Даррен Аронофски: «Сегодня кинематографисты не хотят ничем рисковать»

Обсудить0

Режиссер фильмов «мама!», «Черный лебедь» и «Рестлер» — о реакции на недовольство зрителей, об интересе к VR-кино и сложностях работы с Микки Рурком.

«НоводавИче. Это же кладбище? — спрашивает Даррен Аронофски во время визита в Москву. — Далеко оно отсюда? Хочу увидеть Гоголя, Булгакова, Маяковского... И Чехова!»

Режиссер с русскими корнями приехал в Россию не впервые, но в этот раз он решил задержаться здесь почти на неделю, тем более что рабочий график позволяет. После выхода скандальной ленты «мама!» прошло уже больше полугода, а Аронофски пока так и не анонсировал свой следующий режиссерский проект.

23 апреля постановщик открыл в Москве креативный фестиваль Telling Stories Fest, организованный Высшей школой экономики. КиноПоиск поговорил с ним об опыте создания виртуальной реальности, а также о том, почему Венеция не приняла его «маму!» и как он добился доверия от Микки Рурка.

— Пока все гадают, какой будет ваша следующая режиссерская работа, вы один за другим запускаете оригинальные продюсерские проекты. Что вами движет?

— Я действительно очень много всего продюсирую сейчас. Месяц назад на канале National Geographic состоялась мировая премьера документального сериала «Неизвестная планета Земля» с Уиллом Смитом. Его съемки — это что-то невероятное! Мы работали на Международной космической станции, на всех шести континентах, в 45 странах. Если еще не видели, очень рекомендую. Фантастический проект!

«Неизвестная планета Земля»«Неизвестная планета Земля»

Кроме того, мы запустили VR-проект «Сферы», состоящий из трех частей. Две уже готовы, третью планируем на сентябрь. Его снимает молодой режиссер Элиза МакНитт. Она интересуется наукой и борется за защиту окружающей среды, а я решил ее поддержать, впрочем, не сильно погружаясь в технологию.

Для меня VR — это в первую очередь эксперимент. Думаю, что в ближайшем будущем люди будут проводить все больше времени в виртуальной реальности, и это интересный способ провести время и получить удовольствие. Но новым киноязыком я бы VR не называл — скорее, это просто еще одна новая форма развлечения. Погружаться в него глубже я пока не планирую.

— Вы режиссер, ассоциирующийся со всем новым и экспериментальным в кино, но продолжаете все свои фильмы снимать на пленку. Почему?

— Я обожаю съемочный процесс. Мне нравится это ощущение, когда ты не знаешь, что именно у тебя получается, пока не проявишь пленку. Вот этот химический процесс проявки пленки превращает кино в магию. А когда ты снимаешь на цифру и сразу видишь перед собой, что получается, это просто скучно! Таких, как я, приверженцев пленки, еще достаточно много, но с каждым годом снимать на нее становится все сложнее и сложнее по целому ряду причин. И очень жаль.

— Во время пресс-конференции на вопрос о том, что бы вы посоветовали молодому и начинающему автору, вы ответили: «Будь честен, слушай себя». При этом вы же всегда советуете не забывать о зрителе и его интересах. Нет ли тут противоречия?

— На мой взгляд, нет. Ты должен быть честным, но ты также должен следить за тем, чтобы твой честный посыл достиг зрителя, был ему понятен.

— Что в таком случае случилось в Венеции на премьере фильма «мама!»? Кажется, его поняли не все зрители.

— Знаете, такое происходит постоянно. «Реквием по мечте» в свое время освистали в Каннах, «Фонтан» — тоже. Реакция на «маму!» была даже позитивнее: кто-то аплодировал, кто-то кричал «бу!». Когда я снимаю фильм, я всегда держу в голове возможную агрессивную реакцию зрителя, который просто окажется не готов к новому опыту. Это нормально, такова природа нашей профессии. Если ты снимаешь фильм, который затрагивает зрителя за живое, то обязательно будут и те, у кого увиденное вызовет отторжение. Сегодня кинематографисты не хотят ничем рисковать, им нужно сделать фильм, который понравится сразу всем, чтобы как можно больше людей максимально ненапряжно провели время. А у меня такой цели нет. Я хочу, чтобы мои зрители удивлялись, думали, обсуждали друг с другом то, что они увидели.

На съемках фильма «мама!»На съемках фильма «мама!»

— Перед съемками «мама!» вы репетировали с актерами целых три месяца. Редко кто из режиссеров может сегодня себе это позволить. Зачем вам было это нужно?

— Это как домашняя работа. Чем больше нюансов вы можете учесть заранее, тем лучше. Как только выставлен свет и включается камера, все меняется. Появляется еще уйма деталей, которые ты должен контролировать. Ты вдруг как будто переносишься из двухмерного в трехмерное пространство.

— Комментируя работу с актерами, вы говорите, как вам важно, чтобы актеры вам доверяли. Как добиться этого на практике? Как заручиться доверием, например, Микки Рурка?

— Все просто. С ним я был предельно честен и прямо говорил, чего я от него хочу и как именно он будет смотреться на экране.

— Это всегда работает?

— Нет. Но я понял, что в случае с Микки Рурком только честность могла сработать. А другим актерам это не нужно. Вообще, к каждому нужен свой подход.

Микки Рурк и Даррен Аронофски / Фото: Getty ImagesМикки Рурк и Даррен Аронофски / Фото: Getty Images

— Знаете, мы с вами сейчас сидим и общаемся, а между тем генсек ООН недавно заявил о начале новой холодной войны между нашими странами. Вас такие новости не пугают?

— Меня очень огорчает, что США и Россия вновь далеки друг от друга, но, честно говоря, у нас в стране сейчас так много проблем, что думать еще и об этом нет никакой возможности. Я концентрируюсь на внутренней повестке: борюсь за экологию, участвую в благотворительных проектах и политических акциях. И хочу сказать, что по сравнению с США многие страны, включая Россию, ведут себя более прогрессивно. Они хотя бы подписали Парижское соглашение (соглашение 2015 года между странами — членами ООН о регуляции углекислого газа в атмосфере — Прим. ред.)! Знаете, какая единственная страна в мире его не подписала (в 2017 году президент США Дональд Трамп объявил о выходе из соглашения — Прим. ред.)? По-моему, это чудовищно. К сожалению, улаживать еще и международные конфликты у меня нет времени. Но очень важно помнить о том, что у каждого из нас есть свой голос! Хотя бы в виде аккаунта в социальных сетях, где мы можем свободно общаться друг с другом.

— Кстати, о социальных сетях. Вы слышали про запрет Telegram в России? Вы им пользуетесь?

— Да, у меня есть аккаунт. А что, я не могу им здесь воспользоваться?

— Технически можете, но сам мессенджер здесь запрещен законом.

— Все, больше не буду. (Улыбается.) Дело в том, что спецслужбы не могут его просматривать, да? А как насчет WhatsApp?

— С ним никаких проблем.

— Signal?

— Тоже.

— Вау.

Даррен Аронофски / Фото: Элен Нелидова для КиноПоискаДаррен Аронофски / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

— Этот конфликт мог бы стать хорошим материалом для кино, не находите? Я заметил, что герои ваших фильмов часто борются за свою свободу, но всегда делают это исключительно от своего лица, не представляя сообщество, к которому принадлежат. Почему так? Вы могли бы снять, например, социальную драму в чистом виде?

— Понимаю, о чем вы. Хороший вопрос, хотя вот в «маме!» как раз такой социальный месседж был. Но я думаю вот о чем: даже если это значимое социальное высказывание, оно никому не интересно до тех пор, пока не станет личным. И примеры людей, которые внесли огромный вклад в борьбу с несправедливостью, показывают, что это всегда очень личные истории, которые в кино вызывают у зрителя эмоциональную сопричастность. Все человечное в нас — это то, что связывает с другими.

— Мне кажется, в России с этим есть определенные трудности: мы привыкли мыслить масштабами классов, поколений и так далее...

— Да, в Америке все иначе, там правит индивидуалистическое мышление, у нас в истории не было коммунизма. Там все рассуждают категориями «мой»: мое благосостояние, моя собственность, моя машина, мой «Сникерс» и так далее. И другие страны, насколько я могу судить, тоже движутся в этом направлении. Знаете, когда индивид вынужден постоянно подчиняться только интересам большинства, это большая проблема, что, собственно, и показала история СССР. Во всем должен быть баланс!

Рэдклифф и Бушеми снова на коне: знакомые актеры, совершенно новая история и озвучка по версии Кураж-Бамбей
В главных ролях:Дэниэл Рэдклифф, Стив Бушеми, Джеральдин Вишванатан
Режиссер:Дэн Шимпф, Райан Кейс, Морис Мэрэбл
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Даррен Аронофски назвал Андрея Звягинцева одним из любимых режиссеров

Даррен Аронофски назвал Андрея Звягинцева одним из любимых режиссеров

23 апреля 201820
Даррен Аронофски порадовался званию автора самого плохого фильма века

Даррен Аронофски порадовался званию автора самого плохого фильма века

20 октября 201779
Даррен Аронофски: «Я бросаю гранату в поп-культуру и смотрю, что выйдет»
Интервью

Даррен Аронофски: «Я бросаю гранату в поп-культуру и смотрю, что выйдет»

17 сентября 201728
Никита Михалков: «Меня трудно обмануть. Я вижу, когда фуфло выдают за настоящее — оно остается фуфлом»
Интервью

Никита Михалков: «Меня трудно обмануть. Я вижу, когда фуфло выдают за настоящее — оно остается фуфлом»

30 апреля110

Главное сегодня

«Основной инстинкт»: Как устроена знаменитая сцена допроса Шэрон Стоун

Сегодня2
«Основной инстинкт»: Как устроена знаменитая сцена допроса Шэрон Стоун
Краткая история кино: 1970-е. Смотрим «полочное кино», японский авангард о террористах и блокбастер Фассбиндера

Краткая история кино: 1970-е. Смотрим «полочное кино», японский авангард о террористах и блокбастер Фассбиндера

Сегодня0
Индейка вместо президента США! «Рик и Морти» открыто выходят на политическую тропу
Сериалы

Индейка вместо президента США! «Рик и Морти» открыто выходят на политическую тропу

Вчера2
Кино сталинской эпохи: Между искусством и идеологией

ВидеоКино сталинской эпохи: Между искусством и идеологией

24 июля9
«Время»: пугает или смешит мистический триллер М. Найта Шьямалана?

Подкаст«Время»: пугает или смешит мистический триллер М. Найта Шьямалана?

Вчера1
Объявлена программа Венецианского фестиваля. В основной конкурс вошел российский триллер «Капитан Волконогов бежал»

Объявлена программа Венецианского фестиваля. В основной конкурс вошел российский триллер «Капитан Волконогов бежал»

Вчера11
Что рассказывают о новом «Отряде самоубийц» его создатели

Что рассказывают о новом «Отряде самоубийц» его создатели

23 июля25
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт