В Букмейте вышел новый роман гениального Маркеса! Это как? Объясняем и советуем

Обсудить0

Эпичные «Сто лет одиночества», брутальная «Полковнику никто не пишет», романтичная «Любовь во время чумы», меланхоличная «Осень патриарха» — книги, с которыми сталкивался, пожалуй, каждый, настолько у них меметичные названия. Их автор — колумбиец Габриэль Гарсиа Маркес, один из крупнейших писателей XX века.

Маркеса не стало в апреле 2014 года, и вот 10 лет спустя в Букмейте — одновременно со всем миром! — выходит его финальный роман «Увидимся в августе» (издательство АСТ, перевод с испанского Дарьи Синицыной). По нашей просьбе Константин Мильчин рассказывает, что происходит в книге, откуда она взялась и стоит ли ее читать.

Константин Мильчин

Критик, шеф-редактор Букмейта

О чем книга

Анна Магдалена Бах, брюнетка 46 лет, очень красивая, каждый август приезжает на остров, чтобы посетить могилу матери. Вот и сейчас она, как обычно, прибыла, заселилась в отель, сходила на кладбище, а потом провела ночь с первым встречным, а он ей зачем-то оставил денег, причем унизительно мало. Женщина вернулась в город к мужу и своей обычной жизни, но что-то сломалось: теперь она подозревает мужа в измене, а еще все время думает про остров, первого встречного, унижение деньгами, август и отель. А рядом течет жизнь, нормальная жизнь, в которой есть: уже упомянутый муж, известный дирижер; дочка, которая собирается в монахини и просит родителей не переживать по этому поводу; сын, первая виолончель Национального оркестра, которому рукоплескал сам Мстислав Леопольдович Ростропович; дом и подруги. Через год Анна снова поедет на остров, и там снова будут приключения, и через год, и через год тоже. Но в основном она будет лежать в какой-нибудь постели в кружевных трусах то с «Дракулой» Брэма Стокера, то с «Дневником чумного года» Даниэля Дефо, то с «Антологией фантастической литературы» Хорхе Луиса Борхеса и Бьоя Касареса, а еще она будет слушать музыку, и танцевать под музыку, и пить джин.

Откуда она взялась

Великий колумбийский писатель умер 10 лет назад. Перед нами не издававшийся доселе роман. «Увидимся в августе» Маркес писал уже в конце жизни, не закончил и очень просил не публиковать. Перед основным текстом читателя встречает вступительное слово наследников автора, вернее, не вступительное, а оправдательное. Пишут они примерно такое: «В последние годы жизни отец страдал потерей памяти, ему было тяжело, и нам, сыновьям, было очень тяжело. Он все пытался дописать „Увидимся в августе“, но никак не мог. Маркес вынес незаконченному роману вердикт: „Эта книга никуда не годится, ее нужно уничтожить“, — но нам так захотелось денег (зачеркнуто), и мы решили, что раз отец страдал и не мог дописать роман, то, может быть, его ментальные проблемы помешали ему здраво оценить гениальность собственного текста?» Пожалуй, эта отмазка публикаторов равнопрекрасна самому роману.

А вообще можно ли читать и публиковать такие книги?

Разве посмертная воля автора не закон? Нет, конечно же, не закон. Если бы наследники и издатели всегда следовали воле автора, то мы бы так и не прочли большую часть текстов Франца Кафки. Но в данном случае мы имеем дело с явно незаконченным произведением. Это не роман и даже не повесть, а скорее, длинный рассказ. У великой канадки и нобелевской лауреатки Элис Манро, сочиняющей исключительно короткую прозу, есть вещи и подлиннее «Августа». Из издательского послесловия к «Августу» вроде как следует, что это должен был быть роман в рассказах и перед нами лишь первая часть.

Так стоит ли ее читать?

Однозначно. Это, безусловно, роман Маркеса. Да, незаконченный, да, с не до конца отточенной сюжетной линией, да, не новые «Сто лет одиночества» и не вторая «Любовь во время чумы». Но все равно это ослепляющий и обжигающий текст, как и лучшая проза писателя. Продираясь сквозь эту неидеальную книгу, волей-неволей вспоминаешь свое первое знакомство с Маркесом и возвращаешься куда-то туда, в юность, к подсунутому кем-то из друзей или родственников тому с рекомендацией «Почитай латиноамериканских магов». Все вокруг тогда утверждали, что троица Борхес—Маркес—Кортасар отвечают за базар, и тебе надо было понять, кто все эти люди, а то ты окажешься парией и тебе не о чем будет поговорить на переменах с товарищами. И ты начинаешь читать, ничегошеньки не понимаешь, но втягиваешься. И осознаешь, что еще это чертовски красиво.

И вот пять лет спустя, десять лет спустя, тридцать лет спустя, много-много лет спустя ты открываешь «Увидимся в августе» и испытываешь те же самые ощущения. Те же яркие образы. Та же игра со временем. Такие же красивые, страстные женщины, ритмы и танцы. И такие же загадочные взаимоотношения живых и мертвых.


Фото: Ulf Andersen / Getty Images

Читайте книги Габриэля Гарсия Маркеса в Букмейте. Промокод KINOPOISKMEDIA для новых пользователей.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

5 марта6
21 февраля0
14 февраля0
11 марта0

Главное сегодня

Вчера2
Вчера0
24 апреля38
Вчера0
Вчера3
Вчера2
25 апреля0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации