«Уловка-22»: Военно-полевой сериал по роману Джозефа Хеллера

Обсудить0

Сервис Hulu показывает мини-сериал Джорджа Клуни и Гранта Хеслова «Уловка-22». Это вторая экранизация одноименного романа о жестоком абсурде фронтовой жизни на исходе Второй мировой. Первая — кинофильм Майка Николса — провалилась в прокате в 1970-м.

Первую экранизацию «Уловки», в которую студия Paramount вложила немалые деньги и которую, со слов режиссера Николса, одобрил сам Джозеф Хеллер, ждала неудачная прокатная судьба. За несколько месяцев до нее вышел антивоенный памфлет Роберта Олтмена «Военно-полевой госпиталь M.Э.Ш.», где история о тяготах корейской войны растворялась в бесконечном глуме и анекдотах про полевых хирургов, которые в гробу видали армейскую дисциплину. Отвязную комедию Олтмена, в которой война представала дичайшим абсурдом, полюбила главный критик Америки Полина Кейл и продвигала ее, будучи влиятельным человеком в индустрии. Следом по фильму начали снимать сериал. На этом фоне «Уловка-22» Николса разочаровала зрителей, которые снова шли в кино на комедию и получали вместо нее гораздо более сложное и многоплановое повествование.

«Уловка-22» Майка Николса

Спустя почти полвека после этой истории за «Уловку» взялись мастера военной комедии абсурда Джордж Клуни и Грант Хеслов (это их настоящий авторский проект — оба тут и режиссеры, и продюсеры,  и исполнители ролей второго плана); да и кому, как не авторам «Безумного спецназа» было за нее браться.

В первой же сцене новая экранизация открестилась от старой, поместив в кадр лейтенанта Шайскопфа, фамилия которого в переводе с немецкого означает «тупоголовый». Этого персонажа не было в фильме Николса, а в новой экранизации его с энтузиазмом сыграл сам Клуни. Лейтенант, которого «мучило, что кадеты вверенной ему учебной эскадрильи отличались крайне низким боевым духом и маршировали самым гнусным образом на парадах», орет на выстроенных на плацу летчиков, притворно призывая кого-нибудь сказать, в чем он неправ. Под раздачу попадает Клевинджер, вызвавшийся объяснить лейтенанту его неправоту, хотя стоящий рядом Йоссариан (Кристофер Эббот) советует приятелю заткнуться.

Так мы знакомимся с главным героем. Йоссариан — пилот полка ВВС США, расквартированного на одном из южных островов Италии в 1944 году. Оттуда совершаются боевые вылеты бомбардировщиков на немецкие военные объекты, и Йоссариан уже налетал достаточно, чтобы отправиться в запас. Но сволочной полковник Кэткарт (Кайл Чандлер, внешне очень похожий на Рока Хадсона и идеально вписывающийся в антураж 1940-х годов) постоянно увеличивает норму вылетов. В кадре время от времени появляется счетчик полетов Йоссариана: вот ему остается до дембеля всего семь — и опа! — глядишь, уже снова пятнадцать.

Это главный конфликт истории, которая выглядит комедией лишь отчасти: «Совершенно незнакомые люди палили в него из пушек каждый раз, когда он поднимался в воздух, чтобы сбросить на них бомбы. И это было далеко не смешно. Да и все остальное тоже». Рассказ об идиотизме военщины перестает быть томным в сцене гибели другого пилота на глазах Йоссариана, снятой с настоящим голливудским размахом без всяких скидок на малый экран. Это уже не сборник военных анекдотов, а какой-то чертов «Перл-Харбор»!

Отныне Йоссариан будет всеми правдами и неправдами пытаться увильнуть от исполнения боевого долга, периодически укладываясь в госпиталь. А главным конфликтом сериала становится та же дилемма, что стояла и перед Майком Николсом — как сохранить гротескный комедийный зачин первоисточника, в котором речь идет о вещах совсем не смешных. Этой цели служит множество второстепенных комедийных персонажей вроде жулика-снабженца Мило Миндербиндера (Дэниел Дэвид Стюарт), наладившего через полевую кухню спекуляцию продуктами, или его покровителя, напыщенного майора де Каверли (Хью Лори), которого ранило в глаз цветком. Есть еще ушлый доктор Дейника (его сыграл сам Грант Хеслов), кредо которого четко выражено во фразе: «Я не хочу приносить жертвы. Я хочу приносить домой доллары». Именно он объяснит Йоссариану, в чем состоит принцип уловки-22: Йоссариана отправят домой, если его признают сумасшедшим, но, чтобы пилота отстранили от полетов, он должен подать заявление. Однако человек, который стремится избежать воинской обязанности, тем самым подтверждает свое здравомыслие и сумасшедшим считаться никак не может.

Поэтому Йоссариан попадает в дурную бесконечность все новых и новых боевых вылетов, каждый из которых может стать для него последним. Критик из «Нью-Йорк Таймс», писавший рецензию на фильм Николса в 1970 году, заметил, что зритель тоже попадает в ситуацию похожей уловки: «Я не уверен, что можно в полной мере оценить экранизацию, не прочитав романа. Но, прочитав роман и восхитившись им, можно ли отыскать смысл в экранизации, которая подменяет ваш опыт прочтения своим видением?»

Временами сериал удачно тяготеет к плутовскому роману, герои которого, этакие неуловимые прохиндеи, попадают из огня да в полымя, но выходят изо всех передряг невредимыми. Но, когда в фокусе оказывается Йоссариан с его страстным стремлением выжить, ернический тон всякий раз сменяется какой-то не свойственной комедии меланхолией. Студия Paramount предоставила критикам только два эпизода из шести (зритель окажется в чуть  более выигрышном положении — ему будет доступно сразу три серии ), но уже по первым эпизодам очевидно, что тон повествования не изменится, а значит, из «Уловки» снова не вышло развеселого сборника анекдотов в духе «Госпиталя M.A.S.H». Но философская притча о войне как «противном человеческому разуму, всей человеческой природе событии» удалась.

В России сериал можно посмотреть в онлайн-кинотеатре Videomore.

Суровый боевик о немногословном инкассаторе: новый фильм Гая Ричи уже онлайн
В главных ролях:Джейсон Стэйтем, Холт Маккэллани, Джош Хартнетт
Режиссер:Гай Ричи
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Драма полураспада: Каким получился сериал HBO «Чернобыль»
Сериалы

Драма полураспада: Каким получился сериал HBO «Чернобыль»

9 мая 2019101
Женщины со странностями: Новые тренды в мире сериалов
Сериалы

Женщины со странностями: Новые тренды в мире сериалов

8 апреля 20198
Сериалы мая: Герои Marvel вернутся со Щ.И.Т.ом, а Нил Гейман отменит апокалипсис

Сериалы мая: Герои Marvel вернутся со Щ.И.Т.ом, а Нил Гейман отменит апокалипсис

1 мая 201912
18 самых ожидаемых зарубежных сериалов 2019 года
Сериалы

18 самых ожидаемых зарубежных сериалов 2019 года

2 января 201988

Главное сегодня

#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD

18 июня5
#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD
Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

18 июня12
Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»

18 июня1
Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

18 июня16
Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

18 июня2
Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

18 июня2
9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

18 июня2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт