Автор скандинавского сериала «Мост»: «Мы не боимся нагнетать мрак»

Обсудить0

Шведский сценарист, продюсер и писатель Ханс Русенфельдт — о том, как он придумывает свои сюжеты и почему шведы так любят истории о маньяках.

Создатель культового скандинавского телесериала «Мост», сценарист, продюсер и писатель Ханс Русенфельдт (другое написание его имени — Ганс Розенфельдт) рассказал КиноПоиску о своем самом известном детище, литературной карьере и о причинах скандинавской тяги к душещипательным историям и серийным убийцам.

Как появился «Мост»

Все началось, когда представители компании Filmlance, которая продюсировала создание сериала, обратились ко мне и двоим моим коллегам с просьбой придумать для них телесериал. Мы были вольны делать все, что нам угодно, за исключением двух моментов: мы должны были написать сценарий десятисерийного триллера, и в силу финансовых и ряда других причин он должен был быть двуязычным, шведско-датским.

«Мост»«Мост»

Мы согласились и создали шоу с нуля. Первым делом нам необходимо было понять, как заставить двух наших детективов работать вместе. Нам нужно было придумать такое дело, которое задействовало бы обе страны и не выглядело бы натянутым или сфабрикованным. Так у нас и появилась идея тела, найденного прямо на границе. Таким образом, обеим странам пришлось отправить по следователю для расследования дела, и мы получили свое двуязычное дело. Затем мы придумали наших главных персонажей и приступили к дальнейшей работе. Мои коллеги покинули проект еще до того, как его одобрили, но я остался, и сейчас мы в самом разгаре съемок четвертого сезона.

Мы пишем сценарии блоками. Мы знаем весь сюжет от начала до конца (ну, по большей степени — многое меняется во время съемок), но пишем мы частями. Когда мы работаем над «Мостом», то обычно делаем по пять версий сценария каждого эпизода и имеем на руках готовый сценарий за 6—8 недель до начала съемок. Пока они снимают первый блок, мы заканчиваем второй, а если блоков три, то процедура повторяется.

Я крайне редко бываю на съемочной площадке, и меня это вполне устраивает. Наши режиссеры участвуют в процессе с самых первых версий сценария и знают сериал не хуже меня. Если у них возникают какие-то вопросы, мне всегда можно позвонить. Я снова подключаюсь к процессу, когда отснятый материал попадает в монтажную. Этот процесс куда больше связан со сценарным ремеслом, чем непосредственно съемки, так что в нем я могу принести больше пользы.

«Мост» в американской версии«Мост» в американской версии

С американской версией «Моста» я вообще никоим образом не связан. Компания просто продала права на ремейк, но я не участвовал в процессе создания самого сериала. Я разок встретился с американскими шоураннерами, и на этом все. Но я кое-что помню об их версии «Моста». Я почти уверен, что первое тело было найдено на границе между Мексикой и США. Лично я считаю, что из-за выбора места действия у них получилось совсем другое шоу. Отношения между Швецией и Данией больше напоминают отношения между США и Канадой, чем между США и Мексикой, но американцы не захотели идти на север. Они сохранили большую часть персонажей из первого сезона во втором и вообще предпочли более постоянный актерский состав. Это также серьезно отличает американский «Мост» от нашего.

Поиск сюжетов

Скажу честно, придумывать сюжеты и генерировать идеи — это единственная задача, с которой я хорошо справляюсь. Все сюжеты начинаются с вопроса «А что если?». А что если кто-то сделал это? А что если мы найдем труп на границе между двумя странами? А что если кто-то планировал это сделать? Далее нужно понять, как это «а что если?» стыкуется с историей и как влияет на главных героев. Затем начинается рабочий процесс. Моя работа — превратить этот простой вопрос в захватывающее и увлекательное чтение или зрелище.

У меня есть постоянный соавтор Микаэль Юрт (другое написание имени — Майкл Хьерт), с которым мы познакомились еще в середине 1990-х, когда оба писали сценарии для шведского телевидения. Меня пригласили написать сценарий эпизода для сериала, над которым работал Микаэль. Мы познакомились, нашли общий язык и договорились, что нам обязательно нужно поработать вместе еще.

Ханс Русенфельдт и Микаэль ЮртХанс Русенфельдт и Микаэль Юрт

Случай подвернулся в 2006 году. Мы поработали вместе над телевизионным фильмом по «Валландеру» и решили продолжить сотрудничество. Так мы придумали криминального психолога Себастьяна Бергмана (героя только что вышедшего на русском языке романа «Ученик» — Прим. ред) и его команду. Поначалу мы думали о телевизионном сериале и написали сценарий для двух серий, но не смогли пристроить их ни на один канал. Однако нам так полюбились персонажи и мир, что мы создали, что мы превратили сценарий первой серии в роман. И понеслось. Мы с самого начала знали, что не ограничимся одной книгой. Когда мы искали издателя, речь шла о пяти книгах. Сейчас мы скромно планируем остановиться на восьми, но зарекаться не стоит.

Процесс создания телевизионного сценария на самом деле не сильно отличается от совместной работы над книгой. В самом начале мы встречаемся и обсуждаем, о чем будет наше произведение, с каким делом предстоит столкнуться нашим героям, кто убийца и почему. Затем мы фокусируемся на наших персонажах: где они будут в начале, где мы хотим их увидеть в финале. Затем мы в течение недели-двух набрасываем поглавный (или поэпизодный) план и развешиваем его на стене. Правда, вместо стены у нас в последнее время вордовский документ.

«Валландер»«Валландер»

Затем мы расходимся по домам, и каждый начинает писать свои части. В самом начале мы писали главы по очереди — одну я, следующую Микаэль и так далее. Теперь мы работаем иначе. Если один из нас начал какую-то сюжетную линию или ввел какого-то нового персонажа, он и продолжает эту линию, пишет об этом персонаже. Основных персонажей мы также делим между собой. У нас как раз пять главных героев, двоих беру на себя я, двоих Микаэль, ну а о Себастьяне мы пишем вместе.

Мы постоянно общаемся по почте, по телефону, обсуждаем уже готовый материал, а потом встречаемся снова, смотрим на получившийся результат, сводим все главы воедино, затем отправляем рукопись редактору. На этом работа Микаэля завершена, а финальные правки в текст вносим уже мы с редактором.

В общем, процесс работы над книгой и сценарием примерно один и тот же, одна и та же цель — рассказать максимально интересную историю. Отличается сам финальный результат. Сценарий больше похож на план, на чертеж, чем на готовый продукт. К этому чертежу добавляют свои штрихи актеры, режиссер, оператор, костюмер, художник, декоратор. Наша задача заключается в том, чтобы задать направление движения и прописать диалоги. А в книгах мы все должны делать сами. Мы должны так все написать, чтобы в голове у читателя сложилась цельная картинка. Ну а еще в книгах у нас есть возможность показать внутренний голос героев, передать их чувства и мысли. На телевидении это задача актеров. Чувства в сценарии не покажешь.

Сделано в Скандинавии

Не могу сказать, насколько часто в Швеции происходят громкие преступления, не знаю. Думаю, довольно редко. Но попробую объяснить, откуда же в скандинавских детективах такое огромное количество маньяков и серийных убийц.

«Мост»«Мост»

Корни так называемого скандинавского нуара уходят в 1960-е годы. Все началось с детективного цикла, написанного Май Шёвалль и Пером Валё. Они первыми или одними из первых максимально приблизили преступления и полицейские расследования к реальности, с которой могли бы себя ассоциировать читатели. В этих преступлениях не было никакой яркой экзотики, а расследовали эти дела обычные полицейские, простые и надежные мужчины и женщины со своими достоинствами и недостатками. На мой взгляд, в сердце самых лучших современных детективных сериалов и книг из Скандинавии все так же кроется их актуальность, жесткая привязка к современному обществу и его проблемам.

А убийцы и маньяки? Возможно, мы так много пишем о них как раз потому, что в Швеции такой низкий уровень преступности. Это становится эскапизмом. Если бы вы каждый день сталкивались с серийными убийцами и маньяками в реальной жизни, вряд ли бы вам хотелось еще и читать о них в книгах или видеть по телевизору. В конце концов, бежать же можно не только от суровой реальности, но и от скуки, разве нет? Пытаться скрыться от ежедневной рутины, а что может быть лучше, чем почувствовать возбуждение от охоты на серийного убийцу, от участия в расследовании запутанного убийства, чем попытаться сложить все улики воедино, прежде чем это сделают следователи на экране или в книге. Просто заинтересоваться увлекательным расследованием. Я предпочитаю в буквальном смысле дела о жизни и смерти — это худший вид преступления, которое может совершить человек. Убийства всегда интересовали людей, и сегодняшний день не исключение.

«Мост»«Мост»

Скандинавский нуар постоянно критикует социальные проблемы общества, а его авторы часто используют психологические триллеры как трибуну для социальной критики. Например, государственные чиновники и бюрократы частенько становятся жертвами или подозреваемыми. Это пошло с 1960-х, когда авторы детективов впервые стали проявлять больше интереса к фигуре преступника и причинам, побудившим его совершить преступления. В результате мы получили не банальную картинку борьбы добра со злом, а более сложную картину общества, где преступление было часто плодом социальной несправедливости. И это по-прежнему остается так. Для того чтобы наши истории и дальше оставались актуальными, мы не можем просто вывести этот элемент из уравнения.

Себастьян Бергман — весьма неприятная личность. Изначально мы создавали Себастьяна для телесериала и писали эту роль под конкретного актера Рольфа Лассгорда. Кстати, он потом и сыграл Бергмана в телесериале. Когда мы только придумывали Себастьяна, Рольф как раз закончил сниматься в очередном фильме о Курте Валландере и хотел сыграть какого-то совсем уж отталкивающего персонажа. Так что мы приписали Себастьяну все самые отвратительные черты характера, какие только могли придумать. Большинство так к нему и прилипло.

«Себастьян Бергман»«Себастьян Бергман»

Но важно понимать, что Себастьяну не доставляет никакого удовольствия быть тем, кто он есть. Он понимает, что ведет себя как последний засранец, но ничего не может с собой поделать. Он помогает другим людям, но не может помочь самому себе. И в первую очередь его поведение вредит самому Себастьяну. А если учесть, что он несет на своих плечах огромный груз вины, в его жизни столько печали и горести, что он скорее драматический персонаж, чем отталкивающий. И именно это-то читателям в нем и нравится. Нормальные люди с нормальными семьями и кучей друзей, ведущие счастливую жизнь без каких-либо проблем, жутко скучные и не смогут поддерживать интерес публики (зрителей или читателей) в течение 10, 20, 30 часов или 400 страниц.

«Себастьян Бергман»«Себастьян Бергман»

В Скандинавии существует давняя традиция создания сильных, интересных, сложных, неоднозначных персонажей, которые и не хорошие, и не плохие. Они не просто безликие офицеры полиции, это живые люди со своими достоинствами и недостатками. Также нам хорошо удается делать наши истории актуальными. Они происходят в наше время и уходят своими корнями в современное общество. Не стоит недооценивать тот факт, что мы не боимся нагнетать мрак — как в повествовании, так и визуально. Людям любопытно узнать побольше о странах, которые живут в кромешной тьме четыре-пять месяцев в году. В кромешной темноте, где цвета приглушены, а пейзажи невзрачны. Да, мне кажется, что наша пустынная природа сказывается на наших характерах.

Смотрите также

25 главных сериалов 2010-х

25 главных сериалов 2010-х

4 января74
Хорошо ли вы знаете сериалы 2010-х?

ТестХорошо ли вы знаете сериалы 2010-х?

9 декабря 201936
И о погоде: Как в кино имитируют дождь, жару и прочие ненастья

И о погоде: Как в кино имитируют дождь, жару и прочие ненастья

26 июня 201731
Дайан Крюгер: «Никто не откажется от участия в кабельном шоу»

Дайан Крюгер: «Никто не откажется от участия в кабельном шоу»

25 сентября 201310

Главное сегодня

ТестЧто вы знаете о спецэффектах?

Вчера27
Что вы знаете о спецэффектах?
«Золотой орел-2019»: «Текст» выбрали лучшим фильмом

«Золотой орел-2019»: «Текст» выбрали лучшим фильмом

Вчера32
Что смотреть дома: «Доктор Сон», «Шериф» и «Леденящие душу приключения Сабрины»

Что смотреть дома: «Доктор Сон», «Шериф» и «Леденящие душу приключения Сабрины»

Вчера8
10 лучших моментов из второго сезона «Полового воспитания»

10 лучших моментов из второго сезона «Полового воспитания»

23 января22
Фильм недели: По-прежнему ли хороши «Плохие парни»?

Фильм недели: По-прежнему ли хороши «Плохие парни»?

23 января25
7 лучших трейлеров недели: «Правосудие Спенсера», «Сторожка» и «Бульдозер»

7 лучших трейлеров недели: «Правосудие Спенсера», «Сторожка» и «Бульдозер»

Вчера2
Исполнители песен-номинантов «Оскара-2020» и еще 13 новостей дня

Исполнители песен-номинантов «Оскара-2020» и еще 13 новостей дня

Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт