«Это прецедент самоцензуры»: Индустрия о решении не показывать «Матильду»

Обсудить0

Роднянский, Сельянов, Лунгин, Волобуев и другие — о том, чем отказ «Синема парка» и «Формулы кино» от показа фильма Алексея Учителя грозит российской киноиндустрии и обществу.

Скандал вокруг «Матильды» начался, когда фильм стала критиковать бывший прокурор Республики Крым, а ныне депутат Госдумы Наталья Поклонская. Она считает, что в еще не вышедшем фильме Алексея Учителя превратно показана история отношений императора Николая II, причисленного РПЦ к лику святых, и балерины Матильды Кшесинской. Шумиха вокруг ленты привлекла внимание православных активистов, следствием чего стали несколько происшествий — от поджога машины адвоката Учителя до нападения на кинотеатр «Космос» в Екатеринбурге.

12 сентября стало известно, что крупнейшая российская киносеть, включающая кинотеатры «Синема парка» и «Формулы кино», из соображений безопасности отказалась от проката фильма. «Решение связано исключительно с желанием оградить посетителей киносети от рисков, которые влекут за собой публичные показы фильма», — говорится в официальном заявлении сети. «Синема парк» и «Формула кино» с этого года принадлежат бизнесмену Александру Мамуту.

КиноПоиск расспросил российских продюсеров, режиссеров и актеров, что они думают о произошедшем и как должна сейчас действовать индустрия. Алексей Учитель не ответил на звонки КиноПоиска. В компании «Каро», крупнейшем конкуренте «Синема парка» и «Формулы кино», от комментариев отказались.

Александр Роднянский, продюсер:

— История с отказом по собственной инициативе двух киносетей от демонстрации фильма, у которого есть прокатное удостоверение, мне представляется крайне тревожной и абсолютно возмутительной. Фильм «Матильда» подвергается критике — причем не столь важно, справедливой или нет — со стороны людей, которые фильм даже не видели. Некоторые из этих людей ведут себя, очевидно, за пределами правовой зоны. Отказывать в прокате фильму означает идти подобным людям навстречу, означает создание прецедента самоцензуры. А в Российской Федерации цензура запрещена законом. Это решение сетей «Формула кино» и «Синема парк» ставит под угрозу судьбу множества ярких фильмов, которые в силу содержательных особенностей могут быть в будущем неоднозначно восприняты какой-либо частью аудитории. В истории российского кинопроката это происходит впервые.

«Матильда»«Матильда»

Сергей Сельянов, продюсер:

— Это, конечно, тяжелый бред, но я надеюсь, что пока это частный случай. Я согласен, что это может повториться [и в будущем], если государство не проявит себя так, как оно умеет. В отдельных случаях — жестко. Оно обязано вмешиваться в такие ситуации, потому что обеспечение безопасности граждан — одна из основных его обязанностей. Это совершенно конкретная уголовная угроза. Но этого пока не происходит. Я считаю, что индустрия должна обратиться к власти с просьбой вмешаться. Крупнейшая кинотеатральная сеть — это серьезно. Да даже если один какой-то маленький кинотеатр [откажется от показа] — это все равно серьезно.

Павел Лунгин, режиссер:

— Я считаю, это трагический день для нашей культурной общественной жизни, потому что впервые цензура снизу, от толпы идущая, заставила отступить крупные организации. Наши крупнейшие компании «Синема парк» и «Формула кино» испугались, так сказать, ложных ругательств. И зарывать будут их, а не меня, тем не менее я считал всегда, что это как раз тот момент, когда нужно консолидироваться и не давать «Черной сотне» запугивать нас всех. Потому что потом этот процесс уже не остановить.

Будем надеяться, конечно, что этим все ограничится. Всегда человеку хочется надеяться на лучшее. Но если мы тут уступим, то тогда уже этот путь будет открыт. Тогда можно будет запрещать все. Знаете, мы [к такому] не готовы, потому что мы привыкли к цензуре сверху. У нас осталось ощущение цензуры советской, идеологической. Но эта цензура снизу. Цензура некультурности, фанатизма, дикости. Она, конечно, застала нас врасплох. Это пугает.

Роман Волобуев, режиссер и сценарист

— Про то, что рынок у нас регулируется политикой, знают даже пятиклассники. История с «Матильдой» показывает только, что регулируется он хаотически. У нас привыкли считать власть таким монолитным зверем, имеющим мнение —
в том числе и в вопросах культуры: он любит условного Михалкова, не любит, но терпит Звягинцева, жестко табуирует какие-то темы и на другие дает много денег. Угадыванием вкусов этого животного у нас занимаются более-менее все — включая и его идейных противников: просто, чтоб понять, где граница, за которой тебе откусят голову. Поэтому у нас вполне возможно снять притчу про то, как плохо дышится в России в целом, но до сих пор нет фильма про Беслан или гибель «Курска». По ситуации с «Матильдой», впрочем, видно, что этот зверь — не левиафан, а скорее Змей-горыныч и немножко шизофреник: одна голова была не против мелодрамы про красивого царя, другая вцепилась в него зубами и не отпускает.

«Цензура снизу» — красивое выражение, но немножко смешно им пользоваться, когда инициатором истории является зампред силового комитета Госдумы. И если кому-то кажется, что девушка Поклонская сейчас превратится в Савонаролу и обратит народный гнев на Никиту Михалкова, Первый канал или еще куда-нибудь — это слишком кинематографический сюжет, что-то из 6-го сезона «Игры престолов». Мне кажется, ее как любой неуправляемый элемент, сейчас быстро куда-нибудь спрячут.

«Матильда»«Матильда»

Мария Шалаева, актриса:

— Это вопиющее неуважение к художникам, на это надо серьезно обращать внимание. Художник имеет право на свою точку зрения. Вот арестовали Кирилла Серебренникова (нашли тоже преступника!) — человека, который поднимает русскую культуру. А тут взрывают машины, рассылают письма абсолютно радикалистского толка. И на это почему-то не делают заявления ни РПЦ, никто. Это просто глобальное безобразие, неуважение к художникам, к одному и ко второму.

Это имеет отношение не только к Алексею Ефимовичу. Это имеет отношение ко всем нам, потому что завтра я снимусь в каком-то фильме, им не понравится, как я трактовала какую-то там принцессу, королеву или какого-то еще деятеля. И что? Мне подожгут дом, что ли?

Мне кажется, что эта [цензура] не снизу идет, а сверху. Всегда. Это уже про Кирилла, но вот прихожу я в спортзал в мае, и мне тренер говорит: «Ну что, ваш-то проворовался?» Я вас умоляю! Ну почему? «Я телик смотрела». Средства массовой информации —
супероружие покруче, чем атомная бомба. Люди не склонны думать своей головой, проверять информацию.

Конечно, это ужасно непорядочно. Потом, это происходит по отношению к таким людям! Алексей Ефимович Учитель, который столько сделал фильмов для этой страны — ну как так можно? Почему такое пренебрежение к таким фигурам? Так воспитывается невежество, просто невежество.

«Матильда»«Матильда»

Владислав Пастернак, продюсер:

— Я не имею права критиковать решение владельца объединенной сети отказаться от проката. Его можно понять: действительно, ситуация вокруг картины беспрецедентная, масштабы террористической угрозы не поддаются оценке. Никто не знает, кто, где и что захочет устроить, когда начнется прокат, отвечать в случае чего придется именно ему. Мы же знаем, как это у нас бывает.

Проблема не в Мамуте и его решении (хотя и возмутительно, что мы идем на поводу у террористов), а в том, что государство бездействует. Никто не пытается приструнить Поклонскую, Чаплина, Смирнова и остальных возмутителей спокойствия. Никто не желает квалифицировать поджоги студии, автомобилей, кинотеатра как теракты, а следовало бы! Где уголовные дела по соответствующей статье? Если какой-то царебожник не хочет смотреть фильм, есть очень простое решение: не покупать билет. Остальные зрители разберутся сами, без чужих соплей. Цензура в нашей стране запрещена, поэтому любые попытки запретить картину незаконны. Что же касается террористов, совершенно неважно, какую религию они исповедуют и во что верят.

Проблема в том, что один раз вот так пойти на поводу у этих так называемых «верующих» — и в какой стране мы проснемся завтра? У нас светское государство. Неужели теперь мы должны отказываться от интересующих нас фильмов, книг, компьютерных игр потому лишь, что они кому-то не нравятся? Надеюсь, что этот случай станет первым и последним в истории российского проката. Огорчает, что нет реакции министра культуры, что молчат остальные депутаты. Нельзя допустить нового Средневековья.

Легендарная гильдия волшебников берется за самые опасные задания в королевстве. Лихое аниме о магии дружбы
В главных ролях:Тэцуя Какихара, Ая Хирано, Риэ Кугимия, Саяка Охара, Юити Накамура, Хатано Ватару, Синпати Цудзи, Рёко Оно
Режиссер:Синдзи Исихира, Хироюки Фукусима, Киити Судзуно
Смотрите по подписке

Смотрите также

12 сентября 2017198
10 августа 201782
23 июня 2017163
27 апреля11

Главное сегодня

Вчера2
Вчера6
Вчера2
5 мая1
Вчера0
Вчера2
5 мая3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации