«Жизнь Кабачка»: Гид по швейцарской анимации

Душераздирающий мультфильм о мальчике, который случайно убивает свою маму и попадает в сиротский приют, — далеко не единственное яркое произведение режиссеров-аниматоров Швейцарии.

На российские экраны выходит «Жизнь Кабачка» — трогательный мультфильм о жизни в сиротском приюте. Необычные куклы, душераздирающая история про мальчика, который случайно убивает свою маму, рассказ о дружбе и взаимной поддержке одиноких и брошенных детей — все это уже снискало фильму множество поклонников по всему миру, престижные фестивальные призы и похвальные отзывы критиков.

В «Жизни Кабачка» много удивительного: и то, как режиссер заставляет зрителя сопереживать непластичным куклам, и то, как умеет увлечь малособытийной историей, и то, как находит позитивную и нежную интонацию для рассказа о суровых жизненных драмах. А еще удивляет первая страна производства — Швейцария. Ведь швейцарская анимация не то чтобы хорошо известна международному зрителю. Она и впрямь не встала пока на индустриальные рельсы, не производит, подобно Франции, сотни часов анимации в год, тем не менее швейцарская мультипликация — один из самых ярких и интересных феноменов в анимационном мире.

Эрнест и Жизель Ансорж: песочная техника

«Fantasmatic»«Fantasmatic»

Основателями швейцарской анимации можно назвать славную супружескую пару — Эрнеста и Жизель Ансорж, независимых мультипликаторов, которые рисовали свои фильмы... порошком. Собственно, именно они придумали песочную технику, которая сейчас стала развлечением для детворы на многочисленных мастер-классах. Они сняли всего около десятка коротких мультфильмов, в основном без текста, монохромных и странных, не всегда понятных по сюжету (а часто и вовсе построенных как свободный поток ассоциаций), зато совершенно завораживающих метаморфозами в кадре. Сыпучий мир трансформировался под руками Ансоржей с абсурдным изяществом: лица превращались в гримасы, предметы меняли свойства, становясь из живых каменными, и наоборот, а более-менее реалистичные картины обращались в сюрреалистические пейзажи, взятые будто из ночного кошмара.

«Fantasmatic» (1969, реж. Эрнест и Жизель Ансорж)

Отчасти фильмы Ансоржей задали швейцарской анимации определенный тон: она обычно немногословна, склонна к разнообразным технологическим экспериментам, часто обращается к темным и мрачным материям, однако, обсуждая их, всегда находит место юмору. Если же говорить совсем коротко, швейцарские мультфильмы — это кино не для всех, которое парадоксальным образом может быть интересно практически каждому.

Жорж Швицгебель: акриловые краски

Если Ансоржи заложили традицию, то по-настоящему прославил Швейцарию в анимационном мире Жорж Швицгебель. Свои короткометражки он живописует акриловыми красками и так лихо монтирует, что даже старые его работы легко могут конкурировать с современными модными видеоклипами.

«78 оборотов» (1985, реж. Жорж Швицгебель)

В фильмах Швицгебеля удивительным образом сочетаются точный расчет и интуиция, старомодность и новаторство, классичность формы и эксперимент. Он использует известную музыку (прокофьевское скерцо или фугу Мендельсона), знакомый сюжет вроде «Золушки» или «Лесного царя» и довольно реалистичную манеру изображения, но, смешав все это вместе и разрезав затем на части, получает нечто совершенно самобытное и доселе невиданное.

«Девушка и облака» (2000, реж. Жорж Швицгебель)

Зачастую бессюжетные, фильмы Жоржа наполнены саморефлексией. В них — созерцание формы и ее изменений, попытки прислушаться к ритму и уловить те смыслы, которые передаются через ритмический рисунок, а также наблюдения за работой художника как таковой.

«Ретушь» (2008, реж. Жорж Швицгебель)

Тед Сигер: Монстр Молли и гротескный юмор

Удивительным, а может, как раз логичным образом Швицгебель подражателей и последователей на своей родине не обрел (хотя за границей таковые имеются). Швейцарские режиссеры следующего поколения искали свой стиль и свою эстетику.
Работы Теда Сигера чем-то напоминают фильмы студии «Пилот» 1990-х: мятые очертания персонажей, эксцентричный и гротескный юмор. Сигер создал одного из самых знаменитых швейцарских персонажей, Монстра Молли, а также сериал «Дикая жизнь», популярный не только в Швейцарии, но и в других странах Европы.

«Дикая жизнь» (эпизод 5, реж. Тед Сигер)

В 2016 году персонаж Теда Сигера Монстр Молли стала главным героем полнометражного мультфильма, созданного совместно Швейцарией, Германией и Швецией. Сам Тед выступал в фильме как автор истории и один из режиссеров.

Сэм и Фред Гийомы: кукольная анимация

Близнецы Сэм и Фред Гийомы прославились кукольной анимацией, в основном благодаря фильму «Макс и его компания» — самому дорогому и масштабному швейцарскому анимационному проекту. История рассказывает о лисенке, который в поисках отца попадает на завод, производящий средства для уничтожения насекомых, и оказывается в центре коварного заговора. Звучит странно, но фильм получил ряд фестивальных призов и довольно широкий (хоть и не очень успешный) международный прокат.

Клод Баррас: никакого компьютера

Клод Баррас, режиссер «Жизни Кабачка», относится уже к третьему поколению швейцарских мультипликаторов. Сам он рассказывает про себя так: «Мое разноплановое образование очень повлияло на мой визуальный язык. Учась на архитектора-чертежника, я полюбил трехмерные изображения. Как иллюстратор, я начал обращать внимание на композицию и взаимодействие форм, текстур и пустот, равно как на игру света и тени. А результатом моего обучения компьютерной 3D-графике стало то, что я возненавидел мониторы и разочаровался в компьютерных программах, утверждающих, будто они предлагают готовое решение для каждой проблемы» (цитата из книги Кристиана Гассера «Animation.Ch»).

Клод начинал с техники перекладки, но потом, поработав над «Максом и его компанией», уже не представлял свои фильмы иначе как кукольными. Среди самых его известных короткометражек — «Страна голов», созданная совместно с канадской студией NFB. Это комический ужастик про вампира, вынужденного выходить на ночную охоту, чтобы найти подходящую голову для своей стареющей жены.

«Страна голов» (2009, реж. Клод Баррас, Седрик Луис )

Новые имена

За последнее десятилетие в швейцарской анимации появилось много новых имен. В основном это недавние выпускники академии в Люцерне. Дастин Риис снимает лаконичные трагикомедии в технике 2D-анимации (например, его «Граница» рассказывает про пограничника, который всеми правдами и неправдами пытается покончить с собой, а в итоге находит любовь). Изабель Фаве имеет дело с техникой перекладки и рассказывает с ее помощью наивные, трогательные, смешные, но при этом очень ироничные истории.

Анимация Изабель Фаве

Бэйзил Вогт процарапывает фильмы прямо на пленке, предпочитая классической анимации странные технические эксперименты. Марина Россе придумывает фантазийные сюжеты, обращаясь к сказочным мотивам и осмысляя их в собственной парадоксальной манере.

«Кирпичный», (2010, реж. Марина Россе)

А будущее швейцарской анимации видно в работах студентов Люцерна, которые неизменно попадают на ведущие фестивали мира и завоевывают призы.

«Страна» (2010, реж. Лоретта Арнольд, Андреа Шнейдер, Мариус Портманн, Фабио Фридли)

Был швейцарский студенческий фильм и среди фаворитов фестиваля в Анси прошлого года — «Потребность Ивана», изображающая юного мальчика-пекаря, который во время работы думает... не совсем о работе.

«Потребность Ивана» (2015, реж. Вероника Л. Монтаньо, Мануэла Линбергер, Лукас Сатер)

Трейлер

IVAN’S NEED by Veronica L. Montaño, Manuela Leuenberger, Lukas Suter from Swiss Animation on Vimeo.

Оригинальная, яркая, смешная и очень понятная каждому взрослому зрителю, эта короткометражка в очередной раз демонстрирует уникальное умение швейцарских мультипликаторов делать авторское, фестивальное, эстетически непростое и даже дерзкое кино так, чтобы оно способно было зацепить самого широкого зрителя. Швицгебель говорит в своих интервью, что ритм своих фильмов строит согласно ритму биения человеческого сердца. Наверное, эти слова подходят и к швейцарской анимации в целом: какой бы сложной и странной она ни казалась на первый взгляд, стоит всмотреться, вслушаться — и не заметишь, как швейцарские фильмы синхронизируются с твоим пульсом.

Врач в Элисте сталкивается с первой вспышкой ВИЧ в СССР. Сериал про людей перед лицом неизвестности
В главных ролях:Аскар Ильясов, Никита Ефремов, Евгений Стычкин, Павел Майков, Виктория Агалакова, Елизавета Шакира
Режиссер:Сергей Трофимов, Евгений Стычкин
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Что смотреть дома: «Викторина», «Чип и Дейл», «Последний наемник» с Ван Даммом
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Викторина», «Чип и Дейл», «Последний наемник» с Ван Даммом

30 июля 2021
Аниме по Астрид Линдгрен, сериал по «Звездным войнам» и анимация от Гильермо дель Торо: Что включить детям на каникулах
Выбор редакции

Аниме по Астрид Линдгрен, сериал по «Звездным войнам» и анимация от Гильермо дель Торо: Что включить детям на каникулах

10 октября 2020
Что смотреть на майских всей семьей: Медведь-сладкоежка и детский сад на карантине
Выбор редакции

Что смотреть на майских всей семьей: Медведь-сладкоежка и детский сад на карантине

8 мая 2020
Что смотреть на карантине с детьми. 15 вариантов для всех возрастов

Что смотреть на карантине с детьми. 15 вариантов для всех возрастов

21 марта 2020

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

«Нулевой пациент»: сериал, который без стеснения рассказывает про ВИЧ, секс и политику в СССР

Вчера
«Нулевой пациент»: сериал, который без стеснения рассказывает про ВИЧ, секс и политику в СССР
Перестройка и 90-е. Как умерло советское кино и чем удивляли фильмы новой России

ВидеоПерестройка и 90-е. Как умерло советское кино и чем удивляли фильмы новой России

Сегодня0
Кто такая Одиннадцать? И что было раньше в «Очень странных делах»? Вспоминаем все предыдущие сезоны и готовимся к возвращению сериала
Сериалы

Кто такая Одиннадцать? И что было раньше в «Очень странных делах»? Вспоминаем все предыдущие сезоны и готовимся к возвращению сериала

Вчера
«Белфаст» здорового человека: что критики пишут про «Время Армагеддона» Джеймса Грэя

«Белфаст» здорового человека: что критики пишут про «Время Армагеддона» Джеймса Грэя

Вчера
6 действительно страшных аниме-сериалов
Сериалы

6 действительно страшных аниме-сериалов

Вчера
Как жилось в перестройку? Обсуждаем вторую серию «Нулевого пациента». Гость: Тамара Эйдельман
Смотрите на Кинопоиске

ПодкастКак жилось в перестройку? Обсуждаем вторую серию «Нулевого пациента». Гость: Тамара Эйдельман

Вчера
9 лучших трейлеров недели: Татьяна Маслани становится Халком, а Тильда Суинтон находит джинна

9 лучших трейлеров недели: Татьяна Маслани становится Халком, а Тильда Суинтон находит джинна

Вчера
Комментарии
Сейчас происходят тяжелые для всех события. Кинопоиск не хочет становиться площадкой для какого-либо противостояния, поэтому на время мы закрываем комментарии. Просим вас отнестись к этому с пониманием.