19 января на Кинопоиске выходит сериал Нурбека Эгена о первом деле Эраста Фандорина. Действие в нем происходит в альтернативной реальности и с новыми героями. Рассказываем, как Эраст Петрович попал в Петроград 2023-го, что он там увидел и что общего у этого сюжета с настоящей жизнью.
О чем это
Погожим летним днем 2023 года в Летнем саду Петрограда произошло пренеприятное событие: молодой мажор с серьгой в носу и лохматой прической в стиле Роберта Смита начал юродствовать перед парой влюбленных, пнул робота-полицейского, а потом выстрелил себе в голову.
Расследуя это заурядное самоубийство, заурядный сотрудник полицейского управления столицы Эраст Фандорин обнаруживает странное совпадение: параллельно погибшему по улицам Питера двигался другой молодой человек с пистолетом у виска, только в студенческой форме. Пока Фандорин с редкостной прытью бегает по следу загадочных игроков в русскую рулетку, в столице разворачивается драма государственного масштаба: император Николай III безрезультатно пытается изменить императрице и волочится за популярной певицей Амалией, а при дворе назревает конфликт «ястребов» и «голубей». Также воду в Петрограде мутит (причем буквально) банда акционистов-нигилистов с односложными кличками: то всевидящее око на Литейном мосту нарисуют, то красную краску в петергофские фонтаны подмешают. Все эти линии пересекаются в салоне той самой Амалии, куда на карнавалы ходят и высокопоставленные офицеры, и нищие художники, и богатые студенты. Ну, и амбициозный, как выясняется, сыщик Фандорин.
Робот-полицейский? Москвич Фандорин, начинающий карьеру в Петербурге? Николай III? Всё в порядке, «Фандорин. Азазель» — это альтернативный взгляд на российскую историю и литературный первоисточник — с новой географией, новыми героями и новыми, современными обстоятельствами классического сюжета про заговор вундеркиндов. Москву XIX века, сонно-купеческое пространство которой было важно для первых шагов литературного Фандорина, заменили на альтернативно-современный Питер с его собственной ампирной психогеографией, также играющей важную роль в обновленном сюжете. С одной стороны, каналы, парки, дворцы, ночные улицы, перекрытые полицейскими патрулями, с другой — небоскребы, капсульные отели (в одном из таких живет бедный Фандорин), сквоты в обшарпанных старинных особняках.
Москва, впрочем, в сериале тоже имеется. Именно в этот странный полуазиатский мегаполис (в китайгородских переулках теперь бурлит натуральный Чайна-таун, в катакомбах ЦАО живут бездомные и работают нелегальные гостиницы) отправляется в служебную командировку наш герой.
И, разумеется, какая же альтернативная история без элементов киберпанка: в 2023 году Фандорина окружает масса гаджетов — от банальных планшетов до чудо-машин для перепрошивки человеческой памяти и микрокомпьютеров в контактных линзах.
Действующие лица
Естественно, главный двигатель детективного сюжета — начинающий сыщик Фандорин в исполнении Владислава Тирона. Это первая главная роль актера, причем в совершенно нетипичном для него амплуа, потребовавшем серьезной работы над собственной психофизикой и изрядного перевоплощения. Впрочем, режиссер Нурбек Эген и Тирон сумели отыскать ключ к Фандорину — в конце концов, у самого Влада оказалось много качеств его персонажа: «Мне было непривычно и страшновато выходить на первый план, двигать историю. Но оказалось, что у нас с Фандориным много общего, и в этом смысле мне по-настоящему повезло». Это кастинговое решение было принято далеко не сразу. «Влад запомнился мне по роли в „Триггере“, — вспоминает Нурбек Эген. — И он одним из первых пробовался на роль Фандорина, хотя изначально у меня в голове был совсем иной образ персонажа. Мы посмотрели множество молодых артистов из Москвы, Петербурга, Ярославля, Новосибирска, но ни в ком из них не видели нашего Фандорина. На третьих пробах мы поняли, что Влад действительно тот, кого мы искали: в нем есть юмор, легкость, азарт, ирония, невероятная эрудиция». Ну и, конечно, любовь к фандориниане.
«Мой папа — большой поклонник Бориса Акунина, — рассказывает Тирон. — И когда мне было лет семнадцать-восемнадцать, он подарил мне свою электронную книгу, в которой уже были романы этой серии. Я прочитал книги „Азазель“, „Левиафан“, „Турецкий гамбит“ и „Статский советник“, и меня затянуло. Фандорин — один из немногих супергероев в русской литературе».
Однако в сериале есть и второй по степени важности протагонист, способный потягаться с Фандориным в экзотичности. Российский император Николай III, чья характерная для монархов драма — конфликт чувства и долга — усугубляется новейшими технологиями слежки. Царь даже в кино спокойно сходить не может, а уж о том, чтобы остаться наедине с роковой авантюристкой Амалией, и речи нет. Николая играет Максим Матвеев, и это еще одно неожиданное кастинговое решение «Фандорина».
«Такого перевоплощения, как в сериале „Азазель“, в карьере Максима Матвеева еще не было, — утверждает режиссер, и нет причин с ним не согласиться. — Мы скрупулезно работали над образом императора, смотрели хронику с Николаем II. Это единственный российский царь, который запечатлен на документальных кадрах. Изучали кинохронику королевских домов Британии, Дании, Швеции. Когда я видел Максима на площадке, мне хотелось встать и поклониться ему. (Смеется.) Максим не играл — он жил этим героем».
«Образ Николая III, который возник при работе над персонажем, родился благодаря общей драматургии проекта, — возвращает комплимент Эгену Максим Матвеев. — В этом материале все было, но мне хотелось по-своему отразить характер героя, в том числе и через внешний вид. Я очень благодарен за то, что и режиссер, и продюсеры, и все творческие цеха поддержали мою идею и дали возможность воплотить ее в жизнь».
По сути, Матвеев играет альтернативную версию Николая II: это монарх печального образа, несчастный в браке с императрицей-немкой (играющая ее Уршула Малка говорит с отчетливым акцентом) и влюбленный в польскую авантюристку (привет «Матильде»), с трудом удерживающий баланс сил при дворе — тут военный блок под предводительством Михаила Романова (Игорь Черневич, запомнившийся зрителям ролью сумасшедшего милиционера Гадеева) противостоит министру Орлову (Евгений Стычкин), стороннику дипломатических решений, раздраженному мягкотелостью императора. Невероятная ирония судьбы состоит в том, что прадед Стычкина, генерал-майор Сергей Цабель, был одним из тех офицеров, что убедили Николая II отречься от престола в 1917-м.
«Действие нашего сериала развивается в альтернативной истории. Но зритель все равно будет искать ассоциации, которые дают возможность связать происходящее с тем, как дела обстояли на самом деле, — поясняет Матвеев. — Император Николай III — это собирательный образ, основанный на характерах многих исторических личностей — как российских, так и зарубежных. Они похожи и в силу обстоятельств их жизни, воспитания, характера и взаимоотношений с окружающим миром. Я думаю, ассоциации возникнут сразу».
И, наконец, третий ключевой персонаж, о котором можно рассказать без лишних спойлеров, — Лиза, сыгранная Милой Ершовой, объект романтического интереса Фандорина. В сериале она не девушка из фантазий, а активная участница расследования.
Как это снято
С юмором и не без подтекста. Ироничная цитатность и стилизация вообще главный прием литературной фандоринианы; в сериале же этот прием переосмыслен, как и сама история. В новых сюжетных блоках масса аллюзий на нашу реальную жизнь, плюс новые детективные линии. «При создании проекта по мотивам романа, особенно очень знаменитого детективного романа, важно сделать так, чтобы, с одной стороны, герои были узнаваемыми, а с другой — необходимо добавить героев и сюжетные повороты, которые будут для аудитории новыми. Это позволит даже тем, кто прекрасно знает роман, быть, так скажем, детективно ошеломленными», — поясняет Стычкин, играющий как раз такого нового героя.
Вымышленная историческая коллизия, похожая на ситуацию конца 1910-х, становится в сериале неразделенной с детективной линией. По сути, главные антагонисты в «Азазеле» не полиция и заговорщики, но молодой новый мир, который олицетворяет Фандорин, и старая неповоротливая бюрократия, символом которой становится герой Матвеева. Это противостояние видно невооруженным глазом: статичные кабинетные сцены в ампирных, душных старинных интерьерах дворцов контрастно смонтированы с кровавым экшеном и живой натурой эпизодов детективной линии. «Мы постарались разделить два пространства — консервативный дворцовый мир и мир более живой и меняющийся, который представляет в первую очередь Фандорин, — поясняет оператор Николай Богачев. — Когда мы попадаем в повествование с участием главного героя, мы используем более живую камеру, чтобы передать другую энергию. Фандорину все интересно, все любопытно, поэтому вместе с ним мы узнаем, как и что в этой реальности устроено». Ну а там, где не скучает главный герой, не заскучает и зритель.
Смотрите сериал «Фандорин. Азазель» с 19 января только на Кинопоиске.