25 декабря на Netflix вышел новый фэнтези-сериал «Ведьмак: Происхождение», который расширяет мир оригинального шоу. Получается не очень убедительно, а местами и вовсе ужасно (в этом солидарны как критики, так и фанаты). Рассказываем, что «Происхождение» добавляет к оригинальному «Ведьмаку» и для чего вообще можно смотреть этот проект.
О чем это?
Континент за 1200 лет до событий оригинального сериала «Ведьмак». Это времена расцвета эльфийских государств, которые слишком долго сражались друг с другом и теперь готовы заключить мирный договор. Увы, эту идею активно саботируют мощный маг Балор (Ленни Генри) и принцесса Мервин (Миррен Мак). Они начинают использовать загадочные монолиты, чтобы путешествовать между мирами, и обзаводятся огромным монстром, который их защищает.
Но у кровавого чародейского режима есть свои противники. Их набирается на целый отряд — семеро незнакомцев (шесть эльфов и одна краснолюдка). Искусные воины Фьялл (Лоуренс О’Фуаран), Скиана (Мишель Йео), Эйле (Софиа Браун) и другие собираются расправиться с Мервин и Балором, но финал их путешествия всем поклонникам «Ведьмака» заранее известен. Все закончится Сопряжением Сфер — масштабным катаклизмом, который смешает кучу разных миров в один. Так на Континенте появятся люди и чудовища, а для защиты от последних и начнут впоследствие создавать ведьмаков.
Что «Происхождение» добавляет к миру «Ведьмака?
Приквел начинается с того, что Лютика (Джои Бэти), барда и верного друга Геральта (Генри Кавилл, которого в этом сериале нет), навещает таинственная эльфийка (Минни Драйвер), которая умеет менять личины и путешествовать во времени. Последним она занимается, чтобы воскрешать забытые истории. Старую легенду о походе отважной семерки против Мервин она рассказывает Лютику, рассчитывая на то, что он сможет ее популяризировать.
В «Происхождении» мы видим сразу нескольких важных героев вселенной — например, появляется эльф Аваллак’х (Сэмюэл Бленкин), который умел перемещаться между мирами и приглядывал за Цири (Фрейя Аллан). А еще появляется Эредин (Джейкоб Коллинс-Леви), вроде бы не особо примечательный персонаж, но в финале сериала его забрасывает в один из многочисленных миров, открытых монолитом. Фанаты видеоигровой серии и книжного цикла знают, что впоследствии он станет злодеем, известным как Король Дикой Охоты. Он должен будет появиться в нагоняющих страху доспехах в следующих сезонах «Ведьмака».
Еще одним важным персонажем является Итлина (Элла Шрей-Йитс), чье пророчество о конце света часто фигурирует в мира Анджея Сапковского. А спасутся во время этой катастрофы только эльфы благодаря Цири. Геральт в романах относился скептически к этому пророчеству, в сериале он узнает о нем, вероятно, от Лютика уже в третьем сезоне.
А что в сериале не получилось?
К сожалению, почти все. «Происхождение» выглядит как необязательный филлер-контент для фанатов «Ведьмака», которые всегда получали сезон под Рождество. В 2022 году новых серий не будет (третий сезон ожидается летом 2023-го), поэтому есть ощущение, что этот проект выполняет исключительно утилитарную функцию — не дать поклонникам заскучать. Один из самых очевидных минусов — дешевая графика в духе эфирного супергеройского мыла с телеканала CW. Магические эффекты здесь выглядят скудно, а монстры — убого; уровень продакшена (и, видимо, бюджета) тут явно в разы ниже, чем в основном сериале.
Другой недостаток — рваный ритм и несбалансированный хронометраж. «Происхождение» состоит из четырех серий (самая длинная — чуть больше часа), которых явно недостаточно, чтобы: а) познакомить зрителей с несколькими новыми героями и внятно рассказать, что же творилось на Континенте 1200 лет назад; б) продемонстрировать, как именно появился самый первый ведьмак; в) показать то самое Сопряжение Сфер. Последний пункт вызывает самое большое разочарование. Все-таки это событие и сформировало мир Сапковского с монстрами и ведьмаками, а в книгах и видеоиграх про эту катастрофу только говорили. Шоураннер Деклан Де Барра («Древние», «Чепелуэйт») мог показать, как же происходило это самое Сопряжение. Но в итоге в «Происхождении» его показывают всего несколько минут в финале и представляют, скорее, как свершившийся факт.
Что пишут про сериал?
У «Происхождения» удивительно единодушные отзывы критиков и зрителей. На Rotten Tomatoes на момент написания этого текста у сериала всего 38% положительных рецензий. Empire ругает визуальные эффекты и плоские диалоги. Variety отмечает, что в «Происхождении» нет эквивалентной замены Генри Кавиллу, а персонажи плохо раскрыты. The Hollywood Reporter констатирует, что это всего лишь любопытное приложение к «Ведьмаку», а не эпическое самостоятельное шоу. Рядовые зрители оценили этот спин-офф еще жестче: на том же Rotten Tomatoes у него всего 8%, а на IMDb и Кинопоиске — 3.1 и 3.7 соответственно.
Вердикт
Фэнтези-вселенная Netflix по мотивам романов Сапковского, кажется, переживает не лучшие времена. Первые два сезона «Ведьмака» получились невыдающимся образцом жанра, но вполне приятным сериалом, который с радостью смотрели рядовые зрители (хардкорные фанаты, понятное дело, были недовольны). Анимационный фильм «Ведьмак: Кошмар волка» оказался в меру приятным филлером. Но вот дальнейшая судьба франшизы под большим вопросом. Кавилл оставил роль Геральта (он снялся в третьем сезоне, а в четвертом его уже заменит Лиам Хемсворт), а интригующий приквел, который должен был раскрыть мифологические основы вселенной, оказался второсортным фэнтези-огрызком. Пока мир «Ведьмака» явно отстает от недавних сериалов «Властелин колец: Кольца власти» (Amazon) и «Дом Дракона» (HBO), и, чтобы всерьез конкурировать с ними за зрительское внимание, Netflix должен будет прыгнуть выше головы.