всё о любом фильме:

 

Рецензии в цифрах
всего рецензий33806
суммарный рейтинг706311 / 516677
первая2 октября 2004
последняя25 января 2015
в среднем в месяц279
Подтверждение удаления
Вы можете удалить не более пяти своих рецензий. После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить не более . После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить только еще одну. После удаления этой рецензии вам больше не будет доступна функция удаления рецензий. Вы уже удалили пять своих рецензий. Функция удаления рецензий более недоступна.

Почти 3 десятелетия датский режиссер Карл Теодор Дрейер готовил экранизацию пьесы своего земляка, драматурга и лютеранского пастора, Кая Мунка, сгинувшего в борьбе с фашистским режимом в концентрационном лагере. Пьеса, вошедшая в Датский культурный канон, как и фильмы режиссера, повествует о религиозной нетерпимости, переходящей в фанатизм, который убивает не только веру. Неудивительна тематика, которую выбрал Мунк, видевший своими глазами эхо средневековых Молотов ведьм и Святой инквизиции, докатившихся в гротескных и кровавых тонах 3 рейха. И знал бы Мартин Лютер, что его знаменитые 95 тезисов, критиковавшие христианские догмы и папскую власть, прибитые им собственноручно на воротах одной церкви, послужат толчком для развития капитализма, и в конце концов за отрицанием бога и всего того лучшего, что он проповедовал, приведут великую немецкую культуру и народ к Холокосту.

История семьи Боргенов завязывается с ее среднего сына — Йоханнеса — и его проповеди — обезумевшего пророка — в пустоту (и больше того — в зрительный зал), которого слушает его семейство, но не слышит. В центре ее — отец — уставший от обманувших и обманывающих его надежд, разочаровавшийся в людях, боге и жизни человек. И, как следствие, старший из его сыновей принимает тень усталого безверия, которая усмиряется любовью его жены Ингер, ждущей ребенка. Постепенно атмосфера фильма сгущается — младший из сыновей, пытаясь соединить свою судьбу с дочкой портного Петера, человеком одержимого честолюбием и жаждой спасения иноверцев, получает решительный отказ. Два отца и две крайности религиозных и личностных предрассудков сходятся, чтобы встать препоной на пути двух любящих друг друга сердец. И именно тогда, как еще одно следствие и продолжение, заболевает в родах жена старшего сына. Здесь приходит то самое отчаяние, которое есть страх перед конечным — своего рода апофеоз всех заблуждений человеческих, показанных режиссером в смерти нерожденного ребенка Ингер и ее самой. Как душа отделенная от тела, слово утрачивают свою силу, и единственным у кого остается вера, в отличие даже от Йоханнеса, который переживает припадок от невозможности сказать свое и к которому возвращается разум, оказывается дитя — дочь Ингер. Она не может понять и принять — как и почему ее матери может быть там лучше, чем здесь, где их не будет вместе, в отличие от утешений пастора и рыданий мужа над мертвым телом жены, в своей святой простоте подводит обретшего разум Йоханнеса и зрителей за руку, чтобы осуществить Слово.

Дрейер, на протяжении всей своей творческой жизни, пытаясь вывести внутренний мир человека на экран, овеществить духовное, пересоздав его на экране, достигает своего апофеоза в долгожданной гармонии ритма и формы, присущей звуку в его первобытной основе, и мелодии — видимой в фильме. Словом режиссер создал плотную и пластическую картину времени, где в строго графическом порядке, длинными скользящими кадрами, подобно естественному ходу вещей, в замкнутом контрастами пространстве взвешивает на одних весах разум и безумие, любовь и ненависть, веру и сомнение, жизнь и смерть. Его субъективный авторский взгляд на человека в мире и мир в человеке, запечатленный на пленке, выходит за свои пределы — и по прежнему остается в нем.

10 сентября 2012 | 16:14
Комментарии

Новый комментарий...

Заголовок:
Текст:
подписаться на новые комментарии
  • комментирование рецензии недоступно

Поиск друзей на КиноПоиске

узнайте, кто из ваших друзей (из ЖЖ, ВКонтакте, Facebook, Twitter, Mail.ru, Gmail) уже зарегистрирован на КиноПоиске...