«По воле божьей»: Франсуа Озон принимает эстафету у MeToo

Обсудить0

Показанная в основном конкурсе Берлинале юридическая драма про попытки активистов низложить священника-педофила оказалась такой же бесконечно тягучей, как и описанный в ней процесс.

В январе 2016 года отец Бернар Прейно, французский католический священник преклонных лет, был взят под судебное наблюдение как обвиняемый в сексуальных действиях насильственного характера. Попросту говоря, святого отца официально признали педофилом. Чтобы это случилось, понадобились годы активизма. Бывшие жертвы Прейно — мужчины разного возраста и социального происхождения — создали ассоциацию «Свободное слово» и подтвердили около 700 случаев домогательств падре Бернара.

«По воле божьей»«По воле божьей»

Все это реальная подоплека нового фильма француза Франсуа Озона, который после пикантных историй о скрытых страстях и тайных пороках взялся практически за памфлет. Реальный кейс, реальные персонажи (режиссер не изменил даже имена главных героев), строчки реальных документов (полицейских протоколов и переписки пострадавших с церковными функционерами) звучат за кадром.

Главных героев пятеро. Тот самый отец Прейно, кардинал Филипп Барбарин, водящий за нос жертв и спускающий дело падре-греховодника на тормозах, и трое жертв — худощавый буржуа Александр с вечно грустными глазами (Мельвиль Пупо), витальный и корпулентный разночинец Франсуа (Дени Меноше) и сломленный маргинал-эпилептик Эммануэль (Сван Арло). Словно приняв благословение у кардинала, освящающего утренний Лион с террасы базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер в прологе фильма, они пробуждаются от многолетнего забытья и начинают бить в набат, призывая низложить их растлителя, который до сих пор окружает себя мальчиками, ловко подводя цитаты из Евангелия под свои поползновения в детские штанишки.

«По воле божьей»«По воле божьей»

Все начинает Александр, истовый католик и отец пятерых детей, который надеется, что церковь сможет очиститься сама. Безрезультатно. Тогда в дело вступает равнодушный к молитвам холерик Франсуа — он дает интервью прессе, свидетельствует в полиции. Затем подключается Эммануэль, байкер-люмпен с усами как на рисунках Тома оф Финланда. Самый грустный герой, он для пущего драматизма еще и встречается с девушкой, которая тоже пережила абьюз. Части, посвященные каждому из героев, сняты немного по-разному: сначала скучные крупные планы говорящих голов, потом резкий, как в криминальной драме, монтаж, затем мелодрама, чем-то похожая на фильмы Фассбиндера, а в финале — всеобщее застолье (это уже лайт-версия «Торжества» Винтенберга).

Самый интимный (всего две камеры, чтобы не пугать актеров), самый быстро снятый (из-за непростой темы продюсерам было сложно найти деньги на картину; Озон признается, что труднее было выбивать финансирование разве что на «Под песком», самое странное кино в его фильмографии; вдобавок нужно было торопиться, пока педофильский скандал муссировался прессой и тема не протухла), этот фильм оказывается и самым скучным. Режиссер сперва планировал делать спектакль. Возможно, формат театральной докудрамы подошел бы этой истории больше, чем бесконечная череда ординарных семейных будней, на которую накладывается закадровый голос, читающий переписку взрослого Александра и родителей маленького Франсуа с иерархами.

Франсуа Озон на съемках фильма «По воле божьей»Франсуа Озон на съемках фильма «По воле божьей»

То есть вроде бы это по-прежнему фильм Озона: в центре внимания все тот же тайный порок, а также боль, хрупкость, которые обычно приписывают женским персонажам. Озон подчеркивает, что мужчины тоже страдают, что жертвой системы, покрывающей насилие своих, может стать любой независимо от пола, гендера и социального статуса. Но как же отчаянно зритель этого политически правильного фильма жаждет глотка релакса, комической паузы! Застывший в вежливом молчании зал Дворца Берлинале с облегчением принимал любые намеки на шутку. Все-таки Озон не в силах сохранять скорбную мину и раз в полчаса открывает краник здорового цинизма и безжалостного человековедения.

Молодой и перспективный бизнесмен из Подмосковья открывает ивент-агенство на деньги от сделки с КиноПоиском
В главных ролях:Владимир Канухин, Ирина Чипиженко, Наталья Тетенова, Алексей Шуплецов
Режиссер:Никита Тамаров
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

15 самых ожидаемых фильмов Берлинского фестиваля

15 самых ожидаемых фильмов Берлинского фестиваля

6 февраля 201917
«Ханна» и другие сериалы «Берлинале-2019»

«Ханна» и другие сериалы «Берлинале-2019»

18 января 20199
Изабель Юппер: «Мне никогда не было тяжело»
Интервью

Изабель Юппер: «Мне никогда не было тяжело»

9 марта 201810
71-й Берлинский фестиваль объявил программу

71-й Берлинский фестиваль объявил программу

11 февраля3

Главное сегодня

Культовое кино

Видео«Чужой»: что пошло не так

Сегодня1
«Чужой»: что пошло не так
«Миллионер из Балашихи» начал с секс-шопа, а теперь целится в большой экран. Как же он пришел к успеху?
Сериалы

«Миллионер из Балашихи» начал с секс-шопа, а теперь целится в большой экран. Как же он пришел к успеху?

Вчера5
Что смотреть дома: «Викторина», «Чип и Дейл», «Последний наемник» с Ван Даммом
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Викторина», «Чип и Дейл», «Последний наемник» с Ван Даммом

Вчера13
9 лучших трейлеров недели: Адам Драйвер женится на Леди Гага, а Уилл Смит воспитывает чемпионок

9 лучших трейлеров недели: Адам Драйвер женится на Леди Гага, а Уилл Смит воспитывает чемпионок

Вчера7
Представители КиноПоиск HD впервые войдут в совет, который выбирает фильмы для господдержки

Представители КиноПоиск HD впервые войдут в совет, который выбирает фильмы для господдержки

Вчера16
Гид по важным (и тайным!) тропам аниме

Гид по важным (и тайным!) тропам аниме

29 июля12
Леди Гага убивает Адама Драйвера. Кто есть кто в «Доме Gucci» Ридли Скотта?

Леди Гага убивает Адама Драйвера. Кто есть кто в «Доме Gucci» Ридли Скотта?

Вчера15
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт