Рецензии в цифрах
всего рецензий40
суммарный рейтинг288 / 151
первая22 января 2015
последняя20 июля 2022
в среднем в месяц4
Подтверждение удаления
Вы можете удалить не более пяти своих рецензий. После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить не более . После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить только еще одну. После удаления этой рецензии вам больше не будет доступна функция удаления рецензий. Вы уже удалили пять своих рецензий. Функция удаления рецензий более недоступна.

«У нас невинных не расстреливают», — говорит герой фильма, и фраза отдаёт металлическим привкусом — ведь прошлогодний фильм дуэта Наташи Меркуловой и Алексея Чупова посвящён Большому террору. После «Человека, который удивил всех» — тонкого размышления на квир-тему в современных российских реалиях — они вновь взялись за «неудобную тему» — на этот раз, в фокусе оказались сталинские репрессии. И создали фильм-событие. В российском кино давно не было высказывания более смелого, острого и оригинального, чем «Капитан Волконогов бежал». И, может быть, именно по этой причине он все ещё не добрался до наших экранов.

Мне довелось посмотреть фильм зимой, на европейском онлайн-фестивале. И он действительно способен удивить. Эта история о служащем НКВД, которого в эпоху Большого террора объявляют «врагом народа», интересна уже хотя бы тем, как в ней расставлены акценты. Но эффект от происходящего в разы усиливается причудливым тоном повествования и самобытным стилем фильма, в котором уживаются мотивы конструктивизма и стрит-арт, народные песни и спортивные костюмы а ля «adidas». И пусть фантастическое допущение в фильме только одно, ощущение ирреальности происходящего удачно поддерживается авторами на протяжении всего фильма — ровно до той степени, чтобы за ним не терялась страшная историческая правда.

Завязка фильма переворачивает все с ног на голову. Главный герой в точном исполнении органичного в любом амплуа Юры Борисова — из равнодушного палача и бесстрастного хищника в мгновение ока превращается в жертву, за которой следует по пятам та самая грохочущая машина убийств, винтиком которой он сам был еще вчера. Бегство для Волконогова начинается как спасение собственной шкуры, но постепенно обретает нравственный аспект, когда перед ним появляется мёртвый сослуживец в исполнении Никиты Кукушкина — такой же новоиспеченный «враг народа» — и говорит, что единственный шанс избежать мучений ада — раскаяться и получить прощение хотя бы от одной из своих жертв.

Но потенциальный личный ад героя не мешает разглядеть на экране ад вполне реальный, прописанный где-то в застенках органов госбезопасности и воплощённый в выразительнейших демонических образах Тимофея Трибунцева, Игоря Савочкина и Александра Яценко. Трехчастную дантовскую структуру продолжает личное чистилище героя, которое настигает его, когда, он открывает глаза и впервые соприкасается с многочисленными человеческими трагедиями и по-своему поломанными по его вине, но не по его воле судьбами, и это безвозвратно меняет его самого.

Этот ретроспективный взгляд на незакрытую рану общества производит своей смелостью и остротой невероятный эффект, и одновременно предлагает неизменно актуальное решение — раскаяние и прощение. «Они действительно невиновны», — скажет персонаж Яценко, глядя главному герою прямо в глаза. И кто знает, будет ли Волконогов достоин своего абстрактно-личного рая. Ведь в конце концов важнее всего будет рай уже иного порядка — в котором живые человеческие души выпустят со двора НКВД.

5 июля 2022 | 02:39
Комментарии

Новый комментарий...

Заголовок:
Текст:
подписаться на новые комментарии