Андердог - термин, неслучайно связанный с семейством псовых. Он пришел из собачьих боев и значит собаку, заведомо уступающую по силе своему противнику. То есть, на первый взгляд, андердог - это лузер. Но не все так просто. На самом деле речь идет о бойце, зажатом в углу, но побеждающим вопреки всякой логики из-за незаметного до кульминационного момента потенциала. То есть это соперник одного шанса, переходящий в атаку и побеждающий из-за ее внезапности.
Перенесенное на мир человеческий такое значение может быть экстраполировано на самые разные контексты. В фильме с одноименным названием оно относится к шведке Анне, которая едет в Норвегию в поисках лучшей жизни, но вынуждена перебиваться от одной подработки до другой. Ну, как шведке. По происхождению она не скандинавка, поэтому тут интересен эффект двойного 'чужого', которого, впрочем, принимают и привечают: иммигрантская политика в Скандинавии настолько мягкая, что даже хочется назвать ее безрассудной. Вообще, сюжет о шведе как человеке второго сорта по сравнению с норвежцем относительно нов. Вплоть до открытия нефти в океанических водах Норвегии эта страна всегда была парией более крупного и исторически титулованного соседа, тоже своеобразным андердогом. Но случай внезапно все переменил, и вот уже норвежские уберменши вальяжно рассуждают о себе как титульных скандинавах, а шведы вынуждены с этим соглашаться. Да и сам сюжет о девушке, которая сначала получает работу из-за бывшего теннисиста, в отсутствие жены вынужденного разрываться между работой и домом с детьми, а потом и самого уберспортсмена как любовника, тут же вполне говорящ. Впрочем, мелодраматическая составляющая фильма не очень интересна, она выглядит вполне стандартным сюжетом, как уже немолодой мужчина может увлечься юной и симпатичной девой, которая все время крутится рядом, а потом возвращается проверенная временем жена, и надо как-то снова направлять жизнь в привычное русло.
Любопытнее другое: как решается типичный для фильмов об иммигрантах мотив бесперспективности их завышенных ожиданий. Большинство из них совсем не политические изгнанники, не бегущие из очагов военных конфликтов, а приехавшие в поисках более богатой жизни. Так было, так будет, природа человеческая неизменна. Создатели фильма предлагают нам выверт, связанный с живописными талантами главной героини. Оказывается, у нее огромный потенциал, и надо непременно поступать в художественную школу, где ее ждут с заведомо распростертыми объятиями. И это самый непонятный и слабый аспект фильма. Ее рисунки сопоставляются лишь с каракулями малолетней дочери главного героя. Сделать по этому сравнению вывод о великой одаренности значит сделать его совсем поспешно. Так зачем же этот мотив? На самом деле все просто. Это кино тенденциозное, связанное с неизбежной апологией иммигранта как человека полезного, приятного, трудолюбивого и проч. Почему не сделать его андердогом и по артистической части, лишний раз намекнуть, что автохтоны, столетиями строившие местную культуру, теперь должны потесниться, чтобы дать дорогу истинным талантам.
Вообще, крайне сложно встретить внятный фильм о проблеме миграции. Обычно это сюжет, который принуждает нас поверить в токсичность национального большинства, которое может спастись только через 'причащение' инаковостью. В 'Андердоге' эта идея не педалируется, но в основных выводах мягко и ненавязчиво присутствует в той же форме. Поэтому планку качества фильм и не перешел, оставшись фильмом количества на одну из главных для современного европейского кино тем.