• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?

 

Рецензии в цифрах
всего рецензий5
суммарный рейтинг97 / 54
первая18 июля 2013
последняя14 октября 2013
в среднем в месяц1
Подтверждение удаления
Вы можете удалить не более пяти своих рецензий. После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить не более . После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить только еще одну. После удаления этой рецензии вам больше не будет доступна функция удаления рецензий. Вы уже удалили пять своих рецензий. Функция удаления рецензий более недоступна.

«Утрись, рядовой Райан!» — вот что хотелось бы сказать после просмотра «Сталинграда» Федора Бондарчука, но реальность такова, что, выходя из кинотеатра, чувствуешь себя в чем-то обманутым.

Фильм получился дорогим (для нашей индустрии) и он дорого выглядит: отличные визуальные эффекты (иногда абсолютно бесполезные), прекрасная работа художника и оператора, великолепные декорации, звук, Томас Кречман в роли антагониста и Анджело Бадаламенти а качестве композитора. А за всем этим — ужасная игра пары центральных фигур, безэмоциональный голос Бондарчука за кадром, пятьдесят квадратных метров поля действия и редкие «реверансы» Спилбергу. Но обо всем по порядку.

Фильм начинается с трагических событий 2011 года в Японии. Нам показывают спину загримированного в старика человека (он здесь нужен, чтобы вывести в конце мораль), который пускается в воспоминания, и магия кино переносит нас в сорок второй год, на Волгу. Где советские солдаты в самоубийственной атаке идут на немецкие пулеметы. С воды, конечно же. Для пущей жути Бондарчук решил искупать их в горящем топливе, но смотрится это, поверьте, столь же эффектно, сколь и глупо. После этого режиссер отходит от «Спасения рядового Райана» и обращается к роману Гроссмана, мутировавшему под перьями сценаристов в угоду публике. Да и черт бы с ним, со сценарием. Для блокбастера достаточно, чтобы он был просто вменяемым и заставлял сочувствовать героям. Но вот с последним у «Сталинграда» как раз беда.

Одна из главных ролей в фильме отводится капитану Громову в исполнении Петра Федорова. До сих пор остается загадкой, как человек, исключительно гениально озвучивший главного героя в «Погребенном заживо», может так деревянно вести себя перед камерой. Может, он ее просто боится?

След в след за ним шагают Бондарчук-младший (играющий своего тезку) и девушка Маша. И если первый проник в актерский состав не иначе как по родственным связям, то со второй не все так прозрачно. Ну нашли же актрису на роль Кати, которая чудо как хороша. Непонятно.

К слову, кроме этой самой бедной девочки Кати, сочувствие вызывают лишь известный тенор Никифоров да, не поверите, гауптман Кан. Последний органично (и привычно) вписался в роль немецкого офицера. Вот только здесь он уставший от войны и от жизни, а к финалу у него не остается ничего, кроме мести.

Придать глубину образам и выдавить из зрителя «ну-еще-одну-пожалуйста» капельку сочувствия к персонажам периодически пытается сам Бондарчук-старший, начитывая закадровый текст с интонациями Оксаны Пушкиной. Получается убийственно.

Как ни странно, при столь громком имени — «Сталинград», — фильм может предложить лишь те самые пятьдесят квадратных метров территории, прилегающей к дому, где окопались советские бойцы. Никаких тебе эпичных баталий, ни ожесточенных уличных боев, ни эффектных бомбежек, переворачивающих мир вверх дном. Львиная доля экранного времени отводится душевным терзаниям героев и по-советски робким проявлениям чувств влюбленных. Однако так и остается тайной, почему Катя делает признание именно [ой, спойлер!]. А в промежутках между стрельбой и терзаниями режиссер копает глубже, показывая на примере Маши и Кана, что война — сложная штука, которую не всегда можно разложить на черные и белые составляющие.

При всех своих недостатках «Сталинград» очень старается быть правильным фильмом: фашисты — злодеи, наши — герои. Герои погибают геройской смертью, а немцы заслуженной (нелепая смерть одному офицеру, и достойная второму). И даже то, что они, как выразился Громов, «сражаются не за Родину, а за Катю», не становится чем-то нелепым. В конце концов, одной идеи бывает мало, нужно что-то более реальное. Особенно, если жить тебе осталось два-три дня.

Благодаря именно этим стараниям новый фильм Бондарчука на фоне последних «патриотических» творений Михалкова смотрится практически шедеврально (не считая, повторюсь, отменных технических данных «Сталинграда»). И я, при всем моем отношении к ранним творениям Федора Сергеевича, все-таки рекомендую его к просмотру в кинотеатре, поскольку движение вперед (а для нашей индустрии «Сталинград» является именно шагом вперед) нужно поддерживать.

7 из 10

14 октября 2013 | 08:43
Комментарии

Новый комментарий...

Заголовок:
Текст:
подписаться на новые комментарии

Поиск друзей на КиноПоиске

узнайте, кто из ваших друзей (из ЖЖ, ВКонтакте, Facebook, Twitter, Mail.ru, Gmail) уже зарегистрирован на КиноПоиске...