Ликвидация (null)
ТВ-ролик (сезон 1)
0:36
ТВ-ролик (сезон 1)10 февраля 2008

Послевоенная Одесса, разгул преступности. В городе орудует банда бывших диверсантов во главе с загадочным Академиком, которого не знают даже свои. Бандиты грабят военные склады и пытаются переправить продовольствие, обмундирование и оружие бандеровцам. В это время недовольный Жуковым Сталин назначает его командующим Одесским округом. Маршал всеми силами пытается навести в городе порядок.

Рейтинг сериала

8.42063 957
IMDb: 8.302K

Если вам понравился этот сериал16

Рецензии зрителей

Две недели маразма

'Ликвидацию ' начали вовсю рекламировать за несколько месяцев до премьеры, и я уже было, развесил уши и всё остальное в предвкушении качественного добротного фильма в духе 'Места встречи ', но с одесским колоритом. Первые две серии действительно оставили если не ощущение восторга, то, по крайней мере, однозначное чувство душевной радости. Интересная завязка а-ля 'и ничто не предвещало беды, как вдруг... ', хорошая игра актёров, совершенно невероятный Фима (Маковецкий за свою короткую роль заслужил 10 баллов однозначно, самое сильное моё впечатление от всего сериала). С третьей серии всё пошло куда-то не туда. Первым разочаровал композитор, умудрившийся не только написать всего три-четыре жутких, однообразных музыкальных темы, но и подставлять их в фильм, где не надо, да ещё с такой громкостью, что в сценах типа 'злой мужик идёт на дело ' натурально приходится убавлять звук. Ещё и этого им мало: надо же было где-то в интервью ляпнуть о том, как этот самый композитор 'старательно отшлифовывал музыку ', или что-то в этом духе. Я вообще считаю, что музыка должна вливаться в действие, при этом не выделяться из общей картины и только подчёркивать впечатления от сцены, а не забивать эти самые впечатления до тошноты. Второе. Боевые сцены. Нет, даже не так. БОЕВЫЕ СЦЕНЫ. Да, они самые. И если раньше на вопрос о каком-нибудь фильме: 'Как там вообще бои сделаны? ' - я на пару секунд задумывался, то теперь сразу отвечаю: 'Хорошо сделаны. ' - поскольку после 'Ликвидации ' все бои кажутся хорошими. Я, конечно, понимаю, что компьютерные спецэффекты 'Ликвидации ' не нужны, но здесь-то речь идёт об элементарной режиссёрской неграмотности и совершенно неправдоподобном изображении боёв. Вот возьмём, к примеру, сцену с приездом Чекана на оружейный склад ('Назовите пароль '). Чекан прокалывается, из сторожки вылетает пара автоматчиков с ППШ, он из ТТ валит эту пару, ну ладно, замешкались солдатики, не отреагировали, оттуда прут ещё и ещё и начинают поливать бандитов свинцом (для справки: ППШ при скорострельности 1000 выстрелов в минуту, выпускает 16 (!) пистолетных пуль калибра 7, 62 мм В СЕКУНДУ), солдат было минимум четверо (и вряд ли они на деле стали бы стрелять короткими очередями) грузовик был под прямым огнём самое малое 10 секунд, то есть принял на железную грудь, с учётом перезарядки, около ТРЁХСОТ свинцовых бобов практически в упор. Но, вопреки ожиданиям, свинцовый ливень не только не превратил плохих парней и машину в мелкий фарш в дырявой упаковке, а даже не повредил грузовик. Разве что Чекана разок зацепило, да и то перед этим камера взяла крупным планом плечо злобного диверсанта, вроде как 'смотрите все, сейчас ему плечо прострелят '. Третий гад в это время не спеша, аки терминатор, лениво постреливая из автомата, отступает во весь рост перед машиной. Занавес. После этой сцены я минут десять сидел в трансе. Окончательно добила сцена с гранатой ('Водитель-камикадзе '). Явно склонный к суициду водила Гоцмана, увидев гранату, довольно долго расталкивает в стороны главных героев, а затем плюхается животом на многострадальную лимонку, и, наконец, помирает. Я, честное слово, ржал минут пять, потому, как всё это происходит на открытом пространстве, где есть время (5 секунд в бою - это не так уж и мало) и место, чтобы убежать и залечь где-нибудь, да на худой конец закинуть гранату куда подальше. Ну сними ты, урсуляк ты этакой, эту западню где-нибудь в узком тупике, в подвале, чтобы выглядело естественно, чтобы бросок на гранату был единственным вариантом, а не притянутым за уши режиссёрским ходом. А так получается довольно комичная и дешёвая выжми-слезу сцена. И такой 'пиф-паф - ой-ой-ой ' здесь сплошь и рядом. Не буду особо останавливаться на отвратительной подаче сюжета, достойной разве что бюджетного западного сериала ужасов, где в конце каждой серии ложная пятисекундная наводка в духе 'вот он на самом деле главный гад '. Зачем-то на две минуты притянули совершенно ненужного бомжеватого вида ученика Фрейда. Вообще нормальные детективы бывают трёх видов: 1. Зритель изначально знает, кто преступник, и наблюдает за действиями сыщиков. 2. Зритель узнаёт об этом вместе с сыщиками или догадывается чуть раньше. 3. Главный сыщик оказывается главным гадом, и это действует на зрителя, как ушат холодной воды. А тут этими ложными подозрениями тыкают нам прямо в лицо, а Самая Главная Шволочь обнаруживается как-то между делом, и даже после этого не понимаешь, то ли он и вправду гад, то ли свой под прикрытием. Тем не менее, в фильме есть несколько удачных моментов. Очень понравился суперагент Платов (который чем-то смахивал на Алека Болдуина в фильме 'Тень '), интересна слегка гротескная героиня Светланы Крючковой. Очень милая подружка Кречетова. Вообще с 'одессятиной ' если и перегнули палку, то совсем чуть-чуть. Конечно, очень жаль, что из-за бездарной режиссуры большинства сцен портится впечатление от замечательной игры актёров, которые действительно постарались: Жуков, Фима (!!!), Кречетов и все остальные получились очень убедительными. Гоцман немного неестественный и наигранный, но тоже ничего. А ведь мог бы получиться очень хороший фильм. За примером далеко ходить не надо - замечательный во всех отношениях 'Диверсант. Конец войны ', в котором и сюжет, и драйв, и настоящая мужская дружба, и 'лямур тужур ' - всё здорово и всего в меру. В общем, всем актёрам выдать по 'Золотому орлу ', Маковецкому - два 'Орла '; Композитора вывести во двор и расстрелять; Урсуляка посадить играть в 'Call of Duty 4 ' и в 'Kane & Lynch ' минимум на пятнадцать суток и не давать читать женские романы, чтобы он увидел, КАК нужно делать боевые сцены. В общем, только из-за хороших актёров, оценка 5 из 10
добавить комментарий

И когда у нас появятся толковые творцы?

Посмотрел на DVD сериал «Ликвидация». Раньше всё как-то не удавалось вдумчиво к этому «творению» приобщиться (когда его по телевизору показывали), а тут оказия выдалась: зашёл в супермаркет, а там в киоске лежит диск с сериалом, да ещё и с документальным фильмом по теме в придачу. Купил. Ибо знакомые хвалили. Весь вечер убил на просмотр «шедевра» (как его многие обзывают), но вот у меня лично от просмотра осталось двоякое впечатление. Причём негативных эмоций от «Ликвидации на порядок больше, чем положительных. Поясняю почему. С одной стороны, фильм действительно снят неплохо. Антураж, хорошая подборка актеров и всё такое… Машков, Пареченков, Маковецкий просто великолепны. Однако, недостатки гораздо весомее плюсов, и это недостатки принципиальные! Во-первых, Урсуляк явно подталкивает зрителя к мысли, что решительная ликвидация обнаглевших от безнаказанности одесских бандитов – ошибка тогдашнего руководства страны. Типа «надо было договариваться по закону»!!! Начнем с того, что в основу сериала положена действительно имевшая в послевоенной реальности место операция «Маскарад», разработанная и осуществленная под командованием Г. К. Жукова. Хочу напомнить излишне сердобольным гражданам, что в Одессе в то время сложилась тяжелейшая чрезвычайная ситуация, банды грабили и убивали простых людей средь белого дня, и покончить с этим можно было только чрезвычайными мерами. И ведь покончили! В документальном фильме, который прилагался к сериалу, меня очень умилил некий отморозок – рецидивист, важно вещающий, что «Жуков – козел». Дескать, по беспределу братву замочил. Отморозку, прошу заметить, навскидку лет около пятидесяти. Наверное, от Жукова и Сталина сильно натерпелся (профессиональные способности журналистов, показавших в док. фильме этого персонажа, оставлю без комментариев, ругаться нехорошими словами не хочется). Во-вторых, создатели сериала – явно интеллигенты советской закваски, так как, по-видимому, с молоком матери впитали боязнь кровавой гэбни и ее зловещих застенков! Сами творцы, конечно, в этих самых застенках никогда не бывали, но точно знают, что они зловещие, а гэбня - кровавая. Во всяком случае, свои страхи режиссер и сценаристы могли бы реализовывать как-нибудь по-другому, а то в сериале количество тупых и злобных гэбистов просто зашкаливает. И эти гэбисты, естественно, только и думают о том, как круче насолить главному герою и его друзьям. Местами создается впечатление, что гэбня и Академик с подельниками действуют заодно (жаль, никто не подсказал творцам оформить Чекана секретным агентом МГБ). В-третьих, лично меня изрядно покоробила та простота, с которой отрицательные персонажи убивают положительных. Милиционеры, сотрудники МГБ, советские военнослужащие гибнут пачками, а бандиты изредка и как-то случайно… Понятно, что господин Урсуляк негативно относится к советскому периоду в истории нашей страны, но демонстрировать свой антисоветизм таким примитивным образом глупо. В-четвертых, режиссер и сценаристы, на мой взгляд, сделали некрасивую вещь: накинули романтический флер на образ преступника (как в пресловутой «Бригаде»). Поясню на примерах. Чекан, убийца, грабитель и в прошлом пособник фашистов, вырисован очень своеобразно. Тут и возвышенные чувства к румынке, и ковбойская лихость, и душевный надрыв в общении с коллегами – ворами, и практическая неубиваемость (типа «смелого пуля боится»). Как это сказано в одном мультфильме: «мы не бандиты, мы благородные пираты!». Т. е. получается, что сам по себе Чекан парень хороший, это все проклятая советская власть виновата, что он стал преступником. Схожим образом показаны одесские воры в законе. Когда приехал Утесов, они благородно решили никого не обирать (глупость сценария!), сосед-урка опять же благородно дает Гоцману костюм поносить и т.п. Зачем творцы это сделали? «Ликвидация» - сериал-боевик, сюжет его, в соответствии с канонами кино, зажат в достаточно жесткие рамки жанра. На кой ляд нужно было впихивать какие-то психологические коллизии? Захотелось славы «Крестного отца»? Так ведь после просмотра «Крестного отца» в бандиты идти ни за какие коврижки не хочется, а после просмотра «Ликвидации» чётко осознаешь, что Урсуляк с Копполой рядом не сидел. А, главное, мы потом удивляемся, чего это наши дети хотят стать киллерами и ворами! Да потому и хотят, что такого рода сериалы заливают им в головы лабуду про отважных и добрых бандитов. В-пятых, «Ликвидация» просто кишит несуразностями сюжета (спасибо творцам!). Пример: любимая женщина Гоцмана в сериале присутствует, по-видимому, только для того, чтобы периодическими показами оной дамы растянуть продолжительность фильма и еще разочек лягнуть МГБ (мужа гнусная гэбня забрала, поэтому женщина страдает и отказывает в отношениях Гоцману. Зрители после такого просто обязаны возненавидеть советскую гэбню!). Ни тебе проработки характера персонажа, ни увязки с детективной линией фильма. С Академиком вообще клоунада-буфф получилась. О том, кто есть главный вражина, нам тупо сообщают в самом конце фильма. Аккуратные намеки, весомые мелочи, которые позволяют зрителю в толковых детективах постепенно сужать круг подозреваемых, в «Ликвидации» отсутствуют намертво. Сценарий писался скорее всего второпях, и когда подошла очередь раскрывать личность Академика, актеру сурово сообщили, что его герой этот самый Академик и есть. «Ну и ладно! - воскликнул я про себя, - пусть он станет Академиком, пусть наконец-то в фильме появится первый стопроцентно отрицательный персонаж!» Так нет! Шкодливая длань творцов и здесь добавила здоровую ложку «политического дёгтя»: Академик на вопрос Гоцмана «А как тебя наши не раскусили?» отвечает в духе академика Сахарова: дескать, фашистов не люблю, но они менее страшные, чем советская власть, а с ней я борюсь по идейным соображениям! Короче говоря, Академик не предатель и убийца, а диссидент и борец за Идею! Ну, на сюжетных загибах про отважного Платова, приведшего бандеровцев в лапы гэбни, а также на кальке героем Машкова фирменных жестов и повадок Глеба Жеглова останавливаться подробно не буду, уши «Государственной границы» и «Места встречи изменить нельзя» и так в «Ликвидации» бесстыдно торчат как у Чебурашки. Вообще, по-моему, сериал нужно было назвать не «Ликвидация», т. к. операция «Маскарад» в фильме показана очень скомкано, эпизодически (и главный положительный герой в ней участия не принимает), а как-нибудь по-другому. Короче говоря, я сильно удивлен положительными рецензиями на этот посредственный в художественном отношении многосерийный фильм, да еще и с каким-то политическим подтекстом. P.S. Когда же наши режиссеры и сценаристы начнут ответственно и грамотно подходить к своей работе, а не пытаться выезжать за счет хорошей игры действительно талантливых актеров?!
добавить комментарий

Потрясающе!

Великолепный сериал! Огромное спасибо Владимиру Машкову за созданный им образ. Оказывается, Машков невероятно талантливый актер. Я-то всегда считала, что он играет своей внешностью супермена, а в этом сериале он меня поразил, я увидела Актера с большой буквы. Машков сыграл сердцем и душой. На протяжении всех 14 серий я ему верила и переживала за него. Теперь я поклонница его таланта. Сериал создан на основе реальных событий. В Одессе после войны действительно была такая банда. Не знаю где проходили съемки, но натура была выбрана удивительно удачно. Воссоздали все: послевоенную Одессу, костюмы, автомобили, характерный одесский говорок. Обрадовал меня подбор актеров. Даже эпизодические роли вызывают восхищение. В главных ролях настоящие звезды современного российского кинематографа. Спасибо Сергею Маковецкому за роль вора-карманника. Низкий поклон актрисе Светлане Крючковой за роль еврейской матери. Спасибо Владимиру Меньшову за образ легендарного маршала Жукова. Всем, кто принял участие в создании этого сериала, хочется сказать: тода, барух ашем (в переводе с иврита - спасибо, да благословит вас Господь) !

Есть ещё порох в пороховницах

Эххх, после такого сериала хочется верить и вериться в то, что восстанет из пепла Российский синематограф! Можно долго и нудно придираться к мелочам (как в отзыве выше): что мол в некоторых эпизодах, а конкретно в моменты так называемого 'Экшна ' откровенно подкачал саундтрек, да и сами сцены погонь и перестрелок сняты очень условно и совсем 'по детски ', и пусть мы уже к десятой серии все поняли и разгадали Так в том то и дело друзья, Не боевик создавал для нас Урсуляк, зачем гнаться за голливудскими спецэффектами. 'Нам ничего басурманского не надо, у нас и так все есть! ' - как нельзя лучше подходит сюда фраза Кинчева. Да вы только вслушайтесь какие там душевные переливы гармошки и неповторимого одесского говора. Вообще поймал себя на том что после очередного диалога по нескольку раз перематываю назад и переслушиваю. Мастерские диалоги, отличные декорации и атмосфера послевоенной Одессы, Великолепнейшая актерская игра - эх ребята там такой Фима, а Эмик, а тетя Песя, а Родя, а Якименко, ну и безусловно на мой взгляд одна из лучших, если не лучшая роль Машкова - Давид Маркович. Нет смысла больше рассказывать - нужно смотеть! Вот, что хотел показать и показал режиссер - живо ещё российское кино, живо! В общем - 'Картина маслом!' Давид Гоцман. 10 из 10

Три дня счастья

У меня на новый год случился подарок, совсем уж неожиданный подарок: я посмотрел от корки до корки 'Ликвидацию '. Да, такого счастья я не испытывал давно. Я уже мало верил, что можно в России сделать такое вот супер кино. Да, осталось несколько мэтров-режиссеров, но они не становятся старше, их время уходит, а что дальше? И я увидел, что есть у нашего кино перспективы, оно, возможно, будет 'цвесть, когда такие люди...'. Не ждал я вовсе, что можно снять что-то круче Жеглова, Горбатого и Промокашки. Оказывается, можно, если собираются талантливые люди и очень стараются. Здесь я увидел комплексный подход в работе профессионалов: от сценаристов, которые (ВПЕРВЫЕ!) ненаигранно показали колоритный одесский язык во всем его великолепии, актеров, создавших потрясающие неповторимые образы (чего стоит работа Крючковой или Маковецкого), до работы декораторов и костюмеров, нашедших те самые трущобы, которых почти не осталость в крупных городах и пошивших те самые кепки, сапоги и галифе, которые после войны носили мои деды, нашедшие ту самую мебель, которую я видел у моих бабушек в детстве и т. д. и т. п. Я в полном восторге от соло Машкова, который как актер раскрылся в этом фильме наиболее полно за всю свою карьеру. Не знал, что у нас может кто-то по колориту и темпераменту сравниться с Высоцким и не уступить ему. Оказывается, такое возможно. Я рад, что живу в одно время с таким Актерищем. Я счастлив, что стал свидетелем рождения неокласскики российского кино: теперь у нас в этой теме 2 глыбы - Жеглов и Гоцман. И неоклассика затмила классику. Фантастика просто! Можно еще многое сказать о Фильме. А лучше его регулярно пересматривать, т. к. удовольствие от него уже не пройдет никогда.

Картина маслом (словами главного героя фильма)

Весьма качественный продукт российского кинематографа, включающий: - звездный актерский состав (Машков, Пореченков, Маковецкий, Раппопорт и др.); - интересные операторские решения (в блеклом цвете типа переснятых в цвете 'Семнадцать мгновений весны', 'В бой идут одни старики' и др.); - профессиональное музыкальное сопровождение; - интересная сценарийская задумка (от городской банды до военной диверсионной группировки). НО сказать, что фильм - бомба не приходится. При всех перечисленных выше плюсов при просмотре этой многосерийной киноленты складывается впечатление, что со зрителем 'нянчуются': вначале фильма идет повествование о том, что случилось ранее в формате как старые советсткие фильмы-сказки, где бабушка из избушки начинает свой рассказ после открытия оконных створ, идет описание с выводами (анализом) каждой предыдущей серии. Для фильма-детектива разжевывать почему и как были сделаны такие выводы как-то странно. Зритель теряет свое мнение и свои творческие мысли о происходящем в фильме. От этого конечно страдает атмосфера всего просмотра, в принципе, в середине фильма уже становится понятно кто главный враг-шпион, а для детектива, это на мой взгляд, провал. Несмотря на это фильм рекомендую посмотреть всем, в большей степени он понравится старшему поколению. 7 из 10

Сеня, друг (не дай Бог конечно) ты посмотри вокруг и трезво содрогнись..

Ещё неделю назад я бы с уверенностью сказала, что в жанре советского криминального детектива никто и никогда не сможет переплюнуть «Место встречи изменить нельзя» – это же классика, это тот фильм который разбирался на цитаты, а Жеглова и Шарапова многие пытались копировать и в современной России. Но всё это было до просмотра более современного сериала «Ликвидация». Тема-то в обоих сериалах по сути всё та же – послевоенное время, борьба с разбушевавшейся преступностью, – только в «Место встречи изменить нельзя» события разворачиваются в Москве, а в «Ликвидации» – в более колоритной Одессе. И это главная изюминка «Ликвидации» – здесь Одесса отдельный персонаж, добавляющий сериалу особого шарма. Честно, после каждой серии хотелось рукоплескать создателям сериала – настолько тонко прочувствована атмосфера послевоенной Одессы, настолько скрупулёзно проработана каждая деталь, выверены диалоги и каждый отдельный персонаж, что оторваться невозможно, картинка буквально живая, настоящая и какая-то очень родная. А ведь я ни разу в Одессе не была, но за время просмотра город и герои стали по-настоящему родными, близкими и бесконечно любимыми. Настолько, что смерть каждого персонажа переживалась остро и болезненно, до слёз, до боли в груди. Это что-то невероятное и давно неиспытываемое при просмотре наших фильмов/сериалов. О персонажах этого фильма можно говорить бесконечно. Все они вместе взятые и каждый по отдельности это настоящая история, это человеческая драма, это характер и сила. Здесь абсолютно нет проходных персонажей, даже случайный персонаж имеет значение и добавляет красок общей картине. Как, например, герой Сергея Маковецкого – Фима. О, это колоритнейший герой, который хоть и живёт на экране совсем недолго (всего две серии), но просто врезается в сердце зрителя. А тётя Песя (Светлана Крючкова) и её сын Эммик (Александр Семчев)? Это же что-то с чем-то, просто до слёз смешили их семейные «трагедии». А герой Машкова – Давид Гоцман? Много в нём и от Жеглова (напористость и категоричность), и от Шарапова (неравнодушие и сердечность). Совершенно потрясающий характер, прекрасно переданный актёром. Актёрский состав в целом здесь бесподобный – каждый на своём месте, каждый живёт и дышит на экране. Уже то, что актёры превосходно переняли одесский говор и ни разу не сбились – это дорогого стоит, задача-то не из простых. Вообще непросто сыграть истинных одесситов, передать их дух и их чувство иронии, но актёрам это бесспорно удалось. Но как театр начинается с вешалки, так и большое кино начинается со сценария и режиссёрской идеи. И то, и другое здесь на высоте. Сергей Урсуляк (режиссёр) и Алексей Поярков и Зоя Дзюбло (сценарий) если не гении, то очень близки к этому. Совершенно потрясающая постановка. Невероятно талантливо прописан сценарий. Хотелось бы отметить и работу оператора – Михаила Суслова, – совершенно потрясающая картинка, особенно батальных сцен и крупных планов. Всё в этом фильме создано для того, чтобы зритель не просто смотрел, но и жил вместе с персонажами, проживал их судьбы и сопереживал. Это потрясающе. В этом в фильме в идеальных пропорциях смешались драма, комедия и детектив. Такие фильмы не на один раз, к подобному всегда хочется возвращаться. И это прекрасно, что ещё умеют у нас снимать на века.

В цветущих акациях город...

Задолго до того, как это стало мейнстримом, в СССР любили сериалы и умели их снимать. Первые показы «Семнадцати мгновений мечты», «Щита и меча» или «Места встречи» многие воспоминают с ностальгией – улицы пустели, люди уютно собирались у единственного в семье телевизора и смотрели! И каждый повторный показ был праздником, как впервые. «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина не случайно появился в этом ассоциативном ряду: именно с ним часто соотносят феномен «Ликвидации» (2007) Сергея Урсуляка. Эти телесериалы сходятся по двум принципиальным позициям. Во-первых, время действия – первый послевоенный период: в картине Говорухина это осень 1945 года, в фильме Урсуляка – лето 1946-го. И второй принципиальный момент – идеальная стилизация под эпоху, память о которой, кажется, уже вписана нам всем в ДНК. Послевоенная Одесса в «Ликвидации» настолько фактурна, что уже одно это заставляет каждый раз пересматривать все 14 серий. Фильм насыщен деталями и подробностями, которые хочется находить снова и снова и смаковать бесконечно. Одесса – это вообще феномен российской культуры, которые отразился не только в анекдотах и байках, но и в языке, в истории, в искусстве. И сегодняшняя политическая разобщенность России и Одессы делает хронотоп «Ликвидации» еще ярче, высвечивает его с какой-то особенной силой и заставляет сердце сжиматься в ностальгическом порыве. Сюжет сериала Сергея Урсуляка не менее захватывающий, чем его стилистический и исторический антураж. Даже несмотря на то, что современные сериалы о войне сконцентрировались вокруг одной темы – предатели, сообщники фашистских оккупантов и подпольщики, «Ликвидация» смотрится иначе. Этого в кино настолько много, что воспринимается уже в полном отрыве от реальности: что нечто подобное и в таких космических масштабах могло происходить на самом деле под носом у НКВД, которое подняло после войны новую волну репрессий и арестов, верится очень слабо. На фоне всего этого сюжетного мусора «Ликвидация» выигрывает. Прежде всего, мастерство сценаристов помогает поверить в эту историю, затем режиссерское имение построить историю, которую пересматриваешь в надежде, что на этот раз никакого предателя не окажется. И, наконец, главный фактор успеха этой истории (по крайней мере, видимый зрителю) – это актерский состав «Ликвидации»: даже имена перечислять как-то неловко – даже тот, кто ни разу не видел сериал от начала до конца, знает их. Здесь важнее сказать о том, что степень сыгранности актеров, их погружение в образы, в материал, в эпоху настолько органичны, что хочется взять назад все те слова, которые говорились раньше о разрыве поколений русской актерской школы, о поверхностности современных артистов и их неубедительности. Оказывается, если сходятся талантливые актеры и режиссер, которые умеют работать и знают, чего хотят получить в итоге, все складывается. Поэтому ансамбль (самое подходящее слово здесь) из Олега Басилашвили, Владимира Меньшова, Светланы Крючковой, Владимира Машкова, Михаила Пореченкова, Федора Добронравова, Сергея Маковецкого, Константина Лавроненко, Ксении Раппопорт настолько притягателен, что даже злодеев по сюжеты ненавидишь всей душой, но сыгравших их артистов воспринимаешь так, словно ты посвящен в какую-то их тайну. Даже молодые Полина Агуреева в роли Тони или Александр Голубев в роли Тишака – это замечательные работы, которые не просто запоминаются, но западают в душу. Историки и дотошные фанаты нашли в «Ликвидации» несколько фактических ошибок, в частности, с военными чинами. Но в сюжетном плане они не столь значительны, хотя и вызывают некоторую досаду. Зато в эмоциональном плане ошибок нет. Чего стоит один только эпизод с концерта Леонида Утесова или история Мишки Карася! Кажется, протянешь руку – и ухватишь то время, хотя бы краешек. Трудное, голодное, бесприютное, но такое родное. Время, откуда мы родом – там берут начало наши страхи, но там же истоки и нашего мужества перед лицом изменчивой судьбы нашей беззащитной и безжалостной родины.
Про это многосерийное кино я понимаю две вещи: почему оно понравилось зрителям и почему оно показалось мне недотягивающим до своей высокой оценки. Почему сериал понравился людям можно долго не рассказывать – всё уже написано до нас. А вот о моём личном впечатлении поподробнее в следующих абзацах. Это даже, скорее, не беда самого сериала, а всей, так сказать, системы. И беда эта заключается в том, что это сериал, снятый для телевидения. А российское телевидение относится к своим зрителям практически одинаково: фокус-группа российского телевидения – это домохозяйки зрелого возраста. А когда ты что-то делаешь для домохозяек, с точки зрения телевизионщиков, то и напрягаться и выдавливать из себя алмаз не надо. Именно поэтому телеэфир забит ужасными ток-шоу, отвратительными дешёвыми сериалами, концертами одних и тех же юмористов, а под новый год мы видим лощённые, хирургически подтянутые лица наших современных 70-летних «звёзд» эстрады, которых показывают не из-за их бешеной популярности, а потому что именно их помнят и любят домохозяйки. И как бы вам не было неприятно это осознавать, сериал «Ликвидация» - продукт для домохозяек, хоть и выгодно выделяющийся среди прочей кучи сериалов на ТВ. Попробую пояснить. Начнём с начала. Сериал про послевоенную Одессу, уголовный сыск и одесских бандитов. И вот мы его включаем. Сразу же видим один из самых унылых и позорных опенингов. На буром фоне просто показывают буквы. В течение двух минут. Не стали заморачиваться даже с тем, как сериал будет начинаться. Домохозяйкам сойдёт, если мы просто напишем фамилии на фоне бурой стены. Когда сериал делают для людей, то опенинг становится отдельным самостоятельным творением. У кого-нибудь поднялась рука промотать заставку сериала «Настоящий детектив»? Она невероятно крута, потому что людям было не наплевать, какой будет настрой на сериал у зрителей. В «Ликвидации» заставка – просто буквы. Притом, что ресурсы для хорошей заставки ведь были. Ну вы же наделали целую стопку фотографий одесских бандитов. Ну покажите их на фоне букв, это будет интереснее, привлекательней, это даст определённый настрой. Покажите старую Одессу, покажите одесские улицы, покажите хоть что-то, что создаст атмосферу! В отечественном «Шерлоке Холмсе» конца 70-х годов тоже были просто буквы, но они придумали классную идею с тайным шифром, когда нужно наложить специальный трафарет, чтобы прочитать шифровку. И это было очень интересно. Ребята выкрутились, они сделали нечто запоминающееся. В «Ликвидации» таких ребят не было вообще. Как начнём серию? Да просто фамилии перечислим. На каком фоне? На коричневом. Но на этом отношение ко мне, как к домохозяйке, у которой пульт завёрнут в полиэтилен, не закончилось. Если вы смотрите не первую серию, то дальше вам будут пересказывать, что было в предыдущих сериях. Знаете почему? Потому что домохозяйкам это нравится. Их память не такая, как в молодости, им нужно всё повторять. И они привыкли к своим сериалам. Помните всю эту байду? «Хуан Карлос признался Марианне, что Сильвио – не от него. Изабелла узнала тайну Леонсо, а он всё ещё не выходит из комы. Марко сделал предложение Маргарите, а Пабло купил гуся… 687-ая серия…» И тут такая же фигня. Мне пересказывают предыдущую серию. А потом ещё показывают последние две минуты предыдущей серии. В итоге, первые минут пять, как идёт сериал – это просто ничто. Это просто буквы на буром фоне и это пересказ того, что вы и так знаете. Но главное не это. Главное, что сюжет прописан для домохозяек. Поэтому здесь Чекан убивает всех налево и направо, а потом приходит домой, и там его ждёт женщина. Включается романтическая музыка из таких вот сериалов и они оба страдают от любви и лишений. Потому что домохозяйкам это нравится, домохозяйкам жизненно необходимо, чтобы в кадре была любовь. Ну представляете, если бы в «Место встречи изменить нельзя» показывали, как Фокс, Копчёный или сам горбатый главарь под романтичную музыку страдали бы от любви и говорили своим женщинам фразы типа «ах, когда мы сможем быть вместе? Ах, давай уйдём! А, я не могу! Ах, ты моя любовь! Ах, я твоя любовь!» и прочее. Это был бы позор. Но в «Ликвидации» это есть. У каждого тут любовная линия, потому что есть определённая фокус-группа сериала, которую нужно подпитывать романтичным содержанием сериала. Иначе он получится исключительно «мужской», что не входило в планы создателей. Кстати, одна из создательниц сериала – широко известная в узких кругах Зоя Кудря (сейчас она Дзюбло), которая умеет писать сценарии только к сериалам, коих в её фильмографии 95%. В общем, сериал был задуман как абсолютно потрясающий. И актёры классные. Но снимать его начали не с тем подходом. Они сразу начали его делать с мыслью, что это сериал для ТВ. Это как покупать себе одежду с мыслью «всё равно дома ходить». Пусть его показали на ТВ, но снимать его нужно было как полноценный фильм. Именно те сериалы, которые относятся к себе, как к полноценному кино, становятся по-настоящему круты. Это и уже упомянутый «Настоящий детектив», и те же «Во все тяжкие», и многие другие. Потому что когда делают их, то не думают «ай, ладно, всё равно для домохозяек». Наверняка думают «давайте снимем качественное многосерийное кино». Но повторю, это не вина сериала «Ликвидация», это вина людей, для которых телезрители заслуживают этого. 6 из 10
По первому просмотру фильм казался вполне хорош, хотя многие его недостатки сразу бросались в глаза. Но когда начинаешь смотреть этот сериал повторно, эти недостатки становятся уже слишком заметными, мешая смотреть и все сильнее раздражая. Авторам фильма не откажешь в монументальности созданной ими картины. Его сюжет весьма интересен, хотя и несколько грешит против исторической истины. А ведь фильм создавался на основе реальных событий, и в нем показывают реальных исторических личностей. Сценарий фильма неплох, но все-таки представляется недостаточно цельным и гармоничным. И всякого рода натяжек и преувеличений в нем излишне много. В 'Ликвидации' довольно много лирики, которая, как представляется, не слишком удалась. Много в нем и одесского и еврейского колорита, даже, пожалуй, чересчур много. Вначале это очень нравится, потом иногда раздражает. В целом хорош актерский ансамбль. Особенно впечатляет Машков. На его харизме и темпераменте сериал в значительной мере и держится. Хотя порою он, как и некоторые другие наши замечательные актеры, в нем переигрывали. Можно отметить как в целом удачную также игру Крючковой, Семчева, Лавроненко, Добронравова, В. Смирнова, Дрозда, Лахина, Трибунцева, Раппапорт. Спорный образ Маршала Жукова создает В. Меньшов, хотя играл он при этом довольно ярко. А вот Пореченков, к сожалению, совершенно не подходит на свою роль и в своей игре совершенно неубедителен. Если же говорить об отражаемых в фильме событиях, то, как уже сказано, его авторы довольно сильно погрешили против исторической истины. К примеру, восстание воров и вообще их упорное сопротивление частям Красной Армии - это просто нонсенс. Переборщили авторы и с приятельством сотрудников милиции с уголовниками. Вместе с тем надо отметить в целом его позитивное идейное содержание, что в последние годы бывает далеко не всегда. 5 из 10

Список эпизодов14

Вышло 14 эпизодов в 1 сезоне
08.11.2007
14 эпизод
последний
07.11.2007
13 эпизод
06.11.2007
12 эпизод
05.11.2007
11 эпизод
01.11.2007
10 эпизод
Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому сериалу...