Торонто-2018

Все без ума от Вигго: «Зеленая книга» Питера Фаррелли

Обсудить0

Мощный претендент на главный приз — комедия «Зеленая книга». Сравниваем ее с другой лентой о расизме — «Если Бил-стрит могла бы заговорить».

«Зеленая книга»

В английском языке есть термин «crowd pleaser», который можно перевести как «любимец публики», и применительно к кино он означает, что фильм нравится широкому зрителю. Часто это словосочетание дополняется словами «feel good movie», что означает фильм, оставляющий зрителя в хорошем настроении после финала. «Зеленая книга» — хрестоматийный пример оптимистичного любимца публики. Учитывая, что картина основана на реальных событиях и освещает важную для Америки тему сегрегации, ей уготовано место в предоскаровском сезоне, которое занимали такие проекты, как «Прислуга» и «Скрытые фигуры».

Нью-Йорк, 1962 год. Тони Валлелонга по прозвищу Говорун (Вигго Мортенсен) работает вышибалой в клубе «Копакабана». Выходец из Италии, Тони отлично умеет убалтывать людей (за что и получил прозвище), хорошо работает кулаками. Еще лучше у него удается работа челюстями — Говорун обожает поесть. Однако клуб временно закрывается, и Тони уже готов возвращаться водить мусоровоз, но ему поступает интересное предложение — стать шофером доктора Дона Ширли (Махершала Али).

«Зеленая книга»«Зеленая книга»

По адресу, куда приходит Тони, находится известный концертный зал Карнеги-холл. Доктор живет прямо над ним. Дон Ширли, обладатель научной степени по музыке, психологии и литургии — утонченный, практически рафинированный пианист, играющий с двух лет. Уроженец Ямайки, Ширли стал первым темнокожим студентом Ленинградской консерватории и удостаивался похвалы самого Игоря Стравинского. Но в мире Тони Дон — всего лишь черный американец, которого ему, белому человеку, предложено возить по Югу США. Поэтому Говорун не сразу соглашается, только лишь выторговав себе хорошие деньги. «Он черный? Ты с ним и недели не продержишься», — констатирует его жена Долорес (Линда Карделлини). И все же скрепя сердце Валлелонга уезжает на два месяца, обещая вернуться к Рождеству.

Постепенно углубляясь в сторону юга страны, Тони придется наблюдать совершенно нечеловеческое отношение к своему боссу. В одном из домов Дону запретят посещать туалет, ссылаясь на традицию, где-то не пустят в ресторан, а остановившие машину копы бросят пианиста за решетку и выпустят только после звонка Бобби Кеннеди. Тони постепенно проникается Доном: ему явно нравится его музыка, и он не согласен с несправедливостью по отношению к пианисту. В свою очередь, Дон открывает для себя Литтла Ричарда, Арету Франклин и любимую пищу своего итальянского водилы. Попутно Ширли попробует расширить лексикон Говоруна и научит его писать красивые письма Долорес. Вместо описания очередной еды и судьбы своих носков Тони пишет Долорес романтичные слова, что приводит в восторг всех подружек жены. Расист-вышибала и чернокожий музыкант становятся друзьями.

Зеленая книга из названия — путеводитель для чернокожих автомобилистов, в котором описывались дружественные для афроамериканцев сервисы, закусочные и отели. Тони получает его от сотрудников звукозаписывающей компании, отправляющей Дона в тур. Не сказать, чтобы она часто фигурировала в фильме, но разрыв между обещающим домашний уют отелем и клоповником в реальности достаточно показателен.

Вигго Мортенсен и Махершала Али — прекрасные артисты, и их дуэт, безусловно, будет отмечен критикой и зрителями. Обычно сдержанный на экране Мортенсен, здесь почти неузнаваем в образе шумного, неряшливого и недалекого итальянца. Али, в свою очередь, полностью вживается в роль эстета-сноба с правильным выговором и любовью к классической музыке. Но при этом их герои моментально располагают к себе, и хоть фильм не ставит задачу удивить зрителя (этапы отношений героев понятны: неприязнь, сближение, уважение, разлад, снова сближение), смотреть его очень интересно, а порой и смешно — все-таки фильм ставил Питер Фаррелли, половина братского дуэта, работавшего над такими комедиями, как «Все без ума от Мэри», «Тупой и еще тупее» и «Любовь зла».

«Зеленая книга»«Зеленая книга»

Фаррелли не скатывается в пошлость и не вдается в морализаторство. Ему удается балансировать на тонкой грани, отделяющей по-настоящему хорошее кино от поделки. С тактикой настоящего полководца Фаррелли чередует комедию и драму, оставляя при этом зрителя в отличном настроении. Сценарий, над которым работал сын Тони, Ник Валлелонга, наверняка имеет допущения, но в целом это очень правдоподобная страница американской истории, столь популярная в современном кино.

«Если Бил-стрит могла бы заговорить»

«Если Бил-стрит могла бы заговорить»«Если Бил-стрит могла бы заговорить»

Один из самых ожидаемых проектов в Торонто — новая картина Барри Дженкинса, чей «Лунный свет» стал лучшим фильмом 2016 года по версии Американской киноакадемии. Снятый по одноименному роману классика американской литературы Джеймса Болдуина, проект фигурировал в списках претендентов на ту же номинацию в 2019 году. Но, увы, «Бил-стрит» начисто лишена витальности и нерва «Лунного света». Это романтическая драма о любви, в которой все очень трогательно, серьезно и слишком сентиментально.

Нью-Йорк, 1970-е. Большеглазая Тиш (Кики Лэйн) и красавчик Фонни (Стэфан Джеймс) знакомы друг с другом с четырех лет. Они росли вместе и теперь, когда ей исполнилось 19, а ему 22, готовы свить семейное гнездышко. Тем более что уже пора: Тиш беременна. Об этом молодые объявляют на семейной встрече, повергая в ужас религиозную мать Фонни. В этом эпизоде мелькнет единственный забавный момент фильма, после чего идиллии героев придет конец, и будет не до смеха. Фонни обвинен в изнасиловании и попадает в тюрьму. Несмотря на все усилия Тиш и ее стоической матери (Реджина Кинг), Фонни будет сидеть за решеткой, а Дженкинс будет показывать флешбэки об отношениях влюбленных.

Пытаясь высказаться как на лирическую, так и на социальную тему, Дженкинс забывает сделать своих героев людьми. Тиш и Фонни остаются ходячими функциями. Лэйн и Джеймс исправно бросают нежные взгляды друг на друга, но этого недостаточно. Герои слишком красивы, слишком чисты, слишком одномерны. При этом фильм упивается их любовью, превращая драму в засахаренный и вязкий сироп. Единственный раз картина оживает, когда мать Тиш отправляется за границу, чтобы поговорить с женщиной, обвинившей Фонни в изнасиловании. Та заходится в истерике, не желая осознавать, что настоящий насильник так и не пойман. Но этот момент длится от силы минут пять, после чего Дженкинс снова окунает зрителя в море нежности.

Наверное, миру нужно больше нежного кино (и котиков). Но «Бил-стрит» слишком сильно любит своих персонажей, а потому, как и всякий влюбленный, не может понять, за что именно. Да, Дженкинс пытается рассказать о несправедливости по отношению к афроамериканцам, но захлебывается в сахарной патоке. А много сахара, как известно, вредно.

Смотрите также

«Вдовы»: Стив МакКуин снял своего «Темного рыцаря»

11 сентября 2018

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»: Ксавье Долан препарирует знаменитостей

12 сентября 2018

«Дикая жизнь»: Пол Дано развел Джейка Джилленхола и Кэри Маллиган

7 сентября 2018

Подкаст «В предыдущих сериях»: Почему 3-й сезон True Detective лучше 1-го?

15 марта

Главное сегодня

«Однажды в Голливуде»: Первый трейлер

Сегодня

За что мы любим «Вечное сияние чистого разума»

Сегодня

«Мы больше не дети»: Трейлер 3-го сезона «Очень странных дел»

Сегодня

Все против «Гурвинека»: Почему кинотеатры бунтовали против российского кино

Сегодня

Хороший мальчик: Кто такой Лукас Хеджес

Сегодня

Роберт Паттинсон сыграет у Кристофера Нолана

Сегодня

Ким Ки Дук возглавит жюри Московского кинофестиваля

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт