«Жену путешественника во времени» закрыли после первого сезона. Объясняем, почему сериал нужно продлить

Обсудить0

Шоу HBO о человеке, которого бросает то в прошлое, то в будущее, и о его сложных отношениях с женой, живущей в линейном времени, было закрыто из-за низких оценок критиков. Это решение вызвало возмущение зрителей, имевших совсем другое мнение. Мы тоже хотим досмотреть эту увлекательную и ироничную историю до конца и не видим в ней ничего плохого.

Татьяна Алешичева

Кинокритик, обозреватель газеты «Коммерсантъ»

Генри Детембл (Тео Джеймс) болен необычным генетическим заболеванием: в моменты сильного волнения или стресса он перемещается во времени. Обычно это происходит так: только что Генри еще был тут, стоял посреди гостиной и разговаривал с друзьями, а через секунду от него осталась только кучка одежды на ковре. Сам он уже далеко — материализуется из воздуха где-нибудь посреди улицы совершенно голый и в другом году. И хорошо еще, если это происходит на пустыре, а не в парке, полном людей, или в музее, где как раз ведут экскурсию для школьников. Привыкший оказываться голым в общественных местах, за годы скачков во времени Генри научился ловко добывать себе одежду и воровать у прохожих кошельки, чтобы как-то перебиться, пока не вернется обратно в свое настоящее.

Возвращается он обычно к своей жене Клэр (Роуз Лесли), которая за годы знакомства свыклась с тем, что засыпает с мужем, а просыпается одна. Впервые она увидела Генри на лесной поляне недалеко от дома, когда ей было шесть лет. Тогда спрятавшийся в кустах добрый незнакомец попросил ее принести из дома отцовскую одежду и стал время от времени появляться на ее любимой поляне; они беседовали и играли в шашки. Так было, пока девушке не стукнуло восемнадцать. После этого он на пару лет пропал, а потом они снова встретились, только теперь уже в естественном течении времени, как встречаются все молодые люди: Роуз было двадцать, и она прекрасно знала Генри, а Генри было 28, и он видел ее впервые.

Тео Джеймс и Эверли МакДонелл

Казалось бы, перед нами занятная мелодрама с красивыми актерами и фантастическим сюжетом в духе Кристофера Нолана, в поворотах которой интересно копаться, — что тут могло не понравиться критикам? На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes на момент написания этой статьи рядом с названием сериала красуется зеленая клякса с рейтингом одобрения критики всего в 38%, притом что зрительский рейтинг сериала — 85% одобрительных отзывов. Недовольства не высказали только англичане: поскольку за сериал по бестселлеру Одри Ниффенеггер отвечает их соотечественник Стивен Моффат, сценарист легендарного «Доктора Кто» и культового «Шерлока», британские кинокритики сериал хвалят.

Остальные вроде обозревателей индустриальных изданий Hollywood Reporter и Variety увидели в «Жене путешественника» крамолу, практически «Лолиту»: как понимать длящиеся годами отношения между маленькой девочкой и взрослым мужиком, тем более что он сваливается на лесную поляну голым? Вдобавок кому-то из критиков показалось объективацией постоянное присутствие в кадре полуобнаженного Тео Джеймса, но он, что греха таить, и правда красавчик, а кино испокон века было замешано на таком вот восторженном взгляде. Однако там, где тревожный критический глаз разглядел пикантный сюжетец, его, на самом деле, нет: фабула романа Ниффенеггер — это просто метафора любовных отношений, где каждый из партнеров «воспитывает» и даже «создает» другого. А безумные скачки во времени, когда Генри видит прошлое глазами человека, умудренного опытом, — метафора памяти. Впервые его выбрасывает из настоящего в момент гибели матери, и в дальнейшем он возвращается в самые счастливые и самые несчастные моменты собственной жизни, как это делают все люди в своих воспоминаниях. «Для всех остальных прошлое уже ушло, и только я пытаюсь в нем выжить», — так Генри описывает свое существование во времени.

В романе и сериале обыграна также тема несовпадения наших представлений об идеале и реальном человеке. В первом эпизоде 20-летняя Клэр отправляется в библиотеку Ньюберри в Чикаго, чтобы найти редкую книгу. Именно там она встречает молодого Генри. Она знакома с ним всю жизнь, а он понятия не имеет, кто она такая — это же ироничный взгляд на романтический образ принца, который девушка выстраивает в своем воображении. Довольно скоро Клэр обнаруживает, что этот молодой Генри, которого она еще не встречала, не просто далек от идеала, но он придурок и повеса, и к тому же у него есть девушка. Однако ведь к ней на поляну приходил уже сложившийся мужчина и вел себя как джентльмен! В любви необходимо терпение; кому, как не ей, проводящей жизнь в ожидании, этого не знать. «Раньше мужчины уходили в море, а женщины ждали их годами», — говорит Клэр и соглашается на эту участь, потому что знает, что рано или поздно Генри окажется тем самым.

Тео Джеймс и Роуз Лесли

Из такой истории могла получиться сентиментальная старомодная слезовыжималка, но в сериале много юмора: из-за странных темпоральных скачков Генри то и дело случаются курьезы. Он встречает в другом времени более молодого или более старшего себя, и между этими двумя сущностями всякий раз происходят забавные перепалки. Оглядываясь назад, мы бы с удовольствием дали тогдашнему себе дельный совет. А байка о том, как новоиспеченный жених отправляется за психостимуляторами, потому что боится от волнения просто исчезнуть прямо у алтаря, — это всем метафорам метафора. Одри Ниффенеггер придумала простой прием: чтобы подсветить проблемы, которые часто случаются в любовных отношениях, она просто показала эти отношения развивающимися не по порядку. Генри делает предложение Клэр, когда уже знает, что она стала его женой — эти запутанные линии сложно понять, но постепенно в них просвечивает истина, как в хитросплетениях Кристофера Нолана. Кажется, речь тут просто идет о судьбе.

Мысль о судьбе и неизбежности смерти — главный посыл сериала, его стержень. «Путешествие во времени происходит со всеми людьми. Его не избежать. Но это случится не сегодня», — говорит Генри, имея в виду конечность жизни. Люди встречаются и влюбляются, зная, что когда-нибудь они умрут, и все же отваживаются на близость и привязанность. Возможно, эту истину на радость придирчивым критикам стоило пробубнить с постными лицами под духоподъемный лирический саундтрек, а не проговорить скороговоркой посреди шуток, гэгов и приключений. Но вряд ли тогда эта история выглядела бы увлекательной.

Роман Ниффенеггер уже был экранизирован в 2009-м с Эриком Баной и Рэйчел МакАдамс, и в этом фильме сюжет был докручен до конца. В сериале, который затевался как минимум на два сезона, он обрывается на самом интересном месте, когда Генри узнает, что им с Клэр не суждено вместе состариться, а она сокрушается из-за невозможности иметь детей, потому что они подвержены той же генетической мутации. Кажется, канал HBO все-таки погорячился с отменой шоу, которое критики сочли недостаточно интеллектуальным, ведь в сюжете как раз наступил момент, когда можно поговорить о высоком.

Смотрите сериал  «Жена путешественника во времени» в Амедиатеке и на Кинопоиске в Плюсе Мульти с Амедиатекой.

Девушка из бедной семьи поступает в богатую школу, чтобы отомстить. Захватывающий сериал в духе «Элиты»
В главных ролях:Рабиа Сойтюрк, Джанер Топчу, Сумейе Айдоган, Мурат Далтабан
Режиссер:Али Балджи
Смотрите по подписке

Смотрите также

Вселенная-на-Дону: ростовский миф в культуре — от Чикатило до «ЮЗЗЗа»
Мнение

Вселенная-на-Дону: ростовский миф в культуре — от Чикатило до «ЮЗЗЗа»

4 мая0
Деградация «Полицейского с Рублевки»: от «Армани» майора Измайлова до дефективного агентства Мухича
Мнение

Деградация «Полицейского с Рублевки»: от «Армани» майора Измайлова до дефективного агентства Мухича

6 июля 202217
Сериал «Джулия» и его кухонный феминизм
Сериалы

Сериал «Джулия» и его кухонный феминизм

27 июля 20221
6 шедевров на Кинопоиске: от прототипа CODA до индийского революционного блокбастера RRR
Смотрите на Кинопоиске

6 шедевров на Кинопоиске: от прототипа CODA до индийского революционного блокбастера RRR

21 июля 20223

Главное сегодня

Во Франции объявили победителей 76-го Каннского фестиваля

27 мая6
Во Франции объявили победителей 76-го Каннского фестиваля
Канны, послесловие: как мы запомнили этот фестиваль

Канны, послесловие: как мы запомнили этот фестиваль

Сегодня5
«Наследники» — сериал, о котором больше всего пишут сейчас. Рассказываем почему
Сериалы

«Наследники» — сериал, о котором больше всего пишут сейчас. Рассказываем почему

Сегодня10
«Барри»: как отличное шоу к четвертому сезону стало абсолютно великим
Сериалы

«Барри»: как отличное шоу к четвертому сезону стало абсолютно великим

Сегодня13
«Элементарно»: ромком о притяжении противоположностей с занудными банальностями о толерантности

«Элементарно»: ромком о притяжении противоположностей с занудными банальностями о толерантности

Сегодня1
«Стражи Галактики. Часть 3». Лучший фильм Marvel?
Крупным планом

Подкаст«Стражи Галактики. Часть 3». Лучший фильм Marvel?

Сегодня0
Звезды на закрытии Каннского фестиваля

Звезды на закрытии Каннского фестиваля

27 мая6
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации