Интервью

Суперклей и мусор: Художник-постановщик о работе над «Звездными войнами»

«Я все склеивал и молился, чтобы оно не развалилось», — вспоминает создатель светового меча Роджер Кристиан свою работу над одним из главных фильмов в истории кино.
Суперклей и мусор: Художник-постановщик о работе над «Звездными войнами»
Роджер Кристиан / Фото: Getty Images

Вторая часть нашей продолжительной и содержательной беседы с Роджером Кристианом (первую можно почитать вот тут) целиком посвящена «Звездным войнам». Художник-постановщик и декоратор, придумавший дизайн и своими руками построивший «Тысячелетнего сокола» и световой меч, получил «Оскар» за работу над космической сагой Джорджа Лукаса. Кристиан рассказал КиноПоиску о том, как он скупал металлолом на аэродромах и создавал канонические интерьеры при помощи тонн суперклея.

О диснеевской перезагрузке франшизы

«Звёздные войны: Пробуждение силы»

«Звёздные войны: Пробуждение силы»

Мне кажется, они неплохо выступили. В «Пробуждении силы» Джей Джей Абрамс дал фанатам то, чего они так хотели — оригинальные «Звездные войны», облаченные в новые одежды и помещенные в новую среду. Он создал гигантский развлекательный аттракцион, но при этом очень трепетно отнесся ко всем идеям, которые Джордж заложил в эту вселенную. Многим также понравился «Изгой-один», но для меня это больше классический военный экшен. Уверен, что в итоге эпизоды основной франшизы — «Пробуждение силы» и еще не вышедшие «Последние джедаи» — будут, так сказать, долгоиграющими хитами среди поклонников франшизы. Потому что в них содержится тот глубинный мифологический лукасовский стержень, который резонирует с аудиторией. Disney отлично справляется с тем, чтобы сохранять в новых фильмах контекст оригинальной трилогии. Честь им за это и хвала.

О голи, хитрой на выдумки

«Звёздные войны: Пробуждение силы»

«Звёздные войны: Пробуждение силы»

Когда я смотрел «Пробуждение силы», я увидел световой меч, который своими руками много лет назад построил из металлолома. Я, как сорока, инстинктивно собирал везде все, что мне казалось интересным. А потом сбивал весь этот металл в одну конструкцию. Но нам требовалось определенное количество мечей для съемок, поэтому все они получились разными. Для того чтобы создать пушки в «Звездных войнах», я переделывал реальное оружие. У меня стояли целые коробки с суперклеем. Я использовал тонны его, ни в чем себе не отказывая. У меня в отделе не было персонала с инженерными знаниями, поэтому я просто склеивал все к чертовой матери и потом молился, чтобы ничего не развалилось. Хотя иногда оно и вправду разваливалось.

О важности мифологии

«Звёздные войны: Эпизод 4. Новая надежда»

«Звёздные войны: Эпизод 4. Новая надежда»

Я в свое время читал своим старшим детям сказки, мифы, легенды, а сейчас это происходит все меньше и меньше. Сейчас дети смотрят мультфильмы, до них не доходит вся та важная информация, что мы через книги передавали из поколения в поколение. И вот то, что сделал Джордж, очень полезно. Он эти ключевые идеи из сказок переложил на язык кино. Он этим самым дал детям возможность постичь эти идеи, которые заметно помогут им во взрослой жизни. У всех нас есть такие моменты, как у Люка, когда его дядя и тетя умирают, а ему надо решить, что делать. Оставаться ли на ферме и продолжать их дело или же, рискуя всем, отправиться туда, куда ему велит сердце? На том или ином уровне каждый из нас через это проходит.

О судьбоносной встрече

«Лодка „Счастливая леди“»

«Лодка „Счастливая леди“»

Я встретился с Джорджем Лукасом в Мексике, где мы снимали фильм о контрабанде рома времен сухого закона «Лодка „Счастливая леди“». Там мы строили очень пыльные и ветхие на вид декорации, переделывая под них интерьеры старого мексиканского здания. Джордж приехал на все это посмотреть, потому что именно это он искал для своего нового фильма. В ходе первого же нашего разговора я ему признался, что мне не нравятся фильмы в жанре научной фантастики. Они были слишком гладкими, блестящими и пижонскими. Такое ощущение, что создатели их рисовались, мол, посмотрите на эту классную декорацию, посмотрите на этот блестящий реквизит. А он мне сказал, это как раз противоположность того, что ему надо. Ему не нужно ничего идеального, все должно быть настоящим и потрепанным. Чтобы космический корабль выглядел так, будто он просидел десяток лет в гараже, его сто раз чинили, но из него все равно тонкой струйкой вытекает масло.

О полезности металлолома

Бюджет «Звездных войн» был мизерным, к тому же у нас совсем не было времени на подготовку к съемкам. Не на что и некогда было создавать декорации. Я знал, что в то время можно было покупать утилизированный металлолом от самолетов. Никому он не был нужен, так что его продавали на развес. По всей Британии было полно аэродромов с огромными грудами самолетного мусора. И я отправился на охоту, скупая все, что плохо лежало. За 50 фунтов можно было приобрести половину кабины от пассажирского лайнера. Так что к нам на студию Elstree в Лондоне прибывали целые грузовики с металлоломом.

Роджер Кристиан на съемках фильма «Звездные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза»

Роджер Кристиан на съемках фильма «Звездные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза»

Я приобрел 20 или 30 реактивных двигателей, которые мы начали разбирать по запчастям и присобачивать их к стенкам декорации. Причем нельзя было просто приделывать их в произвольном порядке. Надо было, чтобы это выглядело так, как настоящий звездолет. Поэтому я накупил тонны сточных труб из ПВХ, и из них мы сделали коммуникации, идущие внутри вдоль обшивки корабля. За 200 фунтов я купил в Лондоне телефонный коммутатор, и оттуда мы использовали все провода и трубы. Я шесть недель собирал этот пазл, накладывал один слой мусора на другой, прижимал и вдавливал, надеялся, что это все не развалится при первом же чихе. А потом мы нанесли специальную старящую краску и нарисовали номера везде, потому что в любом летающем объекте серийные номера вбиты на каждой детали, чтобы ей легко можно было найти замену при необходимости. Именно так мы строили интерьеры «Тысячелетнего сокола».

О поддержке и независимости

На съемках фильма «Звездные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза»

На съемках фильма «Звездные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза»

Я сильно рисковал. Я был вынужден натаскивать реквизиторов «Звездных войн», потому что они никогда этого не делали. Они привыкли расставлять стулья и развешивать занавески, а я тут вывалил им груду мусора и предложил все это собрать во что-то удобоваримое. Если честно, любой другой режиссер меня бы уже уволил к чертовой матери. Но Джордж, наоборот, меня поддерживал, ведь он тогда был независимым кинематографистом и прекрасно понимал, каково это — делать кино без денег. Все думали, что мы сидим и целыми днями ковыряемся в дерьме, но на выходе у нас получился дизайн, ставший каноническим в этом жанре. Конечно, после «Звездных войн» все изменилось. Лукас уже не был таким инициативным босяком, а превратился в одного из самых влиятельных людей в Голливуде.

О потрепанности пирамид

«Звёздные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза»

«Звёздные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза»

Один световой меч стоил мне 12 фунтов. Сейчас даже пластиковый мерчендайз стоит намного дороже. Я как раз поэтому и написал свою книгу «Алхимик кино», чтобы объяснить, как можно создать что-то поистине культовое, не имея на это никаких ресурсов. Секрет тут в потрепанности и обшарпанности. Это выглядит более реальным, близким и приземленным, поэтому людям легче соотносить себя с событиями, происходящими в этой среде. Есть такие фильмы в жанре фэнтези и фантастики, где все выглядит чисто и гладко, и это вполне нормально, если это тоже часть эстетического решения. Представьте себе, если бы мы построили египетские пирамиды сейчас такими, какими они были когда-то давно — с облицовкой, с орнаментами, с яркими цветами. Это просто выглядело бы странно. Мы все привыкли к тому, что это ветхие, хрупкие, пыльные строения из угловатого камня, и вот это для нас настоящее.

О пользе второго режиссера

На съемках фильма «Звездные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза»

На съемках фильма «Звездные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза»

Я был вторым режиссером на «Скрытой угрозе», и мы с Джорджем двумя группами бок о бок снимали на протяжении 12 недель. В конце съемочного периода у нас состоялся разговор с продюсером Риком МакКаллумом, и он сказал: «Знаете, я тут подсчитал и проанализировал наш бюджет, и вышло вот что. Мы на фильм потратили 110 млн долларов, что совсем немного для проекта такого масштаба». А все потому, что, вместо того чтобы снимать кино 24 недели, мы разделили все сцены между двумя группами и крутили камеры параллельно. Рик сказал, такой проект по голливудским меркам должен стоить все 400 миллионов. Бюджеты в наше время гигантские, причем совсем неоправданно. Очень много создают подробных декораций и ненужного реквизита, только чтобы оправдать те дикие суммы, которые нынче студии тратят на свои блокбастеры. Независимые кинематографисты же по-прежнему считают каждую копейку и точно знают, чего хотят от своей съемочной группы.

Читайте также
Интервью Роджер Кристиан: «Лея доказала, что принцессы бывают дерзкими и боевыми» Человек, который придумал световой меч и построил «Ностромо» из «Чужого», — о том, почему он возглавил жюри российского кинофестиваля, посадил дерево у дома Тарковского и чем ему нравится «Ночной дозор».
Статьи Эксперимент „Невидимая горилла“: Отрывок из книги «Мир по Звездным войнам» Книга Касса Санстейна, вышедшая на русском языке к 40-летию первого фильма космической саги, представляет обзор всевозможных ее интерпретаций.
Статьи Люк Скайуокер был женщиной: 13 новых фактов о «Звездных войнах» Настоящие фанаты ненавидят фильмы Лукаса, их автор — это Скрудж Макдак, а также другие неожиданные факты из новой книги «Как „Звездные войны“ покорили Вселенную».
Новости Слух дня: Lucasfilm привлекла Джорджа Лукаса к работе над девятым эпизодом Согласно новой информации, создатель «Звездных войн» призван помочь с продолжением фантастической саги.
Комментарии (15)

Новый комментарий...

  • 8

    Гвалиор 27 сентября 2017, 13:07 пожаловаться

    #

    Буквально «из спичек и жёлудей».

    ответить

  • 1

    BiOMeX 27 сентября 2017, 17:08 пожаловаться

    #

    Есть ещё одно выражение, «Из г**на и палок» :)

    ответить

  • charlies monro 28 сентября 2017, 14:40 пожаловаться

    #

    Минусы? Хм, а ведь человек всего лишь процитировал Роджера Кристиана.

    ответить

  • 4

    BiOMeX 28 сентября 2017, 15:48 пожаловаться

    #

    Всем не угодишь :)

    ответить

  • 16

    SpaceStationOne 27 сентября 2017, 14:39 пожаловаться

    #

    я просто склеивал все к чертовой матери и потом молился, чтобы ничего не развалилось

    Да пребудет с тобой Сила, Роджер Кристиан!

    ответить

  • 2

    Pretty In Black 27 сентября 2017, 15:37 пожаловаться

    #

    Ему не нужно ничего идеального, все должно быть настоящим и потрепанным. Чтобы космический корабль выглядел так, будто он просидел десяток лет в гараже, его сто раз чинили, но из него все равно тонкой струйкой вытекает масло.

    А потом в «Скрытой угрозе», «Клонах» и «Ситхах» забили на это и сделали кучу компьютерных кораблей, которые как раз были «слишком гладкими, блестящими и пижонскими».
    До сих пор восхищаюсь внешним видом «Тысячелетнего сокола» как раз потому, что за счет этой потрепанности выглядит он настоящим)

    ответить

  • 6

    Sergeystrbj 27 сентября 2017, 19:13 пожаловаться

    #

    Всегда восхищался людьми, которые простите из какашек делают конфетку да ещё и оскара за это получают. При этом мне кажется это крайне интересно.

    ответить

  • 3

    RealCrazyMan 28 сентября 2017, 00:08 пожаловаться Всего 110 миллионов долларов

    #

    Так немного, действительно. Интересно, а с учетом инфляции это сколько по текущему курсу?

    ответить

  • 1

    Jackass 7 октября 2017, 09:18 пожаловаться

    #

    165 миллионов.

    ответить

  • 1

    Алекс Ермолаев 8 октября 2017, 19:51 пожаловаться

    #

    Немного сноровки — и дело в шляпе, как говорится.

    ответить

  • 2

    Hater 9 октября 2017, 00:11 пожаловаться

    #

    Всегда читая подобные истории не могу не думать о людях, делавших примерно то же самое, но в другое время и в другом месте, оставшихся безызвестными, которые не пишут книг и у которых не берут интервью. Которых действительно увольняли со словами «Что за дерьмо ты тут слепил?», и о которых никто потом не вспоминал. Истории успеха — это круто, но их почему-то всегда черпают там, где даже уборщица со съёмочной площадки успешного фильма выглядит успешной. А люди, всеми правдами и неправдами пытавшихся что-то сделать, но потерпевших неудачу, остаются в забвении. В этом нет ничего удивительного, но раз взглянув на такое под подобным углом, начинаешь видеть в подобном некое лицемерие.

    ответить

  • 2

    Jackass 9 октября 2017, 04:14 пожаловаться

    #

    Ну, если ты найдешь человека, который из говна и палок лепил декорации к фильмам (любым), а потом стал безработным, и остался безвестным — я бы почитал его интервью. Серьёзно. Была бы крутая тема. Но кто этим будет заниматься?

    ответить

  • A1ex_X 21 декабря 2017, 20:26 пожаловаться

    #

    Почитайте про Павла Клушанцева. Есть книга «В стороне от больших дорог»

    ответить

  • 1

    JesterShiko 11 октября 2017, 21:19 пожаловаться

    #

    Эх, эти бы золотые слова — да современным «делателям» кино в уши! Чтобы знали, как по-настоящему из г**на конфетку делать, а не только в фантик заворачивать, чтобы руки лишний раз не марать, как они любят.
    И да, ужасно обидно вот за этих людей — ведь мало кто знает их в лицо, по имени или заслугам, а ведь они буквально строят все эти миры, в которых играют актеры.

    ответить

  • Saeki 21 октября 2017, 21:37 пожаловаться

    #

    Неправильно подписано фото с С3-РО — это на съемках 2 эпизода, а не 1.

    ответить

 
Добавить комментарий...