«Человек на Луне»: Дэмьен Шазелл продолжает мучить людей ради мечты

Обсудить0

Конкурс 75-го Венецианского кинофестиваля открылся байопиком о Ниле Армстронге, первым из людей ступившем на спутник Земли.

Сюжет фильма предельно прост: как всегда у Шазелла, это история восхождения per aspera ad astra. Итак, 1961 год. Армстронг (Райан Гослинг) — рядовой инженер-пилот NASA, регулярно совершающий экспериментальные полеты. Смерть малолетней дочери от рака — потрясение, после которого летчику жить, как прежде, уже невозможно. Армстронг принимает решение подать заявку на участие в программе Gemini. «Это будет наше новое приключение», — подбадривает его жена (Клер Фой). «Еще какое!» — хочется тотчас же крикнуть из зала.

Эпопея покорения Америкой космических просторов, основным действующим лицом которой в 1960-е был Армстронг, хорошо известна и романтизирована поп-культурой (от «Аполлона 13» Рона Ховарда до недавних «Скрытых фигур» Теда Мелфи). Шазелл не дает никаких новых трактовок (в том числе политических) упрямому желанию американцев любой ценой опередить СССР. Например, гибель при тренировочном запуске членов экипажа «Аполлона 1» — Роджера Шаффе, Эда Уайта и Гаса Гриссома — показана как необходимая жертва, принесенная человечеством прогрессу. В конце концов, есть такая профессия — умирать во имя исторической необходимости.

«Человек на Луне»«Человек на Луне»

Щекотливые вопросы вроде того, стоит ли космос слезинки чернокожего ребенка (пока рыцари в белых скафандрах штурмуют небеса, на земле идут протесты афроамериканского населения), заданы, но скорее в атмосферу. И остаются без ответа. Для главного героя и для Шазелла соответственно земной контекст по сравнению с музыкой небесных сфер — постылый быт и не более.

Собственно, главные усилия режиссера брошены на то, чтобы продемонстрировать мелкость и неважность всего земного по сравнению с величием космоса (как всегда, Шазелл снимает кино про тернистый путь к мечте).

«Человек на Луне»«Человек на Луне»

Но мечта — это не жизнь. Вот и краткие, в меру турбулентные сцены испытательных полетов и финальная, победная высадка на Луну сняты в подчеркнуто нереалистической манере, как будто Шазелл держит в уме безумный, но до сих популярный анекдот о том, что ничего этого не было, а «маленький шаг для меня и большой для человечества» был сделан в голливудском павильоне. Все это сон, что снится нам, прекрасные грезы о том, как можно победить законы земного притяжения, вырваться из пут времени и пространства, в которых правды нет, и воспарить над болью, смертью, мучительной пустотой экзистенции на кухне.

Армстронг для США олицетворяет ХХ век, новую эру. Как вышло, что из тысяч претендентов именно он, а не кто-то другой совершил невозможное и подарил мечту миллионам? Это главная загадка фильма, раскрыть которую режиссер пытается старыми проверенными способами гештальтпсихологии. Армстронг в исполнении Гослинга — предсказуемо роботоподобный сверхчеловек, уже к середине картины успешно избавляющийся от тех немногих эмоций, что озаряли его физиономию на этапе лирического предисловия. Он как бы walking dead, он умер вместе с дочерью. Вереница похорон — основное времяпровождение сотрудников NASA — лишь укрепляет его в мысли, что смерть — один из способов выйти в открытый космос. Поэтому как бы Шазелл ни боролся за его душу кнутом и пряником, физические испытания родом из «Одержимости» и сцены грусти нежной, практически автоцитаты из «Ла-Ла Лэнда» — все ему как мертвому припарки, он уже в ином измерении.

«Человек на Луне»«Человек на Луне»

Внутренняя и внешняя неподвижность Армстронга (как будто Шазелл снимает фильм о гранитном памятнике герою) — основная проблема «Человека на Луне». Сколько бы ни взрывались и ни горели космические корабли на экране, по сути, в фильме ничего не происходит. Это своего рода status quo, инсценировка событий давно минувших дней, ничего не добавляющая к тому, что мы знали (или не знали) об этой истории прежде. Наверное, удачей можно считать общий сновидческий тон картины, но и он не более чем дежавю, знакомые до боли перепевы Терренса Малика. Увы, это кино про бремя первых совсем не первого сорта.

Смотрите также

Венеция-2018: Самые ожидаемые фильмы фестиваля

27 августа 2018

Трейлер фильма «Человек на Луне»: Победить гравитацию

29 августа 2018

Студия Marvel предлагала Киану Ривзу роль во всех своих фильмах

Вчера

В 2020 году Pixar выпустит мультфильм «Душа»

Вчера

Главное сегодня

За кулисами «Кинотавра»: Кузнецов, Шпица, Сутулова и другие звезды

Вчера

Что смотреть в кино: «Дылда», «Дитя робота» и новая «История игрушек»

Вчера

Христиане потребовали от Netflix закрыть сериал Amazon «Благие знамения»

Вчера

Гид по фильмам Альмодовара, эксцентрика и феминиста

Вчера

Продолжение «Паранормального явления» и еще 14 новостей дня

Вчера

ТестКрасный или желтый? Определите, какой цвет в кадре

19 июня

На лице у них улыбки: Краткая история страшных кукол в кино

19 июня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт