Какие образы, которых не было в романе Нила Геймана, были взяты из древнеиндийского эпоса «Махабхарата»? Об этом — в лекции Тамары Эйдельман, прочитанной в лектории «Прямая речь».
Совместно с лекторием «Прямая речь» продолжаем рассказывать о культовых сериалах современности. КиноПоиск публикует конспект выступления «„Американские боги“. Комментарий историка» (о сериале, основанном на одноименном романе Нила Геймана) преподавателя истории, заслуженного учителя России Тамары Эйдельман.
Цитаты из «Махабхараты»
Нил Гейман в предисловии к «Американским богам» говорит, что писал книгу про Америку (сам он из Англии, но живет сейчас в США). Сначала он даже не мог понять, про что он хочет написать, потом сделал набросок, отправил своему агенту, и тот ему прислал вариант обложки, где была дорога, молния и написано «Американские боги». И тогда Гейман понял, что это книга, которую он хочет написать.
О чем написал Нил Гейман? С одной стороны, банальная мысль: Америка — страна эмигрантов. Это действительно интересно показано (в книге) — вставки, рассказывающие о разных людях, которые в разное время приезжали в Америку, включая первых первобытных людей. С другой стороны, там есть существенная мысль о том, что боги существуют, пока в них верят. Это идея, что боги со временем отходят, начинают заниматься какими-то бытовыми вещами, работать на бойне и еще где-то — она очень хороша.
Есть такое понятие в истории религии — «отдыхающий бог». В разных древних религиях есть бог, который создал землю, а дальше он ничего не делает — нет мифов, с ним связанных, ничего. Непонятно, при чем он. Одна из версий, что это какой-то древний бог. Из тех времен, когда, может, и были мифы, связанные с ним, а теперь они уже забылись. В общем, здесь показана та самая ситуация: боги отступают и забываются или почти забываются. Другая существенная мысль: они, конечно, отступают, но никуда не исчезают. Есть какие-то совершенно забытые боги, но они все равно тут, они уже сюда приехали, они уже здесь.
В конце последней серии первого сезона есть сцена, когда Один вдруг открывается герою по имени Тень Мун (в книге такого момента нет) и говорит: «Я — Один, мои имена такие-то, у меня есть вороны, волки и так далее». Авторами фильма это взято совершенно из другого источника, из известного древнеиндийского эпоса «Махабхарата», где у героя Арджуны есть возница. Сразу понятно, что это не простой возница. В какой-то момент Арджуна спрашивает его: «Как же так, почему столько людей гибнет, в том числе мои близкие и люди с других сторон?» На что возница отвечает, что каждый должен выполнять свою карму — сражайся. Тот спрашивает, кто он такой, и узнает, что это Кришна. Он превращается из возницы в существо со множеством ликов, с клыками времени, лицо его сияет ярче тысячи солнц и так далее. И, конечно, когда мистер Среда (персонаж, которого играет Иэн МакШейн — Прим. ред.) превращается в Одина и сразу вырастает вверх, понятно, что авторы сериала держали в голове «Махабхарату».
Волшебное дерево
Самое главное, что сделал Один, — грубо говоря, распял себя на волшебном дереве — древе мира. В скандинавской мифологии, как и в любой другой, есть представление о волшебном дереве, корни которого уходят в подземный мир, ствол растет в нашем мире, а крона уходит в небо. То есть это ось, которая соединяет три главных мира, то, на чем все держится. Оно может принимать разные формы (есть версия, что крест — тоже вариант мирового дерева). Скажем, какой-то горошек, который в сказке вырастает и по которому герой поднимается на небо. У скандинавов было дерево, которое называлось Иггдрасиль, что значит «скакун Игга», то есть Одина. Одна из ипостасей этого бога — виселица, когда он был приколот своим волшебным копьем к дереву и висел на нем 9 дней, получив великую мудрость, в частности мудрость древних рун.
Те, кто читал книгу, знают, что, по мнению Геймана, и в Америке есть такое дерево, тоже очень непростое. Вокруг него идет целая жизнь: ястребы, змеи, вороны, белка — разные волшебные существа. Белка считается гонцом между этими двумя мирами. Когда Тень окажется на этом дереве, то ему начнут являться разные боги: Ганеша, Гор, Христос и белка. Он смотрит на эту белку, которая говорит ему: «Рататоск». Это ее имя. Все нас ведет к тому, что перед нами, грубо говоря, дерево Иггдрасиль. Около этого дерева, как и полагается, бьет волшебный источник, который на время остановит распад тела Лоры (Эмили Браунинг). Источник живой воды охраняют три сестры — норны — скандинавские богини судьбы: будущее, настоящее и прошлое. В источнике живут два лебедя, от которых произошли все лебеди мира. Вот такое волшебное место, которое связано с Одином.
Божественное роуд-муви
Гейман рассказывал, что для него было важно сделать роуд-трип в духе американской литературы, описание странных путешествий (вроде «Приключений Гекльберри Финна»). Это очень важный момент. Гейман объездил много мест и старался отправлять Тень (персонаж Рики Уиттла — Прим. ред.) туда, где он побывал сам. Получилась такая символическая карта Америки.
Благодаря путешествию Тени и мистера Среды перед нами возникает пантеон американских богов, а они много где побывали. Например, приезжают в Чикаго на бойню, где живет Чернобог, про которого мы ничего не знаем. В славянской мифологии все, что с ним связно, — это область, про которую меньше всего известно. Некий средневековый монах пишет, что у славян был такой обычай: они пускали чашу по кругу, пили и просили судьбу отвести от них гнев злого черного бога. Но при этом вроде как есть Белобог, который существует с ним в паре.
Когда Тень вместе со Средой попадает к Чернобогу, то они говорят, что не знают, где Белобог. А тот им отвечает, что в какой-то момент «я был черным, меня никто не любил, а теперь мы оба седые и разницы между нами нет». И в конце резюмирует: «Может, я и есть Белобог, уже не понимаю». Чернобог кажется очень противным, но в течение книги окажется, что он не так уж и плох. Представления о том, что есть плохие боги и есть хорошие — они совершенно детские. Бог не может быть хорошим или плохим. Он может быть грозным. Если ты неправильно с ним себя ведешь, то каким бы ни был бог, он тебя накажет, а если ты правильно себя ведешь, то бог будет тебе помогать.
Поэтому Чернобог, он же немного Белобог, жуткий и страшный. В сериале ему дали молот, похожий на молот Тора — в реальной мифологии ничего про это нет. Но неподалеку от славянского мира был молотобоец Тор, и славяне про него тоже знали. В этот момент Тень начинает делать странные вещи: ставит свою жизнь на кон и проигрывает ее Чернобогу, который все время напоминает, что после разобьет ему голову молотом.
Старые и новые боги
В сериале есть эпизод появления многочисленных Иисусов, которых в книге нет. Гейман объяснял, что он долго об этом думал. С одной стороны, он понимал, что если Тень вступает в контакт со всеми американскими богами, то как он может не вступить в контакт с Иисусом, который так важен для Америки? Он даже начал писать об этом главу, но потом понял, что Иисус — это нечто слишком большое. Тень не может с ним поговорить и просто так пойти дальше. Как сделать по-другому, Гейман не знал и убрал его. Авторы сериала придумали остроумный ход: когда Тень висит на дереве и ему является бородатый человек, можно понять, что это Иисус.
Создатели сериала решили расширяться: они придумали Вулкана, которого в книге нет. У меня сложное отношение к этому персонажу. Сама сцена действительно очень интересна и хорошо отражает часть американского менталитета: агрессивные люди с их культом оружия, которые поклоняются богу Вулкану. Кто такой Вулкан? Вулкан — это Гефест, бог-кузнец, изготовитель оружия. При этом не совсем понятно, как он тогда попал в Америку. Как произошло его превращение? Откуда он взялся — непонятно.
Новые боги невероятно мерзкие и в книге, и в сериале. Если вдуматься, я понимаю, что это разоблачение современной цивилизации, но вообще технологии приносят нам много пользы. Технолоджи-бой (персонаж Брюса Лэнгли — Прим. ред.) совершенно гнусный и мерзкий, не вызывает никакого сочувствия. Или Медиа (персонаж Джиллиан Андерсон — Прим. ред.) — идея совершенно потрясающая. Вначале она говорит с Тенью как героиня сериала, потом принимает другие обличья, так как медиа все время меняются. Очень характерно, что Технолоджи-бой представлен молодым, а Медиа — потасканная красотка, как и полагается СМИ.
С полной версией лекции можно ознакомиться на сайте лектория «Прямая речь».
13 апреля в лектории пройдет встреча с журналистом писателем Александром Маленковым и актером Сергеем Буруновым.
16 апреля в лектории запланировано мероприятие «"Золушка". Чтение музыкальной сказки для взрослых» с участием писателя Дмитрия Быкова, музыканта Алексея Иващенко и артистов Марии Иващенко, Павла Левкина и Эльвина Мухутдиновой.
26 апреля в лектории состоится творческая встреча с российским актером Олегом Басилашвили.
25 мая в лектории выступит с сольной программой актер Сергей Юрский «Обыденное и небывальщина». Он прочитает произведения, которые раньше никогда не читал на сцене, целиком погружая публику в атмосферу стихов и прозы.