Камера в штанах: Почему мобильное кино не приживается в России

Обсудить0

От Гари Олдмана и Спайка Джонса до Оливии Уайлд — звезды все чаще снимают кино с помощью смартфонов. Почему мобильное кино не приживается в России?

От Гари Олдмана и Спайка Джонса до Оливии Уайлд — звезды все чаще снимают кино с помощью смартфонов. Фестиваль в Торонто устраивает конкурс минутных фильмов вместе с Instagram. Чем мобильное кино отличается от обычного и почему не приживается в России?

Юный отпрыск кинематографа

В 2005 году Марчелло Менкарини и Барбара Сегецци, вооружившись китайским карманным фонариком и раскладушкой Nokia N90 с поворачивающимся экраном, отправились в путешествие по улицам итальянских городов с амбициозной задачей снять «Новые разговоры о любви» — современную версию документального фильма Пазолини 1965 года. В кадр попало около сотни их соотечественников (из тысячи опрошенных), без стеснения рассуждающих о сексе, любви и эротике. Мобильный телефон, фонарик и вера режиссеров в собственное кино — этого оказалось достаточно, чтобы снять полуторачасовой документальный портрет целой страны и проехать с ним по миру — от Музея современного искусства в Нью-Йорке до одного из главных фестивалей неигрового кино, IDFA в Амстердаме.

Именно с этого момента можно отсчитывать историю новейшего из направлений кино. Камера с разрешением всего лишь в 352 x 288 пикселей позволяла снимать сносное изображение, а мобильные телефоны стали частью повседневной жизни, становясь все компактнее и мощнее. Тогда же, в середине нулевых, появились первые фестивали мобильного кино, самый крупный из которых, в калифорнийском Сан-Диего, функционирует до сих пор. Фестивали рождались и умирали, но те, что оставались на плаву, получали все больше заявок. Если в середине нулевых их количество измерялось десятками, в 2016 году организаторы фестивалей получают уже несколько сотен картин, снятых на смартфоны и другие мобильные устройства. С выходом новых моделей смартфонов увеличивается количество тех, кто пробует свои силы в кино.

От пончиков к мандарину

Профессиональный режиссер Шон Бэйкер не предполагал, что комедию «Мандарин» о вернувшейся из тюрьмы проститутке-трансвестите он будет снимать на iPhone. И уж тем более не мог представить, что станет в этом своего рода первопроходцем. «Фильм, который обратил мое внимание на съемку с помощью мобильного устройства, — „Лето в Ред ХукСпайка Ли, — рассказывал Бэйкер в интервью Business Insider. — Помните, там ребенок снимал на iPad? Каждый раз, когда на экране появлялось изображение, снятое на iPad, мне было интереснее смотреть. Я подумал: почему никто еще не снял целый фильм таким образом?»

Бэйкер не совсем прав. Когда он искал средства на съемки «Мандарина», фильмы (правда, в основном короткометражные) и клипы, сделанные на мобильный телефон, уже не были редкостью, в том числе и для известных кинематографистов. Гари Олдман был одним из первых, использовав в 2006 году телефон Nokia для съемок абстрактной короткометражки «Пончик». Пак Чхан-ук снял получасовую «Ночную рыбалку» в 2011 году с помощью iPhone 4 и даже получил за нее «Золотого медведя» на Берлинском международном кинофестивале.

Однако время сыграло Бэйкеру на руку. К тому моменту, как он понял, что финансов на производство фильма ему отчаянно не хватает, на рынке появилось сразу несколько новинок: iPhone 5S с улучшенной камерой, насадка-объектив от компании Moondog Labs, позволяющая снимать анаморфное изображение, и приложение FiLMic Pro, благодаря которому можно работать с настройками камеры смартфона и фиксировать необходимые параметры. Не говоря уже о специальных штативах и системах стабилизации для смартфонов, избавляющих изображение от назойливой любительской тряски.

Когда фильм был готов, создатели поначалу скрывали, что он снят на телефон. «Мы не хотели, чтобы у людей заранее складывалось представление о том, что они увидят, — говорил Бэйкер в том же интервью Business Insider. — Если бы мне предложили выбор — посмотреть фильм, снятый на пленку, или фильм, снятый на iPhone, — я бы выбрал пленку».

Съемки фильма «Мандарин»Съемки фильма «Мандарин»

Однако после успешной премьеры на фестивале Sundance тайное стало явным, а история со съемкой на смартфон обернулась удачной приманкой для журналистов. Бэйкера провозгласили пионером мобильного кино; его «Мандарин» получил и положительные отзывы критиков, и десятки номинаций и наград на престижных фестивалях вроде смотра в Карловых Варах. Но, самое главное, вышел в кинотеатральный прокат, доказав, что подобное кино при наличии оригинального сценария и ярких актерских работ достойно большого экрана.

Просто достань и снимай

Рики Фосхайму — режиссеру другого полнометражного фильма, снятого на iPhone, еще более скромного в плане бюджета триллера Uneasy lies the mind — повезло меньше. Его картина сразу вышла на онлайн-площадках. Он использовал недостатки изображения с камеры смартфона как художественный прием, обратив плохое качество в визуальный стиль, подходящий для триллера. Сейчас, когда каждая новая модель смартфонов дает все более идеальную картинку, такого эффекта уже нет, делился Фосхайм в интервью изданию Wired. «Но вообще не нужно проходить никакого специального обучения, чтобы этим пользоваться. Вы буквально просто достаете камеру из кармана, начинаете снимать, и у вас может получиться что-то удивительное».

Кадр из клипа Канье Уэста и Пола МакКартни «Only One»Кадр из клипа Канье Уэста и Пола МакКартни «Only One»

Шону Бэйкеру после успеха «Мандарина» пришлось справляться с лавиной сообщений в социальных сетях, и все они сводились к одному: как вы сняли целый фильм на iPhone? Он вторит Фосхайму: «Это так просто. Вы берете телефон, приложение, риг и просто снимаете». Примерно в то же время, когда Бэйкер представлял на фестивале Sundance свою картину, в сети появился клип на песню Канье Уэста и Пола МакКартни «Only One». Простая камерная зарисовка: певец с дочерью стоит под дождем на какой-то проселочной дороге; нарочито неяркие и негламурные цвета, пересвет, как будто неряшливая съемка на телефон. Так все и задумывалось: режиссер Спайк Джонс выбрал в качестве камеры iPhone 6. Ведь если раньше домашняя съемка ассоциировалась с любительскими видеокамерами, то сейчас нет ничего более личного и интимного, чем папка «Видео» на личном смартфоне.

Именно это свойство камеры iPhone — субъективный взгляд — использовал в своем фильме «Роман в Нью-Йорке» еще один активист мобильного кино, Тристан Поуп. Фильм об отношениях главного героя с девушкой снят от первого лица с использованием минимальных технических ухищрений. Компактный размер телефона позволял вести съемку в местах, где на обычную камеру посмотрели бы косо и потребовали бы согласования с менеджментом (например, в кафе). Парень снимает свою девушку на мобильный — что такого?

Помимо стилистических особенностей и постоянно прогрессирующих технических характеристик, у мобильного телефона есть несколько других преимуществ перед обычной и довольно громоздкой камерой. Это гораздо более короткая дистанция с объектом съемки: прохожие охотнее идут на контакт, а актерам проще раскрыться. Об этом в интервью часто говорит Шон Бэйкер. У его актрис было мало опыта, и благодаря едва заметной камере импровизировать им было гораздо легче.

Любители боятся, профессионалы не хотят

Однако использование мобильного телефона как подспорья в профессиональной работе — это лишь одна сторона медали. Возможность снять кино стала доступной миллионам, но не все спешат ею воспользоваться. «Ничего с момента появления ручки, пера и чернил не было столь революционным. Ты можешь взять и начать создавать произведение искусства», — говорит режиссер Максим Муссель, основатель сайта mobilefilmmaker.ru и конкурса «Фильм Мобиль».

Однако почему-то в российской киноиндустрии к мобильному кино относятся разве что с любопытством. На конкурс «Фильм Мобиль», где участникам предлагается с помощью мобильного телефона пофантазировать на простую тему «Объяснение в любви», поданы не сотни, а десятки работ. В чем дело?

«На сегодняшнем этапе массовое участие можно получить от полупрофессиональной аудитории, то есть от тех, кто не боится творчества. Главная проблема, с которой мы сталкиваемся, — страх. Люди думают: кино — это очень сложно; у меня не получится; я боюсь, я стесняюсь; на меня не так посмотрят. Если человек попробовал, он уже не боится», — говорит Муссель. В прошлом году он провел на фестивале «Край света» на Сахалине серию мастер-классов по созданию мобильного кино, участникам которых было предложено снять три фильма за неделю.

«В воркшопе принимали участие как выпускники ВГИКа, так и просто люди с улицы, и все они сняли прекрасные картины. Причем качество работ совершенно не зависело от уровня подготовки участников», — делится Муссель. Результатом стал показ мобильных короткометражек на церемонии закрытия. Международное жюри и кинокритики были впечатлены.

Однако пока что достучаться до большого количества сам-себе-режиссеров не получается. Из присланных на конкурс работ почти все созданы людьми, для которых это не первый фильм и которые так или иначе связаны с индустрией. Хотя есть и одна работа, которая выбивается из этого ряда, — признание в любви оладушкам. «Я думал, таких работ будут тысячи. А она одна», — говорит Муссель, но уточняет, что, если участников — профессионалов или любителей — будет хотя бы сотня, проект уже будет успешен. Поэтому конкурс продолжают активно продвигать в соцсетях и с помощью мобильной рекламы.

Большого интереса со стороны кинематографистов или людей, вовлеченных в силу профессии в создание видеоконтента, пока тоже не наблюдается. «Здесь обратная история, — объясняет Муссель. — У профессионалов другой барьер. Они думают: на фига я тогда пять лет учился? Они считают, что таким образом они нивелируют свой статус. К мобильному кино киношники относятся как к игрушке — с интересом, но как будто это что-то несерьезное, для студентов, не для индустрии». Пока режиссеры и продюсеры смотрят на мобильные устройства свысока, прорыв будут совершать сценаристы, операторы, актеры, уверен Муссель. Взлет с помощью коротких инстаграм-роликов звезды Ирины Горбачевой — отличное тому подтверждение.

Мобильное кино не жанр и не замена кинематографу традиционному, уточняет Муссель, хотя есть области, в которых съемка на смартфон обладает преимуществом. Однако это возможность для множества людей творить в области кино, не имея отношения к индустрии, без привлечения больших бюджетов и съемочных групп, транслируя собственное авторское видение без каких-либо посредников. Форма же может быть любой — от лирического видеоэссе из путешествия до полудокументальной короткометражки с друзьями в главных ролях. И тогда даже одинокая ночь в аэропорту Лас-Вегаса может сделать тебя звездой мирового масштаба.

Несколько шагов к мобильному кино

Сейчас Максим Муссель продолжает преподавать и даже готовит к выходу книгу «100 шагов к мобильному кино». Для читателей КиноПоиска он делится шестью очень простыми правилами, которых достаточно, чтобы сделать те самые первые шаги. В них нет ничего экстраординарного, однако многие, говорит Муссель, все равно об этом забывают.

  • Держите телефон горизонтально. Вертикальное видео — это экзотично, и компания Nespresso даже как-то проводила конкурс именно таких роликов. Что самое смешное, все победившие ролики были сняты профессиональными операторами на профессиональные же камеры, а изображение просто кадрировали под вертикальный формат, имитируя телефонное видео. Верх абсурда. В любом случае горизонтальное изображение — то что нужно.
  • Держите телефон двумя руками. Так изображение будет меньше дрожать, а любая панорама будет более плавной.
  • Не снимайте короткими двухсекундными планами. Снимайте дольше, чем, как вам кажется, нужно.
  • Снимайте больше деталей крупным планом. Они правда смотрятся лучше, чем снятый на мобильный общий план.
  • Следите, чтобы не было очень светло или очень темно.
  • Если вам нужно сделать панораму, двигайтесь медленно и осмысленно.

Если соблюдать эти нехитрые правила, у вас уже будет материал, который потом можно смонтировать, говорит Муссель. «Когда приступаешь к монтажу, нужно посмотреть отснятый материал несколько раз подряд, после чего закрыть его и подумать: в какой последовательности это все выстраивать? Стоит осмысленно к этому подходить, а не монтировать сразу», — напутствует он будущих режиссеров.

Конкурс «Фильм Мобиль» принимает заявки до 15 ноября. В жюри конкурса — режиссер Федор Бондарчук, главный редактор КиноПоиска Михаил Клочков, заместитель директора по контенту ТНТ Владимир Воронов и кинокритик Стас Тыркин.

Чтобы сбежать от реальности, они изобрели свой мир — с колдунами и лесниками. Панк-сказка о легендарной группе
В главных ролях:Константин Плотников, Влад Коноплёв, Даниил Вахрушев, Илья Ловкий, Данила Рассомахин, Валери Зоидова, Дарья Мельникова, Васса Бокова
Режиссер:Рустам Мосафир
Смотрите по подписке

Смотрите также

Что мы знаем об «Оппенгеймере» — следующем фильме Кристофера Нолана?
Индустрия

Что мы знаем об «Оппенгеймере» — следующем фильме Кристофера Нолана?

20 декабря 202213
16 лучших сериалов Apple TV+: от доброго кино до мистического триллера
Сериалы

16 лучших сериалов Apple TV+: от доброго кино до мистического триллера

1 июня 20227
Нолан собрал суперкаст для «Оппенгеймера». Звездная команда все еще влияет на сборы?
Индустрия

Нолан собрал суперкаст для «Оппенгеймера». Звездная команда все еще влияет на сборы?

26 мая 20222
Как «Медленные лошади» иронизируют над британской разведкой
В предыдущих сериях

ПодкастКак «Медленные лошади» иронизируют над британской разведкой

18 мая 20220

Главное сегодня

Портрет героя

Говорят женщины: Кинопоиск объясняет, почему все любят Педро Паскаля, а он — свою маму и астрологию

Сегодня8
Говорят женщины: Кинопоиск объясняет, почему все любят Педро Паскаля, а он — свою маму и астрологию
Критики в восторге от нового сезона «Шершней»! Разбираемся почему и вспоминаем, что было в первой части
Сериалы

Критики в восторге от нового сезона «Шершней»! Разбираемся почему и вспоминаем, что было в первой части

Сегодня1
От сериала «Фишер» не оторваться, но почему все время хочется запустить в экран тапком?
Мнение

От сериала «Фишер» не оторваться, но почему все время хочется запустить в экран тапком?

Сегодня1
«Экстраполяции»: вдумчивая постапокалиптика от автора «Заражения»
Сериалы

«Экстраполяции»: вдумчивая постапокалиптика от автора «Заражения»

Сегодня0
Вышел трейлер сериала «Мерзлая земля». Это триллер о маньяке со Светланой Ходченковой
Смотрите на Кинопоиске

Вышел трейлер сериала «Мерзлая земля». Это триллер о маньяке со Светланой Ходченковой

Сегодня, 10:590
Первые впечатления от Diablo 4: злое возвращение классики в новых доспехах
Игры

Первые впечатления от Diablo 4: злое возвращение классики в новых доспехах

Сегодня1
Почему «Покерфейс» — новый «Коломбо», но без полицейского
В предыдущих сериях

ПодкастПочему «Покерфейс» — новый «Коломбо», но без полицейского

Сегодня0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации