Мадс Миккельсен: «Играть роль без слов не так сложно»

Обсудить0

Датский актер — о своей новой картине «Затерянные во льдах», глупых фильмах о выживании и съемках у режиссеров-дебютантов.

На российские экраны выходит фильм «Затерянные во льдах» (по-английски называющийся просто Arctic). Мадс Миккельсен играет пилота вертолета, потерпевшего крушение в Арктике. Он обустроил себе жилье и научился добывать пропитание, но все еще не теряет надежды выбраться. Однажды он видит еще один вертолет, терпящий крушение, и находит на его борту девушку — она тяжело ранена и без сознания. И он решается на рискованное путешествие, чтобы спасти ее. Фильм снял Джо Пенна — бразильский музыкант, до этого выпустивший только несколько короткометражек. «Затерянные во льдах» были представлены на Каннском кинофестивале в мае 2018 года, там же состоялось и это интервью.

— Я читала, что вы согласились на участие в этом фильме очень легко. Прочитали сценарий, созвонились с режиссером и приняли предложение. Чем вас так привлек сюжет?

— В этой истории есть определенная простота. Вообще я никогда не воспринимал это как типичный фильм о выживании. Да, конечно, я знал, что съемки будут проходить в Арктике и что я по сюжету не очень много говорю, но я воспринимал это как прекрасную историю о разнице между выживанием и жизнью. А эта разница очень большая.

Мы знакомимся с этим парнем [персонажем Миккельсена], когда он просто озабочен тем, чтобы выжить. Он не испытывает никаких эмоций, и в некотором смысле можно сказать, что он уже привык к такому образу жизни. Но, когда в фильме появляется второй персонаж, он начинает постепенно оживать. У его жизни появляется цель.

Это фильм о том, что мы не можем сделать какие-то вещи в одиночестве. Мой персонаж бы никогда не решился идти искать подмогу и пытаться выжить вдали от своего налаженного быта. Он делает это потому, что появляется девушка, которую надо спасти. В каком-то смысле это она на самом деле помогает ему. И мне показалось, что это прекрасная история. Только потом я понял: «Ой, там же будет холодно!» (Смеется.)

На премьере фильма в Москве мы попросили актера произнести несколько фраз на русском, которые могут помочь выжить в холодной стране.

— Сначала режиссер Джо Пенна собирался снимать фильм о выживании на Марсе. Если бы вы могли выбрать, что бы вы предпочли все-таки — сниматься в Арктике или в космических декорациях?

— Если бы Пенна подошел к фильму так же радикально и был бы так же сфокусирован на самой истории, мне было бы все равно. Но если бы это была марсианская история, то пришлось бы объяснять очень много вещей: как герои туда попали, как мой персонаж там дышит, чем питается и так далее. И меня все такие объяснения в фильмах раздражают. Это ведь так скучно! Я хочу увидеть эмоционально захватывающую историю. В каком бы жанре она ни была, жанр — это ведь только верхушка, он не настолько важен. А когда приходится очень многое объяснять в фильме словами, это плохо.

И поэтому мы решили, что мы не хотим ничего объяснять про наших героев. Мы не хотим, чтобы героиня пришла в сознание, а герой пустился в воспоминания и рассказал зрителю все о своей жизни. Очевидно, что семейная фотография, которую он находит у девушки, много для него значит. Но я не хочу, чтобы он рассказывал мне о своей семье. И мне это очень нравится в сценарии: там нет объяснений, там нет флешбэков.

Мадс Миккельсен и Джо Пенна на съемках фильма «Затерянные во льдах»Мадс Миккельсен и Джо Пенна на съемках фильма «Затерянные во льдах»

— Каково это — играть персонажа, о котором толком ничего не знаешь?

— Я просто представил: что если бы я оказался на его месте? Что бы я делал? Да, он принимает какие-то решения, которых бы не принял я, и наоборот, но хорошо, это часть его характера. Однако мне не нужно знать о его отце или о его бабушке, чтобы понять, что он испытывает и через что ему пришлось пройти в Арктике. Все в такой ситуации поняли бы. Мы хотели, чтобы любой человек мог почувствовать себя на его месте.

— Но при этом, когда я смотрела фильм, я была поражена тем, как много вещей, необходимых для того, чтобы выжить в Арктике, он знает. Как вы думаете, у вас бы получилось выжить, окажись вы реально на его месте, в этих тяжелейших условиях? Вот у меня бы нет.

— Несомненно, я бы делал все то же самое. Я не эксперт по выживанию, но и мой герой тоже. Он не гений, он просто руководствуется здравым смыслом. Да, наверное, я бы не так хорошо знал, что делать со всякими электронными устройствами, потому что я, в отличие него, не инженер, но я бы придумал что-нибудь еще.

Вообще мы привыкли смотреть фильмы о выживании, в которых у героев очень низкий IQ. Потому что они постоянно делают все неправильно. Здесь же просто здравый смысл и инстинкты. Надвигается снежная буря? Я надежно закреплю все мои вещи, запрыгну в спальный мешок и застегну его. А в большинстве фильмов о выживании обычно наоборот. Люди совершают совершенно идиотские поступки, а ты, как зритель, думаешь: «Какого черта ты делаешь?!»

— Что для вас оказалось сложнее — физические или психологические условия роли? Вы играете персонажа, который весь фильм, по сути, проводит один.

— С физическими трудностями я довольно быстро смирился — ты просто работаешь, потом падаешь и спишь. Просто «продолжай шагать». А вот мое психологическое путешествие оказалось куда более интересным. Чем хуже мне было физически, тем больше обнажались все мои чувства. И в сценах, в которых мой персонаж совсем падал духом, падал духом и я. Мне просто было больше не на что опереться. Но мне было очень интересно играть героя, перед которым постоянно стоит выбор — жизнь или смерть.

Вообще же самые тяжелые фильмы в моей карьере — это те, которые по какой-то причине не работают. Какая-нибудь часть в них не имеет смысла, или создатели настаивают на съемках какой-нибудь сцены, а эта сцена ужасна. Съемки же в «Затерянных во льдах» из-за того, как хорошо написан сценарий, ощущались в этом смысле как прогулка по парку.

— Что вы все-таки предпочитаете — играть роль, в которой практически нет слов (у вас в картине всего несколько фраз), или роль, насыщенную эмоциональными диалогами?

— Играть роль без слов не так сложно. Я большой фанат фильмов, в которых картинка может сказать больше тысячи слов. Но я также люблю фильмы с диалогами, если они оправданы. Конечно, есть некоторый риск в том, что если ты не говоришь, то ты можешь начать производить на свет что-то, чего не должен. И нужно следить за этим, честно обращаясь со сценарием и не придумывая ничего за персонажа, не пытаясь как-то развлечь зрителя. Но я люблю такое кино, потому что, как я говорил ранее, иногда мы слишком много говорим, чтобы объяснить, что происходит в фильме.

— Вы много рассуждали о фильмах про выживание. Какие из них вам больше всего нравятся?

— Мне в целом нравятся фильмы с таким сюжетом. Смотришь и задумываешься: а ты смог бы так сделать? Один из моих любимых — это «Ад в Тихом океане», старый фильм с Ли Марвином и Тосиро Мифунэ, одним из главных актеров Куросавы. В нем японский и американский солдаты оказываются на необитаемом острове, они по очереди берут друг друга в плен и сбегают из него. И это тоже фильм не просто о выживании, а о том, как они на самом деле не могут выжить друг без друга.

«Ад в Тихом океане»«Ад в Тихом океане»

— Каково вам было работать с Джо Пенной, режиссером-дебютантом?

— Вообще я много снимаюсь в дебютных фильмах. Я просто об этом так не думаю. Мне понравился сценарий, и мне понравилось, что Пенна хотел с ним сделать. Обычно режиссеры, снимающие свой первый фильм, более радикальны и менее склонны к компромиссам. И мне это очень нравится. У режиссера должно быть свое видение, а компромиссы ему вредят. И Пенна очень четко следовал своему видению. Но вообще я бы не заметил разницы между ним и режиссером, снявшим много фильмов. Его профессиональный уровень ничем не отличался.

Мадс Миккельсен на премьере фильма в Москве / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаМадс Миккельсен на премьере фильма в Москве / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

— А вы не задумываетесь о том, чтобы самому стать продюсером или режиссером фильмов, как делают многие актеры?

— Продюсирование для меня — это очень скучно. Да, может, в какой-то момент придется, но я, скорее, вижу себя в режиссуре. Вообще я бы не сказал, что очень рвусь к этому, потому что меня и так часто вовлекают в обсуждение сценария или режиссерского видения. И мне кажется, что у меня есть хорошее чутье на такие штуки. Но есть большая разница между тем, когда ты присоединяешься к уже стартовавшему проекту, видишь всю его красоту и можешь что-то к ней добавить своей работой, и между проектом, который ты начинаешь с нуля. И пока у меня нет своей классной идеи, я удовлетворюсь тем, что делаю сейчас.

Принц и сын бунтаря пытаются занять свое место в жестоком мире. Начало фэнтези-саги по бестселлерам Веры Камши
В главных ролях:Анар Халилов, Денис Нурулин, Павел Крайнов, Юрий Чурсин, Сергей Горошко, Сергей Гилев, Валентина Ляпина
Режиссер:Евгений Невский
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Дэвид Духовны: «По мне, нет лучшего супергероя, чем Малдер»
Интервью

Дэвид Духовны: «По мне, нет лучшего супергероя, чем Малдер»

28 января 201930
Котик как улика: «Пылающий» и другие фильмы фестиваля

Котик как улика: «Пылающий» и другие фильмы фестиваля

19 мая 20185
Клык выпал: Йоргос Лантимос от авангарда до «Оскаров»
Портрет героя

Клык выпал: Йоргос Лантимос от авангарда до «Оскаров»

3 февраля 201916
Небеса обыкновенные: Как рай изображают в кино?
Эволюция кинообраза

Небеса обыкновенные: Как рай изображают в кино?

19 февраля 201915

Главное сегодня

«Сандэнс» почти закончился! Мы выбрали 10 интересных фильмов оттуда по версии критиков

Сегодня5
«Сандэнс» почти закончился! Мы выбрали 10 интересных фильмов оттуда по версии критиков
В сериале Netflix про шпионов снялась россиянка Стася Милославская. Мы с ней поговорили

В сериале Netflix про шпионов снялась россиянка Стася Милославская. Мы с ней поговорили

час назад3
«Почка»: сериал, который покушается на негласные табу, не нарушая их
Мнение

«Почка»: сериал, который покушается на негласные табу, не нарушая их

Сегодня5
Что смотреть дома: 2-й сезон «Засланца из космоса», «Энканто», спин-офф «Ледникового периода»
Выбор редакции

Что смотреть дома: 2-й сезон «Засланца из космоса», «Энканто», спин-офф «Ледникового периода»

Сегодня1
6 лучших трейлеров недели: Тома Холланда сбивает машина, а Джозеф Гордон-Левитт строит бизнес

6 лучших трейлеров недели: Тома Холланда сбивает машина, а Джозеф Гордон-Левитт строит бизнес

Сегодня, 15:412
Почему «Энканто» должен получить «Оскар»
Мнение

Почему «Энканто» должен получить «Оскар»

Вчера28
Как Миядзаки создавал свои миры? Разбираем по эскизам

Как Миядзаки создавал свои миры? Разбираем по эскизам

Вчера8
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт