15 деталей из «Солтберна», на которые важно обратить внимание. Там было два Джейкоба Элорди!

Обсудить0

Материал не предназначен для читателей младше 18 лет.

Цифровой релиз «Солтберна» состоялся еще в конце декабря, но градус интереса к фильму снижаться не планирует. Его сцены бурно обсуждаются в соцсетях и разлетаются на мемы, пользователи не без основания поголовно влюбляются в Барри Кеогана и снимают тренды в TikTok о том, как они смотрят это кино с потрясенными родителями.

На Letterboxd новая работа Эмиральд Феннел уже преодолела миллион оценок. Из фильмов, которые вышли в 2023 году, в этот список попали только «Оппенгеймер», «Барби», «Человек-паук: Паутина вселенных» и третьи «Стражи Галактики». «Солтберн» буквально стал нашей новой Римской империей — о нем все думают! Мы еще раз внимательно пересмотрели фильм, заметили в нем много интересных отсылок и собрали их в этом материале.

О чем это

Застенчивый студент из небогатой семьи Оливер Квик (Барри Кеоган) обживается в Оксфордском университете и знакомится с популярным на кампусе красавчиком Феликсом Каттоном (Джейкоб Элорди). Во время одного из откровенных разговоров между приятелями выясняется, что отец Оливера умер, да и вообще его родители алкоголики и бедняге некуда податься на каникулы. Тогда Феликс приглашает его провести лето в роскошном семейном поместье Солтберн. По приезде Оливер понимает, что ему придется проводить время в компании избалованных и высокомерных аристократов.

Метод съемки

Фильм снят в формате 4:3 (1.33:1) на 35-миллиметровую пленку, что является не только самым старым способом производства кино, но и создает ощущение, что вы подглядываете за другими людьми. В интервью журналу Filmmaker Magazine Феннел сказала: «Мне нравятся экстремально крупные планы, особенно когда речь идет о сексе и интимных отношениях». В этой же беседе режиссерка рассказала, что во время посещения локации, где снимался «Солтберн», она экспериментировала со съемкой здания. Вид огромного дома в соотношении 4:3 в итоге окончательно ее убедил остановиться на этом формате.

Вступительная сцена

Во вступительной оркестровой композиции под названием «Zadok the Priest» («Садок-священник») был изменен оригинальный текст. Она была написана композитором Георгом Фридрихом Генделем в 1727 году по случаю коронации Георга II. Когда на экране мы видим название фильма, хор поет не «Садок-священник», а «Оливер Квик. Да здравствует король!».

Таймлайн

В фильме легко считывается эстетика середины двухтысячных. Интернет еще не стал коммерционализированным, никакой тебе одержимости социальными сетями и смартфонами. Да здравствует эпоха гламура, балеток, ремней с заклепками и спортивных костюмов Juicy Couture. Герой Элорди, как и подобает, ходит в поло и с характерным для того времени пирсингом в брови; прическа Фарли (Арчи Мадекве) была вдохновлена культовым афро актера Корбина Блю из «Классного мюзикла», а стрижка Олли в начале фильма — прической Зака Эфрона оттуда же. Стиль Феликса — отсылка к образам принца Гарри, а для создания образа Венеции (Элисон Оливер) создатели, очевидно, вдохновлялись Кирой Найтли и Кейт Мосс эпохи кампейна Topshop.

Ностальгия — беспроигрышный вариант, чтобы установить со зрителем прочную эмоциональную связь. Феннел укрепляет ее и музыкой. В саундтреке — «Destroy Everything You Touch» Ladytron, «Time to Pretend» MGMT, «Low» Flo Rida, «Rent» Pet Shop Boys и, конечно, «Mr. Brightside» The Killers. Так что фильм снес крышу не только зумерам, но и миллениалам, чьи музыкальные вкусы были сформированы именно в этот период. Апогеем стала звучащая в финале «Murder on the Dancefloor» Софи Эллис-Бекстор, под которую пустились в пляс с Оливером все тиктокеры мира. Сам же трек спустя 23 года вернулся в британский топ-40 на восьмую строчку.

В эпоху, когда многие разочаровались в будущем, а тревога из-за геополитики, экономики и изменений климата только усиливается, единственный выход — погрузиться в эскапистскую тоску по прошлому, так что неудивительно, что у фильма нашлось так много поклонников.

Сцена с камнем

Чтобы поддержать Оливера, Феликс рассказывает ему о семейной традиции писать имя умершего человека на камне и бросать его в воду. Он передает Олли камень, на котором написано «папа». Герой Кеогана бросает его в реку, но тот приземляется на землю, что намекает нам на ложь Оливера. Позже выясняется, что его отец жив, а Олли просто решил в очередной раз надавить на жалость.

Сцена с яйцами

В свое первое утро в Солтберне Оливер садится за стол и заказывает английский завтрак у дворецкого Дункана (Пол Рис). Мать семейства Элспет (Розамунд Пайк) тактично объясняет ему, что завтрак уже находится на соседнем столике, отдельно подаются только яйца. Тогда он просит принести ему «eggs over easy» (то есть яичницу, прожаренную с обеих сторон), но ненавидящий Оливера с первой же секунды Дункан в отместку подает ему обычную, с почти сырым желтком, глазунью. Он рассчитывает, что Олли либо съест оскорбление, либо поставит себя в неловкое положение мелкими претензиями к дворецкому, на которые он, как бедный гость, не имеет права. Герой Кеогана быстро соображает и наносит ответный удар. Он упрекает слугу, проявляя пассивную агрессию, — жалуется на то, что жидкие желтки не подходят для его желудка (по умолчанию плебейского). Таким образом, в глазах хозяев он продолжает выглядеть жалким аутсайдером, но при этом оскорбляет Дункана, заставляя того унести обратно на кухню тарелку с демонстративно нетронутым завтраком.

В фильме на самом деле два Джейкоба Элорди

В этой же сцене Венеция рассказывает историю о британском поэте Перси Биши Шелли и его экономке, которая увидела двойника хозяина дома, проходящего мимо окна и машущего ей. Однако когда гувернантка машет в ответ, то вспоминает, что Перси в Италии, а она находится на верхнем этаже. Позже Шелли утонет. В момент пересказа за окном мы видим проходящего мимо двойника Феликса, в то время как настоящий Феликс сидит рядом с сестрой в такой же розовой рубашке. И хотя герой Элорди не утонул, его находят мертвым на следующее утро после празднования дня рождения Оливера.

Еще одна важная деталь: перед тем как тело Феликса должны вынести из лабиринта, дворецкий Дункан спрашивает его отца, не закрыть ли ему занавеску, чтобы семья этого не видела. Штора находится на том же окне, мимо которого ранее проходил двойник, и также отражает реакцию Феликса на рассказ о Шелли, поскольку он закрыл уши, глаза и попросил Венецию остановиться, иначе он не сможет уснуть. Также во время поисков Венеция и Фарли показаны судорожно пробирающимися через воду, что также отсылает нас к причине смерти поэта.

И другие нехорошие намеки

Помимо двойника Феликса, есть еще два предвестия смерти Каттонов. За обеденным столом после инцидента с братом Венеция переполняет свой бокал вина — это очевидный намек на убийство девушки в ванной, наполненной водой с ее собственной кровью. Также подсказка может скрываться и в ее имени (Венеция — город, который постепенно уходит под воду). В той же сцене Элспет поперхнулась едой. Позже женщина отравится и попадет в кому, а Олли вытащит из нее дыхательную трубку, и она задохнется.

Лабиринт Минотавра

Парковый комплекс в Солтберне — отсылка к кносскому лабиринту, где по древнегреческой мифологии жил Минотавр, который терроризировал критскую царскую семью. Чтобы чудовище оставалось в заточении, ему на съедение постоянно приносили девушек и юношей. Монстра в итоге одолел Тесей, а потом сам стал королем Афин. Кстати, скульптуру Тесея и Минотавра можно увидеть во время беседы Оливера и Элспет на улице. Олли изначально должен представлять собой чудовищную угрозу, фигуру кровожадного зверя, но в конце концов ему удается сделать себя героем положения. Не исключено, что персонажу Кеогана и дальше придется убивать людей, чтобы сохранить свое место в Солтберне.

Сцена с ванной на самом деле очень важна

В одной из сцен Оливер подглядывает за тем, как Феликс мастурбирует, после чего герой ложится в ванну и выпивает за ним воду, пока она сливается. В другом фрагменте герой Кеогана пытается заняться сексом с Венецией. Девушка предупреждает его о том, что у нее начались месячные, но тот отвечает: «Тебе повезло, что я вампир».

Олли получает возможность заглянуть в микромир, который кажется ему недосягаемым. Феннел наделяет его тягой к вещам и людям, которых он больше всего ненавидит, но одержимое желание проникнуть в их элитное общество все-таки перевешивает. Менструальная кровь Венеции и сперма Феликса — буквально жидкости элитной ДНК, которой главный герой не обладает от рождения, но которую отчаянно пытается пропустить через себя.

Лантимос и Шекспир

Вечеринка по случаю дня рождения Олли проходит в эстетике комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Венеция выглядит как эльф Паутинка, Элспет надевает костюм царицы фей Титании, а отец Феликса, сэр Джеймс (Ричард Э. Грант), предстает в образе герцога Тесея. Олли же, очевидно, персонаж-подменыш. Согласно сказкам, эльфы часто крали из колыбели здорового и красивого ребенка и заменяли его больным и слабым. Матери, обнаруживавшие таких детей, называли их подменышами. Он расхаживает с оленьими рогами на голове. Здесь прослеживается очевидная связь между «Солтберном» и другим проектом актера — триллером Йоргоса Лантимоса «Убийство священного оленя». В нем Кеоган играет Мартина — жестокого обманщика, который заставляет героя Колина Фаррелла убить своих близких. В обоих фильмах он проникает в конкретную семью и разрушает ее до основания.

Оливер — король манипуляции

По приезде в поместье Оливер чаще всего взаимодействует с Феликсом, Фарли, Венецией и Элспет. Как искусный манипулятор, он нащупал у каждого из персонажей слабые места и удовлетворяет все их потребности. Феликсу он разрешает заботиться о себе, страдающей от РПП Венеции Олли говорит о том, что она должна бережнее к себе относиться, Фарли он дает возможность самоутвердиться за его счет (как и Олли, он здесь все равно чужой), а для Элспет становится проницательным собеседником.

А Элорди — Икар

Если Кеоган сравнивается в фильме с Минотавром, то Феликс со своими золотыми крыльями, скорее, персонаж мифа об Икаре, который подлетел слишком близко к солнцу и погиб. В Солтберне солнечный свет может олицетворять не только само поместье, но и веру Феликса в других людей. А еще Элорди тут похож на Клэр Дэйнс из «Ромео + Джульетта» База Лурмана.

Актриса играет роль Памелы, подруги Элспет, которую та называет «poor sweet Pamela» («бедная милая Памела»). Она тоже живет в поместье Солтберн и является неким подобием Оливера, ее также приютили из жалости и ради развлечения. Как только Каттонам надоедает персонаж, они от него избавляются. Когда история Памелы о русском миллиардере наскучила семейке, та быстро выпроводила ее из дома. Позже мы узнаем, что девушка покончила с собой, но, скорее всего, она была убита, так как в фильме упоминается, что деловые партнеры ее бывшего мужчины погибали в результате инсценировки самоубийств. Мы можем предположить, что Оливера ждала бы такая же судьба изгнанника, но он оказался намного хитрее.

Даже тарелки здесь не просто так

Впервые они появляются в эпизоде, когда Оливер начинает вливаться в семью. Мы видим Фарли, который с отвращением спрашивает, что это за тарелки, а Оливер узнает в них работы керамиста Бернара Палисси. Впечатленный отец Феликса радуется, что кто-то заметил его ценную коллекцию. Из-за этих роковых плошек кузена Феликса выгонят из Солтберна, после того как он попытался продать их в Sotheby’s, якобы написав им письмо. Но окажется, что его просто подставил Оливер (позже он скинет на Фарли вину и за передозировку Феликса).

Блюда привлекли внимание многих зрителей благодаря необычному дизайну. Их создатель — Бернар Палисси, французский керамист XV века — изготавливал посуду, поверхность которой украшали выпуклые ящерицы, змеи и лягушки. Делались они с помощью слепков мертвых животных. Он выкладывал на оловянном блюде композицию из зверей и растений, а затем наносил тонкий слой гипсовой смеси, после чего покрывал их разноцветными эмалями. Выбор тарелок идеально соответствует цели показать аристократическую потребность быть окруженным лучшими и абсурдно дорогими произведениями искусства.

В одном из тиктоков музейный эксперт и арт-подкастер Сима Рао говорит: «Чтобы идентифицировать настоящего Палисси, требуется насмотренность. Если вы действительно разбираетесь в его работах, то точно произведете впечатление в высших кругах. Палисси создавал неидеальные, даже корявые работы, но от них невозможно оторвать взгляд. Думаю, что это символично для жителей Солтберна. Все несчастны и внушают беспокойство, но вы не можете не продолжать ими любоваться».

Отсылки к литературе

«Грозовой перевал»

По словам Феннел, главным вдохновением для «Солтберна» послужили книги «Посредник» Лесли Хартли (о подростке, который проводит летние каникулы в роскошном имении, снятом для отдыха семьей его школьного друга) и «Ребекка» Дафны дю Морье (о молодой женщине, вышедшей замуж за английского аристократа). Сцена с могилой вдохновлена «Грозовым перевалом» Эмили Бронте, где Хитклиф копает могилу своей возлюбленной Кэтрин. Феннел также подарила Джейкобу Элорди экземпляр романа Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед», чтобы помочь ему вжиться в образ. Это история об упадке старинного католического рода Марчмейн.

А что значит финал?

Финальная сцена фильма, в которой Барри Кеоган танцует голышом, — это не просто забавный момент, который ожидаемо зафорсился в соцсетях. Эмиральд Феннел рассказывает об этом в интервью с The Wrap: «Эта сцена — акт захвата территории и ее осквернения, который заканчивается одиночеством. Моя задача — сделать зрителей соучастниками, заставить их смеяться и испытывать противоречивые чувства. Но главное, чтобы как можно больше людей оказалось на стороне Оливера».

На протяжении всей истории Олли медленно и расчетливо шел к своей цели, держался скованно и сосредоточено. Теперь можно наконец-то расслабиться и откровенно заявить о себе как о новом владельце именитого поместья.


Автор: Кира Голубева

Вам понравился фильм «Солтберн»? Какие интересные детали заметили вы?

Поделитесь в комментариях на сайте! Мы приветствуем аргументированную дискуссию.

На что они готовы пойти, чтобы завладеть семейным бизнесом? Сериал с Юлией Снигирь в духе «Наследников»
В главных ролях:Алексей Гуськов, Юлия Снигирь, Игорь Гордин, Ростислав Бершауэр, Наталия Вдовина, Павел Попов, Ангелина Пахомова
Режиссер:Илья Ермолов
Смотрите по подписке

Смотрите также

12 января3
10 января2
8 января17
11 января0

Главное сегодня

Вчера3
Вчера1
Вчера2
Вчера7
Вчера0
30 апреля1
30 апреля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации