всё о любом фильме:

 

Рецензии в цифрах
всего рецензий17
суммарный рейтинг136 / 84
первая13 апреля 2007
последняя7 февраля 2016
в среднем в месяц1
Подтверждение удаления
Вы можете удалить не более пяти своих рецензий. После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить не более . После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить только еще одну. После удаления этой рецензии вам больше не будет доступна функция удаления рецензий. Вы уже удалили пять своих рецензий. Функция удаления рецензий более недоступна.

«Святой Августин» — отличный телефильм, позволяющий познакомиться с биографией Аврелия Августина и окунуться в реалии той эпохи. Хотя и то и другое можно ставить под вопрос. Биография Августина построена в первую очередь на одном источнике, его «Исповеди», а это больше богословский трактат, чем автобиография. Что касается эпохи, то встреча Августина с императором Валентинианом и его отношения с ним нам не известны являются домыслами авторов фильма, хотя и очень поучительными.

Что касается последних дней Августина в осажденном варварами Гиппоне, которые обрамляют весь сюжет фильма, то ситуацию того времени очень четко описал Евгений Трубецкой: «Возвышению епископов над государством способствует и та благородная роль, которую они играют во время варварских нашествий. В минуту, когда сил у государства не хватает, чтобы спасти своих подданных от ярости завоевателей, епископы выступают в роли защитников мирного населения; они берут на себя обязанности посредников между победителями и побежденными и делают то, что не под силу государству — спасают свою беззащитную паству, укрощая дикие разрушительные инстинкты варваров. Понятно, что христиане больше надеются на своих епископов, ждут от них своего спасения, а не от светской власти».

Теперь об идеях, навеянных фильмом. Фильм прекрасно показывает светские истоки для христианского богословия и богослужения. Смотря на культ императора, поклонение ему в его дворце, становится понятно откуда взялись коленопреклоненные молитвы в христианстве и отношение ко Христу, как Императору всего мироздания, суверенное правление которого подавляет всех подданных.

Кроме того, важной идей фильма является отношение христианства и империи. С одной стороны империя служит христианству и даже является судьей в церковных спорах (в качестве примера показан Карфагенский собор, где светской властью решается спор с донатистами). С другой, христианство объявляется высшей ценностью по отношению к империи: «Не нужно жертвовать своей жизнью и жизнью своих людей, для защиты разваливающейся империи!», — говорит Августин в фильме.

Взамен человеческой империи должен прийти новый город. Уверовавший язычник говорит Августину: «Епископ, я имею в виду не освобождение из плена, а освобождение от старого Рима. Благодаря вам, я поверил, что может появиться новый Рим. Рим, который будет стоять не на страхе, мощи оружия или славе прошлых веков. Мы нуждаемся в городе, опирающемуся на надежду, на веру, и даже, немного, на любви к нашим врагам. Это должен быть град.. . Божий».

И это превосходство христианства над «империями» все еще ожидает своего воплощения.

8 из 10

6 декабря 2012 | 00:28
Комментарии

Новый комментарий...

Заголовок:
Текст:
подписаться на новые комментарии

Поиск друзей на КиноПоиске

узнайте, кто из ваших друзей (из ЖЖ, ВКонтакте, Facebook, Twitter, Mail.ru, Gmail) уже зарегистрирован на КиноПоиске...