всё о любом фильме:

 

Рецензии в цифрах
всего рецензий403
суммарный рейтинг13577 / 8123
первая1 сентября 2011
последняя22 января 2015
в среднем в месяц10
Подтверждение удаления
Вы можете удалить не более пяти своих рецензий. После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить не более . После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить только еще одну. После удаления этой рецензии вам больше не будет доступна функция удаления рецензий. Вы уже удалили пять своих рецензий. Функция удаления рецензий более недоступна.

Постарайтесь забыть всё, что вы слышали о «Бёрдмэне» за последние месяцев семь: выкиньте из головы примелькавшейся термин «лучший фильм года» и не обращайте внимание на галдеж вокруг «Оскаров» — его стоит смотреть с чистой головой и, простите, открытым сердцем. Чем меньше вы о нём знаете, тем лучше.

Идеальный зритель в данном случае — это тот, кто просто придет увидеть очередной фильм Алехандро Гонсалеса Иньяритту, уже довольно давно поскучневшего и отошедшего от роберт-олтменовской структуры ещё во время работы над «Бьютифолом». «Бёрдмэна» можно прагматично расчленить на составляющие, но в совокупности все эти элементы дают результат даже не сногсшибательный, а…. ну не знаю. Это как пролететь головой вниз с самого высокого здания Таймс-сквер и проснуться. Подобного эффекта не давал ни один американский фильм 2014-го (при всем уважении к Финчеру) — и конечно, видя рядом с ним в главной номинации какого-нибудь «Американского снайпера», сами собой напрашиваются параллели с полкой в запущенном книжном магазине, на которой можно увидеть томик Достоевского, зажатый между детективами Александра Бушкова.

Всё выверено, отмерено добрые семьдесят семь раз и подогнано друг под друга с точностью до миллиметра. Изобразительный ряд, где всё подчинено главной идее контраста между миром реальным и воображаемым, персонажи, списанные с актеров, их играющих: Китона преследует точно такой же парень в резиновом костюме и остроконечными ушами, что взял его имидж в заложники пару десятков лет назад. Замени крылья на плащ, и мог бы получиться материал, максимально приближенный к автобиографии (и в некотором отношении, это она и есть). Все знают не понаслышке, что Нортон сумасшедший перфекционист, и что он прибавляет веса любому проекту, в котором появляется. Даже Уоттс в Той Самой Совместной Сцене с Розберо выдает практически саму себя малхолланд-драйвового периода. Вообще, это тот самый случай, когда все выпуклые, живые и настоящие, и суть даже не в том, что и сам Майкл, и его персонаж играют роль всей своей жизни. Просто театр уже неотделим от судьбы артиста, кино — от реальных фактов, биография превращается в игру, а сама жизнь — в Бродвейскую постановку.

Но если это и театр, то ни в коем случае, не моноспектакль. Блестяще выступила и Стоун, каждым своим выходом демонстрирующая плавный переход в сторону серьезной драматической актрисы, удивил комик Галифианакис — оказывается, чтобы сменить амплуа, ему вовсе не обязательно брить бороду и садиться на диету. Опять-таки, Нортон — однозначно, лучшая роль второго плана за год, после Симмонса, чей выступ на педьестале косится где-то там, особняком. И в таком духе можно продолжать очень долго — практически в адрес каждого из участников съемочной группы применительно громкое слово performance, будь то актер, режиссер, композитор или человек, благодаря которому появилась возможность снять это всё одним планом.

Переходя к сценарию, опять-таки, очень не хочется его конструктивно анализировать: да, кое-где в лоб. Да, Иньяритту важничает. Да, концепт подозрительно напоминает «Черного лебедя» — ближе к финалу более или менее насмотренному зрителю никуда не деться от навязчивого ощущения дежа вю. И Как выполнено презентабельнее того, Ради Чего — но нет, форма не превалирует над содержанием. Это начинаешь осознавать, царапаясь о горький сарказм, и изо всех сил стараясь не захлебнуться в этом непрекращающемся потоке из хлестких, но в то же время, емких образов, одинаково хорошо проецирующихся и на театральную, и на урбанистическую повседневность кажущегося здесь таким тесным Нью-Йорка. Диалоги, с ходу выстреливающие пулеметной очередью, достойны отдельного упоминания. Из уст Риггана в первые десять минут вырвется что-то вроде — «Блять, они и его запихали в «Мстителей»?! (разговор, на секундочку, о Джереми Реннере). Вам еще нужны какие-то рекомендации?

Так вот, по сути, в 21 веке как никогда актуальна тема звезд, не актеров — может ли вообще один человек совмещать в себе эти на первый взгляд взаимоисключающие качества. Копни поглубже, и станет понятно, что за этим прячется размышление о сути бытия или одиночества человеческого индивидуума в парадигме социального вакуума. Не смотря на балансирование на стыке жанров, автор наделяет историю в первую очередь трагическим, а затем и комическим оттенками. Что важнее — репутация или амбиции? Миллиард долларов или свобода самовыражения? Сочетается ли между собой любовь к искусству, к своей семье, самому себе? И что из этого, в конечном итоге, имеет первостепенное значение? Китон небрежно отыгрывает весь спектр вышеперечисленных эмоций, не забывая о том, что это ведь и рассказ о помешательстве в том числе: нервное напряжение, которое испытывает главный герой — заложник супергеройского образа, и в то же время, бродвейский дебютант — ощущаешь столь отчетливо, что, кажется, еще чуть-чуть, и сам падешь жертвой стихийной обструкции коры головного мозга.

Рожденный ползать летать не может. Или все-таки может? Кажется, в эффектном финале Иньяритту убирает отсюда знак вопроса, не забыв подчеркнуть красным самое важное — цену признания, например — тем самым, стерев грань между арт-хаусом и мейнстримом, искусством массовым и элитарным, городским блокбастером и театральной постановкой. Его, конечно, будут упрекать в позерстве — например, из-за того, что здесь вытворяет совершенно гениальный оператор Эммануэль Любецки, сведший количество монтажных склеек на два часа экранного действия к абсолютному минимуму. Но это не самолюбование, за формальным приемом — каменное спокойствие постановщика и его же сокрушительная внутренняя сила, если хотите, стержень, не позволяющий «Бёрдмэну» превратиться в заурядный набор технических достижений. Если это и аттракцион, то в высшей степени интеллектуальный, как бы алогично это сейчас не прозвучало. Например, проход Риггана в одних трусах и последовавшая за ним импровизация — сплошной бесконечный нереальный ураган эмоций.

И все-таки главная заслуга Иньяритту во всём этом как раз то, что он вернул нам эту обалделую кинематографическую радость, когда прёт от самого процесса. По итогу, это не просто самое лихое, язвительное и сексуальное зрелище сезона. Резюмируя впечатления, можно сказать, что «Бердмэн» — одна большая затаенная фантазия «с месседжем», которую вы захотите пересматривать снова и снова — просто ради своего удовольствия.

22 января 2015 | 16:44
Комментарии (8)

Новый комментарий...

  • aeanmnk 4 февраля 2015, 02:11 пожаловаться

    #

    Во многом согласен. Но вот финала фильма, что это было? Конец испортил идею великолепной картины, лично для меня. Что я проглядел, что не понял? Ожидаемый итог, логичный, к которому вел режиссер весь фильм, просто сокрушен последними секундами фильма. Хочу услышать ваше мнение, как не просто осознать, а принять данную концовку?

    ответить

  • Danse avec le diable 4 февраля 2015, 07:40 пожаловаться

    #

    Там, кстати говоря, наоборот очень круто, этот кадр с Эммой Стоун — то есть показывать, как Китон упал, или как воспарил, было нельзя, ну ведь банально же. А тут по её взгляду сразу понимаешь, что таки взлетел, и метафора «рожденный ползать отрастил крылья и улетел в стратосферу» сразу замкнулась. И по-моему, фильм от этого только выиграл.

    ответить

  • aeanmnk 4 февраля 2015, 14:35 пожаловаться

    #

    Тогда выходит, что все моменты в фильме, с телекинезом и левитацией, тоже правда, а не психологическое расстройство главного героя, а голос Бердмэна тогда что если главный герой не псих? Разбился бы в конце, нет вопросов, но его взлет задает вопросы ко многим моментам в фильме и сюжету в целом. Человек который играл Бердмэна стал Бердмэном, и если это верный тезис, то главный вопрос, почему?

    ответить

  • Danse avec le diable 4 февраля 2015, 14:52 пожаловаться

    #

    Мне кажется, тут просто Иньяритту отпустил вожжи. То есть вообще, он мог шлепнуться а Стоун выкурить косячок и такая «Ого, а папа-то взлетел!». Тут несколько взаимоисключающих трактовок, но в целом, там это все вписывается.

    ответить

  • aeanmnk 4 февраля 2015, 15:13 пожаловаться

    #

    Конечно отпустил, но ой как закрутил их предварительно :) Великолепный фильм, отменный актерский состав, фильм заслуживает лестных дифирамбов и многих наград на предстоящей церемонии. Но видимо, меня, Иньяритту кинул :(Всем безусловно не угодишь, сколько людей столько и мнений, но с одним согласен точно, такой финал будут обсуждать долго.

    ответить

  • 5

    moarmar 4 февраля 2015, 22:46 пожаловаться

    #

    Финальный взгляд героини Стоун вверх — символичное изображение того, как отец «взлетел» в ее глазах, мне кажется. Вспомните, что она наговорила в сцене с косяком.

    ответить

  • jumper1 30 марта 2015, 20:39 пожаловаться

    #

    Ну, склейки к минимуму свел не он, а Иньярриту, его идея. Но они оба большие молодцы, и вообще вся съемочная группа. Кстати, советую глянуть дополн. материалы к фильму.

    ответить

  • 1

    jumper1 30 марта 2015, 20:37 пожаловаться

    #

    Финал можно по-разному трактовать.
    1) Действие в больнице реально, а полет из окна олицетворяет то, что герой обрел славу, он осознал себя любимым и взлетел в конце. Реально, взлетел. И пофиг, что люди не умеют — куда важнее, что он ранее летал в мечтах, желая любви и славы. А значит логично, что он в финале взлетел по настоящему. И у дочки появились причины для радости.
    2) Герой умер на сцене. В пользу этого говорит и набор эпизодов после выстрела, с падающим метеором и медузами, и сцена в больнице, полностью отражающая мечты героя. А то, что его полет увидела дочь, как раз и указывает на то, что происходящее в больнице ирреально.

    А версии, мол, герой спрыгнул из окна и разбился, считаю бредом.

    ответить

 
Добавить комментарий...

Поиск друзей на КиноПоиске

узнайте, кто из ваших друзей (из ЖЖ, ВКонтакте, Facebook, Twitter, Mail.ru, Gmail) уже зарегистрирован на КиноПоиске...