На HBO завершился третий, заключительный сезон фэнтези-сериала «Темные начала» по книгам Филипа Пулмана («Северное сияние», «Чудесный нож» и «Янтарный телескоп») с Дафни Кин в главной роли. Вспоминаем достоинства и недостатки сериала, который заработал высокий зрительский рейтинг, несмотря на противоречивые отзывы.
Плюс
Потрясающе красивая мультивселенная
Это визуально богатый сериал: красота и детальная продуманность представших перед нами миров сопоставима с уровнем «Дюны» или «Аватара». Параллельные Оксфорды — стимпанковский у Лиры и обычный, откуда пришел Уилл. Ледяная антиутопия, озаренная северным сиянием. Ступенчатый, будто нарисованный Эшером, городок Чигацце. Люминесцентное преддверие мира мертвых, напоминающее инди-игру «Inside». Обретенный рай с добрыми колесоногими существами мулефа. Перечислять можно долго, полюбоваться здесь есть чем.
Минус
Непонятный сюжет
Пожалуй, это основная претензия к сериалу: даже внимательно читавшему книги будет непросто разобраться, что вообще происходит и почему. И если зрителям, незнакомым с первоисточником, тяжело понять логику и мотивацию героев, то фанатов Пулмана многочисленные попытки упрощения, сокращения и просто переиначивания исходного текста будут раздражать: вроде бы перед нами почти дословная экранизация, но с частыми вкраплениями отсебятины, которую далеко не всегда можно объяснить. О том, почему при всей зрелищности книги Пулмана так трудно адаптировать для экрана, мы рассказывали здесь.
Плюс
Деймоны — симпатичные и почти как живые
Деймоны (не путать с Деймоном Таргариеном) — воплощения человеческой души в форме животных — получились очень удачными и реалистичными. В них сразу начинаешь верить, а в плане эмоций они дают фору даже людям-актерам. И если в начале сериала деймоны кажутся просто милыми компаньонами, то в третьем сезоне сама идея деймонов наконец раскрывается во всей полноте — чего стоит одна лишь душераздирающая во всех смыслах сцена прощания Лиры с Пантелеймоном, которого лодочник в мире мертвых не может взять на борт.
Минус
Лишенные индивидуальности Лира и Уилл
Претензия не к актерскому мастерству Дафни Кин и Амира Уилсона, а скорее, к сценарию. Большую часть экранного времени перед нами просто двое храбрых подростков, которые по воле обстоятельств преодолевают невзгоды, почти не меняя сдержанного выражения лиц. И если в книгах пара вызывает искреннюю симпатию, пусть даже Лира — изощренная лгунья (но очень обаятельная), а Уилл — убийца (но классный парень), то героям в сериале трудно искренне сопереживать, отождествляя себя с ними. Особенно жаль, что между экранными Лирой и Уиллом не чувствуется химии, которая так важна по сюжету — заявленные Адам и Ева не получились. Наконец, быстро повзрослевшие актеры мало похожи на детей, входящих в пубертат (что тоже опять же краеугольный сюжетный камень), а в третьем сезоне фигуру Дафни Кин зачем-то еще и постоянно подчеркивают облегающей одеждой.
Плюс
Харизматичные второстепенные персонажи
Цыганка Ма Коста (Энн-Мэри Дафф), авиатор Ли Скорсби (Лин-Мануэль Миранда — помните его в «Сопрано»?), злодейка миссис Колтер (Рут Уилсон), ученая Мэри Малоун (Симона Кирби) — несомненные жемчужины сериала, наблюдать за которыми было одно удовольствие. На их фоне несколько блекнут даже, казалось бы, главная звезда Джеймс МакЭвой, он же лорд Азриэл, и всеобщий любимчик Эндрю Скотт, который играет полковника Джона Парри, отца Уилла. Здесь отдельно стоит отметить чувство юмора шоураннеров: деймона Скотта озвучила Фиби Уоллер-Бридж, с которой они вместе снимались в сериале «Дрянь».
Минус
Скучный второй сезон
После очень цельного первого сезона второй сильно проигрывает и по эмоциональному накалу, и по наполненности событиями. Он кажется необязательным и скучным — вероятно, именно на этом этапе шоу потеряло многих зрителей. Интересно, что события второго тома трилогии — «Чудесного ножа» — частично были показаны уже в первом сезоне (у Пулмана Уилл появляется только во второй книге). Лучше бы таким же образом распределили на пару сезонов третий том саги, самый толстый и насыщенный.
Вердикт
Пока что это все равно лучшая экранизация трилогии Пулмана
В сравнении с провальным (несмотря на Николь Кидман и Дэниэла Крэйга) фильмом «Золотой компас» 2007 года сериал «Темные начала» выигрывает во всем: в целом это хорошая попытка передать атмосферу пулмановского текста, сложность и многообразие его миров, а главное, глубину идеи. «Темные начала» не просто красивая сказка об окнах между мирами, говорящих зверьках-деймонах, смелых детях и жестоких взрослых, а масштабное и серьезное высказывание о науке, религии, смерти и любви. Именно формат сериала позволил достичь нужного масштаба (пусть и не без потерь и неровностей) — от многообещающего начала и до эмоционального, пробивающего до слез конца.
Смотрите сериал «Темные начала» в Амедиатеке и в Плюсе Мульти с Амедиатекой на Кинопоиске.
Читайте и слушайте книги Филипа Пулмана на Букмейте в подписке Плюс Мульти с опцией «Букмейт».
Автор: Кристина Ятковская