«Я вижу, как Вы гуляете по Парижу. Как пьёте кофе в кофейне на бульваре»...
Коварство и любовь, обыденность и интриги, жемчуга и вуали, восточная экзотика и салонная, церемонная изощрённость манер. Если джентльменский лоск крайне обоснованно воплощать в чёрно-белом варианте, то чтоб так сумели изобразить ориентальную красочность и орнаментальность не в цветном кино, ни за что бы мне не признать, если бы не этот фильм. Потому что не знаю как, но здесь создателям это таки удалось!
Шарль Буайе заслуженно номинировался на Оскар за роль обаятельного уголовника Пепе ле Моко. Он играет отточенно и взвешенно, аутентично до последнего штриха... так, по крайней мере, он заставит меня думать, что несложно при его небрежной харизме. Сбрызнуть всё щепоткой трогательности, и вуаля!.. Конец слегка предсказуем, возникла и стойкая ассоциация с историей Джонни Диллинджера.
Знойные девчонки, жгучие страсти, полиция, идущая по пятам. Но порой даже само место действия обретает статус одного из главных действующих лиц, и это для меня в точности такой случай. Террасы, лестницы, коридоры, изящные окна, внутренние дворики, вся атмосфера здешнего района со своими затейливыми правилами — Касбах может надолго в воображении каждого выгравировать свой обвораживающий и тревожащий облик!
Этот волшебный мир кино, где понятие чести настолько обширно, что даже негодяи по-своему благородны; мир, где, вопреки всем предостережениям, герой обязательно доверится не тому человеку; где и злодейства совершаются лишь из благородных побуждений, а раскаяние за них наступает даже в отсутствии наказания. Все это не о старом, наивном кино. Все это о кино ХОРОШЕМ.
Люблю «Алжир». Он очарователен. Поэтичен, глубок, но при этом прост и не оставляет у зрителя вопроса «а что они хотели сказать этим, этим и этим?»
Такие стройные диалоги между персонажами, и притом, вы заметьте, ни одной лишней фразы! Добрый и изящный юмор, не потерявший свежести до сего дня. Симпатичные герои, как главные, так и второстепенные. И несколько плюсов за кадром:
- Это ремейк. И это всем известно. Ремейк, где исправлено несколько стилистических ошибок оригинала, но сохранено все лучшее. Более светлый, более «американский» (читай, смотрибельный).
- Хеди Ламарр, одна из красивейших женщин Голливуда и незаурядная личность. Шарль Буайе, сумевший перещеголять самого Габена, находясь в заведомо неравных с ним условиях, ведь играть ему пришлось на чужом языке.
- Очень хорошие музыкальные темы. Очень хорошие. Ну что еще скажешь – музыку надо слушать, а не говорить о ней.
- Перипетии создания и влияние на культуру. Это и байки о поиске режиссера, и история о том, как продюсер попытался уничтожить пленки с французским фильмом ради успеха ремейка, и невероятный кастинг на главные роли, и аллюзии на картину в самых знаменитых американских лентах (в первую очередь в «Касабланке», конечно), и крылатые фразы, разлетевшиеся по всему миру, и знаменитые шутки на тему фильма (например, в диалогах влюбленного Тома со своими пассиями в «Том и Джерри», или знаменитый скунс Пепе Ле Пью из «Луни Тюнз»). Так много всего интересного окружает «Алжир», что им поневоле начинаешь дорожить больше.
- Несколько поистине прекрасных операторских находок, как-то: сцена прогулки Пепе с инспектором по городу, ботинки Пепе во время последнего путешествия и др.
Не пропустите этот фильм. Он так давно снят, что кажется, ну разве можем мы что-то почерпнуть из него? А на самом деле – очень многое.