Статьи

«Обычная женщина»: Почему детективный сериал Хлебникова — не про убийство

На ТВ-3 — новый сериал режиссера «Аритмии». В его первом же эпизоде появляется труп, но главная загадка в другом: как героиня Анны Михалковой из обычной российской женщины превратилась в чудо-сутенершу?
«Обычная женщина»: Почему детективный сериал Хлебникова — не про убийство
«Обычная женщина»

Не нужно большой проницательности, чтобы уже по титру «Обычная женщина» сериала Бориса Хлебникова догадаться о заложенной в названии иронии: речь, разумеется, пойдет о женщине недюжинных способностей. «Обычная женщина» — это цитата из диалога. Так за глаза определяет героиню Анны Михалковой новая, юная и неопытная сотрудница (Александра Бортич), на что ее прожженная товарка (Аглая Тарасова) иронизирует: «А ты хотела, чтобы пришел негр в леопардовой кофточке?» Ну, в общем, да, кудрявый негр в леопарде или набриолиненный латинос в остроносых ботинках — представлять сутенеров принято как-то так, а совсем не как основательно беременную женщину под сорок с благообразным славянским лицом добропорядочной домохозяйки и георгиевской ленточкой на зеркале заднего вида.

«Обычная женщина»

«Обычная женщина»

К тому же деловая встреча с продажными девицами происходит в кафе, где героиня заодно дожидается торта, заказанного ко дню рождения дочери детсадовского возраста (Арина Русу). Торт приносят не с той надписью — «Андрею», а не «Танечке». И пристыженному кондитеру приходится срочно соскребать ошибочного Андрея. Это одна из гендерных шуток, разбросанных по фильму, ненавязчиво подталкивающему к мысли, что женщина, даже самая «обычная» — существо гораздо более эффективное, функциональное и выносливое, чем мужчина с его хрупкой нервной системой, неспособной обработать больше одного задания в единицу времени.

В сериале, где мужчины производят в основном никчемное впечатление, философский смысл приобретает фраза героини, узнавшей о патологии своего плода: «Если он умрет, я не понимаю, зачем рожать тогда?» И правда, зачем его рожать, если толку от него никакого?

«Обычная женщина»

«Обычная женщина»

Умение «обычной женщины» решать бесконечное количество задач одновременно выглядит едва ли не сверхъестественным. Кроме младшей дочери, заранее ревнующей мамочку к новому ребенку, у героини есть старшая дочь-оторва (Елизавета Кононова), редко посещающая лекции, но потихоньку развивающая криминальные задатки. Есть муж-хирург (долгая история душевных травм и психологических проблем легко читается на страдальческом лице Евгения Гришковца), беременная любовница мужа (Мария Андреева), которая тщетно пытается известить законную супругу о своем существовании, плюс ежедневно приходящая свекровь (Татьяна Догилева), которая лицемерно уверяет, что за все эти годы кое-как притерпелась к невестке.

Евгений Гришковец и Борис Хлебников на съемках сериала «Обычная женщина»

Евгений Гришковец и Борис Хлебников на съемках сериала «Обычная женщина»

Казалось бы, всего этого домашнего круглосуточного парка развлечений хватило бы, чтобы довести до нервного срыва не одну замечательную женщину. Но у нашей обычной имеется еще и цветочный магазин с вороватой продавщицей (Ирина Бутанаева) и вечно починяющим машину шофером (Евгений Сытый), а главное, агентство девочек по вызову, которым сутенерша управляет через закрытую сетевую группу, замаскированную под антикварный аукцион: «Юная пастушка, фарфор, XIX век» (в смысле «Налетайте, 19-летняя девственница»).

«Обычная женщина»

«Обычная женщина»

Хлопотное предприятие героини и чрезмерная предприимчивость некоторых ее девочек позволяет сплести семейную линию с детективной, когда в первой же серии появляется труп, а из идиомы «скелет в шкафу» не без изобретательности получается «жмур в матрасе». Однако вопрос «Кто убийца?» тут представляется не самым интересным: детективная линия выглядит вполне обычной, с предсказуемым набором возможных вариантов разгадки, как и семейная с типичным набором распространенных коллизий. Нечто необычное завязывается только в центральной фигуре Михалковой, где сходятся все линии. Будет неудивительно, если в финале из живота героини выскочит не человеческий младенец-гидроцефал, а изголодавшийся Чужой.

Самое интересное тут, так сказать, происхождение видов — откуда в социально-психологическом смысле взялась такая женщина, каковы ее мотивации и бэкграунд, кто ее воспитал, где она училась, кем собиралась стать в советское время, когда еще не было так удобно использовать торговлю цветами для прикрытия торговли людьми?

Улики для ответа на этот вопрос или хотя бы для какой-то гипотезы приходится собирать по незначительным крупицам, как собирает их отстраненная от дела угрюмая следовательница (Дарья Савельева), словно сошедшая со страниц скандинавских детективов с коньяком в бутылочке из-под Nestea, девизом «Проницательность не пропьешь» и с личной заинтересованностью в том, чтобы найти убийцу.

«Обычная женщина»

«Обычная женщина»

У зрителя личный интерес к «обычной женщине» возникает не сразу — в первой, разгоночной серии больше следишь, насколько у актрисы растрепались локоны между дублями. Но потом события набирают оборот, героине становится не до укладки, она убирает волосы в удобный хвостик, становясь все более невзрачной и обычной, и от этого все больше будоражит любопытство тайна непрошибаемого хладнокровия женщины, которая ни разу не теряет самообладания и даже не повышает голос в ситуациях, когда и неординарный мужчина был бы близок к истерике.

Возможно, ближе к развязке авторы и посвятят нас в предысторию героини, но в первых сериях улик у пытливого социолога очень мало, приходится полагаться на интуицию. Старшая дочь, которую мать пытается заставить уделять больше внимания учебе, в момент ссоры огрызается: «А на *** ты училась четыре года, на *** тебе диплом? Все равно цветами торгуешь». То есть женщина наша с высшим образованием, но непонятно с каким. В самые критические моменты героиня усмиряет нервных девушек устрашающим ледяным голосом: «Ну-ка успокойся». И постепенно вспоминаешь, где ты слышал эти приказные интонации — в средней школе.

На съемках сериала «Обычная женщина»

На съемках сериала «Обычная женщина»

Потихоньку пазл начинает складываться: конечно, если муж — врач, то жена — учитель. Идеальная семья. Вот только учитель чего? Героиня проговаривается, когда на предложение старшей дочери подарить младшенькой планшет презрительно бросает: «Лучше книжку». А когда она встречается с новой сотрудницей, отрекомендованной как «медалистка с филфака МГУ», то и вовсе оказывается на грани провала, задав оригинальный вопрос: «А если она им Бодлера начнет читать?» Внутренний зрительский следователь немедленно хватается за эту наводку: почему именно Бодлера? Кроме «Цветов зла», в тему вспоминается еще и «Торговка разных цветов» из пьесы о жизни проституток, проживающих на улице греха, вставленной в набоковский «Дар». В общем, все похоже на то, что перед нами несостоявшаяся или бывшая советская училка (предположительно, литературы), одна из тех, которые, глядя на слишком ярко накрашенных учениц, возмущенно спрашивали: «Что же из тебя вырастет? Проститутка?» Именно таким немного брезгливым взглядом смотрит на своих секс-работниц сутенерша, не допускающая и тени мысли, что из ее девочек вырастет что-то другое.

«Обычная женщина»

«Обычная женщина»

Даже своей дочерью-прогульщицей она возмущается так: «Ее сейчас вышибут из института, и пойдет она стены штукатурить или туалеты мыть». Лежащий рядом в супружеской кровати мрачный муж, утомленный бурной личной жизнью, успокаивает: «Скажи еще, пойдет в проститутки», не подозревая, насколько он близок к истине.

Читайте также
Статьи Жора Крыжовников: «Советская красота сквозит у нас во всем» Создатель «Горько!» и нового сериала «Звоните ДиКаприо!» раскрывает свои творческие секреты. Берегитесь: внутри цитаты из Достоевского, Михаила Бахтина и Анатолия Эфроса.
Статьи Что показало «Движение»: Идов в ударе, Крыжовников в угаре, Цыганов в нуаре Главные фильмы и сериалы шестого национального фестиваля дебютов в Омске.
Статьи Воруем весело: Почему появился сериал «Домашний арест» Какие политические шутки допустимы для ТНТ, и помогает ли проект Семена Слепакова действительно бороться с коррупцией.

Статьи «Звоните ДиКаприо!»: Над кем смеется Жора Крыжовников в своем сериале? Александр Петров играет актера с подозрением на ВИЧ в новом сериале главного комедиографа России. Рассказываем, почему это и смешно, и горько.
Комментарии (19)

Новый комментарий...

  • 6

    Kino Serg 2 ноября 2018, 15:23 пожаловаться

    #

    Отличный сериал! Смотрится на одном дыхании.

    ответить

  • 6

    ЗначитЧто 2 ноября 2018, 20:28 пожаловаться

    #

    «Смотрится на одном дыхании.» ©
    Совершенно с Вами согласна!

    Причём, с каждой серией — набирает обороты.

    ответить

  • 11

    ChannaNev 2 ноября 2018, 15:44 пожаловаться

    #

    Хорошая попытка, Кинопоиск. Но нет.

    ответить

  • 4

    ЗначитЧто 2 ноября 2018, 20:33 пожаловаться

    #

    Зря… Просто попробуйте посмотреть одну, две серии. Не понравится — бросьте, делов-то. ;)

    ответить

  • Pofigens 3 ноября 2018, 01:18 пожаловаться

    #

    Отлично, Кинопоиск. Да!

    ответить

  • 11

    Edelweissphoenix 2 ноября 2018, 16:01 пожаловаться

    #

    Хлебников веников не вяжет

    ответить

  • 1

    VargVickerssen 2 ноября 2018, 19:28 пожаловаться

    #

    Михалкова- вторая Великая Русская Актриса после Юлии Александровой.
    Тоже всегда одно выражение лица и абсолютно безэмоциональная всегда одинаковая актерская игра.
    У той всегда роль заполошенной глуповатой стервы, у этой- аристократки, которая смотрит на людей вокруг как на г.. но. В любой ситуации.

    ответить

  • 5

    Alex Croft 2 ноября 2018, 22:14 пожаловаться

    #

    К Хлебникову после Аритмии градус доверия высок

    ответить

  • 2

    ZeroSOFAD 2 ноября 2018, 23:41 пожаловаться

    #

    мне одному кажется, что кухарки за 50 на этом сайте не обитают?

    ответить

  • 2

    Lealira 3 ноября 2018, 01:58 пожаловаться

    #

    Низкопробное зрелище… михалкова с одинаковым лицом и диалоги, написанные левой пяткой…

    ответить

  • 1

    Ageres1991 4 ноября 2018, 09:56 пожаловаться

    #

    Актеры подкачали конечно. А сама идея и сюжет нормальные. Есть немного черноватого юмора. Сюжет нарастает постепенно, чем дальше тем напряженнее. Главное, чтобы с концовкой авторы справились. И да, это не «детективный сериал», как сказано в заголовке статьи.

    ответить

  • Karamaz2 5 ноября 2018, 22:36 пожаловаться

    #

    Я не целевая аудитория, поэтому минусуйте. По просьбе подруги смотрели с ней этот сериал, на второй серии я сломался. ТНТ-шники явно хотели стать лучше и желали добра, но «как всегда». Позвали на главРоль настоящую актрису Михалкову и на «подпевку» второго плана Большую Актрису Догилеву… Ну а остальное «как всегда»: тягуче-медленное развитие действия, бедная Михалкова вынуждена говорить бандитскими штампами 90-ых: «вспомни из какой помойки я тебя в люди вывела» это у неё страшная угроза.. и человек пугается.. Ну и нестыковки: куда она девала деньги?? Если муж ни сном ни духом о прибыльном бизнесе героини? Сразу в швейцарскую банку? Чушь.
    Словом, сериал — малобюджетная смесь чего-то в стиле «а мы тоже могём „Левиафанить“ с „Улицами разбитых фонарей“, только с тупыми-тупыми диалогами. Собственно, диалоги и портят всё, что есть хорошего. А хорошее есть: игра Михалковой, игра Бортич, конечно, Догилева (как женщине пожилого возраста, её героине диалоги расписали наиболее гармонично).

    ответить

  • 1

    staplesnout 8 ноября 2018, 18:39 пожаловаться

    #

    Пока смотрится весьма увлекательно, даже не ожидал. Михалкова очень органична. Интересно, как персонажи будут выпутываться. Но воспринимается скорее как чёрная комедия, а не драма, потому что в такую концентрацию порочности, невезения и глупости не верится даже с учётом особенностей современной жизни :)

    ответить

  • staplesnout 9 ноября 2018, 16:14 пожаловаться

    #

    Досмотрел. Сначала им таки удалось нащупать удачную интонацию чёрной комедии о жадности, глупости и невезении, почти в коэновском духе, только помрачнее. Но в последних сериях ударились в чернуху, рассуждения о том, как страшно мы живём и подобие морали. И конец слишком открытый. Жаль. Не хватило коэновского таланта говорить о серьёзном с изяществом.

    ответить

  • HelenaPrometey 9 ноября 2018, 06:13 пожаловаться

    #

    Героиня Анны Михалковой сыграна на грани гениальности! С одинаковым выражением лица и тоном в голосе заботиться о своих детях и оценивать новый товар, продвигать его на аукционе. Ничем себя не выдающая криминальная миллионерша-сутенерша. Но ее так прогнули обстоятельства, она-то менеджер по продажам цветов, что пришлось торговать живым товаром. Куда девает свои заработанные? — всё в семью — в школу и институт.

    ответить

  • 1

    VargVickerssen 9 ноября 2018, 11:13 пожаловаться

    #

    Еле осилил первую серию.
    на редкость мертворожденная, токсичная хрень.
    Похоже на то, как снимает Крыжовников — это не люди, это картонные стереотипы, прописанные на уровне героев анекдотов — только одна черта характера, но гипертрофирована до ужаса.

    ответить

  • gala-gala 9 ноября 2018, 21:30 пожаловаться

    #

    Сериал классный, Михалковой -респект и спасибо!

    ответить

  • yanarakevich 13 ноября 2018, 13:26 пожаловаться

    #

    Почему у некоторых словно какой-то чип отторжения всего русского стоит? Можно во всем найти минусы, но в «Обычной женщине» очевидно больше плюсов. При все этом очень грамотная рецензия, я бы даже сказала мини исследовательская работа. Как зритель я иногда ленюсь (да, я не самый активный зритель), поэтому такое раскрытие аллюзий как раз и помогает такому «потребителю» как я. Это очень классно, когда все все понимают, но судя по большинству комментариев Вк или даже здесь, есть еще большие лентяи чем я. Давайте хоть немного материалу (фильм, книга, трек) отдохнуть в вашей голове. А потом уже засоряйте эфир или наполняйте его смыслами (тут уж вам выбирать).

    ответить

 
Добавить комментарий...