Рецензии в цифрах
всего рецензий17
суммарный рейтинг228 / 86
первая6 февраля 2014
последняя18 апреля 2017
в среднем в месяц1
Подтверждение удаления
Вы можете удалить не более пяти своих рецензий. После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить не более . После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить только еще одну. После удаления этой рецензии вам больше не будет доступна функция удаления рецензий. Вы уже удалили пять своих рецензий. Функция удаления рецензий более недоступна.

Существует огромное множество фильмов про ВОВ, однако «Освобождение» наиболее выгодно выделяется на их фоне. Юрию Озерову удалось не только передать морально-духовную атмосферу военных лет, но и показать историческую логику в тех событиях, на что оказались не способны другие произведения. Как всегда, козыри советского кино, поддерживаемого государством, нашли свое отражение в картине: это и захватывающие дух панорамы, батальные съемки, которые никогда бы не осилила ни одна киностудия, выпуская фильм на собственные средства, а также целая армия актеров в прямом и переносном смысле этого слова… В итоге, получилась настоящая эпопея, полностью, как казалось, охватившая один из самых волнительных периодов нашей истории.

Но! Теперь самое время для этого критического «но». Цель у «Освобождения» стояла небывалая: показать войну «сверху» и «снизу», от стратегических планов до их реального исполнения на местах. Задача, по сути, невыполнимая. Картина показывает 51 реального исторического персонажа, стратегические разработки основных операций, затрагивает (пусть и приблизительно) дипломатические переговоры и даже немного показывает события, происходящие за пределами нашей страны, по сути, всеобщую историю. Но с другой стороны, все это носит частичный, неполный характер. Подробное повествование (к примеру, о восстании против Муссолини) вдруг полностью прекращается, из-за чего связность почти теряется. Многие события были пропущены, к примеру, фильм «Прорыв» полностью отстраняется от генштаба в пользу истории обычного батальона, поэтому многие операции1944 года не показываются (хотя их было больше всего за весь период войны). Все они лишь подразумеваются между строк, простите, между кадров. Из-за этого «Освобождение» теряет ценность исторической, почти образовательной картины, даже несмотря на вставляемую порой документальную хронику.

Изображение жизни простых людей тоже носит фрагментарный характер. С одной стороны, зритель знакомится со всеми видами войск времен ВОВ, с различными родами деятельности. В фильме показывается артиллерия (судьба батальона Цветаева), танковые части (жизнь лейтенанта Васильева), авиация (история лейтенанта Зайцева), положение пленных (смерть майора Максимова) и многие другие. Особой душевности добавляет любовная линия Зои и Цветаева, любовный треугольник между Жаком, Зайцевым и Таней-связисткой. Но из-за огромного количества этих линий, зритель знакомится лишь с маленьким периодом, а часто, лишь эпизодом в их жизни, все они никак не связаны между собой и воспринимаются как яркий, но алогичный калейдоскоп, ведь стиль повествования этих фрагментов подразумевает дальнейшее развития действий. Только зритель привыкает к героям и начинает испытывать к ним симпатию, как их история прерывается, в лучшем случае, смертью, в худшем — простым бессвязным переходом к другому сюжету. Особенно раздражающим выглядели из-за этого последние кадры «Битвы за Берлин», т. к. концовка, подразумевавшая расстановку всех точек над i, логическое заключение и объединение всех историй воедино, ограничилась бурным ликованием массовки на подмостках Рейхстага. Зритель, в итоге, вместо воодушевления и ликования испытывает тень грусти и разочарования о том, что так и не узнает, не то что, дальнейшую жизнь героев, но и банально, остались ли они в живых. Возможно, тем самым сценаристы хотели показать реальную атмосферу войны, когда к людям просто физически нельзя было привязываться, и судьбы, смешавшиеся в одном военном урагане, мчались хаотично и фрагментарно перед глазами очевидцев. Однако существующие рамки искусства все же требуют игры по правилам; взявшись рассказывать о людях, нужно было рассказывать до конца.

В итоге, Озерову до конца не удалось выполнить ни первую — глобальную задачу исторического освещения, ни вторую — передачу атмосферы военной жизни различных людей. Да и само творчество Озерова мы можем оценить лишь по его умению удовлетворить требования многих влиятельных людей, оставшихся за кадром, о чем может свидетельствовать хотя бы тот факт, что фильм начинает изображать события с середины войны. Ни личной оценки, не считая попыток моральных нравоучений и поднятия патриотизма диктором в первых фильмах, ни особого взгляда в целом на прошедшие события он, как режиссер, не выразил.

И все же «Освобождение» является одним из лучших фильмов про войну уже потому, что он один попытался передать полную картину войны, охватить все ее аспекты и соединить их воедино. Жаль, что сегодня, при увеличившемся количестве возможностей, многообразии накопленных фактов и очевидной важности темы, современные режиссеры бояться возложить на себе этот груз ответственности и не берутся изображать реальную войну, а не родившуюся на кончике пера фантазию-экшен по мотивам войны, каким, на мой взгляд, оказался «Сталинград» 2013 г.

18 мая 2014 | 10:59
Комментарии

Новый комментарий...

Заголовок:
Текст:
подписаться на новые комментарии