Что такое Apple Vision Pro и зачем нужны эти очки? Отвечаем на эти вопросы и верим в успех!

Обсудить0

Не прошло и нескольких лет, как Apple все же показывает миру свои очки дополненной реальности. Это важнейший продукт для индустрии развлечений, и для кино в том числе, чей революционный потенциал сравним с первыми iPhone и Tesla. Колумнист Кинопоиска предлагает краткое объяснение того, что за штука — Vision Pro, а потом приглашает поразмыслить, что она может значить для человечества.

Антон Уткин

Сценарист и режиссер, сооснователь студии Lateral Summer, которая занимается интерактивным кино и VR-технологиями

Как оно вообще работает

Итак, очки, а вернее сказать, полноценный шлем, потому что попробовавшие его надеть говорят, что весит предмет чуть меньше фунта, вроде бы меньше, чем популярный Quest 2, но ненамного. В презентации Apple подает это устройство как AR, то есть шлем дополненной реальности, но, на самом деле, вставляет в него колесико, хорошо всем знакомое по Apple Watch, которым можно регулировать уровень погруженности в синтетические миры. В действительности это полноценное AR/VR/MR/XR-устройство, просто Apple не пишет VR, потому что прекрасно знает, что виртуальная реальность сейчас переживает не лучшие времена из-за провалов Meta, и поэтому компания максимально дистанцируется от плохого хайпа.

Что еще известно? Что это нечеловечески красивый гаджет с невероятной картинкой. Испытавшие его пишут, что это как по 4К-телевизору на каждый глаз, а Тим Кук говорит, что и того больше. У него пространственный звук, и по роликам Apple видно, что это и портативное рабочее место, и кинотеатр, и своего рода компьютер, потому что внутри шлема стоит процессор M2, который компания встраивает в свои мощные ноутбуки. Стоить эта красота будет от 3499 долларов, ну и приставка Pro в названии как бы намекает, что Vision Pro — штука для избранных (или для просто богатых); версии попроще появятся позже.

Тим Кук на презентации Apple Vision Pro

Окей, зачем этот шлем нужен? Устройство дали попробовать ведущим техножурналистам, в том числе главному редактору влиятельного издания The Verge. Если кратко суммировать, то все, конечно, не настолько безупречно, как в презентации, и контента пока, мягко говоря, немного. Однако шлем невероятно комфортный, что твой диван, и по части картинки уделывает вообще всё на рынке. Нилай Патель пишет, что без труда отвечал на сообщения на телефоне (что? да!), не снимая Vision Pro. С жестами та же история: на борту куча самых разных камер и датчиков, они все довольно идеально отслеживают руки и жесты пользователя, поэтому управление жестами на порядок опережает все, что выпускала Meta.

Еще впечатляет возможность взять любой прибор из экосистемы Apple и развернуть его экран в трехмерном пространстве. Дальше, если честно, сплошные вопросы, потому что, как это реализуется в жизни, мы пока не видели. Будто бы Vision Pro может стать идеальным портативным рабочим местом, но насколько это все получится на практике, будем выяснять, когда устройство смогут испытать многие.

Также поразительны кинотеатральные возможности шлема. Он может воспроизводить большую картинку и 3D-фильмы, но не то чтоб в последние годы 3D-фильмов было как-то много. Можно брать с собой в самолет и на отдых. Самолет — класс, но вы же не всегда в одиночестве отдыхаете? Опять же вопросы.

Наконец, Боб Айгер, глава Disney, пообещал дополненную (каламбур!) версию Disney Plus и всякие очаровательные экспириенсы с Бэби Йодой и другими персонажами Disney, но мы это все уже проходили с Meta Quest. Там вышло несколько симпатичных, при этом в меру унылых проектов по вселенной «Звездных войн», которые, положа руку на сердце, были произведены вполсилы. А остальное было отдано на откуп независимым разработчикам, и только они пока что выручают платформу.

В общем, как ни крути, самое слабое место этого гаджета сейчас — отсутствующая экосистема приложений. Очевидно, как раз именно поэтому шлем представили за полгода до релиза в рамках конференции для разработчиков софта.

Apple выходит на рынок одной из последних. Чтобы захватить его

Кажется, компания снова играет в концепцию last mover. Last mover — это когда на растущем рынке появляется одно классное устройство (или одна классная технология) и понемногу выживает остальные. Apple все это уже проходила с айфоном: до него телефоны были какими угодно, после него это обязательно черные зеркала с приложениями; и сенсорную поверхность, и концепцию приложений придумала Apple, а остальные скопировали (кто в итоге победил по денежной выручке, мы знаем). Смартфоны в 2000-е были уже очень горячим рынком, на который выбрасывались сотни моделей каждый год.

Илон Маск выступает на презентации Tesla Model X, 2015 год

Пример Tesla здесь уместнее: когда Маск начал запускать свои машины, электромобили вроде были, но рынка толком не было. В 2008-м Tesla выпустила Roadster, который был дорогим и не безумно удобным в повседневной жизни кабриолетом; его купили и похвалили разные звезды, рынок пошумел, и все стихло. Дальше на основе обратной связи от Roadster и многочисленных доработок универсального шасси (это важно!) появилась более доступная модель S, которая подается как executive car, то есть машина для деловых людей — все еще дорого, но уже не суперлюкс. Потом красивый семейник X, потом еще более простенькая и массовая 3 ну и так далее. Маск идет от дорогих малотиражных машин к доступным и массовым, набирая денежную массу и параллельно наращивая мощности производства и обслуживания.


Кажется, именно так сейчас поступает Apple с Vision Pro: она сделала профессиональную штуковину, купить которую может далеко не каждый. И это окей!

На борту, напомню, процессор M2, который Apple вставляет в свои самые мощные компьютеры. Вообще-то, это еще и компьютер, у которого, скорее всего, будут конфигурации подороже и подешевле: кому-то M2 попроще, чисто посмотреть кино и помедитировать, а кому-то работодатель проспонсирует покупку самой дорогой комплектации шлема для эффективной удаленной работы (и это будет абсолютно адекватное вложение средств).

Со временем технологическая цепочка производства этого передового гаджета (Apple заявляет про 5000 новых патентов) будет упрощаться, компоненты дешеветь, следующие версии устройства начнут падать в цене и расти в производительности. Apple, в отличие от Meta, может и подождать: все остальные гаджеты богатейшей компании на планете прекрасно продолжают продаваться, а то, чего не хватает устройству, то есть магазинов приложений, Apple умеет лучше всех.

Приложения — ключ к успеху

И здесь снова стоит вспомнить два других важных устройства. iPhone первый год жил без App Store; это был абсолютно прорывной, фантастический для того времени телефон, который умел не так уж много по сравнению с какими-нибудь навороченными Blackberry, однако делал все, что умел, на порядок удобнее и эффектнее, чем любой другой подобный прибор. Через год Apple додумала концепцию приложений и выкатила магазин — что было дальше, вы помните. Когда меньше чем через три года запускался iPad, Apple уже знала, что делать, и продукт вкатился довольно легко. Так вот мы сейчас в ситуации первого айфона: вокруг полно неплохих VR-шлемов, которые опираются на доказавшие свою жизнеспособность магазины приложений (Oculus и SteamVR тут — безусловные лидеры), но Vision Pro настолько технологически опережает конкурентов, что это и правда устройство совершенно нового уровня.

С приложениями Apple точно разберется! Со слов коллег, которые пытались это сделать, в магазин для устройств Quest попасть могут только избранные или близкие друзья избранных, в этом смысле придирчивый и избирательный комитет им. Марка Цукерберга мало чем отличается от условного Фонда кино. На стороне же Apple десятки тысяч разработчиков, которые доверяют экосистеме, потому что почти 15 лет разрабатывают приложения для айфонов, айпадов и маков, чем и живут, и политика попадания в магазин Apple куда более демократичная.

И еще один важный момент: до выхода устройства больше чем полгода. Скорее всего, Apple сейчас показывает хорошо обкатанный инженерный образец, который еще будет доводиться и улучшаться, и то, что Apple анонсирует устройство на своей ежегодной конференции для разработчиков, — самый важный индикатор. Компания как бы намекает: смотрите, какую штуку мы тут делаем, давайте же сделаем для нее что-то прекрасное. Можем поспорить, что следующей весной, когда продукт реально запустится, на очередной презентации будут выходить лучащиеся от счастья разработчики самых популярных приложений для айфонов и маков, которые с помощью Apple успеют адекватно адаптировать их под шлем. Это же касается и интерфейса, про который многие обозреватели пишут: «Ну, мило, но ничего передового». Сейчас мы видим условно интерфейс первого айфона, и сравнивать его с тем, что лежит в наших карманах, даже странно. Так что Vision Pro совершенно точно про будущее.

Перерыв на мемы

Как анонс встретили журналисты и сам Тим Кук

  • Интервью ABC с Тимом Куком самое показательное: Тим оптимистичен и осторожен. Да, это штука из будущего. Да, купят те, у кого есть возможность. Да, устройство представляет ценность, которую люди увидят.
  • По инсайдам с WWDC, ожидания по продажам меньше миллиона устройств. Это нормально.
  • Окей, а как рынок отреагировал на анонс? А толком никак, потому что Apple немного не через гаджеты торгуется. Коллеги из TechCrunch разбирают, почему анонсы новых гаджетов толком никак не влияют на цену акций, так как акционеры не на гаджеты смотрят. Есть еще версия про это же, но для душнил.
  • Многие СМИ выступили против идеи компании о том, что отец может встречать день рождения дочери в шлеме и снимать происходящее на встроенные в него камеры.
  • Издания о кино или просто пересказывают анонс, или молчат — ну правильно, шлему нужно выпуститься и пожить, и прямо сейчас бросаться что-то для него делать могут только близкие партнеры Apple вроде Disney. И они, поверьте, уже заряжены и в следующем году красиво выступят с анонсами ярких новинок.

А это точно нам надо?

В резюмирующей части стоит сказать, что технологически лучшему AR/VR-шлему на рынке сейчас нужен хороший магазин приложений — примерно так же, как он был нужен самому первому айфону. Что Apple умеет делать, так это магазины приложений, так что взлетит все это не завтра и даже не через год. Однако тут такие инвестиции и такой амбициозный дизайн, что если у кого-то в итоге и получится впечатляющая экосистема, так это точно у Apple.


Фото: Justin Sullivan / Getty Images

«Кинопоиск | Индустрия» в Telegram

Канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

6 июня 202318
6 октября 20224
Вчера8
3 июня 20233

Главное сегодня

Сегодня0
Сегодня0
24 апреля33
Сегодня, 12:280
Сегодня3
Сегодня1
Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации