Бывалый продюсер, молодой режиссер, его невыносимый фильм и скучающие кинозрители — КиноПоиск представляет онлайн-премьеру короткометражной комедии Ивана Оганесова «Премьера».
Молодой режиссер устраивает премьеру претенциозного большого полотна — очень личного, выстраданного, но совершенно невыносимого. Люди в зале скучают. Зато продюсер фильма решает воспользоваться случаем и вправить юному гению мозги, чтобы тот прекратил заниматься ерундой и задумался о зрителе. Сюжет короткометражки Ивана Оганесова «Премьера» не новый, но рассказан очень бодро.
Идея фильма возникла у режиссера Ивана Оганесова и сценариста Сергея Чеботарева, когда они присутствовали на небольшой премьере фильма некоей девушки. Там были ее друзья, родители, съемочная группа. Девушка подробно объясняла, какой фильм она хотела снять, но фильм был явно плохой, и Оганесову с Чеботаревым пришло в голову разделиться по ролям, включить диктофон и записать воображаемый диалог режиссера с продюсером. Потом этот диалог стал основой для сценария. Вероятно, работал над этим фильмом с определенной долей самоиронии: перед «Премьерой» у него был документальный полный метр «Федор» — сложная авторская картина, которая была показана на ММКФ и ряде других фестивалей. Впрочем, Оганесов, в отличие от своего героя, активно работает в рекламе, снимает клипы, точно знает, что значит говорить со зрителем, не забывать о нем при работе над фильмом.
Забавно, но полнометражный фильм, о премьере которого идет речь в сюжете, почти что существует на самом деле. «Мы придумали картину „Мышь“, в которой было 10 „обскурных“ сцен. К счастью или к сожалению, в «Премьеру» вошло только три, — рассказывает Оганесов. — Пригласили из „Ленкома“ актера Олега Соколова, который славится безумным подходом к работе. Сцены абсурдны, бессмысленны, они демонстрируют неумелую работу режиссера с актером. Соколов красил губы помадой, ел тараканов, разговаривал с черепом, валялся среди мышей. Это была смесь клише, имитирующая попытки постмодернистски осмыслить действительность. Фильм „Мышь“ длился 10 минут, и зрители, которых мы снимали в зале, должны были его смотреть на повторе в течение шести часов, и все это под громкую музыку Вагнера. Поэтому лица этих людей не актерская игра — они действительно больше не могли видеть все это. Мы даже думали выложить „Мышь“ в интернет, напечатали афиши с флаерами».
В роли продюсера-искусителя здесь Анатолий Белый, а режиссера играет Дмитрий Богдан — тот самый, который в культовом «Шапито-шоу» бегал в пионерском галстуке и выкрикивал квазисоветские парадоксы в стиле: «Пионер! Никогда не спи и ничего не ешь!» Актеров, как утверждают авторы картины, привлекло то, что им предложили воплотить образы, которые отличаются от их привычных амплуа.
Премьера «Премьеры» состоялась в конкурсе короткого метра на «Кинотавре» в 2016 году. Потом фильм был показан на ряде других фестивалей, в том числе зарубежных. Анатолий Белый пригласил Ивана Оганесова в проект «Кинопоэзия». К настоящему моменту Оганесов снял уже пять короткометражных фильмов на стихи Пушкина, Маяковского, Есенина и Цветаевой. Сейчас Иван Оганесов параллельно пишет сценарий 8-серийного фильма, а также работает над двумя полными метрами, сценарий одного из них разрабатывается совместно с Антоном Ярушем, соавтором сценария «Тесноты» Кантемира Балагова.
После просмотра зрители могут поддержать независимых создателей картины, которым удалось снять свое кино без государственной поддержки, на странице фильма на сайте проекта «Пилигрим».