Интерес к человеку: Документальное кино из Венеции

Обсудить0

«Путешествие времени» Терренса Малика, «Аустерлиц» Сергея Лозницы и фильм о новом альбоме Ника Кейва — Мария Кувшинова по просьбе КиноПоиска написала о самых важных неигровых картинах Венецианского фестиваля.

«Путешествие времени» Терренса Малика, «Аустерлиц» Сергея Лозницы и фильм о новом альбоме Ника Кейва — Мария Кувшинова по просьбе КиноПоиска написала о самых важных неигровых картинах Венецианского фестиваля.

В нулевые годы фестиваль, одно из подразделений Венецианской биеннале, стал точкой пересечения кинематографа и современного искусства. В основном конкурсе приветствовали Ширин Нешат и Стива МакКуина — прославленных художников, превратившихся в режиссеров. Во втором по значению конкурсе «Горизонты» показывали медитативные, сложные картины, многие из которых вполне могли занять (и занимали) место не только в кинозалах, но и в галереях. Остров Лидо на несколько лет стал лабораторией визуальных экспериментов — так, используя методы современного искусства, кинематограф, только что расставшийся с пленкой, приспосабливался к своему существованию в новой цифровой вселенной.

Но с тех пор сменились и мода, и руководство смотра. Сегодня с уверенностью можно сказать, что место видеоарта в Венеции занимает документалистика. Конечно, интерес к ней на больших фестивалях начался не вчера. Например, в 2004 году в Каннах победил фильм Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», и с тех пор место для неигровых картин регулярно находится в самых престижных конкурсах. Венеция не исключение: в 2013 году (едва вступила в должность новая дирекция) победителем фестиваля стала документальная картина «Сакра ГРА» о Римской кольцевой автодороге.

В этом году растущий интерес к реальности был обозначен еще отчетливее: во всех программах фестиваля появились картины, отмеченные синим значком «нон-фикшен». Действительно, этот термин универсальнее и точнее описывает некоторые фильмы, которые однозначно не являются документальными, но и игровыми их тоже не назовешь.

Речь в первую очередь о конкурсном «Путешествии времени» Терренса Малика, в котором, разумеется, нет ни тени документалистики — за миллион лет до нашей эры (а именно туда катапультирует зрителя знаменитый режиссер-отшельник) не существовало кинокамер. Режиссер, уже в «Древе жизни» грешивший компьютерными динозаврами, на этот раз посвящает целую картину зарождению и эволюции нашего мира. Делятся клетки, таращат глаза акулы, морские гады выползают на берег, ревут ящеры, проносится метеорит, обезьяна впервые берет в руки палку, чтобы извлечь из-под коры жука, за кадром звучит голос Кейт Бланшетт — миллионы лет сжимаются до полутора часов, а от первых поселений первобытных людей до мерцающих огнями больших городов проходит всего несколько секунд. Правильнее всего было бы назвать эту картину образовательной. Она разрешена к просмотру для детей от 13 лет, и школы наверняка будут использовать ее как замену скучному учебнику.

Кадр из фильма «Аустерлиц» Сергей ЛозницыКадр из фильма «Аустерлиц» Сергей Лозницы

Еще один нон-фикшен в конкурсе — видеоэссе «Удивительная спираль» итальянских режиссеров Массимо д’Анольфи и Мартины Паренти. Фильм посвящен бессмертию и во многом перекликается с «Путешествием времени» (неслучайно именно эти картины разделили между собой экологический приз Green Drop Award). Название фильма — впервые описанная Декартом логарифмическая спираль, «удивительная спираль», которая часто встречается в живой природе. На экране возникают архивные съемки индейской резервации, туристы на крыше Миланского собора, японский ученый, исследующий медуз, которые не могут умереть своей смертью, только насильственно погибнуть. В этой картине авторы говорят о мире как о большом и сложном едином организме, но вывод в финале трудно назвать оптимистическим: хотя человечество ухитряется выживать вопреки всему и неумирающие существа находятся рядом с нами, до нашего собственного бессмертия еще далеко.

Полифоническая «Удивительная спираль» не единственный внежанровый эксперимент в программе Венецианского фестиваля. Один из самых радикальных — показанный вне конкурса «Аустерлиц» Сергея Лозницы, снятый в нескольких бывших концлагерях и своим названием отсылающий к одноименному роману В. Г. Зебальда. Камера наблюдает за многочисленными туристами, совершающими путешествие на территорию самой мучительной боли XX века: кто-то делает селфи, кто-то скучает, кто-то задумчив, кто-то меняется в лице. Из отснятого материала, из тысячи глаз режиссер монтирует полуторачасовой черно-белый фильм о человеке в истории, о толпе и отдельных лицах в толпе, о памяти и забвении.

Другой черно-белый документальный (и к тому же трехмерный) эксперимент, «Еще раз с чувством» Эндрю Доминика, рассказывает о работе над новым альбомом Ника Кейва «The Skeleton Tree». Сначала кажется, что это традиционное (только очень красивое, хотя и необычное из-за сочетания ч/б и 3D) рокьюментари, состоящее из студийного бэкстейджа и исполнения новых песен. Однако ближе к финалу Кейв и его жена впервые заговаривают о погибшем сыне Артуре — и картина оказывается проникновением не только в мастерскую, но в самые болезненные воспоминания главного героя.

Еще одну печальную историю музыканта рассказывает шведский документалист Каспер Коллин в своем фильме «Я называла его Морган». Меломан и автор нескольких фильмов о джазе, Коллин погружается в короткую биографию саксофониста Ли Моргана, которого в феврале 1972 года на глазах у многочисленных свидетелей убила собственная жена. Об этом убийстве поклонникам джаза хорошо известно, но о событиях, ему предшествовавших (женщина спасла молодого музыканта от наркотической зависимости), знают меньше. В распоряжении режиссера почти не оказалось видеоматериалов, и он монтирует историю из фотографий и интервью еще живых свидетелей, которые вспоминают о том, как много лет назад, в холодную снежную ночь, разом лишились сразу двух близких друзей.

Логотип Венецианского кинофестиваля. Фото: Getty ImagesЛоготип Венецианского кинофестиваля. Фото: Getty Images

Печальными последствиями длинною в жизнь оборачивается подростковая выходка и для героя другого внеконкурсного документального фильма, «Американского анархиста» Чарли Сискела (начинавшего в качестве помощника Майкла Мура). Билл Пауэлл, одинокий подросток, в 19 лет написал «Поваренную книгу анархиста» (публикация материалов из которой в России может повлечь уголовное преследование), а потом всю жизнь страдал от своего незапланированного успеха. Терявший работу и друзей, не до конца понимающий свои собственные мотивы, он не дожил всего два месяца до венецианской премьеры посвященного ему фильма.

Мучительным оказывается успех и для Рокко Сиффреди — наверное, самого известного порноактера мира, превратившего собственную сексуальную одержимость в прибыльную профессию, но не переставшего страдать от «демона между ног» (на премьеру посвященного ему фильма «Рокко» актер привез сыновей-подростков, которые любят и уважают отца, но неохотно отвечают на вопросы о его работе).

С документальным фильмом в этом году приехал на Лидо и давний фаворит фестиваля, китайский независимый режиссер Ванг Бинг. Его картина «Горькие деньги» (приз за лучший сценарий в «Горизонтах»), съемки которой продолжались два года, — погружение в мир маленьких текстильных мастерских Китая, чьи изделия мы охотно покупаем на AliExpress, не задумываясь о том, какой за ними стоит труд и какие скрываются истории. Ванг Бинг подчеркивает: за глобальной витриной с товарами — люди со своими лицами, именами, проблемами и радостями.

Возможно, именно этот интерес к человеку, желание и возможность в каждом из людей разглядеть историю и судьбу, стремление всмотреться в эту судьбу и есть главная причина растущего интереса к неигровому кино как в Венеции, так и на других больших кинофестивалях.

Легендарная гильдия волшебников берется за самые опасные задания в королевстве. Лихое аниме о магии дружбы
В главных ролях:Тэцуя Какихара, Ая Хирано, Риэ Кугимия, Саяка Охара, Юити Накамура, Хатано Ватару, Синпати Цудзи, Рёко Оно
Режиссер:Синдзи Исихира, Хироюки Фукусима, Киити Судзуно
Смотрите по подписке

Смотрите также

11 апреля0
29 февраля1
22 февраля4
11 декабря 20232

Главное сегодня

Вчера3
Сегодня5
Вчера7
час назад1
Вчера4
Вчера0
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации