• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

Суд как основа демократии: Юрист о сериале «Однажды ночью»

КиноПоиск поговорил с адвокатом из Нью-Йорка о том, насколько правдоподобен сериал и почему судебные драмы в Америке популярнее, чем у нас.
Суд как основа демократии: Юрист о сериале «Однажды ночью»
Кадр из сериала «Однажды ночью»

Сериал «Однажды ночью», показанный недавно HBO (а в России «Амедиатекой») и ставший одним из самых обсуждаемых проектов лета, пристально рассматривает судебно-криминальную систему США на примере судьбы одного человека. Молодого пакистанца Назира Хана (Риз Ахмед) обвиняют в жестоком убийстве девушки, которого герой, как он уверяет, не совершал. Адвокату Джеку Стоуну (Джон Туртурро) предстоит доказать его невиновность, несмотря на то что все улики указывают на Назира. Сериал погружает зрителя в детали жизни заключенных в американских тюрьмах, специфику судов (например, сделок со следствием и института присяжных) и поднимает вопросы о справедливости судебно-криминальной системы США.

КиноПоиск поговорил с адвокатом Павлом Ивлевым, живущим в Нью-Йорке, о том, насколько правдоподобно изображена эта система в «Однажды ночью», чем она отличается от российской и почему в Америке судебные драмы пользуются куда большей популярностью, чем у нас.

Кадр из сериала «Однажды ночью»

Кадр из сериала «Однажды ночью»

Гениальный детектив и переполненная тюрьма

Судебно-криминальная система США изображена в сериале достаточно правдоподобно. Правда, в большинстве случаев в такой ситуации не будет никакого гениального детектива. Будет самый обычный детектив, и по таким уликам, как кровь, нож и свидетельские показания, человек сядет в любой стране, включая Америку. Необычность же сериальной ситуации заключается в словах «Я не убивал» главного героя, Назира Хана, и в появлении детектива Денниса Бокса (Билл Кэмп), который смотрит вглубь и верит этому парню.

Судебный процесс в США тоже показан вполне объективно, но с присущей художественным фильмам излишней эмоциональностью. Безусловно, завершающая адвокатская речь всегда красочная, присяжных действительно стараются убедить в невиновности подсудимого. Встречаются и талантливые прокуроры, но это редкость, потому что в основном они находятся на госслужбе и отрабатывают зарплату. А вот адвокат Джек Стоун (Джон Туртурро) получился очень живым. Я встречал таких. Они бегают, какую-то копеечку зашибают, защищая наркодилеров и тех, кто попадется. Но он относится к себе объективно, говоря Назиру, что тому нужен нормальный, хороший адвокат, не такой, как он.

Тюрьма в сериале, в которой столько заключенных находится в одном месте и практически нет отдельных камер, вполне похожа на настоящие. Но это именно специфика Нью-Йорка, густонаселенного и соответственно переполненного криминалом города. В Чикаго и Сан-Франциско то же самое. Иногда у них действительно не хватает мест для всех заключенных. Не надо забывать, что в США самый большой в мире процент людей, сидящих в тюрьмах. Даже больше, чем в России.

Фрагмент из сериала «Однажды ночью», «Амедиатека»

Суд присяжных и кулуарные заседания

Главное отличие американской судебной системы от российской: у нас нет суда и культуры присяжных, люди совершенно не понимают, что это. Он вводился при Ельцине как некий эксперимент по нескольким составам, в том числе и по убийствам, но так и не закрепился. Более того, на правительственном уровне всегда раздаются заявления, что суд присяжных — это не наше, мы обойдемся без него.

В США же это одна из основ судебной системы. Суд присяжных может рассматривать любое дело, но по уголовным процессам он есть всегда. Для Америки это очень важно, потому что в него входят простые люди, которых собрали для выполнения долга. Это почти как служба в армии. Именно поэтому они честно сидят, разбираются и слушают настолько, насколько они могут это сделать. И дальше принимают решение: виновен — не виновен.

С юридической точки зрения для меня в сериале больше всего была интересна сцена встречи адвоката, прокурора и судьи в кабинете последнего. В России это не принято, а в Америке — традиционная вещь. Это совещание очень показательно для всей системы. Судья в сериале — простой человек, но при этом у него есть четкое осознание своей роли: я судья, я решаю, все это в моей власти. Все участники переговоров отстаивают разные стороны: прокурор считает Назира убийцей, адвокат его защищает, а судья старается обеспечить порядок и судебную власть. Но это люди одной юридической корпорации, одной юридической гильдии. Они связаны одинаковыми требованиями в плане поведения. Это позволяет им достаточно свободно между собой разговаривать и решать принципиальные вопросы.

Например, так было в сцене, где судья говорит Стоуну, что он будет первым адвокатом вместо Чандры, потому что она нарушила этические правила. С одной стороны, это было сказано по-дружески, а с другой — строго. Так в американском суде решается очень много процессуальных вопросов. Эти моменты не пишутся в протокол, но это вполне допустимо и нормально.

Фрагмент из сериала «Однажды ночью», «Амедиатека»

Сделка со следствием и уважение к подсудимым

В американских судах (и соответственно сериалах) часты сделки со следствием, когда адвокат и прокурор торгуются за наказание для подсудимого. Эта система в последние несколько лет активно практикуется и в России. Я видел статистику, согласно которой большая часть уголовных дел (чуть ли не 90 %) решается сделкой. Это здорово разгрузило суды, потому что при сделке не нужно вести полноценный судебный процесс. Однако в России сделка со следствием — спорная с точки зрения реального правосудия вещь, потому что сажают всех подряд. Человек, которого держат в неволе, хочет поскорее из нее выбраться, увидеться с семьей, и это облегчает прокурору достижение своих целей. Поэтому здесь так популярны сделки.

Кроме того, в России нет независимости и уважения прав сторон. В Америке подсудимый в большинстве случаев (кроме тех, в которых он представляет опасность для окружающих) может внести залог и жить дома, потому что невиновного держать в тюрьме нельзя. До тех пор, пока суд не признал его вину, он невиновен. И это в Америке соблюдается, поэтому человек гуляет более или менее на свободе, хотя находится под следствием.

Показательна сцена в первой серии, в которой адвокат просто приходит в полицейский участок и говорит: «Я его адвокат». Полицейские обязаны открыть ему дверь в камеру и дать возможность поговорить наедине. В России это невозможно. Несмотря на конституцию и все принятые законы, это не допускается. Адвоката могут не пустить в тюрьму под предлогом отсутствия разрешения от судьи. Оно не требуется по закону, закон это давным-давно отменил, но практика осталась.

Фрагмент из сериала «Однажды ночью», «Амедиатека»

Популярность судебных драм и отношение к суду

В Америке очень популярны судебные драмы — и фильмы, и сериалы. Это связано с ролью суда в системе. Для Америки суд — это один из ключевых институтов демократии, он находится наравне с президентом и Конгрессом США. У всех есть уважение к суду как к системе защиты прав, и, кстати, судебная архитектура это подчеркивает. Например, суды штата Нью-Йорк — это огромные и красивые здания в имперском стиле, с большими колоннами.

В России нет такого интереса к судебным драмам, потому как здесь с царских времен судебная власть не имела такой роли и значения. Суд был придатком государственной власти, частью репрессивной машины, то есть полиции и прокуратуры. Суд в России до сих пор не имеет независимости. Он встроен в госслужбы и поэтому прежде всего защищает интересы этого государства, а не граждан.

Фрагмент из сериала «Однажды ночью», «Амедиатека»

Национальный конфликт

Главный герой сериала неслучайно пакистанец. Сейчас мы видим очередное обострение межнационального конфликта. Это происходит везде — и в России, и в Европе, и в Америке. Пошел тренд на националистические уклоны: наша страна для нас, а не для этих инородцев. Тем более что виновными в большинстве терактов в Америке в последние годы были признаны люди с Ближнего Востока.

В Нью-Йорке из-за 11 сентября это напряжение чувствуется сильнее, чем в других городах США. Обратили внимание, сколько информации в сериале было получено с камер? Практически весь город заполнен камерами. После теракта 11 сентября на это было потрачено очень много денег. Полиция в Нью-Йорке действительно сильная, она хорошо оборудована и обеспечена.

Такси Нью-Йорка действительно сплошь пакистанское, поэтому ситуация в сериале вполне жизненная. Есть пакистанская семья, которая здесь живет и работает, они нормальные люди. Они американцы, но все равно понятно, откуда они приехали (цвет, традиции). У выходцев из мусульманского мира много проблем в Америке в плане конверсии и ассимиляции с остальным населением. Они все-таки не христиане.

Фрагмент из сериала «Однажды ночью», «Амедиатека»

Читайте также
Новости CBS сделает сериал из комедии «Добровольцы поневоле» Голливуд нашел в архивах очередной фильм из 1980-х для перегона на телевидение.
Новости Джордж Клуни сыграет в мини-сериале по мотивам романа «Уловка-22» Также он лично поставит все шесть серий проекта.
Новости Первый тизер сериала «Доверие»: Дэнни Бойл, масло и все деньги мира История одной из самых богатых семей в истории США захватила Голливуд.
Комментарии (43)

Новый комментарий...

  • 27

    Slon23 23 сентября 2016, 17:57 пожаловаться

    #

    Классный сериал

    ответить

  • 22

    firstn 23 сентября 2016, 17:57 пожаловаться

    #

    Лучший сериал лета. Смотрится на одном дыхании.

    ответить

  • 13

    Arkanee 24 сентября 2016, 20:07 пожаловаться

    #

    Не то чтобы лучший, скорее один из лучших, всё-таки еще «Очень Странные Дела» вышли)

    ответить

  • 5

    Reformx 23 сентября 2016, 18:23 пожаловаться

    #

    Сериал достоин внимания, действительно всё показано максимально достоверно от задержания до приговора, для себя же открыл Риза Ахмеда — проникновенный и расскрывающийся персонаж по ходу получился.
    Статья занимательная, но как показалось противопоставление судебных систем государств тут не уместно.

    ответить

  • 16

    ВНЧ 23 сентября 2016, 22:02 пожаловаться

    #

    Сравнение, а не противопоставление.

    ответить

  • Reformx 23 сентября 2016, 22:30 пожаловаться

    #

    Верно, как же я так, стыдно!

    ответить

  • Vadyan 28 сентября 2016, 11:48 пожаловаться

    #

    Если понравился Риз Ахмед, обязательно посмотрите «Неблагоприятные кварталы» с ним

    ответить

  • 23

    RavenDante 23 сентября 2016, 18:37 пожаловаться

    #

    Надеюсь в следующем году сериал соберет урожай наград.
    А статья, пожалуй Одна из самых интересных за последнее время. Спасибо.

    ответить

  • 23

    Mark_Bruder 23 сентября 2016, 18:57 пожаловаться Спойлеры немножко

    #

    Судебная система конечно кажется более справедливой чем в нашей стране. Но это так, взгляд со стороны.
    А сериал в целом хорош, особенно сопереживал кошке.
    А главный герой (подсудимый) постепенно все более и более отталкивал. Понятно, что в этом и был замысел, показать как человек ломается под гнетом обстоятельств, когда от него ничего и не зависит. И конечно видится дальнейшая печальная судьба ГГ, не смотря даже на вроде бы благополучный исход в суде.
    А вообще детектива в сериале очень мало, тут больше судебная драма конечно.

    ответить

  • 1

    Arkanee 24 сентября 2016, 20:09 пожаловаться

    #

    Ну так фишка-то в том, что истинная сущность ГГ вышла наружу. Он и раньше мог нанести кому-то увечья, он и раньше баловался наркотой и т. д.

    ответить

  • 12

    Медвежатник 23 сентября 2016, 19:03 пожаловаться

    #

    Мне сериал понравился, но много моментов показались странными, самый запомнившийся: девушку 20 раз ударили ножом, а на Назире нет ни капли её крови, т. е. вся стена и кровать в крови, а предполагаемый убийца остался абсолютно чистым? Куда же смотрел тот гениальный детектив

    ответить

  • 1

    shady8108 23 сентября 2016, 19:28 пожаловаться

    #

    судя по всему во время убийства он в другой комнате находился, да и проснулся он на кухне

    ответить

  • Медвежатник 23 сентября 2016, 19:35 пожаловаться

    #

    Ниже спойлер:
    !!!
    !!!
    !!!
    Ну это понятно, что не он убийца, я говорю о действиях полиции, что только на основании этого можно было понять, что он не убивал — и копать в других направлениях

    ответить

  • 3

    Dmitry Thrashed 24 сентября 2016, 18:06 пожаловаться

    #

    Да не, тут вся фишка в том, что им поскорее нужно было закончить дело, свалить все на главного подозреваемого и не разбираться. И только в конце сериала Хитрый волк (или как там его) решил копнуть и сразу же (ах, как элементарно это было) нашел другой след и убийцу.

    ответить

  • 1

    shady8108 24 сентября 2016, 22:27 пожаловаться

    #

    да.. но если точнее, то он все же не абсолютно чистый, руки в крови были от игры

    ответить

  • 7

    Daniyar Dark Knight 23 сентября 2016, 20:06 пожаловаться

    #

    Все не перестаю удивляться умением американцев качественно и интересно ставить судебные кинодрамы и сериалы.

    ответить

  • 6

    El_principe 23 сентября 2016, 20:16 пожаловаться

    #

    интересный разбор, спасибо

    ответить

  • 2

    MikhailKon 23 сентября 2016, 20:29 пожаловаться

    #

    «Молодого пакистанца». Что-то не то. Звучит так, словно он из Пакистана. Он — молодой американец, пакистанского (а у них там куча этносов) происхождения.

    ответить

  • Гвалиор 24 сентября 2016, 08:07 пожаловаться

    #

    Как раз в порядке вещей, указывается происхождение, что не означает эмиграцию.
    Те же афроамериканцы, ирландцы и другие.

    ответить

  • MikhailKon 24 сентября 2016, 16:25 пожаловаться

    #

    Да не совсем так. Пакистанец — вообще не происхождение. Это то же самое, что «российское происхождение». Если этнический русский родится в Пакистане и будет там жить, то его национальностью будет — пакистанец. Поэтому, пакистанец — национальность, а урду и прочие — происхождения. Но везде их будут звать пакистанцами, а всех русскоговорящих — русскими. Поэтому, всё я правильно написал.

    ответить

  • 1

    Гвалиор 25 сентября 2016, 12:59 пожаловаться

    #

    Его гражданство будет «пакистанец», если быть точнее.

    ответить

  • 1

    AjameZa-Vanya_ua 24 сентября 2016, 15:46 пожаловаться

    #

    А лично мне сериал не сильно пришелся по душе, поставил ему 6 баллов. После 4-й серии уже хотелось забить на него, но так как посмотрел половину, пришлось идти до конца. На мой взгляд, сериал очень и очень скучный да нудный. Сериал не тупой и с логикой, но такое чувство, что происходящее на экране специально растягивали, абы просто заполнить экранное время. По окончанию просмотра последнего эпизода у меня сразу прошла мысль, что намного лучше было бы отдать материал в другие умелые руки, чтобы сделать фильм на час 40 минут или на 2 часа, дабы происходящее было более интересным, динамичным и насыщенным. А так — ни к кому из персонажей не проникся какими-либо чувствами, сопереживанием или пониманием. Поэтому буря восторга от сериала для меня, мягко говоря, странная.

    ответить

  • 3

    Dmitry Thrashed 24 сентября 2016, 17:56 пожаловаться

    #

    Спасибо за интересную статью. И сериал хороший.

    ответить

  • 10

    lamusic 24 сентября 2016, 19:05 пожаловаться

    #

    «и поэтому (суд) прежде всего защищает интересы этого государства, а не граждан» — точно сказано! несмотря на конституции и горы законов это действительно так — интересы государства на первом месте, а потом все остальное. в правовом государстве интересы гражданина всегда превыше интересов государства. в россии по прежнему процветает культ запрета — все запретить, всех посадить и на всех настучать и все во имя государства!
    сериал мощный — жесткий, реалистичный правдивый и очень атмосферный.

    ответить

  • 1

    N3461585 24 сентября 2016, 20:02 пожаловаться

    #

    Сериал один из лучших в 2016 году, однако на reddit пишут, что судебный процесс в корне отличается от представленного в сериале.

    ответить

  • 3

    Arkanee 24 сентября 2016, 20:13 пожаловаться

    #

    Питер Моффат, сценарист сериала, работал адвокатом в Великобритании, естественно он немало знает об устройстве суда и т. д.

    ответить

  • 1

    firstn 25 сентября 2016, 00:40 пожаловаться

    #

    Питер Моффат написал британский сценарий. Для американского варианта сценарий написал Ричард Прайс, который писал сценарий для Прослушки и многих других известных реалистичных фильмов и сериалов. Сериал сделали двое человек Заиллян и Прайс. Оба гении, которые не в современном мейнстриме.

    ответить

  • 2

    Shacuar 24 сентября 2016, 20:46 пожаловаться

    #

    Туртурро и Ахмед действительно показали достойную игру. Один вызывает брезгливость, жалость и участие, а другой показывает сильный характер и потрясает внешними и внутренними метаморфозами.
    Изначально адвоката должен был играть Джеймс Гандольфини, buonanima… к сожалению на него у судьбы были другие планы.

    ответить

  • 2

    Сергей Соловьёв 24 сентября 2016, 21:46 пожаловаться опять

    #

    О, опять наезды на Царскую Россию от эмигрантов, в РИ как раз был суд присяжных, вспомнил бы хоть Засулич.

    ответить

  • 1

    YuriBel 24 сентября 2016, 22:48 пожаловаться

    #

    Спасибо! Студенту юристу было очень показательно прочитать.

    ответить

  • 4

    Scarface BY 25 сентября 2016, 00:06 пожаловаться

    #

    Проглотил сериал за 2 вечера.810. Разогрев судебную тематику — следом пошла Американская история преступлений. Чудесно. Все таки судебная система в Штатах вызывает куда больше уважения, чем российская и уж тем более белорусская (родная).
    Спасибо за статью. Наконец то интересная.

    ответить

  • 2

    lenok200090 28 сентября 2016, 21:42 пожаловаться

    #

    Очень хороший сериал, с нетерпением ждала каждую серию.

    ответить

  • Twinkle of Eternity 2 октября 2016, 23:00 пожаловаться

    #

    HBO никогда не перестанет удивлять, сериал очень подкупает атмосферой, каст так же на высоте, а Риз Ахмед молодца, интересно увидеть его в спин-оффе ЗВ.

    ответить

  • MayaCoolest 4 октября 2016, 05:13 пожаловаться

    #

    Не могу не отметить, что представления проживающего в Нью-Йорке адвоката о российской судебной системе несколько устарели либо просто не соответствуют действительному положению дел (в частности, о позиции судов и государства по поводу присяжных, «не пускать адвоката без разрешения судьи» и т. д.).

    ответить

  • Хортимонка 2 января 2017, 05:47 пожаловаться

    #

    «Необычность же сериальной ситуации заключается в словах „Я не убивал“ главного героя, Назира Хана, и в появлении детектива Денниса Бокса (Билл Кэмп), который смотрит вглубь и верит этому парню.»

    «Верит»?! Простите, но… чем автор сего заявления смотрел сериал? Плюс «гениальный детектив» — ага, как же.

    ответить

 
Добавить комментарий...