всё о любом фильме:

dwhiter > Рецензии

 

Рецензии в цифрах
всего рецензий91
суммарный рейтинг2289 / 1505
первая16 июля 2014
последняя22 апреля 2017
в среднем в месяц3
Рейтинг рецензий


 




Подтверждение удаления
Вы можете удалить не более пяти своих рецензий. После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить не более . После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить только еще одну. После удаления этой рецензии вам больше не будет доступна функция удаления рецензий. Вы уже удалили пять своих рецензий. Функция удаления рецензий более недоступна.

Все рецензии (91)

Франшиза «Форсажа» в последнее время ассоциируется у меня только с кассовым парадоксом — невероятными сборами седьмой (!) части. Только один вопрос кажется интересным — соберёт ли «Форсаж-8» больше денег, чем «Форсаж-7»? Я стал забывать о том, что «Форсаж» — это в первую очередь игра в машинки, во вторую — аттракцион, и только в третью — фильм.

Хотите верьте, хотите нет, но этот маленький первый абзац я написал до похода в кино. Первые сцены восьмой части «Форсажа» полностью подтвердили моё смелое заявление. Сначала Вин Дизель и его латиноамериканский противник (который, впрочем, вскоре очень сильно Дизеля зауважал) погарцевали павлинами вокруг машин, окутались огнём и дымом и сгоняли кубинскую милю по улицам Гаваны. Потом по берлинским окраинам под пиротехнический аккомпанемент пролетели на тросах огромные чугунные шары с нарисованными смайликами, прицельно превратив плохие машины в металлическую кашу и не задев хорошие. И только потом «Форсаж-8» начал притворяться фильмом.

Никто не обязан помнить имена героев «Форсажа». Я свои права знаю. Поэтому запомнил только кибертеррористку Сайфер — её имя совпадает с именем предателя в «Матрице». Тема псевдопредательства Дизеля — основная псевдодраматическая линия этого псевдофильма. Не вина Вина, что он оказывается в ловушке. Сайфер берёт в заложники его сына и катает на самолёте-призраке. Прижатый к стенке Вин (сами герои предпочитают цветастую метафору о прижатой шее тигра) тем временем похищает для неё ЭМП (крутая военная штука, отключающая электричество) и русский чемоданчик с кодами запусков ядерных ракет, который министр обороны РФ зачем-то притащил с собой на брифинг в Нью-Йорк. «Они к чему-то готовятся, — сообщает нам один из членов команды, временно оставленной Дизелем, — но вот только не знаю к чему». Что с парня возьмёшь, он простой водитель, даже не дальнобойщик.

Пустое всё это. Я вспомнил, что ещё действительно важно, кроме денег — были ли случайными Три Проникновенных Взгляда, брошенных Вином Дизелем с экрана в «Форсаже-7»? Повторит ли он этот отчаянный актёрский эксперимент? Можете не сомневаться! За большими мышцами скрывается такое же большое сердце. Оно не только подаёт кровь к мощным бицепсам, но и выдавливает на лицо главного героя две слезинки. Смотрится это необычно, нелепо и ужасно забавно — как будто два глаза и под ними ещё два глазика поменьше.

Та часть «Форсажа-8», которая выдаёт себя за фильм, содержит немалое количество житейских мудростей, таких как «неважно, что у тачки под капотом, важно, кто за рулём», «нет ничего необходимого, есть только выбор», «будь тем, кто ты есть». Больше других такую нехитрую философию извергает Сайфер. Шарлиз Терон в этой роли — настоящая акула: красивая, кровожадная, холодная и якобы умная. Кто любит погорячее, тому предлагается Мишель Родригес, чернобровая воительница, эмоциональная настолько, что печально рассматривает свои с Дизелем фотографии уже через полчаса после его исчезновения.

Кастинг, конечно, умереть не встать. Если не любите ни холодных, ни горячих женщин, а любите качаться и бычиться — вот вам ещё два альфа-самца, поигрывающие мускулами, погазовывающие двигателями, похрустывающие шеями и сыплющие тестостероновыми шуточками — Человек-Скала Джонсон и Человек-Джейсон Стэйтем. Последний, будучи завсегдатаем тупых боевиков, выполняет план «Форсажа» по экшен-фразам. Ну, знаете, вот эти все «Охладись!», «Отдохни!», «Не скучай!», «Передавай привет Х» и другие идиотские словечки, возникающие на экранах из-за известного экшен-правила «Мочи и не молчи».

«Форсаж» — это уже не просто тачки, мачо и девки. Франшиза давно вышла за рамки здравого смысла в смысле трюков, которые далеко не всегда находятся в рамках законов физики. Фишкой седьмой части были прыжки на машинах из самолёта, восьмой — атака кортежа министра обороны целой армией автомобилей без водителей, устроенная злым гением Сайфер. Признаюсь, что это было весьма зрелищно, и попробую описать ещё один трюк, раз уж про фильм закончил. Вряд ли это можно считать спойлером.

Команда уходит от преследования полчищ авто и снегоходов, а также вертолёта с крупной надписью кириллицей на борту, гласящей «ОПАСНО». События развиваются на льду залива близ секретной российской базы возле славного города Владовин. «Ламборгини» Водителя 1 сваливается в полынью, но водитель 2, управляющий лёгким быстроходным танком армии США, успевает выстрелить в дверь суперкара специальным крюком на тросе. Так они и мчатся в связке — танк по льду, «Ламборгини» под водой. Водитель 2 понимает, что машину ему не вытащить, и кричит в переговорное устройство Водителю 1 — держись, мол, за дверь. Потом он делает резкое движение тросом и выдёргивает из воды дверь «Ламборгини» с прицепившимся к ней Водителем 1. Все радостно стреляют, и команда продолжает на огромной скорости уходить от погони, к которой вот-вот присоединится атомная подводная лодка.

Этот «Форсаж», тем не менее, разозлил меня гораздо меньше предыдущего. Дурацкий, конечно, но какой-то беззлобный, прямо как Дуэйн Скала Джонсон. Пациент психиатрии, конечно, но не опасный, несмотря на напускную брутальность. Скорее всего, дело в самоиронии, поразившей современные боевики (особенно это касается комиксов Марвел) — тоненькие щупальца метастаз дотянулись и до «Форсажа». «Смотрите, какой прикольной фигнёй мы заняты» — в седьмой части ничего подобного не припоминаю. Даже Человек-Стэйтем ближе к финалу неуверенно, всё ещё немного хищно улыбается. И, в общем-то, фильм смотреть можно. Но не нужно.

  • Полезная рецензия?
  • Да / Нет
  • 9 / 3
22 апреля 2017 | 22:43

«Призрак в доспехах» — это манга Масамунэ Сиро. Не читал.

«Призрак в доспехах» — это четыре полнометражных аниме. Не смотрел.

«Призрак в доспехах» — это три сезона сериала. Узнал из Википедии.

Охотясь на таких как я, студии DreamWorks и Paramount забросили голливудский крючок с наживкой из прелестей Скарлетт Йоханссон, покрытых матовым серебром.

Япония будущего. Технологии достигли таких высот, что каждый человек может подобрать себе кибернетический апгрейд любой понравившейся части организма на любую понравившуюся сумму. Кто побогаче, обновляет мозг, кто попроще — приобретает устойчивую к алкоголю печень. Главная героиня, майор Мира Киллиан, приходит в себя в лаборатории Hanka Robotics. В результате атаки террористов тело Миры пострадало настолько, что его пришлось заменить целиком, человеческим остался только головной мозг. Её родители погибли, её воспоминания обрывочны. Первого в мире боевого киборга с полностью синтетическим телом отправляют в Девятый Отдел для выполнения особо сложных заданий МВД Японии. И особое задание не заставляет себя ждать: террорист Кудзе одного за другим убивает высокопоставленных сотрудников Hanka и зрелищно высасывает информацию из их мозгов.

Очевидная удача не только этого фильма, а всей истории — название. Масамунэ Сиро не стал доверять локализаторам (а в данном случае — глобализаторам) и сам дал своей манге английское имя. И правильно сделал: поди разбери оттенки значений иероглифов ???. Один из этих иероглифов звучит как «каку», а послушайте, как звучит «Ghost in the Shell». Музыка! Не хуже, чем словосочетание «cellar door», которое даже Толкиен считает самым благозвучным в английском языке.

Название не только приятно слуху, оно также передаёт лёгкую сумасшедшинку современной японской культуры и как минимум два смысла. Активируя камуфляж, Мира становится почти прозрачной — вполне себе призрак. Синтетическое тело главной героини — вполне себе боевые доспехи. Это второй, поверхностный смысл. Первый, глубинный, заслуживает отдельного абзаца.

Если я правильно понял, Призрак — это некая сущность, позволяющая искусственному интеллекту восстановить свою личность даже при полном стирании информации с носителей. Мира — вовсе не искусственный интеллект, скорее гибридный: человеческий мозг со стёртой памятью, совместимый с ИИ и глобальной сетью. Так что Призрак получает и человеческие толкования: душа, личность, сознание, эго. С доспехами тоже всё ясно — «shell» здесь скорее физическая оболочка, вмещающая Призрака. Процедура стирания человеческой памяти отточена не до конца — майора преследуют разрозненные, непонятные картины (её?) прошлого. И она, уподобляясь всем уважающим себя искусственным интеллектам, отправляется на поиски своего «я». Собственно, фильм именно об этом, остальное — детали и декорации.

Хорошо, что сюжет не слишком сложный, иначе было бы очень легко потерять его нить на улицах и в коридорах зданий японского мегаполиса, которые и сейчас переполнены, а в футуристичном мире «Призрака» переполнены вдвойне: всё вокруг красочное, пёстрое, шумное, мигает, бегает, галдит на разные голоса и вздувается жутковатыми голографическими великанами. Киберпанк налицо: хайтек в каждом кадре, упадок человечества тоже заметен, хотя и не выпячен. Особо хочется отметить визуализацию проникновения Миры в разрушающийся искусственный мозг бота-гейши — воспоминания красиво осыпаются 3D-пикселями, чёрные вирусы тянут к сознанию загребущие ручонки. Арахнофил Масамунэ Сиро снабдил Девятый Отдел девятью паукообразными танками («татикома» по-ихнему), но Голливуд вывел на улицы только один: чай, бюджет не резиновый и фильм не бесконечный.

Отсутствие актёрской игры в этом искусственном паноптикуме вполне естественно. Исключение составляют Жюльет Бинош в роли человечного человеческого доктора Уэлет и Такеши Китано в роли Арамаки, шефа Миры. Всё что происходит в призраке, остаётся в призраке: на оболочке Скарлетт Йоханссон душевные терзания не отражаются никак. Возможно, лицо кирпичом — требование режиссёра, но что-то Скарлетт в последнее время выдаёт кирпичи на-гора: то она Чёрная вдова, то Люси, то инопланетянка в коже женщины, а теперь ещё вот это. Самый эмоциональный персонаж актрисы последних лет — операционная система Саманта из фильма «Она».

Но нет худа без добра — заполним образовавшуюся эмоциональную лакуну смелым киноведческим предположением. В фильме довольно много воды, зеркал и стёкол. Так давайте представим, что сквозь воду, зеркала и стёкла мы смотрим снаружи на внутренние миры Миры — отражённые, эфемерные и утекающие сквозь пальцы. А трещины и осколки пусть символизируют хрупкость бытия её Призрака и изломанность её судьбы. Каково, а? Убиты три зайца: Скарлетт оправдана, пустота заполнена, Чувство Собственной Важности выросло.

Вероятно, у любители оригинальной манги и настоящего аниме есть свои версии, почему «Призрак в доспехах» провалился в американском прокате, собрав за первый уикенд ничтожные 19 миллионов долларов. Но я-то знаю. Дело в том, что Скарлетт Йоханссон в этом фильме не секси. То есть, совсем. Её многообещающий облегающий костюм напоминает то ли скорлупу, то ли панцирь, то ли глазурь — что-то неприятно отколупывающееся. Плюс каменное лицо, плюс дурацкая причёска, плюс расположение камер, делающее героев какими-то громоздкими, напоминающими городских рекламных исполинов. Да я всё понимаю, фильм такой, героиня такая, но, положа руку на сердце (не перепутайте, именно на сердце) — кому нужна несексуальная Йоханссон? Если вам нужна, или вы хотя бы готовы терпеть такую несправедливость, надо идти в кино. Фильм зрелищный и осмысленный, нужно только справиться со стартовым мельтешением и можно получать удовольствие. А если вам нужна нормальная Скарлетт — сидите дома и смотрите «Матч-поинт».

15 апреля 2017 | 13:29

«Алиса в стране чудес» Тима Бертона была даже дальше от одноимённого диснеевского мультфильма, чем «Малефисента» от «Спящей красавицы». Так что пусть отсчёт игровых ремейков начинается с «Золушки» 2015 года, которую я не смотрел. Год спустя была «Книга джунглей», которую я смотрел, но не смотрел оригинальный мультфильм. Очень достойный, коммерчески успешный продукт. В этом году настала очередь «Красавицы и чудовища».

А в этом месте обрывается объективность™. «Красавица и чудовище» 1991 года был и остаётся моим любимым рисованным мультфильмом студии Диснея. Топор ремейка завис над священными, почти религиозными чувствами. Поэтому я буду очень строг и максимально необъективен.

Сюжет

Адаптация сказки Жанны-Мари Лепренс Бомон, выполненная Роджером Аллерсом 26 лет назад, практически не претерпела изменений. Писатель и сценарист Стивен Чбоски и режиссёр Билл Кондон добавили в неё краткий экскурс в историю семьи Белль, ещё более краткий — в историю семьи принца и немного усложнили характер Лефу. На этом всё: изменения органично вписались в повествование, и чудесная, добрая, сентиментальная сказка ни капельки не пострадала.

Белль

Вот уж не собираюсь вступать в споры, красивая или не красивая исполнительница роли Красавицы Эмма Уотсон. Во-первых — да, красивая. Во-вторых — ещё и поёт (и поёт отлично). В-третьих — подходит по внешности (глаза меньше, чем в мультике, но глаза подходящего размера имеются только у Аманды Сайфред, но её красота не настолько классическая). В четвёртых — кого, как не Гермиону, пригласить на роль девушки-книжного червя. В пятых, но не по значению — до этого фильма я нормально относился к Уотсон, а теперь буду любить. Не потому, что она стремительно похорошела, и не потому, что она как-то особенно сыграла, а потому, что она побыла моей любимой диснеевской принцессой. Именно принцессой, как бы сама Белль ни утверждала обратное. Девчонки, вы вообще платье её видели?

Остальные

Все на своих местах — и нарцисс-негодяй Гастон, и галантный остроумец Люмьер, и трусоватый скептик Когсворт, и предупредительная Вешалка, и истеричная миссис Де Гардероб, и нежная влюблённая Плюметт, и домовитая миссис Потс, и озорник Чип, и умнейший конь Филипп, и даже собачка-пуфик Фру-Фру. Все-все-все, и даже больше: в заколдованный замок приглашён новый персонаж — чуть высокомерный клавесин Каденца. А когда чары спадают, то к Эмме Уотсон, Люку Эвансу, Кевину Кляйну и Джошу Гэду присоединяются те, чьими голосами мы наслаждались весь фильм: Дэн Стивенс, Иэн Маккеллен, Юэн Макгрегор, Эмма Томпсон, Стэнли Туччи и настоящая оперная дива Одра Макдональд.

Песни

И почти все вышеперечисленные люди поют, не бросили Эмму одну на музыкальную амбразуру. И если для Одры это обычное дело, про остальных такого не скажешь, хотя, с другой стороны, петь своими силами — обычное дело для мюзиклов, взгляните хотя бы на Рассела Кроу. Получается у них просто здорово (это я уже не о Расселе Кроу). Композитор Алан Менкен слегка подправил свои старые песни и вместе с поэтом Тимом Райсом написал четыре новых. Слышать такие знакомые «Belle», «Be Our Guest», «Kill the Beast» в обновлённых аранжировках — большое удовольствие. Но и оно меркнет, когда Красавица и Чудовище спускаются в бальный зал и звучит Главная Диснеевская Песня, да простит меня сэр Элтон Джон. Композиция «Beauty and the Beast» — это уже не просто удовольствие, это мурашки по спине и ком в горле.

Как они это сделали?

Они сделали это изумительно красиво. Покрытый копотью мрачный заколдованный замок формой напоминает главный диснеевский, а цветом — парижский Консьержери до отбеливания. Несмотря на июнь, его окружает заснеженный лес, в котором воют белые волки. Художники фильма проявили моря фантазии и озёра вкуса, взять хотя бы Люмьера для примера. Изысканный француз затейливо отлит из тёмной бронзы, и как только он перестаёт шутить, то источает тусклый свет благородной печали (возможно, из-за элегантной бородки).

Они сделали это с любовью и юмором, кропотливо проработав детальки, вспомнив старые добрые шутки и добавив пару новых, тоже добрых. Не помню, шутил ли Люмьер в мультфильме о сломанных часах, которые правы два раза в сутки.

Старый Дисней вооружился новыми технологиями, оживил мультипликационных героев (то есть, тут какое-то двойное оживление) и смог устроить даже танец посуды на первом ужине Белль. 160 миллионов? Ой, да кто их считает!

Если бы я захотел к чему-нибудь придраться, то обратил бы внимание на морду чудовища, которая не слишком страшная. Принц выглядит довольно травоядно, особенно когда не улыбается. Но, во-первых, я не хочу, во-вторых, к этому быстро привыкаешь — мордочка подвижная и хорошо передаёт оттенки чувств.

А теперь без дураков — как они это сделали?

Как они сделали, что ты (ну ладно-ладно, я) весь следующий день ходишь, эммой томпсон бубня себе под нос песню «Beauty and the Beast» и переводишь дух только для того, чтобы спеть «Who plays darts like Gaston, who breaks hearts like Gaston»? Создатели очеловечили героев не только снаружи, но и изнутри, добавили им объёма не только третьим D, но и подарив им прошлое. Совсем малюсенькое, но на сказочных принце, Белль и Морисе оно работает даже в таких дозах. Кондон, Чбоски и Менкен оставили главное нетронутым (многие сцены покадрово перенесены из мультфильма) и сделали такой качественный апгрейд, что в кинотеатре ты не просто встречаешь старого друга, а старого друга в новой рубашке и модных очках. Ты его сразу узнаёшь, и обновка ему очень идёт.

Это понятно, но как они сделали эти спинные мурашки, этот горловой ком, эти глазные щипалки? Как они сделали, что эмоции не умещаются внутри, лезут наружу улыбками и вздохами, ведь это такая знакомая история? Тут никакие рациональные объяснения не работают. Это магия, это добрая фея.

А был ли мальчик?

Феи найдены, а есть ли в этом фильме геи? Скорее всего — да. Лефу поглядывает на Гастона (а Билл Кондон задолго до премьеры заявил о первом диснеевском ЛГБТ-персонаже, так что с трактовкой этих взглядов проблем нет), а на заключительном балу танцует и с девочкой, и с мальчиком.

Есть ли в этом фильме извращенцы? Нет, но зато они есть в Малайзии и Алабаме, где совсем отказались от проката, а также в России, где они запретили смотреть «Красавицу и чудовище» детям до шестнадцати. Пусть зрительская любовь и миллиардная касса будет ответом этим упырькам-вахтёрам.

Наверное, уже понятно, что скрывалось за моей необъективностью. Совершенно верно, это незамутнённый щенячий восторг. Если любите оригинальный мультфильм, сходите в кино. Даже если вы не сентиментальный старик, даже если знаете, как устроен мир, даже если крепко стоите на ногах — побалуйте себя красивой романтической сказкой, позвольте себе два часа волшебства.

7 апреля 2017 | 23:57

«Алиса в стране чудес» Тима Бертона была даже дальше от одноимённого диснеевского мультфильма, чем «Малефисента» от «Спящей красавицы». Так что пусть отсчёт игровых ремейков начинается с «Золушки» 2015 года, которую я не смотрел. Год спустя была «Книга джунглей», которую я смотрел, но не смотрел оригинальный мультфильм. Очень достойный, коммерчески успешный продукт. В этом году настала очередь «Красавицы и чудовища».

А в этом месте обрывается объективность™. «Красавица и чудовище» 1991 года был и остаётся моим любимым рисованным мультфильмом студии Диснея. Топор ремейка завис над священными, почти религиозными чувствами. Поэтому я буду очень строг и максимально необъективен.

Сюжет

Адаптация сказки Жанны-Мари Лепренс Бомон, выполненная Роджером Аллерсом 26 лет назад, практически не претерпела изменений. Писатель и сценарист Стивен Чбоски и режиссёр Билл Кондон добавили в неё краткий экскурс в историю семьи Белль, ещё более краткий — в историю семьи принца и немного усложнили характер Лефу. На этом всё: изменения органично вписались в повествование, и чудесная, добрая, сентиментальная сказка ни капельки не пострадала.

Белль

Вот уж не собираюсь вступать в споры, красивая или не красивая исполнительница роли Красавицы Эмма Уотсон. Во-первых — да, красивая. Во-вторых — ещё и поёт (и поёт отлично). В-третьих — подходит по внешности (глаза меньше, чем в мультике, но глаза подходящего размера имеются только у Аманды Сайфред, но её красота не настолько классическая). В четвёртых — кого, как не Гермиону, пригласить на роль девушки-книжного червя. В пятых, но не по значению — до этого фильма я нормально относился к Уотсон, а теперь буду любить. Не потому, что она стремительно похорошела, и не потому, что она как-то особенно сыграла, а потому, что она побыла моей любимой диснеевской принцессой. Именно принцессой, как бы сама Белль ни утверждала обратное. Девчонки, вы вообще платье её видели?

Остальные

Все на своих местах — и нарцисс-негодяй Гастон, и галантный остроумец Люмьер, и трусоватый скептик Когсворт, и предупредительная Вешалка, и истеричная миссис Де Гардероб, и нежная влюблённая Плюметт, и домовитая миссис Потс, и озорник Чип, и умнейший конь Филипп, и даже собачка-пуфик Фру-Фру. Все-все-все, и даже больше: в заколдованный замок приглашён новый персонаж — чуть высокомерный клавесин Каденца. А когда чары спадают, то к Эмме Уотсон, Люку Эвансу, Кевину Кляйну и Джошу Гэду присоединяются те, чьими голосами мы наслаждались весь фильм: Дэн Стивенс, Иэн Маккеллен, Юэн Макгрегор, Эмма Томпсон, Стэнли Туччи и настоящая оперная дива Одра Макдональд.

Песни

И почти все вышеперечисленные люди поют, не бросили Эмму одну на музыкальную амбразуру. И если для Одры это обычное дело, про остальных такого не скажешь, хотя, с другой стороны, петь своими силами — обычное дело для мюзиклов, взгляните хотя бы на Рассела Кроу. Получается у них просто здорово (это я уже не о Расселе Кроу). Композитор Алан Менкен слегка подправил свои старые песни и вместе с поэтом Тимом Райсом написал четыре новых. Слышать такие знакомые «Belle», «Be Our Guest», «Kill the Beast» в обновлённых аранжировках — большое удовольствие. Но и оно меркнет, когда Красавица и Чудовище спускаются в бальный зал и звучит Главная Диснеевская Песня, да простит меня сэр Элтон Джон. Композиция «Beauty and the Beast» — это уже не просто удовольствие, это мурашки по спине и ком в горле.

Как они это сделали?

Они сделали это изумительно красиво. Покрытый копотью мрачный заколдованный замок формой напоминает главный диснеевский, а цветом — парижский Консьержери до отбеливания. Несмотря на июнь, его окружает заснеженный лес, в котором воют белые волки. Художники фильма проявили моря фантазии и озёра вкуса, взять хотя бы Люмьера для примера. Изысканный француз затейливо отлит из тёмной бронзы, и как только он перестаёт шутить, то источает тусклый свет благородной печали (возможно, из-за элегантной бородки).

Они сделали это с любовью и юмором, кропотливо проработав детальки, вспомнив старые добрые шутки и добавив пару новых, тоже добрых. Не помню, шутил ли Люмьер в мультфильме о сломанных часах, которые правы два раза в сутки.

Старый Дисней вооружился новыми технологиями, оживил мультипликационных героев (то есть, тут какое-то двойное оживление) и смог устроить даже танец посуды на первом ужине Белль. 160 миллионов? Ой, да кто их считает!

Если бы я захотел к чему-нибудь придраться, то обратил бы внимание на морду чудовища, которая не слишком страшная. Принц выглядит довольно травоядно, особенно когда не улыбается. Но, во-первых, я не хочу, во-вторых, к этому быстро привыкаешь — мордочка подвижная и хорошо передаёт оттенки чувств.

А теперь без дураков — как они это сделали?

Как они сделали, что ты (ну ладно-ладно, я) весь следующий день ходишь, эммой томпсон бубня себе под нос песню «Beauty and the Beast» и переводишь дух только для того, чтобы спеть «Who plays darts like Gaston, who breaks hearts like Gaston»? Создатели очеловечили героев не только снаружи, но и изнутри, добавили им объёма не только третьим D, но и подарив им прошлое. Совсем малюсенькое, но на сказочных принце, Белль и Морисе оно работает даже в таких дозах. Кондон, Чбоски и Менкен оставили главное нетронутым (многие сцены покадрово перенесены из мультфильма) и сделали такой качественный апгрейд, что в кинотеатре ты не просто встречаешь старого друга, а старого друга в новой рубашке и модных очках. Ты его сразу узнаёшь, и обновка ему очень идёт.

Это понятно, но как они сделали эти спинные мурашки, этот горловой ком, эти глазные щипалки? Как они сделали, что эмоции не умещаются внутри, лезут наружу улыбками и вздохами, ведь это такая знакомая история? Тут никакие рациональные объяснения не работают. Это магия, это добрая фея.

А был ли мальчик?

Феи найдены, а есть ли в этом фильме геи? Скорее всего — да. Лефу поглядывает на Гастона (а Билл Кондон задолго до премьеры заявил о первом диснеевском ЛГБТ-персонаже, так что с трактовкой этих взглядов проблем нет), а на заключительном балу танцует и с девочкой, и с мальчиком.

Есть ли в этом фильме пи… расы? Нет, но зато они есть в Малайзии и Алабаме, где совсем отказались от проката, а также в России, где они запретили смотреть «Красавицу и чудовище» детям до шестнадцати. Пусть зрительская любовь и миллиардная касса будет ответом этим упырькам-вахтёрам.

Наверное, уже понятно, что скрывалось за моей необъективностью. Совершенно верно, это незамутнённый щенячий восторг. Если любите оригинальный мультфильм, сходите в кино. Даже если вы не сентиментальный старик, даже если знаете, как устроен мир, даже если крепко стоите на ногах — побалуйте себя красивой романтической сказкой, позвольте себе два часа волшебства.

  • Полезная рецензия?
  • Да / Нет
  • 0 / 0
7 апреля 2017 | 20:45

Узнаваемость, цитируемость, обожание, презрение и другие признаки популярности — это не про латвийских режиссёров. Нет, конечно, их узнают, цитируют, обожают, презирают и даже правильно пишут фамилии, но в узком кругу специально обученных людей. Огромные интригующие плакаты и выходы в кинозал на премьерных показах фильма «То, что никто не видит» очень полезны для узнавания, обожания и далее по списку режиссёра Станислава Токалова. Участие исполнительницы главной роли Катерины Шпицы придаёт этим выходам юмора, гламура и изящества. В прошлый четверг, на втором по счёту сеансе, круг стал шире человек на тридцать. Режиссёр не стал падать духом и обозвал присутствующих думающими людьми.

Доктор Кауфман отправляет медсестру и по совместительству любовницу Эльзу на особое задание. Ей предстоит ухаживать на дому за пациентом в коме. Пациент оказывается молодым, красивым и умным (разве что не весёлым) учёным, специалистом в области искусственного интеллекта, да ещё и с эротическим именем Николя. Эльза без промедления влюбляется, подставляет медсестру-сменщицу, рвёт с Кауфманом и дальше уже сама. Любовь, забота и медикаменты постепенно возвращают Николя в активное состояние. Но не всё коту масленица. Искусственный интеллект по имени Анна, порождение гения пациента, имеет на него свои виды. По округе бирюком бродит некто Вилис Янсонс.

Первое слово берёт злой полицейский. Чтобы уже отстрелялся — и всё, потом только хорошее. В этом фильме есть очевидное слабое звено (слава богам, ему не удаётся утащить команду на дно) — это доктор Кауфман в исполнении Андриса Кейшса, по слухам, уважаемого актёра. Спасением могла бы быть роль без слов, потому что ходит он плавно, смотрит строго и повадками похож на сутенёра. Но Кауфмана в первой половине фильма много, и он говорит. Не знаю, виной тому неродной язык или научно-фантастическая тема фильма, но речь доктора до неприличия механистична, она искусственней, чем интеллект Анна. Как будто на фортране говорит. И при этом не стесняется антимедицинской ахинеи, связывая предпочитаемый Эльзой догги-стайл с тайнами в её голове. В оправдание Эльзы необходимо заметить, что этот «мужчина постарше» ей уже поперёк горла, она ведёт себя с Кауфманом как варёная рыба, но тому всё равно — сколько там роботу нужно.

Добрый полицейский тоже хочет говорить о кастинге. Катерина Шпица — звезда если не первой, то уж точно второй величины. Заполучить её в авторское латвийское кино — это как нищему мальчику купить шоколадку с золотым билетом. Платить ей явно было нечем, деньги на фильм собирали с фирмы по нитке и добирали краудфандингом. У нас тут не «Ёлки», тут климат иной. Так что слова самой Катерины о голом энтузиазме (да, кстати, еле заметная обнажёнка в мутном стекле присутствует) и поражении токаловским сценарием юного девичьего сердца следует воспринимать всерьёз. Но это и правда вызов: Эльза практически не покидает экран, Катерине есть что поиграть, и справилась она на отлично. И сама Шпица, судя по интервью и активности в соцсетях, очень довольна своей работой: постит постеры и рижские фоточки, шутит о порно-версии.

Занимательный факт. В 2011 году, выкарабкиваясь из сериального болота, Катерина сыграла главную роль в короткометражке «Смех в темноте», где её героиня выхаживает своего мужчину, пострадавшего в аварии, в отдельно стоящем доме. Ничего не напоминает? А ещё одну роль в этой короткометражке сыграл — барабанная дробь! — правильно, Евгений Ткачук, наш сердцеед Николя. Неудивительно, что Токалов пригласил в свою историю столь опытную пару.

Сам Ткачук вроде бы неплохо играет инвалида-колясочника (а коматозника так вовсе замечательно), но до Эдди Рэдмейна в роли Хокинга не дотягивает (но там-то был «оскар», с той ли меркой я набросился на Евгения?). Арнис Лицитис овеян старой школой, харизмой и уверенностью — его Вилис Янсонс непродолжителен, но безупречен.

Ну что ж, господа полицейские, спасибо, вы оба свободны. Очередь искусственного интеллекта. Анна, суперкомпьютерша, имеющая внешние признаки бородачей-шестидесятников и косплеящая перфокарты в интерфейсе, где-то глубоко внутри очень продвинута и современна. Деятельность Анны, во всяком случае, в высшей степени высшая и нервная. Атакуя нейроны пациента и любого, кто осмелится надеть на голову специальный шлем, она наводит морок и транслирует неправду, ориентируясь только на собственные кремниевые интересы, которые, впрочем, весьма человечны и сводятся к абсолютному обладанию. Этим же по этим же причинам занимается сама Эльза, возводя напраслину на сменщицу Сандру и добавляя к вспыхнувшим чувствам изрядную долю холодного расчёта.

Токалов публично противопоставляет своё произведение мейнстриму, и правильно делает. Мейнстрим без денег — это пуля в лоб, а так есть шанс. Не заработает, так пофестивалит, а бедность декораций сойдёт за особое видение. Фильм не играет в лиге спилберговского «A.I» и более поздних неспилберговских «Her» и «Ex Machina», с последними двумя его роднят разве что нетрадиционные проблемы с искусственным интеллектом. Потоки воды у ног Эльзы — схватки Эльзы — Эльза догоняет мальчика во ржи — Эльза сбрасывает шлем — Эльза на диване в позе эмбриона — какова «чечевица»! Глубокую артхаусность происходящего подчёркивают два подряд крупных плана, демонстрирующие обнажённые причиндалы Николя. Почти тарковские длинноты заставляют поторапливаться в паузах между ними: кажется, например, что Эльза слишком уж быстро влюбляется в Николя. Хотя ещё неизвестно, как поступили бы вы, если вашим любовником был бы робот-сутенёр.

Станислав утверждает, что его фильм — о любви, о человеческих отношениях. Как тут поспоришь? Да и какой фильм — не о любви? Только плохой. Даже в «Трансформерах» есть Меган Фокс. «То, что никто не видит» даст фору почти любой фантастике по количеству разной любви: Кауфман любит Эльзу, Эльза любит Николя, Николя любит призрака из машины, Машина шершавым языком оцифрованной перфокарты признаётся в любви к Николя. А по округе бродит Вилис Янсонс.

Так что этот фильм точно не плохой. Его непросто смотреть, но интересно вспоминать. Здорово, что наши киношники продолжают не просто шевелиться, а снимать на совесть: в прошлом году Вимба, теперь Токалов. Достояние республики, каждый немного Тарковский и сам себе Линч (тот, кто режиссёр, а не тот, кто другой). Сходите и вы в кино, подкиньте нашим российским гостям-актёрам на обратный билет.

1 апреля 2017 | 00:33

Фильм-клип о героиновых наркоманах, снятый на заброшенной фабрике за полтора миллиона фунтов, фильм-приход, соскребающий полноту жизни с самого её дна, фильм-ответ шотландцев «Криминальному чтиву» неожиданно получает продолжение спустя более чем двадцать лет. Перед нами — «Т2 Трейнспоттинг» всё того же Дэнни Бойла.

Марк Рентон возвращается в Эдинбург и встречается со старыми друзьями. Кочерыжка, единственный, кто продолжает героическую борьбу с героином, обнаруживает в себе талант рассказчика. Кайфолом Саймон с помощью болгарской проститутки Вероники занимается шантажом и мечтает о респектабельном порнобизнесе. С фигой в кармане он прощает Марка и берёт его в долю. Из эдинбургской тюрьмы сбегает Бегби и жаждет мести. Четверо снова в деле, пусть и каждый в своём.

Дэнни Бойл — опытный, разносторонний и талантливый режиссёр. Широко известны такие работы мастера, как «Пляж», «28 дней спустя», «Пекло», «Миллионер из трущоб» и «127 часов». Но культового статуса удостоился именно «На игле», второй фильм Дэнни, появившийся на свет в середине девяностых — во времена экспериментов и свежих кинематографических идей.

Подобно мудрому булгаковскому Воланду, Дэнни Бойл отлично знает, что не бывает второй свежести, только первая и она же последняя, и это касается как осетрины, так и киноидеи. Нельзя просто так взять и продолжить разудалое наркотическое безумство, прерванное двадцать лет назад. Не с руки сорокалетним мужикам продолжать разбрасываться собственными фекалиями — и мужики ограничиваются рвотой. Героин, самый мощный оргазм, помноженный на тысячу, убил бы Саймона за пять лет, так что теперь он нюхает кокс. Снижение градуса повествования и головокружительности съёмки — неизбежность, и Дэнни Бойл приглушает свет и прикусывает язык, обращаясь к бывшим бунтарям — а помните, как это было?

«Вы живёте прошлым», — говорит Вероника Марку, а вместе с ним и зрителю. «Выбери айфон, выбери фейсбук и инстаграм, выбери отрицание 11 сентября, выбери обновление статуса, выбери фотографировать еду… выбери повторение истории», — проговаривается Марк Веронике, незаметно подмигивая зрительному залу. «Мир меняется, даже если не меняемся мы», — понимает даже не склонный к рефлексии психопат Бегби.

Бойл рассказывает внятную, достаточно любопытную и немного грустную историю всем присутствующим и пощипывает поклонников за чувствительные места. Борзый и яркий дух первого фильма целиком допущен всего в пару-тройку эпизодов: один раз в хорошо знакомый фанатам сортир, другой — в сцену чтения Кочерыжкой собственных рассказов (конечно же, они о прошлых подвигах), третий — в самый финал. Зато постоянные отсылки к оригиналу налицо: на лице Юэна Макгрегора даже появляется визитная карточка первого фильма — та самая дикая улыбка, для чего его снова пришлось бросить на капот автомобиля.

Самоповторы — не новость для фильмов «Т2»: даже гуру продолжений Джеймс Кэмерон грешил ими в своём втором «Терминаторе» (да и в «Чужих» тоже, правда там повторы не «само»). Все присутствующие и присутствующие среди них фанаты сочтут это милым и уместным. Жалкими подобные улыбки покажутся лишь скептикам и хейтерам.

Очевидное добро: в этой истории, отдающей декадансом и украшенной небольшим любовным треугольничком сохранились все персонажи и все актёры. Даже Келли Макдональд (теперь она не взбалмошная школьница, а дорогой адвокат) и автор романов-источников Ирвин Уэлш в роли Майки (теперь он лысый).

Фильм-воспоминание, фильм-ностальгия. Этот сиквел — качественный продукт, но мне он показался пресноватым. У вас всё может быть по-другому. Я не был таким уж поклонником оригинального «Трейнспоттинга», и будь у меня выбор среди героинщиков, я бы лучше узнал, как сложилась дальнейшая судьба героев «Реквиема по мечте». Но не судьба. Может, оно и к лучшему.

26 марта 2017 | 00:59

Первого Кино-Кинг-Конга прикончили в 1933 году. Реинкарнация состоялась спустя 43 года, Конга снова убили и воскресили в 1986-м. Третий полёт супергориллы с супернебоскрёба в 2005 году устроил Питер Джексон. Громадную обезьяну любили эффектные блондинки, и она отвечала им взаимностью: девушками Конга в разное время были Фэй Рэй, Джессика Лэнг и Наоми Уоттс. 12 лет животной тоски и бурного развития технологий, и — вуаля! — перед нами новая история под названием «Конг: Остров черепа».

Проект ценой 200 миллионов — риск даже для таких гигантов, как Кинг-Конг и братья Уорнер. Фильм 2005 года имел солидный актёрский состав (кроме Наоми в нём, например, снялся Эдриан Броуди), сравнимый бюджет и властелина колец, оскаров и касс в режиссёрском кресле. Тем не менее, он еле-еле отбил смету в США и более-менее вышел в плюс за счёт мирового проката. Новый фильм выглядит ещё более рискованным: прошло не так много времени, а на месте мощного Джексона — никому не известный Джордан Вот-Робертс.

Научная организация Landsat обнаруживает в южной части Тихого океана белое пятно в форме черепа. На таинственный остров, укрытый от цивилизации непрекращающимися ураганами, организуется экспедиция. К ней примыкают двое учёных из другой научной организации под названием Monarch. Парочка настаивает на военном сопровождении (благо, войска как раз выводят из Вьетнама, и всё рядом) и за бешеные деньги нанимает спецназовца-следопыта. Это «ж-ж-ж-ж» вертолётных винтов — неспроста. Monarch специализируется на «крупных неопознанных земных организмах», а один из участников экспедиции — автор Теории Полой Земли (ну, то есть, в Земле — полости, а в них — крупные неопознанные организмы).

Сюжет на первый взгляд выглядит простоватым (как, например, «Затерянный мир» Конан Дойля — поехали, а там чудовища) и детским (как, например, какое-нибудь «Путешествие к центру Земли — 3»). Но не спешите делать выводы. При ближайшем рассмотрении оказывается, что сюжеты затерянного мира и путешествия к центру Земли смешались и аннигилировали, взорвавшись фейерверком спецэффектов. Не осталось никакой вменяемой истории. Как простейшие сценарные связки двигали героев «Пятидесяти оттенков» между крупными оргазмами, так сценарные связки этого же типа двигают персонажей «Конга» между крупными организмами из пункта Юг в пункт Север. Незамысловатый, в общем-то, фильм Питера Джексона на фоне нового обезьянничанья выглядит драматургическим шедевром.

Дополнительное несчастье в том, что Не-Джексон Вот-Робертс заставил приличных актёров соответствовать его порочному замыслу. Печально смотреть, как колбасит оскароносную Бри Ларсон в роли военного фотографа, то ни к селу ни к городу пускающую слезу, то одной нелепой фразой перечеркивающую сами основы фотографии. Открываю третий глаз и вижу, как продюсер звонит мисс Ларсон и приглашает участвовать. «Не хочу я играть в таком фильме!» — возмущается Бри. «Тебе и не нужно будет», — отвечает голос на том конце провода. Количество чуши характерно скорее для фильма категории В, чем для очень дорогого мегаблокбастера. Увидите сами, если пойдёте, я только удивлюсь, как эти вертолётчики вообще выжили во Вьетнаме с такой тактической подготовкой? Тщетны мои попытки определить, насколько хорош актёр Том Хиддлстон. Сначала Локи, а теперь следопыт с суровым лицом — будем пока считать, что нормальный. Джон Гудман молодец, похудел, считать его крупным организмом можно разве что по старой памяти.

Больше всего досталось Сэмюэлю Л. Джексону. Это года так 23 назад, когда Сэмюэль был молоденьким тарантиновским Джулзом, он мог наставить на режиссёра и сценариста огромные пистолеты и сказать: «Как, по-вашему, выглядит зритель? Опишите его! По-вашему, зритель похож на суку?! Так почему вы хотите поиметь его, как последнюю суку?!!». Сейчас этому Джексону 68 лет, и если он хочет успеть сыграть в трёх тысячах фильмов, то не может привередничать. Его герой, полковник Паккард, на треть состоит из патетики, на треть — из духоподъёмных речёвок, и ещё на треть — из тяжёлого посттравматического синдрома. Он потрясает жетонами погибших солдат, поигрывает подглазными мышцами, и не менее трёх раз мы очень крупно, во весь экран, наблюдаем его пристальный взгляд под драматическое крещендо, и Конг пристально смотрит на него в ответ. Во времена молодости Иствуда такие взгляды, может, и были выразительными средствами, сейчас же это болливудщина и интернет-мемы.

Так что же, ещё одни «Защитники»? Вот уж дудки. «Конг: Остров черепа» в миллион раз лучше «Защитников», к нему совершенно другие требования. Просто другие фильмы лучше «Защитников» в миллиард раз. В «Конге» есть две шутки — одна смешная, другая — ничего такая. Возможно, многим понравится, что история упрощена до предела и оставлено «самое главное» (кстати, новый фильм короче прошлого на полтора часа). Но самое главное — изобретательный, буйный, рогатый, клыкастый и черепастый бестиарий. Художники и программисты отработали за себя и за тех двух парней, создав и оживив совершенно небывалые земные организмы, среди которых жуткие и стремительные двулапые ящеры и травоядная с виду помесь энта с ручейником. На таких чудовищ не стыдно и в кино сходить.

То есть, где деньги, Зин — понятно. Вернутся ли они — как знать. Но «для денег» — единственный ответ на вопрос, который, кстати, озвучивает и первая треть полковника Паккарда: «Во имя чего всё это»? Не просто же для того, чтобы увеличить высоту обезьяны в два раза. А результаты «Форсажа-7» запрещают применение всякой логики в финансовых прогнозах.

Вот такой Вот-Робертс, вот такой киноаттракцион. Согласно меткой кулинарной метафоре, подслушанной в разговоре между зрителями А и Б, этот фильм похож на синтетический пончик синего цвета, посыпанный красивыми блёстками. Производители убрали из него всё, что могло бы сделать его едой, оставив только декор и сладость. Таким пончиком весело закинуться пятничным вечером в хорошей компании, но можно сдохнуть, если делать это постоянно. От себя я бы добавил вишенку — решающую драку между Конгом и Самым Крупным Неопознанным Организмом. Ешьте пончик, но берегите себя!

18 марта 2017 | 01:13

После оглушительного успеха «Дэдпула», использовавшего взрослый рейтинг R по полной программе и внёсшего в супергеройское кино свежие струи крови, секса и чёрного юмора, студия XX Century Fox решила повторить эксперимент на Росомахе. Идею поддержал Хью Джекман, отказавшись от части гонорара в счёт будущих студийных потерь. В результате фильм «Логан» в США разрешается смотреть с 17 лет, а нашим, чуть более суровым детям — с 16.

Ничто не ново под луной. Это только на первый взгляд кажется, что «Дэдпул» был первой ласточкой. В период с 2002 по 2008 год разные студии сняли шесть R-фильмов по комиксам Marvel. Но если охотника на вампиров Блейда знают многие, то Карателя вспомнят лишь марвеловские знатоки, а, прости господи, Лешего — и вовсе единицы. Просто касса «Дэдпула» на 300 миллионов превысила суммарную кассу всех этих шести фильмов (с «Лешим» вообще случился эпический фейл в 10 000 долларов сборов), и «дерзкий-как-пуля-резкий» вернул интерес кинопроизводителей к Марвелу 17+.

2029 год. Джеймс Хоулетт, он же Логан, он же Росомаха, живёт в техасской пустыне недалеко от мексиканской границы в ржавой развалюхе, оставленной здесь металлургической компанией. Вместе с мутантом-альбиносом Калибаном они поддерживают жизнь и рассудок 90-летнего профессора Чарльза Ксавьера. Логан работает водителем лимузина по вызову, а надевая очки, становится похож на учителя математики на пенсии, бородатого и слегка неопрятного. Старых мутантов всё меньше, новые не рождаются. Логана одолевают болезнь, приближающаяся старость и упаднические мысли. Может быть, мутанты — не божий промысел, а божья ошибка?

Юная девочка-мутант Лора с помощью медсестры сбегает из-под замка компании Transigen и вихрем врывается в угасающие жизни последних людей Икс. Давление обстоятельств, уговоры Чарльза и обаяние Лоры — и Логан соглашается отвезти её к месту встречи беглых супердетей. Transigen идёт за ними по пятам.

Нормальная история для супергеройского кино, резервуар для внутренних драматических линий и спецэффектов — как-то так я говорил про «Защитников». Почему же у одних получается чудовищное до комичности недоразумение, а у других — сильное, драматичное, глубокое и эмоциональное кино? Почему у одних шик, а у других пшик? Ответ элементарен и очевиден: не важно, о чём ты снимаешь — ты либо талантлив, либо нет.

Режиссёр Джеймс Мэнголд, снявший прошлый сольный фильм о Росомахе и известный такими работами, как «Прерванная жизнь», «Идентификация», «Переступить черту» и «Поезд на Юму» — явно из первых. Получив в своё распоряжение взрослый рейтинг, он воспользовался им мастерски, сняв не «кино для взрослых», а взрослое кино. «Логан» — плоть от плоти Людей Икс, но сильно отличается от собратьев по вселенной. Фильмы о Людях Икс перегружены персонажами, и их изобретательные и зрелищные сюжеты зачастую страдают скачкообразностью и фрагментарностью, плохо складываясь в цельное полотно.

«Логан» совсем другой. Мэнголд оснастил смыслами и драматургическими нюансами единственную сюжетную линию, которая сама по себе — одна большая метафора. Герои фильма направляются в Эдем — именно так называется точка на карте, лагерь молодых мутантов. Вряд ли нужно объяснять, какова цена пропуска в рай. Создатели выбрали линейную и понятную историю, и зритель может не отвлекаться, а посвятить себя погружению в её глубину. Этот фильм-прощание с Росомахой — о безысходности и надежде, о смерти и новой жизни, о вынужденном доверии и опоздавшей, но всё же состоявшейся любви.

Дряхлеющий, болезненный Логан на фоне американских степей, слабеющий телом, но сильный духом — как старый ковбой из старого вестерна, который Чарльз показывает Лоре. Сама Лора в великолепном исполнении Дафни Кин (в каких инкубаторах, в каких трансигенах разводят этих чудесных актрисок?) — настоящая жемчужина фильма. Выдернутая в большой мир из зловещей лаборатории маленькая свирепая росомашка, яростно выкусывающая пулю из лапки, дерущаяся только до смерти, и одновременно прелестная трогательная девчушка, которая учится доверять и любить у совсем не приспособленного для таких уроков Логана.

Бойд Колбрук, играющий главного антагониста, напоминает своего персонажа из сериала «Нарко» — тот же Стив Мёрфи, только со знаком «минус».

Захватывающие дух экшен-сцены чрезвычайно реалистичны без привязки к фантастическому миру (и в этом ещё одно отличие от магических «Людей Икс»), битвы — жестоки, скоротечны и кровавы. Они, разумеется, не самоцель, а средства, обеспечивающие естественность завершающей истории Росомахи — жестокой и наконец-то реалистичной.

Все бы прощались так, как Росомаха. Продолжая эксперименты с жанром, Мэнголд и XX Century Fox создали супергеройское кино, которое было бы отличным даже без супергероев. Ближе к финалу я подумал, что фильм можно было закончить чуть раньше, оставив этот самый финал открытым, и в таком виде возить по фестивалям — пусть зритель страдает и додумывает, что там дальше. Но в таком случае мы бы лишились ещё одной проникновенной сцены и ещё одного мощного символа, которые создатели приберегли на последние кадры.

Но хватит слов, дорогой читатель. Чтобы прочувствовать «Логана», тебе даже не нужны предыдущие фильмы франшизы. Достаточно хотя бы приблизительно представлять, кто такие Люди Икс и Росомаха. Да к чёрту! Достаточно просто любить хорошее драматическое кино. Иди и смотри!

11 марта 2017 | 01:12

Фильм Сарика Андреасяна «Защитники» не покажут в Литве якобы из-за «демонстрации чрезмерной мощи российской армии и её агрессивной военной техники». Режиссёр психанул (его можно понять — молодой, горячий, и в Мьянме-то прокатывают спокойно) и разразился коротким постом в фейсбуке, в котором упомянул мощь три раза, и ещё один раз — гордость.

И это вот это вот всё вот это, и запущенный в соцсетях флешмоб «Я иду на фильм «Защитники», потому что…» подогревает интерес к без того любопытному проекту — российскому фильму о супергероях. Сарик Андреасян в первую очередь известен созданием ширнармассового трэша с положительным сальдо. Яркие примеры — «Тот самый Карлосон» с Михаилом Галустяном и «Что творят мужчины! 2» с замысловатой пунктуацией в названии. В прошлом году он решился на эксперимент и попытался снять катастрофу с человеческим лицом — «Землетрясение» о трагедии 1987 года в Спитаке. Но хорошее (пусть даже спорно хорошее) не остаётся безнаказанным: при умеренно позитивных отзывах критиков и зрителей фильм Андреасяна впервые не отбил бюджет. Прозорливый Сарик всё предвидел и одновременно со съёмками «Землетрясения» занимался привычным делом. Потирая руки и зловеще хохоча под вспышки молний в темноте студии Enjoy Movies, он готовил грязную трэш-бомбу.

Есть два профессора — добрый и злой. В советское время они руководили смежными программами в тайной организации «Патриот», занимаясь разработкой сверхчеловека. Один стал благообразным старичком, второй, мятежный, просит бури. Профессор Август Куратов, кроме невероятной физической силы, развил в себе способность повелевать механизмами, создал армию клонов, надел зрелищную сбрую и захотел повелевать миром, начав с Москвы. Министерство Обороны РФ поручает руководителю «Патриота» Елене Латиной найти полузабытых сверхлюдей и с их помощью поразить врага. Супергероев четверо: повелитель камней Лерник Оганесян, молниеносный ниндзя Хан, человек-бешеный медведь Арсус и невидимка-каратист Ксения.

Ну хорошо же? Да нет, шучу, конечно же, ничего хорошего. Но нормально же для кинокомикса? Типовая история а-ля «Люди Икс» — почему Америке можно, а России нельзя? Так и есть, нормальный дурацкий сюжет, резервуар для спецэффектов и внутренних драматических линий. Но каждый одессит скажет вам, что story и screenplay — это две большие разницы. А есть ещё и кастинг. Дьявол выполз из деталей, и воцарилась тьма.

Представьте, что вам девятнадцать лет, вы собрались с друзьями на вечеринке, немного выпили и решили придумать и разыграть пару эпизодов из супергеройского кино. Стараясь не подавиться от смеха, вы выжимаете из себя весь возможный пафос, за сорок минут пишете несколько коротких сценок (тут необходимо упомянуть, что вы понятия не имеете, как это делается) и отбираете актёров из наиболее трезвых друзей (тут необходимо указать, что в последний раз они становились на табуретку в подготовительной группе). Ещё пять минут на заучивание ролей, ещё чур не ржать — и в результате вы увидите примерно такие же диалоги и актёрские работы, как в «Защитниках».

Почему эти люди так играют, кто они вообще такие — не хочется даже узнавать. Предположу, что Андреасян вытащил их из ежедневных мыльниц на каком-нибудь НТВ, СТС или ТНТ. Из таких шоу, которые включают, когда гладят, готовят или пылесосят. По телевизору, наверное, не видно, но когда четыре супергероя общаются на большом экране, то выглядят, как жуки, натянувшие человеческую кожу, из «Людей в чёрном». Особенно это касается Себастьяна Сисака, который как будто смотрит на суфлёра и неуклюже пытается поудобнее устроиться на своей табуреточке для натужного декламирования вызубренного текста.

Суть диалогов — инфантильно-имбецильные версии основных клише о благородстве, дружбе и долге. Есть, конечно, и стерильные для продвижения сюжета, есть, кажется, и парочка шуток. «Должна ли я собрать сверхлюдей, чтобы остановить сверхзлодея?» — учочняет в МО своё задание ботоксная доминатрикс Елена Латина. «Я немного варю борщ. Это считается суперспособностью?» — хлопает глазками Ксения. Это шутки? Хочу верить, что да. «Называйте меня Лером, — говорит герой Сисака, только что читавший Библию на армянском добрых две минуты (это в 90-минутном фильме), — Лерника Оганесяна давно уже нет». Случайно ли слышится «называйте меня Лера»? Хочу верить, что нет.

Ляпы перечислять не буду — чай, не «Матрица» и не «Интерстеллар». Сюжетная глупость в этом фильме всего одна, но длится она полтора часа.

Всё более-менее приличное и не матом, что можно сказать о «Защитниках», относится к визуальной части. Держа в уме страну-производителя и относительно низкий бюджет, признаем, что боевые трёхногие роботы, короткий воздушный бой, разрушение Москва-сити, а также размахивание мечами и ногами в исполнении соответственно Хана и Ксении — весьма эффектны. Но и здесь не всё гладко. Общие виды передвигающейся военной техники как будто выпилены из игры-стратегии, Куратов хватает рукой не хлыст, а воздух рядом, полёт героев на тросе напоминает «Старика Хоттабыча» 1959 года, ну и, конечно, позорный мультяшный человек-медведь. Понятно, что если есть борщ, то должен быть и медведь, но тут Сарик не пошёл до конца, вложив в мощные медвежьи лапы пулемёт вместо балалайки, а в патриотические медвежьи уста — космополитичное «окей». Но когда уходит медведь, и снова начинаются разговоры, ты думаешь — уж лучше медведь.

Что же произошло? Почему с нами случились «Защитники»? У меня на это пять причин. Вот они, в порядке убывания вероятности.

1) Сарик Андреасян зарабатывает деньги, не гнушаясь методами. Пипл хавает. Можно сыграть топором на распухшем патриотизме.

2) Все подозреваемые на самом деле не подозреваемые, а реальные жуки.

3) Сарик Андреасян — халтурщик.

4) Сарика Андреасяна подставили. Сценарист Андрей Гаврилов и исполнители главных ролей сговорились и подложили режиссёру свинью (ну, или если угодно — медведя). А что-то менять было поздно, какое 23 февраля без Защитников?

5) Сарик Андреасян — жирный тролль высочайшего уровня. Как говорится, так толсто, что даже тонко. Тролли уровней 1-79 могли бы снять пародию, могли бы обыграть, сыронизировать, высмеять, да мало ли что могли. Но Сарик просто взял и намеренно снял тупейший патриотический фильм, слепив упоротое символическое чудище и написав «Патриот» на щите организации и на спинах мальчиков для Ксюшиного битья. Тролль 72-го уровня назвал бы Ксению Марией, намекая на любовную линию «Маша и медведь», но Сарик не действует в лоб, он маскирует свой талант. «Ксюша и медведь» тоньше, согласитесь. Он заложил иносказание в саму идею немощного фильма о военной мощи и тщательно продуманной истерикой пустил пыль в глаза обитателям фейсбука. И оставил только один ключик для самых внимательных, один единственный раз подмигнул из своей пещеры — когда медведь повилял нам хвостиком, заходя в лифт.

Я хочу в это верить. Очень хочу. Но я очень-очень сильно сомневаюсь.

5 марта 2017 | 12:47

Герои фильма с загадочным названием «Лев» (ведь львы в этих краях не водятся) живут в убогой лачуге в центральной Индии, в округе Кхандва. Сару, мальчик лет шести, и его старший брат Гудду гуляют по рельсам, воруют уголь из проходящих составов и меняют его на молоко. Мать работает — таскает в карьере камни.

Однажды Гудду находит ночную работу всего в двух остановках поезда от дома. Сару увязывается за ним («смотри, я всё что угодно могу поднять»). Малыш на время остаётся один на пустынной станции, паникует и в поисках брата забредает в пустой вагон. Поезд неожиданно отправляется и увозит Сару в Калькутту, за полторы тысячи километров от дома. Он не знает своей фамилии, не знает бенгальского языка и помнит только название своей деревни — Ганештали, но такого названия нет на картах. Невольное путешествие Сару продлится четверть века.

Богов в Индии миллион, а толку чуть. Слон Ганеша, видимо, пришёл в ярость от того, что его именем назвали скромную деревню, и как следует оттоптался на её жителях. Да и остальные боги не слишком позаботились о своих подопечных. Улицы Калькутты полны бездомными детьми, никому нет дела до ещё одного чумазого мальчугана. Иногда во мраке безразличия вспыхивают огоньки добра (взять хотя бы случайного посетителя кафе, который отвёл Сару в полицейский участок), но такой огонёк вполне может оказаться приманкой у пасти зубастого глубоководного чудища. Детей отлавливают прямо с улиц, и остаётся только догадываться, зачем они нужны похитителям. Частично на этот вопрос отвечает «благодетель» Рама (ещё один бог), обещающий отыскать мать Сару, а пока придвинься поближе, пацан, частично — работники детдома, выдающие очередного ребёнка очередной тёмной личности со словами «только верните его к утру».

Золотому миллиарду снова (как и в «Миллионере из трущоб») предлагают обратить внимание на индийский миллиард. Режиссёр-дебютант большого кино австралиец Гарт Дэвис справляется с задачей на отлично — без чернухи, но пронзительно. Тотальная грязь и нищета, полицейский произвол, жирненькая сладость джалеби как предел мечтаний, спящие на картонках детишки. И девочка в детдоме со старушечьими руками. На вопрос Сару: «Что будешь делать, когда выйдешь отсюда?», она думает некоторое время и отвечает: «Куплю себе часы».

Противопоставление двух миров не копирует их противопоставление в «Миллионере». Лучший мир здесь не бренчит, не вопит и не сияет. «В Тасмании живут только добрые люди» — говорит одна из героинь, и именно в этом главное различие, хрестоматийное разделение на добро и зло. Даже если это всего лишь приём в разговоре взрослого с ребёнком, мы можем быть уверены, что как минимум два человека в Тасмании действительно очень добрые. Фильм основан на реальных событиях, и в финале нам покажут настоящих Сью и Джона Брайерли, сознательно выбравших гуманизм очень высокого порядка.

Перейдя из Индии в Австралию, Гарт Дэвис перестаёт рвать душу на части и начинает методично расплющивать и раскатывать. На экране появляется неизменно великолепная Николь Кидман и ещё одна связь с «Миллионером из трущоб» — Дев Патель в роли взрослого Сару. После «Миллионера» мне не очень нравился Патель — казался каким-то выскочкой, прямо как его герой, случайно вытащивший выигрышный билет — но после «Льва» я изменил своё отношение. Отличный персонаж, достойное исполнение. До любви ещё далеко, но он уже во френдзоне.

Большинство смыслов, экзистенциальных и эмоциональных, таится именно во второй, австралийской части сюжета, постараюсь их не раскрыть. Из многих тысяч индийских беспризорников судьба выбирает Сару и отдаёт ему долги: в отличие от своих детдомовских сверстников, он взрослеет в окружении хороших людей, ему больше не нужно выживать. Но беззаботность не длится вечно — Сару настигают призраки прошлого. Ему предстоит сделать выбор между совестью и привязанностями, он даже попытается отказаться от любви из-за неумолимой ностальгии и грызущего чувства долга. Если и назвать какой-то фильм прошлого года семейной драмой (не в смысле для семейного просмотра, хотя почему бы и нет), то это — «Лев»: драматичность на высочайшем уровне, а семьи так вообще две.

Помните концовку «Миллионера из трущоб»? Да, там, где все пускаются в пляс. Здесь, конечно, всё не так, но на большинство вопросов, одолевающих Сару, находятся ответы. Возможно, это делает фильм аутсайдером призовых гонок. На раздаче призов всё-таки вопросы любят больше ответов. Но тут никуда не денешься: реальная история есть реальная история, не придумывать же ей насильно открытый финал. По-моему, всё в ней хорошо, кроме названия, которое объясняется в самом конце, но становится не откровением, а инородным телом. Но это я придираюсь. Фильм замечательный, да ещё и полезный. На его домашней страничке можно поучаствовать в судьбе реальных индийских детишек, которых пропадает по 80 тысяч каждый год.

26 февраля 2017 | 13:18

Смотрите также:

Все рецензии на фильмы >>
Форум на КиноПоиске >>




 

Поиск друзей на КиноПоиске

узнайте, кто из ваших друзей (из ЖЖ, ВКонтакте, Facebook, Twitter, Mail.ru, Gmail) уже зарегистрирован на КиноПоиске...