Блокбастер Джеймса Кэмерона триумфально зашагал по планете: за первые выходные он собрал в мировом прокате 434 млн долларов. Зрители рады, отзывы критиков тоже в основном благожелательные (сбалансированная рецензия Зельвенского здесь), при этом к «Аватар: Путь воды», как ко всякому произведению искусства такого масштаба, возникают претензии. Кинопоиск проговаривает вопросы, на которые ждет ответы от режиссера в следующих фильмах.
Что произошло с кланом, лидером которого стал Джейк Салли?
В финале первого фильма землянин Джейк Салли (Сэм Уортингтон) руководил кланом Оматикайя в борьбе против Корпорации по освоению природных ресурсов (ОПР, или RDA). Объединенным силам на’ви удалось избавиться от колонизаторов: часть погибла в битве, другие отправились домой, а некоторые дружественные земляне остались на Пандоре. Среди них и Джейк, чье сознание окончательно было перенесено из человеческого тела в аватар.
События второго «Аватара» стартуют через 14 лет. После поражения ОПР вернулась и запустила еще более масштабную колонизацию, начав беспощадно уничтожать джунгли и строить что-то огромное. Джейк и его соплеменники пытались бороться с захватчиками, но успехов не добились. Спустя год герой вместе с женой Нейтири (Зои Салдана) и детьми решает оставить Оматикайя, чтобы не подвергать их дальнейшей опасности: по следам Салли идет отряд полковника Куоритча (Стивен Лэнг), который сам теперь обитает в теле аватара.
Большая половина «Пути воды» происходит на территории обширных коралловых рифов Пандоры, где проживает клан Меткаина. Но что произошло с Оматикайя после ухода Салли? Неужели колонизаторы просто оставили их в покое?
Кто отец Кири и что вообще с ней творится?
Исследовательница на’ви Грейс Августин (Сигурни Уивер) пыталась перенести себя в тело аватара, но ее раненая человеческая оболочка погибла, а новая форма так и не ожила. Казалось, она окончательно мертва, ее разум слился с Эйвой — нейронной биохимической сетью, объединяющей все организмы Пандоры, но в «Пути воды» оказалось, что это не так. Аватар Грейс находится в коме, жизнедеятельность поддерживает специальная капсула в лаборатории. Тем не менее она каким-то образом оказывается беременна и рожает девочку Кири (ее тоже играет Уивер), которую Джейк и Нейтири воспитывают как приемную дочь.
Пожалуй, это самая главная загадка нового фильма: как коматозное тело-аватар землянки забеременело и кто является отцом ребенка? Видимо, объяснение будет не вполне обычным, ведь в «Пути воды» Кэмерон явно намекает, что Кири обладает необычными способностями и устанавливает особую связь с Эйвой. Это божество на’ви тоже еще не раскрыто полностью. Известно, что Оматикайя общались с Великой матерью через Древо душ, которое есть и у Меткаина. У них его аналог находится под водой.
А кто мать Паука и что с ним будет дальше?
Еще один новый герой — дредастый подросток Майлз (Джек Чемпион) по прозвищу Паук; человек, который живет среди на’ви, прибившись к семье Джейка и Нейтири, хотя ее чувства к нему далеки от материнских. Его биологический отец, как выясняется довольно скоро, — жестокий полковник Куоритч, а родился он на пандорианской базе людей. На Землю его не отправили, потому что дети не переносят полеты в криокапсуле (однако на этой стадии развития человечество научилось успешно записывать сознание на флешку — так Куортич возродился в виде аватара).
Откуда вообще появился Паук и кто его мама? Оказывается, этот персонаж дебютировал в комиксе «Аватар: Высота» («Avatar: The High Ground»), а родила его Пас Сокорро (не напрягайте память, в первом фильме ее не было). Наверняка многие зрители «Пути воды» были в недоумении: мать мальчика в фильме не упоминается. Если Кэмерон расскажет хотя бы немного о происхождении пацана в третьем фильме, это сильно облегчит жизнь массовой аудитории, которая не обязана быть настолько глубоко погруженной в лор.
Была ли у отряда Куоритча какая-то другая цель?
Одна из главных проблем «Пути воды» — логические несостыковки. Например, зачем ОПР потратила огромный бюджет на создание аватаров для отряда морпехов Куоритча? Неужели только для того, чтобы найти и убить предателя Салли? Напомним, что с финала первого фильма прошло уже 14 лет, поэтому трудно поверить в злопамятность большой корпорации, которая руководствуется рациональной выгодой. Пока этот момент кажется самым уязвимым местом в сценарии фильма. Здесь трудно придумать какой-то логичный ответ.
И, кстати, куда подевался расчетливый колониальный администратор Паркер Селфридж (Джованни Рибизи) из первой части? Он едва мелькает в видеопослании полковника, записавшего свои мозги на накопитель, самому себе — аватару. Если Куоритч останется центральным злодеем третьего фильма, придется констатировать недостаток фантазии у создателей франшизы.
Чего вообще хотят люди на Пандоре?
В первом фильме земные капиталисты воровали у туземцев анобтаниум — минерал неясного назначения. Но — сюрприз — название этого элемента ни разу не звучит во втором фильме. Теперь среди ценных ресурсов Пандоры фигурирует амрита — жидкость из мозга огромных китообразных тулукунов, из которой делают лекарство, замедляющее старение. То есть интересы ОПР больше не ограничиваются одним минералом?
ОПР готовится к полномасштабной колонизации Пандоры, чтобы переселить туда все человечество — это прямо упоминается в прологе «Пути воды». Ведь, как мы помним из начала первой части, дела на Земле так себе: экологическая катастрофа, перенаселение, заканчивающиеся ресурсы... Правда, переезд на планету, где люди не могут дышать, тоже, кажется, не тянет на окончательное решение земного вопроса. Возможно, ОПР планирует терраформирование Пандоры с целью насытить атмосферу кислородом, и это может стать большим сюжетом следующих фильмов. Очевидно, такая операция грозит катастрофой на’ви и другим видам планеты.