Статьи

«Дым»: Премьера короткометражки с музыкой Скриптонита

Две плитки гашиша, Мытищи, пара друзей и одна роковая ошибка — КиноПоиск представляет онлайн-премьеру «Дыма» Ивана Плечева с Эльдаром Калимулиным и Виталием Кищенко.
«Дым»: Премьера короткометражки с музыкой Скриптонита
«Дым»

Премьера «Дыма» состоялась в июне в конкурсе короткого метра фестиваля «Кинотавр», после чего фильм посетил еще более десятка киносмотров по всему миру, от Владивостока до Сан-Франциско, получив несколько наград за режиссуру. КиноПоиск расспросил постановщика и автора сценария Ивана Плечева о том, как его жизненный опыт нашел отражение в короткометражке, для чего нужны Высшие курсы сценаристов и режиссеров, а также почему фестивали часто отбирают у дебютантов надежду.

Путь в режиссуру

В кино я работал с 13 лет. Мой отец дружит с оператором Михаилом Аграновичем, и летом после седьмого класса, когда тот запускался с проектом, он пристроил меня и моего одноклассника рабочими на площадку. Это была реклама сока «Моя семья» — такая жирная по нынешним временам реклама, для которой в павильоне специально строили декорации трехкомнатной квартиры. Было очень круто, и как-то я цепанул процесс сразу. Мы носили какие-то коробки, мешки, собирали икеевскую мебель, разгружали под руководством буфетчицы старые такие алюминиевые чаны с кинокормом. Это было начало нулевых, 15 лет назад.

После этого каждое лето я устраивался работать на какой-нибудь киношный проект: еще один раз рабочим, потом, когда уже учился на юрфаке, — администратором на нескольких проектах. На третьем курсе я уехал по обмену в Канаду и прожил там около полугода. Кстати, брал там факультативный курс по кино, мы смотрели и обсуждали фильмы. Он был предназначен скорее для кинолюбителей, но были какие-то моменты, которые я и сейчас вспоминаю. Мы разбирали фильмы Кубрика, например. Очень подробно, въедливо. Мне кажется, тогда я и решил сделать режиссуру своей профессией. И по возвращении в Москву уже начал предпринимать шаги в этом направлении.

Иван Плечев / Фото из личного архива

Иван Плечев / Фото из личного архива

Еще не окончив юрфак, я сначала попал в уже набранную мастерскую на курсах при ВГИКе, но проучился там недолго. Стал работать вторым режиссером, начал снимать что-то сам. В какой-то момент понял, что хочу получить некое системное режиссерское образование, и решил поступить на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР), в мастерскую Владимира Хотиненко, Павла Финна и Владимира Фенченко.

Байки из киносклепа

Главный плюс ВКСР — очень интенсивное обучение. Занятия идут полтора года, шесть дней в неделю, и ты, конечно, очень много времени там проводишь, если уделяешь обучению внимание. Вокруг тебя сформирована среда, в которой все снимают, и возникает некий азарт, чтобы успеть снять, написать как можно больше за это время. Понять, какое кино ты хочешь делать.

Со мной в мастерской, когда мы поступали, было сорок с лишним человек, на тот момент это был рекордный по количеству студентов набор. Человек десять ушли в первые пару месяцев. Доучились чуть меньше половины — к концу курсов ходили на занятия человек двенадцать. Дипломы защитили около десяти. И из этих десяти по-прежнему что-то пытаются в профессии делать человек пять-шесть.

«Дым»

«Дым»

В течение полутора лет ты не уверен, что можешь снять хотя бы один хороший короткометражный фильм, и ты сначала доходишь до дна, понимая, что все это нереально и ты никогда ничего не сделаешь. Если получается от этого дна оттолкнуться и что-то снять, ты просто понимаешь, что это путь, конечно, стоический.

По мотивам реальных событий

Когда нужно было писать сценарий дипломного фильма, я понял, что мне сложно писать что-то одному. Я тогда познакомился и подружился с писателем Александром Феденко, который до этого писал только прозу. Сначала мы с ним сняли два коротких учебных фильма. Была некая связь, схожие ценности, которые хотелось дать фильму. Начали вместе думать, перебирали разные идеи. Сюжетная линия «Дыма» родилась благодаря тому, что это очень близкая мне тема. Я сам в похожей атмосфере пребывал какое-то время своей жизни, в такой районной, где торговля наркотиками — это обычное дело, где все достаточно жестко. У меня были близкие друзья из Подмосковья, и я практически жил там около двух лет. Собственно, потом мы и снимали «Дым» в тех же локациях. Это все Мытищи, Перловка, Тайнинка — в общем, те края.

На съемках короткометражки «Дым»

На съемках короткометражки «Дым»

«Дым» я придумал с финальной сцены на самом деле. Сначала появилась она, а потом стало все понятно. Хотя все равно где-то чуть меньше года мы сценарий писали. Мы могли себе позволить переписывать сценарий много раз, потому что проект не зависел ни от какого стороннего финансирования. Сценарий я очень полюбил. Нравится то, каким он получился, даже кажется, что он сильнее самого фильма. Сейчас, мне кажется, я бы мог снять его лучше.

Старые связи

С Колей Платоновым, оператором, мы делали пару учебных фильмов, подружились и решили снимать вместе. Моя подруга Настя Сергеева, опытный рекламный продюсер, помогла мне как исполнительный продюсер, нашла очень опытного директора, Евгения Шнейтера, который работал на «Левиафане» и «Нелюбви». Он с административной точки зрения все это вытягивал. Все соглашались работать благодаря тому, что им была интересна сама история. Помог мой предыдущий опыт работы в кино. Собрать команду из профессиональных киношников было несложно, ведь у меня было достаточно много знакомых во всяких киношных профессиях.

Что касается актерского состава, то все получилось так, как я хотел. Большая удача на самом деле. Эльдара Калимулина я увидел, когда мы вместе ездили на фестиваль в Мюнхен. Я ездил со своим короткометражным учебным фильмом «Иван и Фрэнк», а он — со спектаклем «Волки и овцы». Я тогда уже писал сценарий и думал о кастинге, и когда я увидел его на сцене (хотя он играл там роль третьего плана, Беркутова, по-моему), то сразу понял, что он тот, кто мне нужен. Мне хотелось найти актера с неяркой внешностью, но при этом с какой-то инфернальностью внутри. А Кищенко я нашел практически случайно. Я шел на спектакль с Андреем Смоляковым в МХТ, а потом смотрю: Смолякова нет, вместо него кто-то другой. Оказалось, что Смоляков с утра заболел, а Кищенко играет ту же роль в театре Моссовета, и его попросили Смолякова подменить. Это было очень удачным совпадением. Я был очень рад, что Виталию понравился сценарий.

На съемках короткометражки «Дым»

На съемках короткометражки «Дым»

Все актеры у нас снимались бесплатно. Мне было очень приятно, потому что из тех человек тридцати, которым я предлагал роли, сценарий не понравился только троим-четверым. Все остальные были готовы сниматься бесплатно. С кем-то по датам не совпали, но когда появились Эльдар и Виталий, то, конечно, график строился уже под них.

Неизбежные жертвы

По-хорошему, нужно было шесть смен, но денег было только на пять, поэтому мы, где-то жертвуя качеством, ужимались. Честно говоря, период съемок я помню плохо. Главное было успеть снять, уложиться вовремя и нигде не ошибиться. На всех этапах — это был мой осознанный выбор — я очень во многом перестраховывался: старался минимизировать сложные моменты, свести к очень простому повествованию. Больше всего мне хотелось, чтобы зритель напряженно следил за историей, чтобы получилось и передать атмосферу, и обозначить социальную проблему. Я люблю кино бодрое, движовое, но при этом чтобы в нем всегда была правда, было ощущение именно какого-то живого куска мяса. Мне было важно иметь крепкий, насыщенный событиями сюжет. Хотелось рассказать историю так, чтобы ее интересно было смотреть очень широкому зрителю.

«Дым» снят за 700 тыс. рублей, половина из которых — мои средства, половина — деньги от съемок одной рекламы. Я снял бесплатно рекламу как режиссер и как сценарист, и мне дали денег на съемки. Бартерное такое соглашение. Еще 250 тысяч ушло на постпродакшен, но их я собирал уже в процессе монтажа. Плавно их докапливая. Еще где-то год ушел на постпродакшен, в том числе из-за поиска финансирования. Всего на создание фильма мы потратили около двух лет.

На съемках короткометражки «Дым»

На съемках короткометражки «Дым»

Приблизительно в тот период, когда мы писали «Дым», вышел альбом Скриптонита «Дом с нормальными явлениями», и он очень подходил нам по атмосфере. Я точно знал, что хочу хип-хоп-саундтрек. Было несколько авторов, которых я рассматривал, но когда вышел этот альбом, то я сразу остановился на нем. Я долго пытался выйти на Скриптонита. С ним непросто поговорить, он ведет насыщенную жизнь, до него сложно дозвониться. Я отправил ему уже смонтированный фильм, чтобы он посмотрел и дал обратную связь.

Через две недели мне позвонил его директор, сказав, что они сидят рядом, и передал ему трубку. Я спросил, как ему фильм, он ответил, что ***** (очень — Прим. ред.) как понравился. Сначала мы думали о том, чтобы написать нечто специально для фильма, но мне подходили и уже готовые композиции, а у него тогда был очень плотный график. Стало понятно, что по срокам с ним не совпадаем. Готовые песни меня вполне устраивали, поэтому они мне дали возможность использовать необходимые композиции. Дальше мы колдовали: проигрыш финальный, например — это вообще даже не полноценный трек, это начало одного из треков. Текст совершенно не про то, но инструментал этот подходил идеально.

Отобранные надежды

После защиты диплома ты сам отвечаешь за продвижение своего фильма. Конечно, было приятно попасть на «Кинотавр». Но он дал надежду и сразу же ее забрал. У всех, кто едет на «Кинотавр», ожиданий больше, чем следует. Я надеялся, что будут подходить люди, которые, может, и не готовы прямо сейчас запустить со мной какой-то проект, но которые видят во мне единомышленника, готовы вместе что-то разрабатывать. У меня, конечно, в первую очередь разочарование было от этого.

У нас достаточно большая фестивальная судьба, много очень было положительных отзывов. Да и на «Кинотавре» я услышал много важных для себя слов. В общем, несмотря на то, что не было никаких наград, все же появилась уверенность: все-таки есть поддержка, и ты видишь, что зритель у тебя есть. Тот, которому именно ты запомнился. Все фестивали дают какой-то процент людей, которые реально прутся от увиденного. Это та отдача, которая очень помогает.

На съемках короткометражки «Дым»

На съемках короткометражки «Дым»

Сейчас я стараюсь концентрироваться на написании сценария, но целиком и полностью, конечно, уйти с работы на телевидении и в рекламе не получается. У меня есть заявка на полный метр «Дыма», но я решил не подавать ее в этом году на конкурс Минкульта для дебютантов. Пока решил развивать другой материал. «Дым» — хороший концепт, живой очень, на его основе может быть и сериал, и полный метр. Но пока серьезного спроса не было.

В последние несколько месяцев я готовил сценарий нового фильма. Это экшен про выживание в дикой природе, близкий по стилистике к комиксам. Также параллельно подбираю материал под второй проект. Мне очень хочется сделать экранизацию классической литературы. Что-то из любимых произведений. Также интересно поработать над байопиком. Это мои планы на ближайшие года два-три. Было бы здорово реализовать как можно больше из этого. Для меня очень важно совпасть взглядами с профессионалами, производящими кино. Вместе двигать новые фильмы.

Читайте также
Видео и фото Подкаст: Сергей Соловьев — о том, как снимали «Ассу» Как Виктор Цой попал в фильм Соловьева? Что сделал Горбачев, когда Борис Ельцин запретил премьеру «Ассы»? К 30-летию фильма сделали подкаст совместно с «Медузой».
Интервью Алексей Иванов: «Лучший сериал всех времен — „Ходячие мертвецы“» Автор романов «Географ глобус пропил» и «Ненастье» — о новых экранизациях его книг, любимых телешоу и о том, почему он убрал свое имя из титров сериала «Тобол».
Новости КиноПоиск выпустил приложение для просмотра фильмов Пока сервис доступен только на Smart TV, но позже появится версия для веба и мобильных устройств.
Комментарии (38)

Новый комментарий...

  • 9

    Alexandr Kinolove 12 апреля 2018, 16:00 пожаловаться

    #

    Какой я отсталый… Только сейчас узнал, что есть какой — то там Скриптонит. Зашёл на Яндекс, включил первый его трек в списке и… в ужасе выключил. Ну как такое можно называть музыкой… Прав был Шнур, когда сказал, что рэп — это музыка пиз… лявых (хотя Шнур и сам давно скатился в коммерческую попсу для школоты). Буквально несколько дней назад узнал, что есть такой рэпер Элджей, и что он вроде как сама популярность в России, его на одном из трекеров с Эминемом даже сравили. Зашёл на Ютуб, включил его клип, хватило на 30 секунд просмотра. Дичь какая — то. Люди, по — видимому, зачастую сами не понимаю о чём читают.

    ответить

  • ZELMIRA 13 апреля 2018, 00:15 пожаловаться

    #

    на вкус и цвет фломастеры конечно разные, но всерьёз воспринимать мнение человека, который сам свою музыку коммерциализировал по самое не балуйся — себя не уважать.

    ответить

  • 5

    Alexandr Kinolove 13 апреля 2018, 05:20 пожаловаться

    #

    Я, конечно, человек не такой продвинутый и изысканный как большинство пользователей КП, которым всегда виднее, чем остальным, но вот такое вот музыкой никогда не назову даже под страхом смерти. Музыкальные инструменты для кого придумали? Вокалом надо заниматься, а не просто сипеть в микрофон. Да и с точки зрения текстов, ну не знаю — тёлки, наркота, бабки, я не я, ну что это за стихи? И этим забиваются неукреплённые умы школьников. А самое смешное, что они все одинаковые как под копирку. Но Шнура я не ставлю в авторитеты, он давно ничего креативного не производит, просто мне его высказывание про музыку пиз… лявых понравилось. Вообще, российская музыкальная индустрия как и кинематограф по — прежнему в плачевном состоянии. Это нельзя не признавать. Бузова в чартах, это уже о чём — то говорит. Зарубежом даже за последний десяток лет выросло множество хороших бардов, коллективов, вокалистов — от инди до хард-рока. А у нас кто? Ни одной хорошей группы в жанре «альтернатива» даже нет. А русский рэп как начался с Басты, так на нём и закончился.

    ответить

  • 4

    ZELMIRA 13 апреля 2018, 21:02 пожаловаться

    #

    знаете, я уже давно стараюсь не осуждать музыкальный вкус других, главное, чтобы меня не трогали. осуждаю я лишь не раз уличённых в популизме творческих личностей, которые то же самое осуждают в своих коллегах. это мерзко и неприемлемо. обидно мне и за того же шнурова, который искренне нравился ещё в первой половине нулевых, а сейчас решил расширить охват публики. это его право. но осуждать коллег за стремление угодить публике? это лицемерие и есть.

    ответить

  • 5

    VOLK_VS 15 апреля 2018, 13:13 пожаловаться

    #

    Есть у нас почти в каждом жанре хорошие группы, копать просто нужно глубже. Среди мейнстрима ничего интересного почти нет, как в прочем и на том же западе в процентах 70.
    Тут ещё есть другой момент, понятие хорошей музыки для каждого разное. Главное самому, при этом, не ставить штампы — «русское кино — гвно», «рэп — кал» и т. п.

    ответить

  • А чем так плоха коммерческая музыка? Отчего сие непременно жирный минус? По-вашему, она априори не может быть талантлива? и разве исполнитель, охватывая всё большую аудиторию делает это в том числе(а может быть, и в первую очередь) ни с целью повышения собственной капитализации, будь он хоть рэпер, хоть рокер, хоть попсовик, хоть гусляр в коллективе народного творчества?

    ответить

  • LiL_Gus 13 апреля 2018, 13:42 пожаловаться

    #

    У отечественной аудитории крайне дурной вкус, поэтому в большинстве случаев коммерческая музыка соответствует запросам слушателей.

    ответить

  • Да я, собственно, не о музыкальных пристрастиях речь- то веду. Да и кто, позвольте спросить, сумеет определить степень моего или Вашего дурновкусия, если уж на то пошло? Я о том, скорее, что вся эта музыка-песня в той или иной мере коммерческая, от авторско-бардовской(один Митяев чего стоит), до попсово-альтернативной. А Шнуров в этих рядах просто один из. .. Ну, может, чуть удачливее(талантливее?) прочих, и посему мнение его ничуть не более весомо, чем мнение любого другого артиста(без привязки к жанрам и стилям), но, пожалуй, и не менее… Только и всего.

    ответить

  • LiL_Gus 14 апреля 2018, 23:53 пожаловаться

    #

    Я о том, что в коммерческой музыке очень редко встречается что-то действительно оригинальное, там все гладко и просто, что бы понравилось большой аудитории. Другое дело небольшие независимые проекты, там можно найти по настоящему впечатляющие вещи. Я бы мог привести несколько примеров, но все это вкусовщина.

    ответить

  • 2

    ZELMIRA 13 апреля 2018, 20:54 пожаловаться

    #

    коммерческую музыку уважаю безмерно, как и некоммерческую (мои любимые исполнители почти все ориентированы на широчайшую аудиторию), не уважаю я откровенное лицемерие. а шнуров как раз лицемерит в своём осуждении коллег, поскольку сам расширил аудиторию ценой ухудшения качества своего творчества (строго имхо). просто сравните песню «менеджер» и те же «лабутены» — разница очевидна, причём эволюция явно не в лучшую сторону (опять же имхо).

    ответить

  • Уточнение по поводу имхо весьма кстати))) имхо

    ответить

  • Вот ещё по поводу любимых исполнителей… Можно, если не затруднит, несколько фамилий? Любопытно сверить предпочтения, знаете ли. В качестве просьбы, не более)))

    ответить

  • 5

    ZELMIRA 14 апреля 2018, 14:15 пожаловаться

    #

    да не вопрос) depeche mode, милен фармер, робби вильямс, dido, scorpions, валерий дидюля, the chemical brothers, стинг, мадонна, джордж майкл, моби, blank and jones, gary b, groovecatcher, a-ha, gorillaz, caro emerald, coldplay, fatboy slim, phil kinley, planet funk, parov stelar, pink martini, софи-эллис бекстор, simply red, seal, aural float, mystic diversions, брайан адамс. ну и так, по мелочи.

    ответить

  • Отчего-то подумал, интересуясь Вашими музыкальными пристрастиями, что в списке не будет российских групп. Угадал))) Тут кто-то ещё и заминусовал сей список. С чего бы? Переведу своим плюсиком, пожалуй, положение в нейтральный режим))) Спасибо за отклик.

    ответить

  • ZELMIRA 15 апреля 2018, 01:18 пожаловаться

    #

    из отечественных исполнителей нравятся только hi-fi образца конца 90-х, уж очень у них тексты тогда были хороши. так что на здоровье)

    ответить

  • «эволюция явно не в лучшую сторону» в биологии называется «процесс деградации»))

    ответить

  • 6

    Пеннивайз 13 апреля 2018, 10:44 пожаловаться

    #

    Скриптонит гавнорэпир, как и эта короткометражка.

    ответить

  • ak_12089311 16 апреля 2018, 08:48 пожаловаться

    #

    Хоу хоу, любитель жанра для визжащих девочек)

    ответить

  • Polatschek 13 апреля 2018, 12:12 пожаловаться

    #

    На мой взгляд, снято на уровне сериалов второго канала. Правда я давно их не видел, может что изменилось.

    ответить

  • 2

    ZELMIRA 14 апреля 2018, 14:16 пожаловаться

    #

    не обольщайтесь)

    ответить

  • 11

    Андрей Стерхов 14 апреля 2018, 18:18 пожаловаться

    #

    Хм, а интересно, сколько из 700к бюджета ушло на публикацию этого поста? Ну ведь не такие же идиоты в редакции сидят, чтобы считать этот фильм достойным главной страницы. Десятки фильмов молодых режиссёров выходят ежемесячно, но почему-то именно об этом фильме нужно было написать, ещё и интервью с режиссёром сварганить.

    ответить

  • 2

    Master-X 14 апреля 2018, 20:02 пожаловаться

    #

    Рэп — это субкультура афроамериканцев из гетто. Никакого отношения к музыке он не имеет. Русский Иван-дурак своё придумать не может, вот и повторяет как попугай. Финальная стадия постмодернизма — деградация.

    ответить

  • 9

    VOLK_VS 15 апреля 2018, 13:17 пожаловаться

    #

    Рэп — это субкультура афроамериканцев из гетто.

    Это давно уже не так. Так считают лишь забитые снобы, которые ничего новое воспринимать не хотят.

    ответить

  • tht 17 апреля 2018, 18:35 пожаловаться

    #

    Как жаль. Молодые снимают, молодые поют, а смотреть что-то не хочется. Ругань — проявление эмоционального срыва. И, если ты вырос, жизнь сразу требует отказа от ряда «прав и свобод
    молодости» в пользу следующих поколений. Это вопит осознание не-свободы? Это со всеми бывает. Что нового?

    ответить

  • Ими Фами 18 апреля 2018, 02:35 пожаловаться

    #

    Нелюбовь ещё хуже по сравнению с этой короткометражкой, но оба этих творения затрагивают острые социальные проблемы, и с этой стороны они очень даже да.

    ответить

 
Добавить комментарий...