Привыкнуть можно ко всему, если это 'все' будет твоим единственным спасением от огромных неприятностей. Или богохульство до первой молитвы. Называйте сериал, как хотите, но что точно можно записать в его плюсы, так это то, что он никого не оскорбил и не обидел, что уже победа.
Все приходят к вероисповеданию по-разному, но мало кто обращается к богу от хорошей жизни. Именно трудности заставляют искать поддержку в церкви. В сериале отлично повернут сюжет, что духовник мужского монастыря, кем стал не так давно, уйдя от простой жизни, прикрывает даму, которая эту простую жизнь ведет максимально развратно. Некое церковное алаверды от героя Янковского. Когда-то монастырь принял его, теперь он принимает других.
Трудно найти минусы в сериале, даже неопытная Ивлеева не вызывала отвращения, а наоборот, ее не хотелось менять на других актрис, будто она была на своем месте. Молодая звезда - Эйдельштейн, классно сыграл закомплексованного, и ограниченного во всем, девственника, в общем подбор актеров на уровне. Никогда не критикую сюжет, если в нем нет неоткровенной недосказанности, несостыковок и глупостей, здесь я такого не наблюдала, более чем смотрительная работа Молочникова.
В свое время Тарковский, в самые глухие советские атеистические времена, сумел снять очень правдивый фильм о древней Руси и монастырской жизни в том числе. Что позволило ему это сделать? Добросовестность и профессионализм!
Фильм 'Монастырь' изобилует всяческими несуразностями как конфессионального, так и чисто сюжетного характера. Нет, если посмотреть этот фильм какому-нибудь инопланетянину, то, возможно, он и оценит некоторые драматургические качества этого продукта. Но мы-то на земле живем, в России, и любой мало мальски образованный интеллигентный человек, не только сугубо верующий, знаком с жизнью родного Православия, а то и приобщен! И как такому человеку не воскликнуть: 'Что за бред?' Ну если сами режиссер и сценарист не утрудились изучить жизнь Церкви и монастырей, взяли бы консультанта не формального. Женский монастырь с авторитарным управлением и махровым мракобесием показан просто карикатурно. Но люди не знающие могут в это поверить и решить, что вот такие сектантские порядки и цветут везде пышным цветом. Пасквилем совершенным это кино не назовёшь, потому что образ главного героя, иеромонаха, в исполнении Янковского, - положителен. Хотя и здесь изображение его чудотворчества сквозит неофитскими неловкими мазками.
Янковский в роли вполне органичен, и это единственное светлое пятно в этой катавасии.
Причины провала сериала (несмотря на заказные газетные заметки и рекламу)
Сериал — очередная манипуляция, наподобие последних богатырей, непослушников и подобных концептов: когда «наш парень» (на этот раз девушка) приходит в какое-то САКРАЛЬНОЕ пространство — и всё разруливает, учит всех жить, всё при нём налаживается, а те, кто жил в сакральном пространстве- по уровню развития второклассники. Такая картина мира (с подобным передёргиванием) свойственна современной кинотусовке, потому что если двоечник Василий начнёт осмыслять жизнь, к примеру, учителя высшей математики — там тоже будет «скучно» и «кринжово».
Это я к чему. Чтобы осмыслить то или иное явление — нужно иметь мудрость, объёмный взгляд на мир, способность ВМЕСТИТЬ в себя исследуемые явления — сразу два или даже три. Потому раньше творцов считали мудрыми, к ним прислушивались.
Но сегодня под видом «осмысления» и якобы 'серьезного разговора' мы имеем очередной плоский образец подросткового (в американском смысле слова) «кино». Разумеется, в таком «шедевре» всё должно быть перевёрнуто с ног на голову.
Отсутствие морали, совести, гульба — это «свет, сила, любовь», а молитва — это «кринжовость, мрак, фанатизм». И в подобном ключе. Мне казалось, даже дети 5 класса знают о жизни больше, чем автор сценария. Но, видать, из клубов не выходил — потому решил 'оставить след в истории' и на такую тему — ведь само по себе с точки зрения драматургии событие его, т.е. «творение» вообще малоинтересно, а вот если обнажить грудь, намеренно эпатировать публику враньём - тогда и комментариев побольше будет. Сразу бы прибил к красной площади совесть — даже в США бы показали, глядишь, как это было с одним инсталяторщиком.
В общем, давайте строго и по факту. Как у Фрейда. Приезжает отпетая блудница и видит, как неправедно и лицемерно живут в монастырях. И наводит порядок. Разочаровывается (следите за руками) — в МОНАШКАХ (раз!), в НАСТОЯТЕЛЬНИЦЕ (два), в ОЛИГАРХЕ (три), В БАБУШКЕ (четыре), в гонящихся за ней ОХРАННИКАХ (пять), в НАСЕЛЬНИКАХ МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ (шесть), В ГЛАВНОМ ПЕРСОНАЖЕ в конце, до самой последней сцены (семь). В подруге, вообще во всех, в иконах, в музыке. Т. е. ее даже когда по ЕЕ же инициативе отымели на тусовке — и то она жертва. Кругом бедная жертва. (Поэтому, когда вам кто-то скажет хорошее о сериале - такой человек такого же психотипа: блудник и жертва обстоятельств, дает себе право быть распущенным - и ему приятно видеть, что так можно).
Автор, как же тебя в детстве, видать, обидели-то. Раскрой глаза, сходи куда-то, посмотри, как живут православные, чем наполнены. (Я сам не воцерковленный, но пересекался и знаю, о чем говорю). В общем, совершенно примитивные фантазии видим, растянутые на 6 серий.
Теперь про ценностный ряд. У нормальных людей есть внутри чувство — любовь, эмпатия, единение, сострадание, жалость, привязанность, такт и т.д. И когда они укрепляются — уже как НАДстройка идут в некоторых случаях и телесные отношения.
У автора же в понимании 'злому мракобесию мира монахов' противопоставляется то, что автор называет «любовью» — только вместо любви показывает… фелляцию.
Автор не испытал в жизни любви, не понимает чувства этого, поэтому такое выдает. Как интересно — я его фамилию не вспомню, а уже всё про него знаю — он встречался, получается, только с продажными.
С какой позиции показана жизнь монастыря? Ну когда едут куда-то на мотоцикле, или когда строят. А подумайте: за кадром звучит зарубежная музыка в качестве закадровой (т. е. это считается «от автора»). Т. е. подменяется уже вообще ценностное восприятие жизни — автор перепутал стриптиз-клуб и монастырь, и те свои проекции протранслировал на монастырь (почему на монастырь? а чтоб шума больше было, который он потом назовет «успехом»). А чтобы не было так тупо и примитивно — в конце, конечно, будет имитация, что всё будет нормально.
По факту объективно — жизнь с религиозным наполнением, тяга к молитве — показаны как комплекс, треш, фанатизм, лицемерие и извращенность. Под «Нормальной» жизнью автор понимает НЕ нормальную жизнь, а шлюх в 16 лет, алкоголь, наркоту, хамство — под определённую музыку главное ставь, противопоставляй искусственно придуманный мир «зла» (можно было вместо монастыря сразу марсиан ставить) — и на тебе: сразу получается вместо зла добро, а вместо добра зло. То есть на фоне злой фантазии реальное зло показано добром. В этом прореха всей 'драмы'
Что хорошего в фильме есть? Честно сказать, не могу придумывать. Всё крайне слабо. Те, кто хвалили фильм — не так цепкоглазы, не заметили подмены понятий, подумали, будто здесь разговор о главном и развенчание мифов. Так как раз автор дремучие мифы и протранслировал. Украл конфликт из «Пролетая над гнездом кукушки», только вместо заведующей психбольницы поставил монашку — всё искусственно и забывается уже на титрах. Единственным и самым показательным является комментарий одного сценариста, который на вопрос «смотрел ли он сериал» сказал: «включил, посмотрел только где *иськи героини, а дальше не стал». В принципе, «культурная ценность» сего шедевра, его «Значимость» дальше этого не ушла.
Посмотрел ради понимания, что сегодня делается в кинематографе. По большому счету, если не хотите тратить время зря — не смотрите, абсолютно пустой сериал. Вредный напором, утверждением чуждых русским людям эмоций в качестве «нормы», всё фальшиво.
Монастырям, прежде, чем пускать такие компании к себе снимать — надо было внимательнее читать сценарий.
Сразу скажу, верующей я не являюсь. Росла в религиозной семье и до 12 лет ходила в храм и искренне верила. Сейчас являюсь агностиком, предпочитая не занимать определенную позицию, но скорее не верю. Для меня в целом религия - вещь сложная и очень противоречивая, кто-то находит в ней покой, а кто-то становится фанатичным и не очень адекватным. Но не об этом.
Посмотрев сериал я вынесла мысль о том, что вера показана именно как выбор. Не плохой или хороший, а личный. И так же то, что веру нельзя навязывать. Главный герой Георгий - мальчик, росший в монастыре, с детства проходит сложный период, когда все рушится, когда рушится его мировоззрение, его идеалы, через пройденное он осознает кем хочет быть, наломал дров, но осознал. Как и героиня Ивлеевой, росшая в тяжелых условиях, прошедшая через многое, наоборот находит в вере и уединенной жизни покой, хоть никогда не была верующей в истинном понимании. И выбор этот не плохой и не хороший, это то к чему приходят персонажи.
То как показаны женские и мужские монастыри
Тут наверное больше всего противоречий. Изначально мне казалось что нам показывают 'вот бабы- стервы, а мужчины они идеальны'. Злило. Но после приходит осознание что показано было не это, а скорее именно фанатичность персонажа Елизаветы, то, как она коверкает верования, извращает их на свой манер. И это жестоко, ужасно, но увы правдиво, во многих монастырях творится подобное, как в мужских, так и женских, чувство власти и того, что ты прав и можешь творить что хочешь прикрываясь верой. Монашество не должно быть рабством, это выбор и осознанность, а не то что должно быть навязано.
Герой Янковского один из самых приятных персонажей, но и он несмотря на то что кажется святым, не идеален. У него свои грехи, свои тяжести, которые он несет через года.
К плюсам так же хочу отнести прекрасную операторскую работу и цветокоррекцию картинки.
Болливудская история в декорациях православного монастыря
После просмотра шести серий, так и не становится понятно, о чём этот проект. На мой взгляд, это просто христианская история, перенесённая в современную среду. Но мало разве тех, кто этим грешил?
За основу взята, очевидно, самая популярная и самая далёкая от православной традиции история Марии Магдалины. А религиозные истории тем и хороши, что сюжет у них всегда интересный, а повествование настолько полноценное, что от себя можно ничего и не добавлять.
Главная героиня Мария (нам буквально разжевали и в рот положили все отсылки) попадает в мужской монастырь, где сразу монахи начинают её сравнивать с Магдалиной и называть блудницей. Хотя в православной традиции и в Евангелие тем более Мария Магдалина блудницей-то и не считается. Слабая работа с материалом.
Юность Маши полна клише. Машу в молодости играет тоже не актриса, а модель Лера Шутовская. Ей, кстати, серьёзные эмоции удаются лучше, чем Ивлеевой. Когда злится, агрессирует, ей веришь. А Ивлеевой верится разве что когда она радуется, веселится. Более сильные эмоции, вроде страха, ненависти, злости, не получились.
Взрослая Мария тоже насквозь клишированная. Сюжетным поворотом становится момент, когда её хотят убить. Но это вот и максимально непонятно. Буквально ни одной причины тратить столько ресурсов на поиск одной женщины, которая укрывается в монастыре. За его стены никак не попасть даже людям олигарха. Высадиться десантом не пробовали. Заявиться с проверкой тоже, выследить с дрона тоже.
В монастыре Мария пришлось пострадать, события там происходят чуть ли не сродни «Монахине» Дидро.
Флешбеки же, события прошлого, предыстории персонажей — это настоящая болливудская сказка. Вполне представляю это с актёрами из Зиты и Гиты. Но как по мне, тут автор путает хорошо и плохо. А учитывая, что он стремится к поучению, это так себе.
Персонаж Янковского из премерзкого Владимира становится Варсонофием. Реальный преподобный Варсонофий был в миру военным, а затем стал чудотворцем, целителем, мудрым старцем. Таким и является персонаж: направо и налево творит чудеса.
Из актёров стоит отметить Янковского, он несомненно хорош и во флешбеках, и в монастыре. Мария Миронова отличная. Эти двое вытянули остальных.
Сюжет плоский, чуть ли не с первой серии очевидны все «интриги», много клише, персонажи не глубоки, сюжетные повороты не проработаны. Но операторская работа хорошая, неплохие углы, хотя и перебор, пара интересных переходов, красивые общие планы. Работа с музыкой любопытная, экспериментальной её уже не назовёшь. Тут показалось, что была попытка дерзнуть на Сорентино. Электронная музыка, персонажи перекрещиваются в ритме: это может раздражать, но это единственно, что здесь современного. Остальное, кроме качества картинки, мало отличает сериал от тех, что ещё лет 15 назад показывали на Первом канале.
Сам Молочников себя режиссёром-гением не считает, судя по интервью, и намерен ещё только выучиться на кинематографиста. Так что эта работа вполне тянет на хорошую студенческую, и основа для неё в виде христианской истории — это ок. Зачёт. Но большому зрителю тут взять нечего. Скучно и нет поля для размышлений
Узнал про существование этого сериала, когда только появились первые серии, Кинопоиск подсказал, и вот решился глянуть. Просмотрел за 3 дня, впечатления исключительно хорошие.
1. Когда в одном флаконе демонстрируют грех и праведность, сразу появляется жизнь, непредвиденность. Соблазны для одних, праведный путь для других, и не всегда первое для грешных, а второе для верующих.
2. Фильм не занимается нравоучениями, не пытается изобразить реалистичность, не гнушается гипертрофией в сценарных поворотах, в характерных чертах героев, в их мотивах. Всё немного сгущается, как-бы 6 серий всего, можно понять.
3. Сложно болеть за героев, поскольку каждый идёт к своему. Но что должно стать своей тарелкой, зависит от их непосредственного морального выбора, который они и делают попутно в фильме. Герои сами видимо не понимают, что им надо, но помогают друг другу определиться.
4. В последних сериях будет много из молодости Отца Варсонофия и из детства Маши. Мне кажется очень верный ход, познакомить нас с героями поближе, к концу сериала. Становится понятна их мотивация, короче как они докатились до жизни такой. Оказывается всё течет, всё меняется.
5. В процессе просмотра всегда крутилась мысль, насчёт многих из действующих лиц, что не хватает им праведности, силы духа, веры. Всегда казалось - вот был-бы ты не таким испорченным, всё бы получилось. Ведь слово 'грех' приблизительно тоже, что 'промах'. А в фильме ошибался даже Отец Варсонофий.
6. События, персонажи, антураж - всё это из нашего времени, в нашем культурном пространстве, поэтому героев хорошо понимаешь. Даже это я посчитал плюсом. Как не посмотри, фильм подкупает беспечностью главной героини, которая вынуждена поверить. Её можно сказать заставили.
Лично у меня сериал вызвал только приятные впечатления. Но не стоит пытаться найти в нём глубокой драмы, растянутой на несколько сезонов. Начало сериала этого совсем не предполагает.
Надоело переживать за иноземцев - пора, думаю, что-нибудь доморощенное глянуть. И сначала, надо вам сказать, не без удовольствия глянула я 'Триггер', потом, по совету сына, глянула целых 4 серии 'КиШа' (хотя так и порывалась выключить уже на десятой минуте первой серии, ибо 'это. .. гм... не рыба (не сериал), не заливная рыба (не хороший сериал). .. это стрихнин какой-то... (понятия не имею, но какого) хрену к ней не хватает'), и вот теперь 'Монастырь' (не путать с 'Обителью').
И вы знаете, то чувство ностальгии, которое, как ожидалось, должен был во мне пробудить 'Король и Шут', пробудил 'Монастырь', который своим наивным взглядом и добрый посылом напомнил мне (нет, не 'Красотку', хотя здесь и обыгрывается сюжет 'Золушки' в русском стиле, вплоть до 'А потом она спасла его') фильмы Дмитрия Астрахана, и в частности 'Зал ожидания' с его галереей русских типов и искренней верой, что все будет хорошо. И если раньше у меня были сомнения, то теперь, увидев 'Монастырь', и главное, купившись на его лубочную драму на ну очень несерьезных щах и даже прослезившись на нем, я поняла: нет, нам сегодня, так же плохо, как в 90-х-2000-х, раз нам нужны такие кино-пилюли надежды.
Смотрите, ребят, не пожалеете: зерно у сериала доброе, лица - красивые, природа - родная и душевная, да и музыка - в тему. Критиковать оторванность от реальности и современности (в женских монастырях, как видно, со времен Дидро ничего не изменилось),мотивацию и наполненность персонажей, а также сюжетные ляпы может даже ребенок, но если вы посмотрите 'Монастырь' как-то вечерком в правильном настроении, то, уверяю вас, вам, как и мне, он так зайдет, что критиковать вам его уже не захочется.
Посмотрела я данную картину за вечер. Какие выводы за время просмотра сделала
Первое, брать на роль красотки тусовщицы Ивлееву так себе идея. Понимаю, что все это вкусовщина, но на ее подружку было смотреть куда приятней чем на нее весь сериал. Но если внешность можно опустить, то актерскую игру уже нет.
Второе, сюжет мог бы быть интересным. Мог, но не стал. Завязка вроде была, Машу ищут и хотят убить, но ищут как-то глупо и вообще вроде и не ищут. Сама она за время в монастыре непонятно с чего вдруг изменилась под конец, если ничего такого и не делала. Почему священник врал внуку все это время, если как таковой причины и не было. Почему он же вдруг не любил свою младшую дочь, если он так старался дочек не отдать матери.
Да и вообще верится с трудом, что девчонка, привыкшая к тусовкам и прочему, за пару недель (?) изменилась так резко и стала из 'беса' ангелом.
Единственное за что можно похвалить сериал, так это за симпатичную картинку. Но таким, к сожалению, уже не удивишь.
Когда на фоне некрасивой подруги, девушка выглядит более привлекательно.
Например на фоне жены миллиардера Маша - вся такая веселая бодрая легкая.
А жена - пережатая пружина. Хоть и делает все 'правильно', мужу не изменяет, спортом занимается. Но с ней скучно. Потому что она нужна, чтобы показать, как с Машей весело.
Или например, на фоне мамы истерички, которая своей ненавистью разъедает сына с синдромом Туретта - мудрый и спокойный батюшка выглядит самым-самым лучшим.
А уж на фоне мужика с забрызганным слюной пистолетом 'бабы хуже, чем враги, каждую с ноги' - он уже канонизирован. Да еще и таким правильным канонизированием, вдохновляющим.
Можно еще телескоп отдалить и увидеть, что наркоманы страдающие НЕверующие на фоне верующих совсем жалко страдают. Мечутся.
В конце подруга еще к Маше приезжает, вся такая развязная, в отличие от главной героини - противопоставить рамку картине опять захотели.
Только вот, картина без рамки должна из себя что-то представлять.
Уберем фоны и полезут недостатки.
- Дед, который зачем-то врал внуку. И лишил законного права матери с детьми встречаться.
- Мать, которая вдруг демон и 'сотона', за то, что посмела стоять за себя и зарабатывать.
- Маша, которая тоже решила стоять за себя и зарабатывать на сырки и жвачки, поменяла бабушку на папика. Зато сама.
- опять Маша, которая 'наконец-то от меня ничего не хотят', что-нибудь сама хочет? От чего персонаж изменился, от карцера с подогревом?
- Святые отцы, которые заменяют нашим русским людям этот бесполезный поход к психологу.
А в целом сериал интересный.
Только конфликтов в нем нет. Только черные и белые фоны.
От изначального скепсиса до просмотра на одном дыхании
Будучи человеком, имеющим, как христианин, непосредственное отношение к Церкви на протяжении последних 18 лет, сам некогда желавший стать монахом, трудившийся в 2003 году в монастыре на протяжении года, знакомый с жизнью Церкви, в том числе с теми сложностями, с которыми она сталкивается как внутри, так и снаружи (что является закономерным, так как Церковь, созданная Богом и Им живущая, является живым организмом, состоящим из людей, которым, в свою очередь, присущи и достоинства, и недостатки), я всегда встаю на её защиту в спорах, возникающих как правило на почве элементарной злобы и невежества критиков, являющихся нередко людьми формально крещеными, но не имеющими при этом к Церкви ни малейшего отношения на пример одной из героинь сериала, выразившейся о Церкви словами «Да мы тоже ходим.. Мы все в ресурсе!».
В случае же с сериалом я более чем скептически подходил к его просмотру движимый в первую очередь любопытством, обусловленным слухами о критике участия в съемках Анастасии Ивлевой. Но начав просмотр я в первый же вечер посмотрел пять серий из шести на одном дыхании.
Актерская игра всего состава, в том числе Анастасии, оказалась просто великолепна. Церковь, на мой предвзятый, но имеющий определенный опыт взгляд, показана не просто в положительном ключе, а показана правильно, без попсы, без искажений и без карикатур. Христианство в том объеме, что подразумевает фильм, показано со всей серьезностью и достаточной глубиной, без капли сарказма или ретуши.
Блестяще, на мой взгляд, был передан дух, внутреннее устроение и манера общения с людьми священника-старца, которого играет Филипп Янковский.
В том, как показана частичка жизни отдельно взятой женской обители, с нарочитой строгостью порядков иной раз граничащих с жестокостью, опять-таки, на мой взгляд, нет никакой крамолы. Игуменьи в реальной жизни бывают разные, бывают и куда более суровые, чем показано в фильме, а одна из сторон духовного подвига монаха в том и состоит, что он отвергается своей воли ради предания себя промыслу Божьему. А промысел Божий и в том проявляется, что Он знает, кому попустил быть наместником монастыря или иным начальствующим где бы то ни было. По слову апостола Петра «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо». Помимо прочего чрезмерная строгость игуменьи в конце концов подвергается справедливой и исключительно верной критике «Ты забыла главное.. Ты должна была их любить!..». Для современного читателя затасканное и опороченное понятие «любовь» обязательно нуждается в расшифровке, чтобы быть верно понятым – любовь, это деятельная забота.
Внутренние проблемы Церкви, возникающие в Ней периодически, как болезненные очаги, но не поражающие Церковь целиком, не адресно с именами реальных людей, а в общем изображенные в кинолентах, как имеющие место быть, не должны смущать или пугать. Нет такого института, в человеческом обществе, где были бы люди, но не возникало проблем. Вне зависимости от того, божественный это институт или сотворенный исключительно руками человеков. Само Священное Писание не скрывает подобные ситуации, но показывает их в назидание читателю, наглядно демонстрируя на примерах, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Повествование о священнике Илии и его непотребных сыновьях Офни и Финеесе – один из множества ярких примеров. В сериале же вообще, на мой взгляд, не показано ничего порочащего Церковь или веру, чтобы переживать об этом.
Героиня Анастасии Ивлевой проходит типичный путь человека, не просто погрязшего, а буквально захлебнувшегося в духовной и физической грязи, но имеющего живую, не злобную, искреннюю душу и сильный характер. Из людей именно такого внутреннего склада во все века Божиим промыслом взращивались настоящие праведники и великие святые. Это и Мария Египетская, и Моисей Мурин, и разбойник, распятый по правую руку от Христа, и множество иных святых и праведных.
Играет Настя, как уже говорил, великолепно. Даже не предполагал, что она может так играть. Очень надеюсь, что участие в проекте ей, как человеку, также многое дало в духовном смысле.
Как по мне, сериал получился интересным, добрым и правильным с духовной точки зрения (настолько, насколько фильм касается духовности по сценарию). Первая серия правда несколько жестковата по критерию «18+», но это лишь подчеркивает разность двух миров, сосуществующих параллельно. В любом случае для тех, кто не хочет мучить глаза сценами сомнительного содержания есть кнопка перемотки. В последующих сериях «мотать» уже не придется.