Зрительский взгляд

Каждый день посетители нашего сайта публикуют сотни рецензий на отсмотренные фильмы — восхищаются, критикуют, ругают, ненавидят...

Рецензии пользователей помогают ответить на извечный вопрос — смотреть этот фильм или нет. Читайте и делайте свой выбор!

Рецензии (787320)

 



Все жанры
Боевик
Вестерн
Военный
Детектив
Документальный
Драма
Комедия
Короткометражка
Криминал
Мелодрама
Музыка
Мультфильм
Мюзикл
Приключения
Семейный
Триллер
Ужасы
Фантастика
Фэнтези

Персонажи.

Зачастую персонажам можно только посочувствовать: они импульсивны, лицемерны, не коммуникативны, абьюзивны, еще и не очень умны. Периодически складывается ощущение, что каждое качество гиперболизировано, а не просто выходит на первый план. С другой стороны — за этим изредка интересно наблюдать. Но лишь изредка.

Сюжет.

Сюжет здесь строится исключительно на неумении героев говорить друг с другом. Или же на нежелании. Каждый сюжетный поворот существует только лишь благодаря тому, что кто-то что-то от кого-то утаивает. Было бы иначе — сериал был бы короче раз в 5.

Кому такое надо.

Подозреваю, что просмотр сериала зайдет тем, кому надо посмотреть что-то такое, чтобы не думать совсем, отвлечься и просто потратить время впустую. Либо же мазохистам. Пока не понимаю, к какой группе причислить себя, но, поскольку периодическое раздражение из-за недоразвитости героев в сфере коммуникации удовольствия у меня не вызывает, видимо, все же к первой.

6 октября 2022 | 03:31

Очень двоякое чувство осталось от просмотра. С одной стороны, сериал довольно забавный. Много смешных моментов. С другой- ощущение светлой грусти и печали протянулось через весь мини-сериал. Возможно, так и должно быть, ведь само название «И в печали, и в радости» говорит за себя. Ну и количество разбитых сердец к финалу просто неприлично превышает все допустимые нормы. В финале все несчастные в любви…

Могу сказать однозначно, что такое настроение фильму дала главная героиня в исполнении Эльчин Сангу. Все-таки ей замечательно удаются бессловесные сцены, а эмоции печали она проживает бесподобно. Ты сама ощущаешь эту грусть и сложность ситуации.

Открыла для себя двух актрис, за творчеством которых буду следить. А вот мужские партии не впечатлили совсем. Хотя Бюлент был прекрасен (с трудом в нем узнала Кемаля из ПМВД).

Что понравилось:

1. Юмор. Он есть, уместный и понятный. Не пошлый.

2. Краткость. 6 серий просто очень хорошо. Немного не хватило, очень уж открытым получился финал, но все логично.

3. Операторская работа. Некоторые сцены сняты очень интересно, например, йога или футбол.

Что не понравилось:

1. Скомканность сюжета. Вопросов осталось больше, чем ответов. Это, видимо, объясняется тем, что сериал был приостановлен, и сценаристам пришлось срочно его логично завершать.

2. Сюжетные линии некоторых героев вообще не раскрыты. Сказали А, но где Б? Про Седу с Джаном не совсем понятно, например.

3. Мужской каст. Не впечатлила игра актеров совсем. Возможно потому что всего 6 серий и просто не успели раскрыться персонажи;

4. Главный дуэт в лице Эльчин Сангу и Озана Долунай. Ну не пахнет там любовью, хоть убейте. Даже не сыграли. Не верю

Резюме: сериал достоин того, чтобы его посмотреть. Пересматривать — вряд ли. Если хочется грустных эмоций, но не прям драмы, то это — то, что нужно.

5 октября 2022 | 21:49

Где-моя прочитала такое описание сериала: «Фильм о невероятной любви», и знаете, я с этим не согласна. Нет, любовь, там конечно есть, и чем-то даже напоминает Ромео и Джульетту, но она — не главное в этом фильме.

Для меня «Ворон» — это сериал про прощение и выбор. Простить мать, которая тебя не выбрала. Просить себя за совершенный поступок. (Не)простить врага… Про бесконечный выбор между светом и тьмой, семьей и любимыми, справедливостью и законом (и это не всегда одно и тоже). И про последствия этого выбора.

Почему стоит посмотреть сериал «Ворон»?

Во-первых, чтобы увидеть на потрясающую игру Барыша Ардуч. Он не просто играл эту роль, он ее прожил. От некоторых сцен мурашки по коже. Говорят, что ему не идет бегать с пистолетом, уж слишком он интеллигентный. Не соглашусь. Он очень органичен в этой роли, хотя и чертовски обаятельный мафиози.

Во-вторых, за невероятные сюжетные повороты. Сколько раз ты ведёшься на обманки сценаристов, когда думаешь, что сюжет идет к этому, а на самом деле там другое! Это просто браво. По крайней мере, первые 16 серий — это потрясающе. Те самые последние 10 минут серии, когда уровень адреналина на пределе, а сердце не знает куда бежать то ли в пятки, то ли из груди.

В-третьих, саундтреки. Их немного, но они настолько в тему и задают настроение. А когда читаешь тексты песен, понимаешь насколько они дополняют сюжет

Мне было сложно первых три серии и из-за темы, и из-за темпа сюжета. Сериал тягучий и вязкий как карамель. События развиваются не слишком стремительно, но ты не можешь выбраться из этой атмосферы, пока смотришь (честно, между первыми сериями успела целый ромком посмотреть), но потом — невозможно оторваться.

В какой-то момент сценаристы перемудрили и стало не очень понятно что ищет главный герой и зачем. Второй сезон сценаристы просто не вывезли. Закончилось все логично, но герой потерял свою фишку — дерзость мальчишки, выросшего на улице. На мой взгляд, финал стоило сделать на 16 серии. Да, возможно, это не тот финал, который мы заслужили и ожидали, но это и не ванильный сопливый ромком.

Резюме: шикарный атмосферный сериал в жанре «криминальный боевик» и «драма». К просмотру рекомендую.

5 октября 2022 | 21:31

Несколько недель, а может и месяц, назад, читая стороннюю рецензию на фильм Три тысячи лет желаний, я обратил особое внимание на одну мысль. Автор задавался вопросом, что творится в голове у человека, который за свою карьеру умудряется делать одновременно самые крутые боевики и самые милые комедии. С одной стороны брутальные мужики и крутые женщины сражаются за жизнь и будущее в постапокалептических пустошах, с другой милахи-поросятки и пингвинята.

Меня этот вопрос тоже интересовал и, перед тем как сесть за просмотр данного фильма, даже интриговал. Но, к сожалению, на мой вкус и взгляд, к моменту начала создания этого фильма ничего такого в голове у Джорджа Миллера не творилось. Конечно, всё относительно, разумеется что обычному человеку, или даже обычному режиссёру, создать такое кино не под силу. И это уже беда моих завышенных ожиданий.

Тем не менее. Несмотря на то, что фильм смотрится очень легко и очень быстро, по окончании он оставляет чувство, будто бы ему чуть-чуть не хватило в каждой своей компаненте. История трагической любви получилась недостаточно трагичной. У стабильно хорошего визуала нет бенефиса, где он бы прямо поражал и восхищал. Музыка приятна и всегда в тему, но не более. Всякая странная дичь, что не могла обойти стороной фильм про мифических существ, недостаточно странная и недостаточно много. Три тысячи лет желаний на деле оказываются кратенькими историями, числом в 2,5 штуки. Фильму словно не хватает тяжеловености, сильного момента, сильных переживаний, сильных эмоций. Повествование легко завладело мной, как зрителем, очаровало своей атмосферой, но по пришествии титров скинуть это очарование не составляет никаких проблем, ибо каких-то тяжелых якорей в этой истории нет ни с точки зрения нарратива, ни с точки зрения постановки.

На самом деле, это даже неприятно писать. Столько откровенно плохих фильмов выходит каждый день а я прикопался к хорошей волшебной сказке, что смотрится на одном дыхании (за исключением 1-2 диалогов с шероховатостями в начале). Я буду с приятным чувством вспоминать о нём, но не смогу никому порекомендовать. Фильм получился скорее на любителя конкретных персоналий (режиссёра, актёров), чем для обычного зрителя, которому он скорее покажется скучноватым и не сильно внятным.

5 октября 2022 | 14:22

14-го июня 1928-го года в третьем по численности аргентинском городе родился мальчик, которому дали имя Эрнесто. А полное имя у него звучало как Эрнесто Гевара де ла Серна. В будущем же весь мир будет знать его ещё как Эрнесто «Че» Гевару. В период Кубинской революции, которая длилась в период с лета 1953-го по зиму 1959-го годов, Эрнесто «Че» Гевара станет одним из главных её участников. А после победы революционеров над военной диктатурой коррумпированного правителя Кубы Фульхенсио Батисты, Эрнесто «Че» Гевара становится одним из основных представителей новой власти на «Острове Свободы», как тогда начали называть Кубу. Но принципы и ценности не позволяли перфекционисту Геваре оставаться на уютных и спокойных должностях, поэтому он отправился в Боливию, чтобы и там провести социалистическую революцию… А фотография с изображением Эрнесто «Че» Гевары, получившая название «Героический партизан», вероятно, и по сей день является самой известной и узнаваемой фотографией в мире, сделав команданте кубинского партизанского движения настоящим олицетворением любого революционера…

Конечно же, такая личность как Эрнесто «Че» Гевара с её масштабом и значением на новую расстановку сил в новейшей мировой истории не могла не найти своего отображения в искусстве, в том числе и в кинематографе. Так в 1969-ом году, уже спустя два года после гибели команданте в Боливии, на экраны вышла лента «Че!», режиссёром которой стал Ричард Флейшер, а главную роль исполнил «оскароносный» Омар Шариф. Этот фильм вызвал неоднозначную реакцию, получив критику за выборочность показываемых событий, некоторые из которых были откровенно скорректированы. И в том же 1969-ом году всего несколько месяцев спустя на экраны вышел байопик «Че Гевара» итальянского производства, который, правда, не нашёл широкого спроса. В 1997-ом году уже соотечественники революционера сняли о нём фильм «Че», но его ждала та же участь, что и предыдущий байопик. А вот в 2004-ом году вышла лента «Че Гевара: Дневники мотоциклиста», которая хоть и не затрагивала военной деятельности команданте, но стала одной из самых признанных лент о жизни Гевары. И, наконец, в 2008-ом Стивен Содерберг в своей дилогии показал свою экранизацию жизни «Героического революционера».

И это только известные или же более-менее известные биографические экранизации о не самой длинной, но такой насыщенной жизни человека, о котором слышал, наверное, каждый житель нашей планеты и даже спустя более полувека его имя ассоциируется с любыми переменами, которые носят характер революции, причём даже необязательно, чтобы она шла как вооружённое противостояние. И вот в этот ряд биографических экранизаций входит и лента 2005-го года американского производства от двух независимых киностудий «Beachwood Cottage Film and Music» и «Guerilla Works LLC», получившая вполне ожидаемое название «Че Гевара». Но, надо сказать, что эту картину ждал практически тот же приём, что и фильмы «Че Гевара» (1969) и «Че» (1997), то есть широкого распространения она не получила, затерявшись где-то в сомне сотен фильмов, которые выходят каждый год. А режиссёром её стал Джош Эванс, который опробовал себя в различных кинематографических амплуа, но нигде так и не смог найти должного восприятия своим способностям. Но, видимо, он был настолько впечатлён Эрнесто «Че» Геварой, что сам же написал сценарий к фильму, который и поставил.

Но, наверное, главным успехом фильма Джоша Эванса можно считать то, что главную роль согласился исполнить испанский актёр Эдуардо Норьега. Публика его знает по фильмам «Дипломная работа» (1996), «Открой глаза» (1997) и «Хребет дьявола» (2001), где Норьега работал с режиссёрами Алехандро Аменабаром и Гильермо дель Торо. Да и для самого актёра воплощение такой исторической личности, и плюс работа в США могли дать новый импульс в развитии карьеры. И если к игре Эдуардо Норьеги нет никаких претензий, в нём даже «огонёк» был заметен, да и внешне он довольно-таки похож на Эрнесто «Че» Гевару, то вот во всём остальном фильм Джоша Эванса не обошёлся без изъянов. Можно взять хотя бы второстепенный актёрский состав, где ни один не оставил о себе хоть каких-то впечатлений, что говорит об их довольно статичной работе. Сюжет построен довольно тривиально, словно он был выпиской некоторых событий из биографической статьи про Эрнесто «Че» Гевару. Безыдейность прослеживается и в самой постановке фильме, где взгляду зацепиться не за что. И это в основном касается батальных сцен.

Конечно, все проблемы военно-драматического байопика «Че Гевара» 2005-го года выпуска можно списать на небольшой бюджет. Но дело в том, что в канве сюжета лежит история жизни и борьбы великого человека, а великим его называют даже ярые противники социалистической революционной деятельности Эрнесто «Че» Гевары, поэтому и спрос с картины будет более предвзятый, чем к другим. И, если честно, я бы лучше рекомендовал людям, которым интересен команданте больше почитать о нём литературу и только потом переходить к просмотру фильмов об этом человеке, так как фильмах, как Вы знаете, часто присутствует художественный вымысел.

5 из 10

5 октября 2022 | 11:42

Очень ждал эту картину и вот наконец-то посмотрел её на предпремьерном показе в кино!

Действие происходит в Пусане, где полицейский по имени Хэ-Джун работает в отделе расследования убийств. Детектив спит наяву, ведь его постоянно «держат на контроле» детализированные снимки жертв нераскрытых преступлений. Жена докучает излишней организованностью, коллеги чтят как кумира, но никакой обратной отдачи и благодарности за подобное обожание Пак ощутить не в силах. Всё меняют горы: с большой высоты на камни падает мужчина средних лет, профессиональный скалолаз в экипировке с загадочной аббревиатурой. Те же буквы выгравированы на теле его супруги, китаянки Со Рэ. Трудности перевода с китайского на корейский, тайны прошлого и нетипичное для скорбящей вдовы поведение притягивают Пака к подозреваемой всё сильнее, даже когда все улики указывают на её виновность, а алиби разваливается на части.

Зная творчество режиссёра Пак Чхан-ука, подготовленный зритель уже понимает, чего можно ждать от его новых работ. Знающие ценители видели, как лихо он перековывал стандартные криминальные романсы в настоящую феерию мести ("Олдбой», «Сочувствие господину/госпоже Месть»), классическую прозу Эмиля Золя — в смачную вампирскую драму ("Жажда»), арт-триллер о мести в «Порочные игры», а изящную аферу британки Сары Уотерс — в крутой триллер ("Служанка»). А здесь креативный кореец играет с приёмами Хичкока, известными ещё с «Поймать вора» и «Головокружения». Вот только тема прекрасных роковых незнакомок, манипулирующих следователями, которые потеряли голову от страсти — лишь ширма, так как режиссёр поставил, прежде всего, самый необычный романтический фильм года под видом полицейского простого детектива.

Но что и говорить, красивое и тягучее кино, которое заставляет задуматься. Чем больше мы погружаемся в расследование, тем больше запутываемся и, как муха в паутине, увязаем в неожиданных поворотах сюжета. Появляются новые яркие персонажи, новые факты ставят всё с ног на голову. Пак Чхан-ук мастерски усиливает напряжение в фильме. В этой картине потрясающий актёрский дуэт Тан Вэй и Пак Хэ-иля. Им удаётся поддерживать и усиливать сексуальное напряжение без единой постельной сцены или простого эпизода обнажения. Просто потрясающе, сколько чувственности может содержать банальное использование лосьона для рук, совместный обед или свидание под дождём.

Поверьте, виртуозная режиссура, абсолютно заслуженно удостоенная приза на минувшем Каннском кинофестивале, сконцентрирована на иных аспектах взаимоотношений главных персонажей, которые очень быстро переходят от формата «полицейский и преступник» к образам двух мечущихся душ и их стремлению обрести точки соприкосновения.

Неспроста в фильме приводится знаменитое выражение Конфуция о том, что умный находит удовольствие в воде, а человеколюбивый — в горах. Антитеза свободного, находящегося в вечном движении, способного обтекать любые преграды моря и символизирующих спокойствие, неподвижность, фундаментальность гор пронизывает «Решение уйти» насквозь. Эти сравнения здесь неспроста, они нам и показывают всю притягательность и невозможность героев быть друг с другом.

Насчёт «порочной женщины» вообще пасхалка: внук Мао Цзэдуна назвал так Тан Вэй после её съёмок в эротических сценах фильма «Вожделение» Энга Ли 2007 г, за что артистку запретило снимать правительство Китая и вырезало её из всех фильмов. Вот это поворот!!! Но наш режиссёр, не побоялся и отдал роль ей, китаянке — которая прекрасно обыграла свой диалект и знание корейского в этом фильме. Актриса Тан Вэй бесподобна в трагической роли женщины, для которой важна не интимная близость, а чувство необходимости, принадлежности кому-то важному. Её Со-рэ страшится не смерти или наказания, она будто боится, что Хэ-Джун потеряет к ней внимание с окончанием расследования и больше не будет этих тайных подсматриваний, кокетливых, почти флиртующих допросов и всё просто закончится само собой, останется лишь опустошение и одиночество.

Залюбовавшись подобными красотами антуража и природы, (чего стоит сцена под снегопадом в горах), легко не заметить, что «Решение уйти» слегка злоупотребляет своими эстетическими качествами, чтобы затуманить внимание зрителя максимально. По итогам это трепетное кино о любви, где из всего «порока» — единственный целомудренный поцелуй. И решение уйти, после которого детектив свою подозреваемую уже никогда не забудет.

8 из 10

Кнышов Андрей

5 октября 2022 | 09:50

Идя на новый фильм Пак Чхан-ука, будучи знакомым с его прошлыми работами, я надеялся все-таки на что-то в знакомой режиссерской манере, но перед сеансом показали послание автора к зрителю, где он заявил, что жести не будет, а мы будем смеяться, грустить и плакать. И он был по большей части прав…

Мы получили трагикомичную (трагедии, несомненно, больше) дисфункциональную историю любви. Он — инспектор полиции, который лучше всех делает свое дело, живущий на два города, страдающий бессонницей, и не находящий решения лучше, чем следить по ночам за своими подозреваемыми. Она — эмигрантка, вдова местного чиновника, который сделал ее своей вещью. По мере расследования смерти мужа главные герои начинают падать в паутину тайн и страстей, а зритель не будет понимать кто и для чего эту паутину плетет…

По техническим моментам отмечу, что приз за режиссуру Каннского фестиваля действительно заслуженный — картина снята интересно, изобретательно и местами очень красиво.

Звучание же, наоборот, не так запоминается, хотя мне кажется, что в оригинале есть интересное обыгрывание китайского и корейского языков, а у нас в дубляже куча странноватых моментов, когда герои говорят в обоих случаях по-русски, а в ответ их просят изъясняться на понятном языке.

Из очень приятного отмечу всех без исключения персонажей — все такие как и должны быть. Главные герои цепляют, между ними есть химия, за ними интересно следить, актеры играют великолепно, особенно Тан Вей — актриса выдала перфоманс своей жизни. Второстепенные же прекрасно исполняют свои задачи — подчиненные полицейские являются поголовно комичными персонажами, жена главного героя — не вызывает никаких эмоций ни у зрителя, ни у главного героя. Взаимодействия всех со всеми несет зрителя как по американским горкам — в один момент нам смешно, а буквально через секунду мы уже тревожимся или грустим.

Интересный момент — несмотря на любовь корейцев показывать комично отношения «начальник-подчиненный», украшая их обычно спонтанным немотивированным насилием, глупостью и ленью всех поголовно персонажей, здесь мы как раз видим почему так происходит. В фильме подчиненные, даже самые молодые и перспективные, всячески уступают своему старшему начальнику во всех аспектах, включая физическую подготовку, и при этом всем недовольны и ничего не хотят делать, а те кто реально стараются показаны как изгои. Такое впервые на моей памяти смотрящего немного, но достаточно корейского кино.

Из очень субъективных минусов хочу отметить лишь две вещи.

Первое: для меня сама история, несмотря не неплохую детективную и психологическую составляющую, показалась излишне «сопливой», причем даже не в плане романтичности, а в критическом восприятии героями всего этого, развязка больше похожа на подростковые любовные истории, в которых для большей трагичности происходят не то чтобы сильно логичные вещи.

Второе: вот уже второй корейский фильм (после Паразитов), обласканный наградами и критиками в том числе за игру жанрами, а я не вижу никакой «игры» — здесь все упорядоченно. Вот тебе детективный блок, вот романтический, вот тебе детективная развязка, вот комедийный кусочек, а вот драматическая развязка. Все это так четко ограниченно, что аж режет мой опять же субъективный взор.

Несмотря на сказанное абзацем выше «Решение уйти» — несомненно кино хорошее, кино в сложившейся в России кинопрокатной ситуации знаковое.

7 из 10

4 октября 2022 | 22:59

Любовь должна не туманить, не помрачать, а осветлять и освежать голову. И гнездиться она должна прежде всего в рассудке человека, а не служить развлечением для внешних чувств, порождающих одну только страсть. Да кто-то познает на себе силу искушения, кто-то оберегается строгим воспитанием, кто-то и вовсе не знает о ней. Но есть лица, которые являют собой тот душевный разврат и монашеское целомудрие одновременно. Там борьба, там осторожность, но подкармливают они одного волка, который и побеждает, пока его не пристрелишь.

Болезненный эгоизм, любящий и причиняющий боль одновременно, тоже может стать нормой. В противном случае ты противоречишь тому, чего требует твоя природа. Не всегда ты и сам можешь объяснить: как можешь думать, что это действуешь ты, а не то, что ниже тебя? Не нужно давать обмануть себя благородным порывам. Зачастую это и нравится девушкам, и в качестве иллюстрации прекрасные, надменные, выразительные лица Витторио Гассмана и совсем ещё юной Софи Лорен. Сейчас такой биомеханики в искусстве простых чувств нет; как артист, человек изменился, и далеко не в лучшую сторону. Касаемо сложной главной роли, то Сильвана Мангано как никто передала свой драматический образ. Это лучшая её роль. Божественная, безупречная, застенчивая, даже с сигаретой. Хотел думать, это она поёт песни. Но не знаю, так ли это. Может быть это и не главное.

потерянная эпоха

4 октября 2022 | 18:54

Гюнеш — преподаватель литературы в лицеи г. Измира. У неё есть 3 дочери: Назлы, Серин и Пери. У каждой из сестер свой характер, который отличается от другой. Гюнеш встречает бизнесмена Халюка и влюбляется. С этого и начинается развитие событий в сериале.

Халюк — бизнесмен из Стамбула. Влюблен в Гюнеш, намеревается жениться на ней…. Но так ли все просто? У этого человека есть тайны…

Назлы — старшая из двойняшек. Имеет бунтарский характер, ведет себя больше как пацанка и не имеет друзей. За словом в карман не полезет, говорит всю правду в лицо. Все воспринимает в штыки, особенно переезд из Измира в Стамбул и «нового» отца.

Селин — вторая двойняшка. Улыбчивая и общительная. Любит комплименты и внимание молодых людей. В отличии от сестры довольна состоятельным ухажером своей матери.

Пери — самая младшая и милая из сестер. Самая послушная из сестер. И как правило ведет себя мудрее чем старшие.

Али — сын Халюка. Избалованный и неприветливый молодой человек, который не рад новым членам семьи. Постоянно находится в компании своих друзей Эмре и Тугче.

Саваш — приемный племянник Халюка. Парень ведет замкнутый образ жизни, страдает депрессией от произошедших событий в его жизни.

Но хочется сделать ремарку: не все так поверхностно с характеристиками персонажей.

В ходе развития сюжетной линии мы можем невооруженным взглядом наблюдать личностный рост главных героев сериала. С каждой новой серией мы можем увидеть новые качества присущи тому или иному персонажу.

Тут присутствует все: боль, интриги, драма и конечно же любовные линии. Помимо пары Гюнеш -Халюк, образовывается еще несколько пар, которые сближаются благодаря общим переживаниям и проблемам; есть второстепенные парочки, которые проживают и свою драму (Эмре и Тугче). Также уделено внимание персонажам, которым далеко за 30, что делает сериал целостным.

Каждый из актеров хорошо отыграл своего персонажа, передал его эмоциональное состояние. Представить других актеров на месте данного каста невозможно.

Музыкальное сопровождение органично сливается с сюжетом.

Есть конечно и некая затянутость проблем в сериале, но когда просмотрел все 39 серий понимаешь, что тебе этого мало.

Закончить хочется цитатой из сериала: «Кажется, двумя гражданами в Измире станет больше».

Приятного просмотра!

9 из 10

4 октября 2022 | 18:26

Символично, что свой второй по продолжительности после «Сладкой жизни» фильм Феллини сделал таким депрессивным и вымученным: «Казанова» получился, как кажется на первый взгляд, совершенно нефеллиниевским, как по духу, так и по форме. Даже «Сатирикон» представляет куда больше колоритных типажей, чем эта картина. По этой причине ничего удивительного нет в том, что «Оскар» получил художник по костюмам и никто больше. Костюмы, грим и прически здесь действительно гениальны, что же касается камеры Джузеппе Ротунно, то обычно мобильная и неуловимая в фильмах Феллини, здесь она статична и громоздка. Интересный музыкальный эксперимент здесь предпринял Нино Рота в эпизодах с механическим соловьем: саундтрек в этих сценах получился намеренно безжизненным и искусственным, что играет фильму на руку.

Что же касается основной идеи, то она, как и в «Сатириконе», довольно незамысловата: люди с годами и эпохами не меняются и в большинстве своем остаются скотами. Что не говори, а для Феллини эта идея, если судить по другим его фильмам, глубоко чужда, однако, он хотел помимо всего прочего еще и показать в «Казанове» разрушение личности главного героя, который плоть от плоти своей эпохи, но мнит о себе незнамо что. Претензии Казановы быть ученым, поэтом и писателем, а на деле представляющем собой всего лишь секс-машину (в это смысл финального танца с куклой: он сам — кукла), для постановщика, в равной мере, как и для зрителей, смехотворны. Однако, в фильме есть и печаль, и сострадание к человеку, растратившего свою жизнь и таланты на амурные приключения.

Любопытно, что сами эротические эпизоды решены как зрелищные аттракционы, лидирует среди которых, безусловно, сцена «соревнования». «Казанова» — фильм столь же простой по концепции, сколь и сложный по исполнению: два с половиной часа проносятся для зрителя почти как обычный метраж. Избыток искусственных визуальных и акустических деталей (включая полиэтиленовое море в одной из первых сцен) и делает этот фильм столь вымученным в противовес, например, органичному и естественному «Амаркорду». Снятая в 1976 году, в разгар социальной депрессии на Западе, когда казалось, что идеалы 1960-х преданы и растоптаны, лента Феллини пришлась удивительно ко двору. Это, конечно, не «Последнее танго в Париже» и не «Матушка и девка», однако, некая рефлексия о плодах сексуальной революции в «Казанове» есть.

Феллини как всегда не обвиняет никого конкретно, но как и в «Сатириконе» (вспомним слова Казановы о том, что нравы римлян не изменились со времен Тримальхиона — явный оммаж «Сатирикону»), он обличает эпоху, лишившую сексуальную жизнь человека тайны, выставив его на торжище и сделав зрелищем (в этом смысле сцена состязаний Казановы с конюхом — центральная в картине). В этой ленте почти нет привлекательных женских типажей: нет Аниты, Ирис и Градиски, зато в избытке уродливых, густо загримированных уродин и старух. Не случайно апофеозом уродства и тошнотворной пошлости становится сцена группового секса с участием горбуньи. Постановщик идет в «Казанове» по пути демистификации секса и превращения его в механистическую акробатику, таким образом, в фильме нет ни единой нормальной эротической сцены, все они девиантны и гадки.

«Казанова», как позднее и «Город женщин», обозначает исчерпанность сексуальной темы в творчестве Феллини: она все меньше привлекает режиссера и все более и более получает гротесковое воплощение. В фильмах мастера становится все меньше и меньше привлекательных женщин и все больше уродства, которое в пошлых и гиперболических масштабах и заставляет Казанову в итоге выбрать чисто механизированное совокупление. Кукла для него, безответная и покорная, становится символом женщины, которую он так давно искал.

«Казанова» при всей своей вымученности и искусственности исполнения, по концепции — достаточно трезвый в духовном плане фильм. Он о том, что полигамия рано или поздно превращает красоту в уродство и не приносит счастья в постоянном порхании субъекта от объекта к объекту. Полигамия рано или поздно расчеловечивает, как своего субъекта, так и объекты страсти. Эта почти христианская максима парадоксальным образом возвращает нас к католической символике «Белого шейха». Так творчество Феллини совершает полный круг, вслепую ища впоследствии новые темы и сюжеты.

4 октября 2022 | 18:05