Наряду с 'Трюкачом' Ричарда Раша 'Каскадёры' (вышедшие в советский прокат в 1979 году) являются культовым фильмом для тех, кто не вылезал из кинотеатров в брежневскую эпоху. Собственно, о данной смертельно-опасной профессии лично я узнал посмотрев фильм Марка Лестера. Слово 'трюк' я также впервые услышал во время просмотра этой картины.
Помню, что первые 3 раза я смотрел её на самых масштабных (тогда ещё существовало такое кино) ШИРОКОФОРМАТНЫХ экранах. Лет 17 назад мировая киноиндустрия от таких технических параметров отказалась, сочтя это дело нерентабельным. Однако тогда... когда в начале фильма под пронзительный женский крик с большой высоты разбивался первый каскадёр, - это производило мощное впечатление на неискушённых 'мальчишек социализма'. Извечный вопрос задаёшь себе, когда смотришь этот кинопроизводственный боевик: 'ЗАЧЕМ эти ребята столь самозабвенно рискуют своими жизнями ?'.
Ответ напрашивается весьма прозаичный: дело в элементарном мужском тщеславии. Риск, не имеющий под собой корыстных мотивов (например,спасение человека в горящем доме) - это одно. Но риск РАДИ АПЛОДИСМЕНТОВ ПУБЛИКИ, жаждущей острых ощущений - это совершенно другое.
Впрочем, Марк Лестер особо не философствует и не пытается разобраться в истоках этой необычной профессии. Он с ощутимой долей режиссёрского восхищения показывает трудности каскадёрских будней, придавая 'производственной' теме черты криминального детектива. ...
Вышеупомянутый спец по воздушным трюкам Грэг Уилсон (натуральный каскадёр Гэри Дэвис) после бурной ночи с женой продюсера едет на съёмку. И прыгнув с идущей на двух колёсах машины на полозья кружащего над ним вертолёта, неожиданно срывается вниз. Жуткая смерть парня заставляет его брата Глена Уилсона (единственная популярная в бывшем Союзе роль Роберта Форстера) приехать на овеянные дурной славой съёмки и начать тихое частное расследование. Такой же профессионал экстра-класса, как и ушедший из жизни Грэг, Глен чувствует, что здесь не обошлось без подвоха, т.к. ему было известно, что брат очень тщательно разработал роковой трюк и не мог погибнуть по нелепой причине.
Так герой Форстера обнаруживает серьёзную улику - неисправный страховочный карабин, на который рассчитывал Грэг во время зависания на вертолёте. После всевозможных сюжетных перипетий, включая любовный роман с журналисткой Парсвелл (приехавшей писать репортаж о индустрии трюкачей; актриса Фиона Льюис) и смерть друзей, Глен решает повторить трюк брата, дабы вывести на чистую воду настоящего убийцу.
Картину 'Каскадёры' нельзя назвать обличительно-смелой. Своей главной задачей авторы, вероятно, видели создание мифологического ореола вокруг этой необычной профессии. Но в отличие от других западных фильмов 70-х о так называемой 'магии кино' (французская комедия 'Чудовище' с Бельмондо или бравурно-мефистофельский 'Трюкач') в фильме Лестера, несмотря на happy-end, чувствуется определённая горечь. Некое ощущение досады за этих непонятно почему играющих со смертью 'в пятнашки' рисковых (и по своему несчастных) людей. В виде сухого остатка после просмотра этой в общем-то заурядной ленты в душе доминирует осознание того факта, что законы коммерческого кино жестоки: там в всё, включая человеческие жизни, приносится в жертву бизнесу.
Традиционно-блестящим был дубляж 'Каскадёров' для советского проката. Киностудия 'Союзмультфильм', режиссёр - Георгий Калитиевский. Из дублировавших наших актёров сейчас помню лишь покойных Феликса Яворского (Роберт Форстер) и неожиданно-серьёзного Юрия Саранцева (второй разбившийся каскадёр Чак в исполнении Брюса Гловера). В те годы Саранцева обычно приглашали дублировать ироничных и откровенно-комедийных персонажей. Единственный минус нашей прокатной версии - это обрезанный на полуслове финал. В оригинале фильм оканчивался более логично. Ностальгическая 10-ка.