К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Весьма нехрестоматийное жизнеописание Софьи Ковалевской, с последующим перевоплощением героини из женщины-учёного, попавшей в бесовы сети, в заурядную старшую пионервожатую заурядного пионерлагеря. Особенно, если учесть, что спустя восемь лет после самоубийства мужа Софья Ковалевская никуда не принималась и не произносила соцреалистических речей о 'дерзайте' и 'не бойтесь обжечь руки о звёзды', а простудилась и умерла сама.

Неожиданная советская патетика в конце картины (как будто авторы чего-то испугались) не испортила, однако, впечатления от всего фильма. Где ещё можно увидеть во всей красе и мощи актёров знаменитого театра Николая Акимова, получить удовольствие от созерцания великой Елены Юнгер, её дуэта с Бруно Фрейндлихом? Ощущение полного физического блаженства!

И основная интрига фильма вовсе не в простом пересказе биографических событий жизни Софьи Ковалевской, которые представлены тут очень вольно, а в том, как быстро готов незаурядный человек продать душу даже не дьяволу, а просто пройдохе, не нуждающемуся даже в собственной душе. И всё ради благородной цели, ради служения науке и народу…

Федул Семёныч, ловко играя на условностях фиктивного брака между супругами Ковалевскими и на их душевной незрелости и неопытности, заманивает их в финансовую авантюру и фактически разоряет.

'Науками занимаетесь? Похвально, похвально… но ведь, чай, неприбыльно. Нынче, голубь мой, коммерцией промышлять надобно. Люди вокруг в одну ночь богатеями делаются…'

Вечная проблема столкновения благородных грёз и лёгкими деньгами на их воплощение показана страстно и трагично: актёры одеты во всё чёрное, тени на лицах, мрачные и тесные комнаты. Елена Юнгер и Лев Колесов блестяще играют крах благородных стремлений, передавая трагедию интонациями, тембром голоса, даже движениями. Павел Суханов прекрасен в роли мелкого беса – Федул Семёныча Пигалкина.

Параллельно развивается и другой сюжет: фиктивный брак и его цена. Уважительно-любезные отношения между супругами становятся причиной их душевной неразвитости, делает их похожими на 'доисторические окаменелости'. Как сказал в начале картины Юрий, друг детства Владимира Ковалевского: 'Души нет, а есть только инстинкты господина Сеченова'. Супруги похожи на наивных малых детей, на сентиментальных романтиков, которые не могут найти моральных ориентиров. Сначала они скрывают и стараются подавить возникшее чувство, а потом, после признания, просто не знают как себя вести и что с этим делать.

Финал фильма, однако, явно притянут за уши. Софья Ковалевская предстаёт уже как вождь, как светоч, этаким Данко, ведущим за собой массы. А её речь, обращение к молодёжи – простая дань традициям соцреализма, согласно которым, страдания закаляют и превращают человека в гвоздь. Хотя фильм, как мы видим, совсем о другом.

Но ничего не может испортить наслаждения от лицезрения Елены Юнгер, Льва Колесова, Павла Суханова и Бруно Фрейндлиха в полной красе.

8 из 10.

05 августа 2011 | 10:54
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: