«Фандорин. Азазель»: Николай III в худи, Эраст Петрович в капсульном отеле

Обсудить0

19 января на Кинопоиске выходит сериал Нурбека Эгена о первом деле Эраста Фандорина. Действие в нем происходит в альтернативной реальности и с новыми героями. Рассказываем, как Эраст Петрович попал в Петроград 2023-го, что он там увидел и что общего у этого сюжета с настоящей жизнью.

О чем это

Погожим летним днем 2023 года в Летнем саду Петрограда произошло пренеприятное событие: молодой мажор с серьгой в носу и лохматой прической в стиле Роберта Смита начал юродствовать перед парой влюбленных, пнул робота-полицейского, а потом выстрелил себе в голову.

Расследуя это заурядное самоубийство, заурядный сотрудник полицейского управления столицы Эраст Фандорин обнаруживает странное совпадение: параллельно погибшему по улицам Питера двигался другой молодой человек с пистолетом у виска, только в студенческой форме. Пока Фандорин с редкостной прытью бегает по следу загадочных игроков в русскую рулетку, в столице разворачивается драма государственного масштаба: император Николай III безрезультатно пытается изменить императрице и волочится за популярной певицей Амалией, а при дворе назревает конфликт «ястребов» и «голубей». Также воду в Петрограде мутит (причем буквально) банда акционистов-нигилистов с односложными кличками: то всевидящее око на Литейном мосту нарисуют, то красную краску в петергофские фонтаны подмешают. Все эти линии пересекаются в салоне той самой Амалии, куда на карнавалы ходят и высокопоставленные офицеры, и нищие художники, и богатые студенты. Ну, и амбициозный, как выясняется, сыщик Фандорин.

Робот-полицейский? Москвич Фандорин, начинающий карьеру в Петербурге? Николай III? Всё в порядке, «Фандорин. Азазель» — это альтернативный взгляд на российскую историю и литературный первоисточник — с новой географией, новыми героями и новыми, современными обстоятельствами классического сюжета про заговор вундеркиндов. Москву XIX века, сонно-купеческое пространство которой было важно для первых шагов литературного Фандорина, заменили на альтернативно-современный Питер с его собственной ампирной психогеографией, также играющей важную роль в обновленном сюжете. С одной стороны, каналы, парки, дворцы, ночные улицы, перекрытые полицейскими патрулями, с другой — небоскребы, капсульные отели (в одном из таких живет бедный Фандорин), сквоты в обшарпанных старинных особняках.

Григорий Верник

Москва, впрочем, в сериале тоже имеется. Именно в этот странный полуазиатский мегаполис (в китайгородских переулках теперь бурлит натуральный Чайна-таун, в катакомбах ЦАО живут бездомные и работают нелегальные гостиницы) отправляется в служебную командировку наш герой.

И, разумеется, какая же альтернативная история без элементов киберпанка: в 2023 году Фандорина окружает масса гаджетов — от банальных планшетов до чудо-машин для перепрошивки человеческой памяти и микрокомпьютеров в контактных линзах.

Действующие лица

Естественно, главный двигатель детективного сюжета — начинающий сыщик Фандорин в исполнении Владислава Тирона. Это первая главная роль актера, причем в совершенно нетипичном для него амплуа, потребовавшем серьезной работы над собственной психофизикой и изрядного перевоплощения. Впрочем, режиссер Нурбек Эген и Тирон сумели отыскать ключ к Фандорину — в конце концов, у самого Влада оказалось много качеств его персонажа: «Мне было непривычно и страшновато выходить на первый план, двигать историю. Но оказалось, что у нас с Фандориным много общего, и в этом смысле мне по-настоящему повезло». Это кастинговое решение было принято далеко не сразу. «Влад запомнился мне по роли в „Триггере“, — вспоминает Нурбек Эген. — И он одним из первых пробовался на роль Фандорина, хотя изначально у меня в голове был совсем иной образ персонажа. Мы посмотрели множество молодых артистов из Москвы, Петербурга, Ярославля, Новосибирска, но ни в ком из них не видели нашего Фандорина. На третьих пробах мы поняли, что Влад действительно тот, кого мы искали: в нем есть юмор, легкость, азарт, ирония, невероятная эрудиция». Ну и, конечно, любовь к фандориниане.

Владислав Тирон

«Мой папа — большой поклонник Бориса Акунина, — рассказывает Тирон. — И когда мне было лет семнадцать-восемнадцать, он подарил мне свою электронную книгу, в которой уже были романы этой серии. Я прочитал книги „Азазель“, „Левиафан“, „Турецкий гамбит“ и „Статский советник“, и меня затянуло. Фандорин — один из немногих супергероев в русской литературе».

Однако в сериале есть и второй по степени важности протагонист, способный потягаться с Фандориным в экзотичности. Российский император Николай III, чья характерная для монархов драма — конфликт чувства и долга — усугубляется новейшими технологиями слежки. Царь даже в кино спокойно сходить не может, а уж о том, чтобы остаться наедине с роковой авантюристкой Амалией, и речи нет. Николая играет Максим Матвеев, и это еще одно неожиданное кастинговое решение «Фандорина».

«Такого перевоплощения, как в сериале „Азазель“, в карьере Максима Матвеева еще не было, — утверждает режиссер, и нет причин с ним не согласиться. — Мы скрупулезно работали над образом императора, смотрели хронику с Николаем II. Это единственный российский царь, который запечатлен на документальных кадрах. Изучали кинохронику королевских домов Британии, Дании, Швеции. Когда я видел Максима на площадке, мне хотелось встать и поклониться ему. (Смеется.) Максим не играл — он жил этим героем».

Максим Матвеев

«Образ Николая III, который возник при работе над персонажем, родился благодаря общей драматургии проекта, — возвращает комплимент Эгену Максим Матвеев. — В этом материале все было, но мне хотелось по-своему отразить характер героя, в том числе и через внешний вид. Я очень благодарен за то, что и режиссер, и продюсеры, и все творческие цеха поддержали мою идею и дали возможность воплотить ее в жизнь».

По сути, Матвеев играет альтернативную версию Николая II: это монарх печального образа, несчастный в браке с императрицей-немкой (играющая ее Уршула Малка говорит с отчетливым акцентом) и влюбленный в польскую авантюристку (привет «Матильде»), с трудом удерживающий баланс сил при дворе — тут военный блок под предводительством Михаила Романова (Игорь Черневич, запомнившийся зрителям ролью сумасшедшего милиционера Гадеева) противостоит министру Орлову (Евгений Стычкин), стороннику дипломатических решений, раздраженному мягкотелостью императора. Невероятная ирония судьбы состоит в том, что прадед Стычкина, генерал-майор Сергей Цабель, был одним из тех офицеров, что убедили Николая II отречься от престола в 1917-м.

«Действие нашего сериала развивается в альтернативной истории. Но зритель все равно будет искать ассоциации, которые дают возможность связать происходящее с тем, как дела обстояли на самом деле, — поясняет Матвеев. — Император Николай III — это собирательный образ, основанный на характерах многих исторических личностей — как российских, так и зарубежных. Они похожи и в силу обстоятельств их жизни, воспитания, характера и взаимоотношений с окружающим миром. Я думаю, ассоциации возникнут сразу».

И, наконец, третий ключевой персонаж, о котором можно рассказать без лишних спойлеров, — Лиза, сыгранная Милой Ершовой, объект романтического интереса Фандорина. В сериале она не девушка из фантазий, а активная участница расследования.

Как это снято

Евгений Стычкин

С юмором и не без подтекста. Ироничная цитатность и стилизация вообще главный прием литературной фандоринианы; в сериале же этот прием переосмыслен, как и сама история. В новых сюжетных блоках масса аллюзий на нашу реальную жизнь, плюс новые детективные линии. «При создании проекта по мотивам романа, особенно очень знаменитого детективного романа, важно сделать так, чтобы, с одной стороны, герои были узнаваемыми, а с другой — необходимо добавить героев и сюжетные повороты, которые будут для аудитории новыми. Это позволит даже тем, кто прекрасно знает роман, быть, так скажем, детективно ошеломленными», — поясняет Стычкин, играющий как раз такого нового героя.

Вымышленная историческая коллизия, похожая на ситуацию конца 1910-х, становится в сериале неразделенной с детективной линией. По сути, главные антагонисты в «Азазеле» не полиция и заговорщики, но молодой новый мир, который олицетворяет Фандорин, и старая неповоротливая бюрократия, символом которой становится герой Матвеева. Это противостояние видно невооруженным глазом: статичные кабинетные сцены в ампирных, душных старинных интерьерах дворцов контрастно смонтированы с кровавым экшеном и живой натурой эпизодов детективной линии. «Мы постарались разделить два пространства — консервативный дворцовый мир и мир более живой и меняющийся, который представляет в первую очередь Фандорин, — поясняет оператор Николай Богачев. — Когда мы попадаем в повествование с участием главного героя, мы используем более живую камеру, чтобы передать другую энергию. Фандорину все интересно, все любопытно, поэтому вместе с ним мы узнаем, как и что в этой реальности устроено». Ну а там, где не скучает главный герой, не заскучает и зритель.

Смотрите сериал «Фандорин. Азазель» с 19 января только на Кинопоиске.

Смотрите также

Вчера20
19 июля4
18 июля8
15 июля23

Главное сегодня

Вчера6
Вчера20
Вчера3
Вчера4
Вчера4
25 июля4
25 июля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации