (не замужем, образование высшее, историк, специализировалась на интеграции коммунистических структур власти в демократическое общество, живет с родителями) брела домой с неудачного собеседования. Наглый директор швейной фабрики хватал ее за коленки, обзывал неудачницей, а потом сказал, что даже не стал бы с ней спать. По дороге Петрунию обогнала набитая гопниками легковушка, обдав грязью. Подхваченная толпой на мосту через речку Штип, она оказалась на берегу, поддавшись внезапному феминистическому импульсу, бросилась прямо в одолженном у подруги платье за крестом в реку — и схватила его! Толпа полуголых мужчин была в ярости.

Через час женщину объявили в розыск.

«Бог существует, ее имя — Петруния»«Бог существует, ее имя — Петруния»

Как и почти любое восточноевропейское кино, «Петруния» очень близка к российскому контексту. Знакомые матерные ругательства. Православие, национализм, культ превратившегося в сказку древнего прошлого («Историк? Наверное, Александром Македонским интересуешься?» — спрашивает Петрунию полицейский инспектор), проблема отцов и детей, мачизм и бытовая дискриминация женщин, наконец. Имеются даже угрозы привлечь героиню по статье за экстремизм!

Но назвать «Петрунию» манифестом феминизма было бы преступным преувеличением. Во-первых, этот фильм — комедия, и смешная (а разве манифесты бывают смешными?), исполнительница главной роли Зорица Нюшева вообще служит в театре комедии в Скопье. Во-вторых, это камерное (героиня почти все время сидит в отделении полиции) кино, в котором проходных, необязательных сцен просто не может быть, иначе зритель просто умрет со скуки. Сцены допросов и увещеваний вернуть трофейный крест напоминают новые румынские драмы: играют не только актеры, но и интерьеры (лучшая находка постановщика — фотообои с изображением флуоресцентно-зеленых джунглей в комнате для дознания). В-третьих, все программные монологи об освобождении женщин разумно отданы второй героине, стреляной телерепортерше Славице (ее играет Лабина Митевска, сестра режиссера и продюсер фильма), снимающей сенсационный сюжет о случае на Штипе. Их комический дуэт с оператором, помешанным на футбольных ставках, уместно оттеняет историю женского пробуждения в глухой македонской провинции.

«Бог существует, ее имя — Петруния»«Бог существует, ее имя — Петруния»

Много повидавший киноман мог бы упрекнуть «Петрунию» в том, что это простоватое кино. Но о важных вещах и нужно говорить просто, ведь такой разговор обычно приходится вести с обычными людьми, а не с теми, кто может цитировать по памяти Симону де Бовуар (с ними вообще лучше не спорить). И зрительская, народная интонация фильма Митевской, его мелодраматические повороты (судя по имеющимся тут намекам, героиню где-то за кадром ждет настоящее счастье) — это ровно то, что нужно для наглядной пропаганды равноправия полов. К тому же «Петруния» не принимает модной сегодня виктимизации женщины, а наоборот, показывает ее стремительную эволюцию от лузерши в победительницу. Про это — как овца стала волком — тут даже рассказывают сказку. Отдельный бонус — феминитивы, существующие в македонском языке совершенно естественно.

Уже в подписке: новый сериал от создателей «Нормальных людей» о запутанных любовных связях
В главных ролях:Джо Элвин, Джемайма Кёрк, Саша Лэйн
Режиссер:Леонард Абрахамсон, Лиэнн Уэлхэм
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Золотая перчатка»: Кровавая кухня Фатиха Акина

«Золотая перчатка»: Кровавая кухня Фатиха Акина

10 февраля 2019
«Мальчик русский»: Взгляд слепого на Первую мировую войну

«Мальчик русский»: Взгляд слепого на Первую мировую войну

9 февраля 2019
«Свет моей жизни»: Кейси Аффлек уничтожает женщин ради любви

«Свет моей жизни»: Кейси Аффлек уничтожает женщин ради любви

9 февраля 2019
«По воле божьей»: Франсуа Озон принимает эстафету у MeToo

«По воле божьей»: Франсуа Озон принимает эстафету у MeToo

8 февраля 2019

Главное сегодня

«Морбиус»: сосед Человека-паука, который летает, но не радует

Сегодня
«Морбиус»: сосед Человека-паука, который летает, но не радует
Кто такая Мисс Марвел? Рассказываем про супергероиню-мусульманку из Нью-Джерси
Сериалы

Кто такая Мисс Марвел? Рассказываем про супергероиню-мусульманку из Нью-Джерси

Сегодня
Лиза Янковская: «Если ты счастлив и полностью доволен жизнью, тебе будет нечего сказать в искусстве»
Интервью

Лиза Янковская: «Если ты счастлив и полностью доволен жизнью, тебе будет нечего сказать в искусстве»

Сегодня
Модная история Каннского фестиваля: тулуп Пикассо, космическое мини Ванессы Редгрейв, голые ноги Джулии Робертс и кроссовки Спайка Ли
Фестивали

Модная история Каннского фестиваля: тулуп Пикассо, космическое мини Ванессы Редгрейв, голые ноги Джулии Робертс и кроссовки Спайка Ли

Сегодня
Советские врачи против ВИЧ. Обсуждаем первую серию «Нулевого пациента»
Смотрите на Кинопоиске

ПодкастСоветские врачи против ВИЧ. Обсуждаем первую серию «Нулевого пациента»

Сегодня
Как убийство Кеннеди превратило Оливера Стоуна из режиссера культовых фильмов в исследователя заговоров
Смотрите на Кинопоиске

Как убийство Кеннеди превратило Оливера Стоуна из режиссера культовых фильмов в исследователя заговоров

Вчера
«Мастерски сделанный и эмоциональный блокбастер»: за что критики хвалят новый «Топ Ган»? И Кодзима тоже!

«Мастерски сделанный и эмоциональный блокбастер»: за что критики хвалят новый «Топ Ган»? И Кодзима тоже!

Вчера
Комментарии
Сейчас происходят тяжелые для всех события. Кинопоиск не хочет становиться площадкой для какого-либо противостояния, поэтому на время мы закрываем комментарии. Просим вас отнестись к этому с пониманием.