Слишком точная экранизация: Почему «Благие знамения» разочаровывают

Обсудить0

Один из самых ожидаемых проектов года (с огромными, казалось бы, шансами на успех) не оправдал многочисленных надежд. Журналист Иван Филиппов объясняет, почему близость духу книги сыграла с сериалом дурную шутку.

«Благие знамения» должны были стать великим сериалом. Все-таки в основе лежит культовая книга про апокалипсис от двух лучших авторов современного фэнтези. Нил Гейман и Терри Пратчетт придумали страшно остроумную историю, которая пародирует весь комплекс художественной и сакральной литературы о конце света. Заказал сериал Amazon, и играть в него пригласили отличных актеров — от Майкла Шина и Дэвида Теннанта до Бенедикта Камбербэтча и Джона Хэмма. Казалось бы, вот он, рецепт успеха. К сожалению, в реальности вышло иначе.

Дэвид Теннант в роли демона Кроули

В центре сюжета «Благих знамений» — ангел Азирафель (Майкл Шин) и демон Кроули (Дэвид Теннант). Каждый из них был послан вышестоящей (или нижестоящей) организацией на землю, чтобы присматривать за людьми — соблазнять их и вводить в искушения или же, наоборот, вдохновлять на благие дела. Но за несколько тысяч лет на земле они подружились и полюбили мирские развлечения — музыку, машины, книги, вкусную еду. Ангел и демон, за которыми никто особо не присматривает, живут в свое удовольствие. Но тут Кроули получает указание снизу: грядет конец света, и ему нужно доставить младенца Антихриста в роддом, где специально обученные сатанинские монашки должны заменить им новорожденного сына американского посла в Великобритании.

Но ангелу и демону не нужен апокалипсис. Им хорошо на земле, им нравятся люди, они совершенно не настроены на «финальную битву между добром и злом». Поэтому Азирафель и Кроули решают всеми силами предотвратить Армагеддон. А тут как раз выясняется, что монашки перепутали детей и выдали Антихриста обычной британской семейной паре из маленькой деревни, поэтому у заговорщиков есть шанс найти его первыми. В шести сериях «Благие знамения» рассказывают историю о том, как ангел и демон сумели обхитрить и бога, и дьявола, остановить конец света и спасти человечество.

Начать обсуждение «Благих намерений» я бы хотел с такой истории: два года назад на сериальной конференции в Берлине я был на дискуссии, посвященной сложностям адаптации больших романов в телесериалы. Среди участников разговора были шоураннер мини-сериала «Призрачная башня» Дэн Футтерман и датский продюсер Каролина Лет, которая спродюсировала мини-сериал «Свобода» (экранизация одноименного популярного датского романа) и рассказывала, как здорово делать сериалы на основе толстых книжек. В какой-то момент сидевший рядом Футтерман не выдержал и со страданием в голосе сказал: «Это вам просто повезло, что автор вашего романа давно умер».

Майкл Шин в роли ангела Азирафеля

Проблема «Благих знамений» от Amazon в том, что это не сериал. Это в лучшем случае иллюстрация — богатая и местами очень талантливая — к выдающейся книге, но никак не самостоятельное художественное произведение. Дело в том, что сценарий писал сам Нил Гейман, и это, к сожалению, очень бросается в глаза. В первую очередь потому, как бережно он отнесся к тексту романа, который написал вместе с покойным Пратчеттом. В итоге в сериале осталось множество эпизодов, существование которых на экране нельзя объяснить ничем, кроме искренней любви автора к придуманным им остроумным идеям. И если в романе такие сцены — например, замечательная история про Кроули и домашние растения, которые страшно его боятся — смотрелись органично, то в сериале они вызывают сначала недоумение, а потом и раздражение.

Кроме того, чтобы не терять придуманные остроумные книжные формулировки, Гейман ввел в сериал закадровый голос — рассказ ведется от имени бога (Фрэнсис МакДорманд), который (которая?) с выражением зачитывает легко узнаваемые цитаты из «Благих знамений». Такой дословный (буквально) пересказ фраз и сцен из книги, конечно, тронет сердца многих фанатов, ждавших экранизацию, но нельзя не признать: все это чудовищно тормозит историю. Сериалы и кино подразумевают действие, здесь в первую очередь важны поступки героев, а никак не остроумные цитаты из книжки, которые объясняют нам, что же мы видим на экране

Сэм Тейлор Бак в роли Адама

Как следствие, зритель довольно быстро теряется в десятке расходящихся в разные стороны сюжетных линий и многочисленных персонажей. Каждый из них сам по себе изумительно придуман и отлично сыгран, но они с большим трудом сосуществуют вместе на экране, и следить за их действиями, честно говоря, довольно скучно. Шестисерийный проект торопится и не дает героям по-настоящему развиться: мы недавно их встретили, а вот уже финал. Особенно это обидно в случае с героем, вокруг которого закручивается все действие — Антихристом по имени Адам. Адам, как мы довольно быстро выясняем, вырос совершенно обычным ребенком, который любит папу и маму, своих друзей и мечтает завести собаку. Но если трансформация в Антихриста, собирающегося уничтожить всю планету, в книге занимает несколько глав, то в сериале она скомкана и выглядит предельно искусственной.

Джон Хэмм в роли архангела Гавриила

Главное, что оправдывает эту экранизацию, — это дуэт Шина и Теннанта, актеров, идеально подобранных на свои роли. Мало того что между этими талантливыми актерами возникает особая химия, шоураннеры еще и дали им пространство для развития отношений — целый эпизод посвящен тому, как Кроули и Азирафель дошли до жизни такой. Мы видим их рядом с Ноевым ковчегом, на Голгофе, в средневековой Англии, в театре «Глобус» у Шекспира и в Париже, охваченном Великой революцией. Мы видим, как меняются их взгляды, как то у одного, то у другого появляются сомнения «А то ли я делаю?», как они постепенно сближаются и становятся настоящими друзьями. Это единственная линия, которая придумана и сделана прекрасно от начала и до конца, хотя сериал это, к сожалению, и не спасает.

Кажется, что если бы адаптацию «Благих знамений» отобрали у Нила Геймана и отдали более компетентному шоураннеру, который не относился бы так бережно к тексту, а пытался бы сделать самостоятельную историю, результат вышел бы гораздо увлекательнее. С другой стороны, надо отдать должное фантасту: он сохранил в сериале главную мысль романа. «Благие знамения» — это не просто пародия на Откровение Иоанна Богослова и фильм «Омен», это еще и выдающееся гуманистическое произведение. Рассказ о том, как организованная религия со всем своим комплексом текстов, догм и предсказаний совершенно игнорирует людей. Ад и рай здесь существуют отдельно от человечества, демоны и ангелы мало интересуются людскими делами, и именно в этом авторы Гейман и Пратчетт видят главную проблему.

Смотрите также

Подкаст«Благие знамения»: Чем расстроила и порадовала долгожданная экранизация?

24 июня

Христиане потребовали от Netflix закрыть сериал Amazon «Благие знамения»

20 июня

«Чернобыль», «Толя-робот» и «Уловка-22»: 14 лучших сериалов весны

9 июня

Конец света близко: Почему мы ждем сериал «Благие знамения»

29 мая

Главное сегодня

Сериал «Эйфория»: Откровенная драма о взрослении под препаратами

Вчера

В российских кинотеатрах пройдут дополнительные показы «Мстители: Финал»

Вчера

Видео со съемок «Бонда 25»: Ямайская жара

Вчера

Из Нью-Йорка в Японию: 10 любимых фильмов Уэса Андерсона

Вчера

Новый сценарист экранизации игры «Minecraft» и еще 14 новостей дня

Вчера

Ролик «Человек-паук: Через мультивселенную»: Холланд, Гарфилд и Магуайр против Зловещей Шестерки

Вчера

Бокс-офис России: «Дылда» удивляет

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт