всё о любом фильме:

Зрительский взгляд

Каждый день посетители нашего сайта публикуют сотни рецензий на отсмотренные фильмы — восхищаются, критикуют, ругают, ненавидят...

Рецензии пользователей помогают ответить на извечный вопрос — смотреть этот фильм или нет. Читайте и делайте свой выбор!

Рецензии (641988)

 

Новости (355041)

 

Трейлеры (137249)




Все жанры
Боевик
Вестерн
Военный
Детектив
Для взрослых
Документальный
Драма
Комедия
Короткометражка
Криминал
Мелодрама
Музыка
Мультфильм
Мюзикл
Приключения
Семейный
Триллер
Ужасы
Фантастика
Фэнтези

В этот раз Терренс Малик превзошел сам себя. Последние его работы были, на мой взгляд, отвратительными и бессмысленными. Стало уже казаться, что лучше классических «Пустоши» он ничего так и не снимет, но, к счастью, я глубоко ошибался. «Песня за песней» в первую очередь новое слово в истории кинематографа, а уже потом второе дыхание карьеры многострадального режиссера.

«Мы думали, что можем просто слоняться и колесить по земле. Жить от песни к песни, от поцелуя к поцелую.»

Если бы меня попросили описать сюжет «в двух словах», то с поставленной задачей я вряд ли бы справился. В этом Малик себе никогда не отказывает-отсутствие четкого повествования сюжета уже давно стало его фишкой, но в «Песня за песней» подобная особенность обыграна совсем иначе. В беседе со знакомым нельзя даже спросить: «А помнишь вот тот момент, где…?», потому что каких-то отдельных отрывков тут нет. Весь фильм это один большой эпизод, который нужно смотреть целиком от и до, не отвлекаясь на что-то постороннее. В этом и заключается специфика фильмов Малика. Именно поэтому в склейках между сценами не видно никаких «разрывов», и, не смотря на частую смену кадра, все смотрится довольно лаконично и плавно. В этот раз Малик сделал планы более короткими, чего так не хватало в его предыдущих фильмах. Все это вместе взятое дает киноленте своего рода динамику, благодаря которой ты не теряешь интереса на протяжении всего хронометража.

«Боль отличное ощущение. Через нее чувствуешь жизнь. Не хочу, чтобы и эта боль просто так пропала.»

Думаю, что про саму манеру съемки писать не стоит. Про действительно огромный талант Эммануэля Любецки («Бердмэн», «Выживший», «Дитя человеческое») писали все, кому не лень. Музыку Малик в этот раз подобрал на удивление очень грамотно. Нет никаких «пустых» мелодий, а за постановку слэма под Die Antwoord — Never Le Nkemise 2 вообще хочется сказать отдельное спасибо-настолько эффектно все исполнено.

«Вы знаете как у нас говорят: «Узнай все правила, пока молод, ведь это счастье для мамы и папы. А потом можешь выбросить к черту эти правила! И они ждут от тебя этого.»

Конкретно на персонажей в «Song to song» стоит обратить больше всего внимания. Опираясь на взаимоотношения четырех людей, Малик рассказывает нам целую историю жизни-как раз то, что он так любит показывать в своих фильмах. Он успевает подумать абсолютно обо всех темах и их тонкостях: любви, предательства, искушения и самое главное одиночестве. Невыносимым, осознанным в полной мере одиночеством наполнен весь фильм. Но обо всем по порядку.

Фэй (Руни Мара) по-настоящему ненавидит себя. Все, что она получает, кажется ей незаслуженным. Именно Фэй чаще остальных задается вопросом «Кто я?», «Откуда я?» и слоняется в кадре из угла в угол. С кем бы и где она не находилась, чувство тоски и одиночества разъедают ее. Мечтая о красивой жизни, она теряет саму себя и осознав это никак не может начать все с чистого листа. Даже любовь не может спасти ее от изолированности с внешним миром. Положительным персонажем ее никак нельзя назвать. Ее глупость и постоянная ложь создали много проблем для других людей. Но Малик считает, что признать свою ошибку и осознать то, что ты ушел с правильного пути — один из первых шагов к спасению. Гораздо сильнее его настораживает эгоистичность тех, кто не ставит свои действия под вопрос и смотрит на людей как на развлечение.

Кук (Майкл Фассбендер) как раз таки является таким человеком. Состоятельному продюсеру, который имеет большой вес в музыкальной индустрии, однажды попросту надоедает то, как он живет. В этот образ режиссер вложил тот тип людей, которые пожирают слабохарактерных и заставляют их делать что-то против своей воли. Все, кто был знаком с Куком менялись в худшую сторону, и после множества загубленных жизней к нему наконец-то приходит осознание того, каким чудовищем он был. Только уже поздно. Те, кого он любил навсегда покинули его, а жизнь прожить заново уже не получится.

БиВи (Райан Гослинг) — музыкант, песни которого постоянно крутят на радио. Человек, забывший свои корни, который как и все остальные никак не может найти себе места. Он вроде бы и скучает по Фэй после расставания, а вроде бы и вовсе никогда не любил ее. Жизнь снова и снова дает БиВи шанс исправиться, и он не понимает, что однажды такой возможности больше не будет. Чувствует ли он себя счастливым? Это вряд ли. Будучи обманутым Куком, в нем появляется желание завязать с музыкой и прожить обычную, тихую жизнь. Но все это постепенно толкает его только к саморазрушению.

Ронда (Натали Портман) во всей этой истории словно луч света. Она привыкла рассчитывать на собственные силы и не мечтает о каком-то чуде. Работая официанткой за гроши, она пытается обеспечить и свою мать, а ведь переживать за других людей слишком чуждо персонажам этой киноленты. К сожалению, таких людей, как Ронда легко можно обмануть. Так и поступает Кук — он лжёт ей и в конце концов оставляет ни с чем. На «сделку» с ним она идет, наверное, не из-за жажды денег, а скорее из-за их нехватки. Малик голосами других персонажей утверждает, что Ронда в какой-то степени не права — чудо возможно, и надо в него верить, но такие люди, как Кук могут нагло воспользоваться этой верой и применить ее в корыстных целях. Так или иначе, у Ронды самое грустное завершение истории.



«Песня за песней» это невероятно глубокая история о внутренних переживаниях человека, его страхах и сомнениях. Кто за нами следит? Где мы на самом деле? Много риторических и философских вопросов поднимает Малик в, казалось бы, такой простой истории о прожигателях жизни. Говорят, что умен тот человек, который учится на чужих ошибках. И у всех этих персонажей точно есть чему поучиться. Разобравшись во всех их недостатках и проблемах, начинаешь понимать, что существовать по принципу «одного дня» не так уж и хорошо, как это кажется на первый взгляд. Ты осознаешь, что жизнь, наполненная одними развлечениями, постепенно надоедает. Тогда и наступает разъединение с реальным миром. Как бороться с этим? Малик не знает. Да и как тут сопротивляться, когда даже любовь бессильна перед лицом такого гнетущего и тяжелого одиночества?

10 из 10

19 июля 2017 | 00:06

Самоироничное и необычное по задумке кино Гийома Кане, где главные актеры (сам Кане и его жена Марион Котийяр) играют себя под своими реальными именами. «Вечно молодой» не может не навеять дежавю по ленте 2003г «Влюбись в меня, если осмелишься», в которой тогда еще «будущая» супружеская пара впервые дебютировала как актерский тандем, молодой и озорной. Годы шли, кумиры повзрослели, порой к собственному изумлению. Кризис среднего возраста, депрессия по поводу так и не сыгранных ролей мачо, супер-героев, ну или хотя бы спасателя Малибу, которые 40-летнему Кане уже не светят в силу возраста. Что же до его жены, она по-прежнему на пике карьеры, хотя неудачи тоже случаются, о которых зритель, скорее всего, и не подозревал, наблюдая за частыми перевоплощениями Котийяр на экране в новых образах. Сама идея повторного кино-«дуэта» через -дцать лет далеко не нова, вспомнить хотя бы недавний проект «Лазурный берег» бывших «Мистера и миссис Смит», да и не только это. Необычность же фильма Rock`n Roll (оригинальное название) заключается в другом: в не-вымышленности всего и всех. Так, даже эпизодические персонажи Джонни Холлидея и Жиля Лелуша, друзей Кане в жизни, появляются в образе самих себя.

«Вечно молодой» — это крик души, чье звучание нисколько не умаляет комедийная форма подачи, а, наоборот, придает проблеме еще больший резонанс. Ни в одном другом кино Вы не увидите Марион и Гийома (позволим себе их так назвать, все же они «персонажи» фильма) такими «настоящими» — слегка сумасшедшими, фанатично одержимыми своей профессией, зависимыми от режиссера и случая, одним словом, той закулисной кухни, которая скрыта от глаз зрителя по другую сторону экрана. Их реальная жизнь по большей части состоит из прозаичных будней, вовсе не из глянца — все как у всех. И пусть происходящее, включая мотивы и поступки героев, зачастую гротескно, взять хотя бы «выход» из творческого тупика, который в конце концов находит Гийом, тем оно еще более остро. Своими нестандартными решениями режиссер и по совместительству главный герой словно бросает вызов всем и вся, не боясь выглядеть смешно и нелепо. Его Гийом поступает так, как, наверное, общепринятые нормы поведения неоднократно мешали самому актеру повести себя в жизни. Мало найдется тех, кто после какой-либо неприятной ситуации ни разу не представлял себе альтернативный сценарий своего поведения: с хлопаньем дверей, высказыванием обидчикам всех обиняков в лицо, разбиванием предметов или даже выплескиванием содержимого стакана в наглую морду. Назвавшийся «груздем» Кане не отступает на полпути, смело залезая в кузов в этом эксперименте прилюдной исповеди. Он понимает, что необходимо быть предельно искренним со зрителем, ведь последний почувствует даже малейшую толику фальши. И явно сам попутно ловит кайф.

Непредсказуемость на каждом витке (начиная с переломного момента в середине фильма) — вот еще один аспект, характеризующий эту ленту, в которой, определенно, есть и перчинка, и изюминка. Кане «горит» сам, и его огонек передается зрителю. Вряд ли кто-то воспринял буквально кульминационный эпизод, разбивающий повествование на «до» и «после». Режиссер безвозвратно разводит мосты между драматичной первой частью и не менее драматичной, но более «вымышленной» второй. Можно по-разному относиться к тем радикальным мерам, к которым прибегает его герой. Кто-то, вероятно, назовет кульминацию абсурдной, кто-то же сочтет шалость режиссера вполне забавной. Хотя, как известно, в каждой шутке есть доля правды. И действительно, разве мало актеров, решившихся на тот же шаг, что и Гийом? Тогда что странного в этом сюжетном твисте? Вот только над кем постановщик смеется больше — над собой или над системой, словно заживо хоронящей актеров в самом расцвете сил под возрастными ролями, далеко не всегда отвечающими их талантам, а часто и вообще бездарными? Да и сарказмирует ли он вовсе, или просто констатирует горький факт, сглаживая горечь юмором? Так, можно долго и упорно доказывать неправильность, приводить недостатки существующего порядка вещей, но сам формат вида искусства, именуемого кинематографом, диктует свои нерушимые правила. Возможно, конечно, и в Тулу приехать со своим самоваром, но только при условии, что Ваш самовар не будет противоречить образу изображаемой эпохи. И пусть Вы трижды ощущаете себя Ромео, Байороном, Гамлетом, толкиновским Фродо, Гарри Поттером, Кощеем, Лешим или Бабой Ягой, если Ваш облик по каким-либо причинам выбивается из сложившегося визуального стереотипа образа того или иного героя, зритель вряд ли Вам поверит, даже при полном проникновении в роль. Похоже, что постановщик Гийом Кане прибегнул к старому проверенному методу обретения контроля над проблемой — смеху над ней. Браво и снимаем шляпу.

7 из 10

18 июля 2017 | 13:40

Признанный английский режиссёр Майкл Уинтерботтом всегда снимал авторское кино и имел успех на международных киносмотрах класса A. Вот и от этой работы ждали очередного откровения, а получили новый скандал. Забавно, что вышедшая одновременно с этой лентой «Порнократия», куда более провокационная и порнографическая работа, в итоге была встречена куда мягче, как в Европе, так и у нас. Хотя качество у этих двух фильмов примерно одинаковое.

В фильме Майкла Уинтерботтома есть потрясающие сцены. Отлично сняты музыкальные номера, великолепна северная холодная природа, на фоне которой взаимоотношения неких любовников могли бы восприниматься как бегство от одиночества в секс уже в наши дни, а вовсе не в послереволюционные годы во Франции («Последнее танго в Париже»). Но, увы, и здесь шедевра не получилось. Характеры героев совершенно не прописаны, а потому для зрителя они остаются некоей абстракцией: просто два человека встретились и решили потрахаться. Почему? Ну, это нас не интересует. Потому, и всё!

Вот так можно сказать про драматургию Уинтерботтома, да и Катрин Брейа недалеко от него ушла в плане сюжета. Поэтому и откровенная эротика воспринимается как нечто ненормальное, а вовсе не необходимое, как в случае с великим шедевром «Коррида любви», исследующим границы любви и страсти, разума и безумия, жизни и смерти, мужского и женского начала, наконец. Так что вполне оправданно, что на солидном кинофестивале в Сан-Себастьяне был награждён только оператор Марсель Зискинд, без прекрасных панорамных съёмок которого этот фильм был бы ещё хуже.

5 из 10

18 июля 2017 | 11:53

Посмотрела только что фильм We are X и, чёрт возьми, я под таким впечатлением, что реву навзрыд! Но реву я не потому, что мне грустно, а потому, что целая палитра эмоций просто переполняет меня… Это, определённо, мега-группа! Ну а песня Jade, которая звучит в начале фильма… Меня редко цепляют тексты песен, потому что я не люблю поэзию. Но эти строчки из припева «Cause you are beautiful, your scars are beautiful…» каждый раз пробирают до дрожи. Потому что кажется, что именно о твоих собственных шрамах поётся в этой песне, именно тебе посвятили эти слова и именно ты прекрасен такой, какой ты есть.

Я в полном восторге! Даже не думала, что так будет, когда начинала смотреть фильм… И да, Йошики, всё-таки, гений! Кто бы что о нём не говорил… Так самозабвенно творить могут только сумасшедшие гении, коих в мире единицы. И я счастлива, что знаю творчество X-Japan и люблю их музыку. Это нечто особенное! Не похожее ни на что другое!

Фильм искренний настолько, насколько это возможно для таких самобытных и культовых личнотей, как группа X Japan, прошедших через боль и утрату.

Рекомендую к просмотру не только поклонникам группы или фанатам металла, но и тем, кто довольно прохладно относится к подобной музыке. Думаю, вам всё равно будет интересно. Тем более, что X Japan, как и многие других коллективы Японии, нельзя отнести к одному опредёлённому стилю музыки. Они, как хамелеоны.

10 из 10

17 июля 2017 | 21:35

Музыкальная психологическая драма молодого режиссера Дэмьена Шазелла, отмеченная рядом престижных наград.

Искренность. Следует отметить, что режиссер показывает историю, которая волнует его до глубины души. Это чувствуется на подсознательном уровне, словно главный герой, подающий огромные надежды барабанщик Эндрю, является альтер-эго самого Дэмьена. Здесь много жизненных переживаний, недостигнутых желаний, и режиссер показывает вариант развития собственных событий, в случае если бы одержимость захватила весь его рассудок. Теренс Флетчер олицетворяет жесткого цензора внутри режиссера, который транслирует ключевую идею картины: «только будучи одержимым возможно стать великим». Дэмьен Шазелл блестяще доказывает эту идею.

Широта восприятия. Несмотря на то, что фильм носит узкую направленность, режиссеру удается донести широкой аудитории ключевые мотивы произведения. Это история не о барабанщике, а о человеке, который одержимо вцепился в мечту, отказываясь от простого житейского счастья. Благодаря этому зрителя сопровождает дилемма: стать великим или опустить руки. Уже с первых минут происходит слияние зрителя с главным героем, вызывая состояния глубокого сопереживания и не отпускает до финального удара по тарелкам. На мой взгляд, такого эффекта режиссер добивается за счет привнесения биографических элементов в кино. История соткана из живых чувств.

Создание напряжения. Режиссер акцентирует внимание зрителя на таких планах как пот, кровь, перемотанные пальцы от изнурительных репетиций, изрешеченные палочки. Накал страстей достигается во время исполнения финального дабл-тайм свинга, который обыгрывается эффектом контузии. Управлении и миксология столь простыми приёмами делает фильм неповторимым.

Один из ключевых элементов фильма «Одержимость» — музыка. Режиссер открыто демонстрирует свою любовь к тускнеющему в массах джазу. Он прекрасно дополняет внутренне состояние героя музыкальными подложками, которые в полном объеме передают переживания. Дэмьен создал кино социального значения, которое вернуло интерес к великому жанру музыки посредством простой, волнующей истории. Такой подход выносит «Одержимость» на новые рубежи сторителлинга и доказывает, что главное в кино — сюжет.

10 из 10

17 июля 2017 | 18:34

Прекрасный фильм, понравилось не все, но многие моменты были неожиданными. Я рассчитывала увидеть легкую комедию, где гадкий утенок превращается в лебедя и все счастливы. Но, оказалось, что не все так просто.

Мы видим не просто толстушку, а прототип реальной девушки, с кучей комплексов, лишним весом и несбыточными мечтами. Видим ее отчаяние, искреннее желание быть любимой, ее любовь к пению, к своему отцу. Очень искренняя, несчастная и наивная героиня получилась. Актрису Ким А Джун я недолюбливаю. Но здесь она пришлась к месту. Правда был момент в самом конце, когда с горем и слезами она переборщила (как всегда). Чу Чжин Мо еще молоденький и невероятно красивый — как и прежде на высоте! Роль ему попалась сложная, но он прекрасно ее исполнил. Сложно было оторвать от него глаз.

Примечательно, что комедийный жанр этого фильма не помешал создателям поднять довольно сложные вопросы этики и морали. Они причудливо вплетены в сюжет и придают комедии небольшой горький привкус. Тем самым можно смело утверждать, что фильм пригоден не только для того, чтобы посмеяться, но и в чем-то посочувствовать и сопереживать героям, а также о многом задуматься. В этом фильме каждый вопрос, как монета, имеет две стороны. Повсеместное использование пластической хирургии и пропаганда стандартов красоты одинаково как принимаются обществом, так и осуждаются в последствии. Мы видим, что с преображением героини проблемы в ее жизни не убывают, а только пребывают. Неуверенность в себе растет, как снежный ком. Казалось бы, должно же быть наоборот? Но реальность не так проста, как кажется.

Музыка была на высоте — прекрасный вокал, радовал и слух и душу. Аплодисменты композиторам фильма.

Фильм советую к просмотру Всем без исключения. Никогда не помешает лишний раз задуматься о том, что мотивирует нас на поступки, отношение к жизни и друг к другу и что исполнение мечты чревато неожиданными последствиями для нас самих.

Не пугайтесь, это все же комедия. Посмеяться будет над чем, послевкусие фильм оставляет приятное, теплое, доброе.

Не советую во время просмотра фильма употреблять что-либо в пищу — рискуете подавиться едой. Во всяком случае, со мной именно так и произошло — девушки меня поймут.

8 из 10

17 июля 2017 | 17:44

Достоинства:

1. Позитивность

Есть мнение, что в любом современном фильме должны быть злодеи, потрясения и шокирующие события, которые держат зрителя в напряжении, иначе фильм будет смотреть неинтересно — зачем смотреть только на то, как цветут цветочки и все радуются?

Begin Again разрушает этот миф — здесь конечно есть и неприятные моменты в жизни главных геров, но большинство фильма проходит на позитиве и самое важное, что это интересно смотреть. Хочется не просто знать, что всё было хорошо, но и увидеть как оно было хорошо, прожить это «хорошо» вместе с героями.

2. Актёрская игра

Очень крутая. Выражения лиц, взгляды и недосказанности, которые можно прочитать только по глазам, действительно впечатляют. Я пересматривал несколько раз некоторые сцены просто чтобы ещё раз увидеть выражения лиц героев, насколько круто они влились в роли. Всем актёрам респект, без исключения.

3. Симпатия в отношениях между главными героями

Чтобы не спойлерить, напишу так: «романическая» составляющая между главными героями — оригинальная, не шаблонная, и я бы сказал, реалистичная. Развязка очень понравилась. Кажется, что в жизни так бы оно и было.

4. Атмосфера.

Любители уличных бэндов заценят) Тут надо честно сказать, что реалистичность немного приносится в жертву атмосферности. Ну т. е. если впечатлиться фильмом, взять пару гитар из гаража и попробовать сделать то же самое — вряд ли получится так круто. Ну по крайней мере с первого раза
5. Песни.

Честно сказать, конечно же попса. Но попса приятная, интересная, атмосферная и разнообразная, которая потом крутится в голове. Это не голубой огонёк от первого канала. Такая лёгкая, уличная попса под хорошее летнее настроение. Если бы я такую услышал на Арбате — я бы остановился и послушал, и даже бы денег дал. Хотя лично мне хотелось бы чуток потяжелее и голоса побрутальнее, особенно Адаму Левину бы поменьше фальцета, но это дело вкуса.

Недостатки:

Нет

10 из 10

17 июля 2017 | 00:51

Крайне малоизвестный фильм у нас в стране (на момент написания рецензии 522 просмотра) в карьере актёра Джона Траволты и режиссёра Сильвестера Сталлоне. Между тем, это ни много, ни мало, продолжение знаменитой «Лихорадки субботнего вечера», где одним из главных достоинств был саундтрек от группы BeeGees, чья бессмертная песня Staying Alive перекочевала и в сиквел, попутно его и озаглавив.

Собственно, все достоинства «лихорадки», присутствуют и здесь, с той лишь разницей, что эпоха диско 70-х уступила место не менее зажигательным ритмам 80-х, а танцы, которым уделена большая часть экранного времени, стали более живыми и динамичными, и служат главному герою уже не просто весёлым времяпровождением, а средством заработка и достижения определённой цели.

В то же время, из персонажей оригинальной части, коих было не мало ещё 5 лет назад, помимо самого Тони, к слову внешне напоминающего одного из героев, сыгранного актёром-режиссёром Сталлоне, в сиквел попал лишь один — мама главного героя. Остальная родня и близкие ни коим образом не упоминаются, отчего данный сценарный ход оправдывал бы себя больше, если бы картина позиционировала себя как самостоятельное произведение, что не мешает сделать это самостоятельно.

Ведь если забыть о прошлом и не вникать в сюжетную часть, представленную невнятной мелодрамой (из-за чего, видимо, имеется пара номинаций на Золотую малину), а сосредоточить внимание на главном — танцах, по которым видно, как Траволта хорошо подготовился к роли; и музыке, что, надеюсь, порадует слух не только меломана, то можно вполне остаться довольным (и живым) от просмотра сего музыкального фильма. Исключение — зритель, искушённый современными и более качественными представителями жанра.

Саундтрек заслуживает отдельного упоминания не только потому что он великолепен и хорошо передаёт настроение фильма, но и поскольку к нему приложил руку и голос родной брат Сильвестера Сталлоне Фрэнк, снявшийся заодно в эпизодической роли.

Камео режиссёра на 11й минуте.

6 из 10

16 июля 2017 | 16:25

Что главное в опере? Исполнительская техника, музыка и только на последнем месте идет либретто. В большинстве своем сюжеты опер просты и ясны как три копейки и крутятся вокруг двух тем — смерти и любви в их всевозможных комбинациях и интерпретациях. Человеку мало знакомому с оперой довольно сложно привыкнуть к невероятно медлительному развитию действия, в котором каждый поворот виден за три километра. В опере все кристально чисто и ясно — вот злодей, вот принцесса, вот герой, а вот типичный конфликт на почве страсти. Однако эта простота обманчива — есть оперы, которые разрывают все шаблоны и открывают новые горизонты для развития музыкального искусства, привычные отношения переворачиваются в них с ног на голову, моральная диалектика персонажей неожиданно превращаются в неразрешимую нравственную антиномию, а столь ожидаемый счастливый финал оборачивается колоссальной трагедией, оставляющей зрителя в состоянии глубокой фрустрации и недоумения. Одной их таких нетипичных опер, выбивающихся из привычных канонов и является «Риголетто.»

Стоит заметить, что дискурсивный базис «Риголетто» основывается на богатом литературном материале — пьесе Виктора Гюго «Король забавляется», которая была официально запрещена цензурой как подрывающая царский авторитет. Уникальная особенность пьесы, ухваченная либреттистом Франческо Пьяве и стократно умноженная Верди в гениальных ариях состоит в том, что грань между хорошим и плохим в этом подлом мире сплошного лицедейства, фарса и клоунады оказывается утрачена навсегда, хорошие здесь страдают от беспощадного рока и несправедливого правосудия, а подлецы пожинают лавры славы, богатства и ласковой неги прекрасных дам, которые сознают, что поступают дурно, но… «Что мы можем против Амура?». Итак, углубимся в нравственные перипетии истории и увидим насколько необычной и причудливой, даже по сегодняшним меркам, она является.

Центральный персонаж оперы — Риголетто — ходячее противоречие. Это несколько видоизмененная версия знаменитого Горбуна, который отличается от последнего тем, что куда более сложен и противоречив. Риголетто — персонаж, застрявший где-то на полпути между положительным и отрицательным, с одной стороны его любовь к дочери искренна и непорочна, с другой также пламенна его бессильная мстительность, жажда дать отпор обидчикам, в числе которых не только весь развращенный герцогский двор, великий Герцог, но и сама судьба, наградившая его уродством и ненавистной должностью шута. Рок Риголетто — вечно пресмыкаться перед кликой настоящих нравственных чудовищ, растлевающих саму добродетель, которых он презирает и охотно высмеивает.

Герцог — сластолюбивый властелин жизни, отважный красавец, покоряющий сердца дам своим пламенным взглядом — естественный антипод Риголетто. Казалось бы, ему должна быть отведена типичная роль злодея, однако персонаж этот столь многозначен и многосторонен, что вызывает скорее симпатию своим философским подходом к жизни, искусным жонглированием страстями, галантностью и стилем. Более того, именно ему отводится лучшая ария «Сердце красавицы» об изменчивости женского сердца, в которой суммирована чуть не вся мудрость любовной науки всех времен. Герцог сочетает в себе мальчишество с опытом старца, умеющего ценить мгновение. В нем есть черты как отталкивающие, так и привлекательные. Величие оперы в том, что она не навязывает слушателю фиксированного отношения к персонажам, поэтому о Герцоге у каждого складывается собственное мнение.

Глубокая несправедливость дискурса оперы в том, что Риголетто, нежно любящий дочь, не знающий женской ласки, презирающий высокопоставленных ублюдков оказывается жестоко наказан судьбой, в то время как беспечный герцог с еще большим воодушевлением распевает свою знаменитую арию. Однако несправедливость эта кажущаяся. На самом деле, Риголетто лишь претерпел обоснованное воздаяние, ибо, как и всегда у Гюго, история пропитана христианскими мотивами — герой не только преступил заповедь не убий, но даже не нашел смелости отомстить обидчику собственными руками. Также ему чужды добродетели Горбуна — умение прощать и безропотно принимать свою судьбу. За грехи же Риголетто, а равно и Герцога должно ответить перед Богом существо истинно невинное, искренно любящее и непорочное, принося в жертву самое дорогое, что только есть у человека — жизнь.

Что же касается самой постановки, то картина Поннеля, возможно, одна из самых роскошных, разнообразных и прекрасных киноопер когда-либо существовавших в принципе. Потрясающие костюмы, воистину колоссальные экстерьеры и декорации втягивают в себя водоворотом. Особо отметим операторскую работу Паскуалино де Сантиса — правой руки Лукино Висконти и Робера Брессона. Обычно операторы, работающие над оперой, грешат крупными планами, из которых только малая часть могла бы претендовать на высокую эстетику — в основной массе, лицо оперного певца демонстрирует скорее колоссальную физическую работу, невероятное напряжение, а не гениальную мимику. В случае (как, например, в данной ленте) когда актерская игра записывается отдельно, выясняется простая истина, что певцы учились в первую очередь все-таки не актерскому мастерству, а пению. Их позы и выражения по большей части исключительно номинальны, и что возвышенного можно найти в широко открытом рту решительно непонятно. Де Сантис же органично использует крупные планы только в подходящие моменты — огромное количество арий исполняется на фоне общего плана, в котором остается видна только фигура певца…Но как же удачно и грамотно выбирается антураж — сцена финального покаяния Риголетто на безлюдном озере, подернутом утренней дымкой, ария влюбленного Герцога у камина в покоях размеров столь огромных, что ощущаешь легкий приступ агорафобии, песнь сердца дочери Риголетто, прорывающаяся с одинокой башни сквозь пелену иссиня-черных сумерек — все эти и многие-многие другие сцены вызывают искреннее восхищение. Особенно же замечательны первые двадцать минут фильма, которые толкают зрителя с места в карьер и переносят его на пестрый и безумный пир-карнавал девятнадцатого века — постановка тут действительно очень основательная и заставляет сразу увлечься действием.

Что касается исполнения, то как ни странно Паваротти оказывается отнюдь не «королем бала». Вопреки неказистой внешности и небольшой популярности Виксель и Груберова уверенно выписывают не только свои партии, но не забывают и о характерах персонажей. А двадцатидевятилетний Рикардо Шайи бешено выкачивают из оркестра всю энергию доставляя ее слушателю напрямую. Верно, это одно из самых энергичных и хлестких исполнений «Риголетто», рожденное на кураже.

В итоге, наравне с лентами Дзифирелли, «Риголетто» Поннеля стоит в ряду немногочисленных примеров того как нужно снимать оперы на видео. Многие говорят, что музыка, запечатленная на пленку — мертва, что опера — это мгновение и дыхание, а квадрат экрана лишь затхлая гробница, не передающая и десятой части истинного музыкального искусства. Однако картины Дзифирелли, Висконти или Понелли заставляют эту сентенцию пошатнуться — искусство не умирает в руках творца, в какой бы форме он его не представлял. Возможности синтеза кино и оперы до сих пор не изучены и немногие превосходные примеры, наподобие «Риголетто», ясно дают понять, что в этой области есть еще много неоткрытых тайн.

16 июля 2017 | 15:33

Этот фильм я уже давно считаю настоящей классикой. В моем личном списке есть мало фильмов, которые хочется пересматривать снова и снова. Но вот «Грязные танцы» всегда будет особенным фильмом.

Он подкупает своей простотой, красотой и легкостью. Смотришь и хочется лишь улыбаться, пойти на танцы, встретить такого же Джонни.К сожалению, в современном мире редко сейчас можно встретить такое кино, без сложности, спецэффектов, огромного количества пошлости, черного юмора. В этом фильме все на своих местах. Смотрю его периодически столько, сколько себя помню и каждый раз убеждаюсь, что это очаровательное и изумительное кино. Спасибо Патрику за этот образ Джонни, за эти танцы и за «The Time of My Life».

10 из 10.

16 июля 2017 | 12:49