всё о любом фильме:

Зрительский взгляд

Каждый день посетители нашего сайта публикуют сотни рецензий на отсмотренные фильмы — восхищаются, критикуют, ругают, ненавидят...

Рецензии пользователей помогают ответить на извечный вопрос — смотреть этот фильм или нет. Читайте и делайте свой выбор!

Рецензии (628111)

 

Новости (343594)

 

Трейлеры (136748)




Все жанры
Боевик
Вестерн
Военный
Детектив
Документальный
Драма
Комедия
Короткометражка
Криминал
Мелодрама
Музыка
Мультфильм
Мюзикл
Приключения
Семейный
Триллер
Ужасы
Фантастика
Фэнтези

Когда я услышала, что выходит фильм о диссоциативном расстройстве личности, где главную роль играет МакЭвой радости моей не было предела, ровно до того момента пока я не прочитала имя режиссера. М. Найт Шьямалан, сняв один по-настоящему хороший фильм, он погряз в длинной череде провалов. Большинство его фильмов однотипны: вечно отстраненные герои, говорящие непонятные фразы с каменным лицом, потуги на загадочность и мистику (определение присутствие дьявола при помощи бутерброда с вареньем, как вообще можно было додуматься до такого?!). Поэтому перед походом в кино я морально подготовилась к двум часам шьямалановщины.

После просмотра у меня остались двойственные впечатления. Что касается типично шьямалановских проблем, они никуда не делись, но их гораздо меньше чем ожидалась. В фильме всего одна отстранённая героиня и нам объясняют причину её поведения. К сожалению, режиссер ушел от психических проблем к горячо любимой мистике. Впихнув уже набивший оскомину миф, о том, что человеческий мозг работает лишь на десять процентов и если заставить работать его на всю мощь, люди будут аки супермены. Смутило меня и место жительство Кевина, я понимаю, что оно было выбрано ради метафоры, но в реальную возможность поселится в зоопарке верится с трудом.

Если вы являетесь фанатом Джеймса МакЭвоя, вы останется в восторге от его актерской игры. Соглашусь с рецензентами, которые говорят, что «Сплит» является его бенефисом. К сожалению, нам не показывают, все заявленные личности, но те, что есть прекрасны. По реакции зала, приз зрительских симпатий, единодушно получил девятилетний Хедвиг. Что касается остального актерского состава, справились они неплохо, хоть и лично для меня меркли по сравнению с Джеймсом.

Но главный вопрос, который меня волнует: «Какого черта там делает Брюсс Уилисс?» Это просто камео или какая-то отсылка к одной из его прошлых работ с режиссером?

7 из 10

22 марта 2017 | 19:55

Хотелось бы добавить ложку дегтя в бочку необъяснимой наивной радости от вышедшего «шЫдевра».

Сама тематика расщепления личности не нова и яркие картины в этом направлении действительно были: «Идентификация» и «Остров проклятых». У этих фильмов был замысловатый сюжет и оригинальная подача материала, державшие зрителя в напряжении до конца, что, соответственно, и отразилось на их оценке. В данной ленте, кроме кривляния одного персонажа (Джэймса МакЭвоя), нет ровным счетом ничего. Не знаю кому как, но когда я вижу что первый, что второй, что десятый образ в исполнении этого «маэстро» — я вижу того же МакЭвоя, только пытающегося по-разному гримасничать. Даже когда в нем просыпается темная сущность(тот самый момент что и должен делать из фильма фильм ужасов) — остается тот же МакЭвой без каких либо внешних изменений. В чем здесь задумка?

Главная жертва, похищенная девушка слишком уж спокойно переживает процесс заключения в логове маньяка и ее план дальнейших действий не поддается логике. В ее воспоминаниях дается отсылка к тяжелому детству, но оно с происходящим не перекликается никак и в чем состоит/состоял ее план побега — не понятно (наверное сидеть и ждать сложа руки).

Для справки, давно ни для кого не новость что, так сказать, «синдром диссоциированной личности» не признается официальной медициной и не было ни одного реального случая заболевания этим недугом. Нашумевшая история Билли Миллигана была вымышлена целиком и полностью писателем-фантастом Дэниэлом Ризом для успешной продажи своей книги. Это легко проверить, т. к. официальных документальных сведений существования Миллигана нет. Соответственно и идея воплотить идею этого фэйка в кинематографе, тем более таким примитивным методом, как минимум неудачна.

22 марта 2017 | 19:09

Фильм весьма странный, имеет невероятно высокие оценки от кинокритиков, а именно 99% положительных отзывов со средней оценкой 8,3 на rottentomatoes. Фильм позиционируется как комедийный хоррор, на деле это скорее триллер с элементами мистики, и да, немного юмора присутствует. На мой взгляд, оценки от критиков завышены.

Сюжет основан на знакомстве чернокожего парня, с семьей своей белой подруги. Ехать в загородный дом он особого желания не испытывает, так как он не сказала родителям, что парень у нее негр. Но все-таки поддавшись на уговоры, он соглашается ехать знакомиться. На мой взгляд, самая первая сцена, и то, что фильм имеет в описании «ужасы» заспойлерили весь сюжет, так как ты постоянно ждешь, что будет, что-то плохое, и скорее всего именно с черным персонажем.

Теперь о самом фильме. Он оставил двоякое впечатление, вроде и достаточно хорош, но в то же время, сюжет отчасти предсказуемый.

Плюсы фильма. Хорошая нагнетающая атмосфера, во время просмотра мне очень казалось, что чем то фильм похож на «Shutter Island» (Остров проклятых). Для меня, как раз таки атмосферность фильма и стала главным плюсом. Как таковых ужасов нет, поэтому я не понимаю, почему режиссер назвал его комедийным фильмом ужасов. Но стоит признать, что все равно после фильма остается осадок некого страха.

Хорошая игра актеров, тут придраться не к чему, сыграли все ну не на 10 из 10, ну как минимум на 8. Особенно я бы выделил семью подруги, с одной стороны они проявляют превосходное гостеприимство, но с другой видно, что в головах у них твориться не пойми что, что на подсознательном уровне чувствует Крис Вашингтон (Дэниэл Калуя), его игра тоже весьма хороша. За юмор отвечает Лил Релл, сыгравший друга Криса. Его игру тоже стоит отметить. Отыграл на весьма хорошем уровне.

В целом в фильме много второстепенных персонажей, перечислять их смысла нет, скажу лишь, что они в частности и добавляли фильму весьма напряженную атмосферу. Идея фильма вполне оригинальна и интересна, все время ждешь, что будет дальше. Но все таки на мой взгляд можно было бы сделать ее еще более интересной, убрав предсказуемые моменты.

По сути, о минусах я уже написал, эта некая предсказуемость, странное определение жанра фильма. Возможно удлинив хронометраж, идею можно было развить более интересно, чем было сделано. В итоге, если вы ждете типичный фильм ужасов, со сверхъестественными силами, или маньяками, то этого не будет, это весьма своеобразный фильм и кстати, возможно для американской публике фильм ближе из-за их истории с неграми и нынешней ситуацией с афроамериканцами. Совет смотреть или нет, дать не могу, так как сам не определился, понравился ли мне фильм. Так что, решать вам. © j3vgen.movies

6 из 10

22 марта 2017 | 16:25

Противоречивые фильмы. Это отдельная категория фильмов, к которым я отношусь более чем почтительно. Эти фильмы- со своими сюжетными поворотами, изгибами, со своим темпом и динамикой- просто не могут, на мой взгляд, оставить киномана равнодушным. Ведь именно посмотрев такой фильм, хочется думать, анализировать и, иной раз, бурно -обсуждать.

Мне всегда казалось, что самое сложное, для режиссера, взявшегося снимать фильм со множеством сюжетных линий- это гармонично свести их в одну, цельную историю. Так как, за множеством перипетий, легко потерять из виду самое главное- то, ради чего затевался этот фильм. Как мне кажется, «Сплиту» не до конца удалось справиться с, заявленной в нем, противоречивостью.

Что оказалось упущенным, попробую разобраться.

Начну с идеи.

На мой взгляд, идея снять фильм про расщепление человеческой личности, сама по себе, не нова. Однако, каждый раз, подобные фильмы, лично у меня, вызывают профессиональный интерес (волею судьбы, моя жизнь оказалась связанной с психологией): наука не стоит на месте и, быть может, этот фильм даст новое представление об, доселе (не)известных, вещах? Известный факт, что в человеке, эволюцией, заложено 7 субличностей, которые выходят на передний план исходя из потребностей человека. К примеру, самозащитная субличность может выходить на первый план тогда, когда человеку угрожает физическая опасность. И это -если говорить о здоровом индивидууме. В данном же случае, за основу сюжета была взята идея раскрыть персонажа с 23 реальными Альтер-эго: и это уже точно аномалия. На мой взгляд, эта затея довольно-таки интересная и уж точно обещающая быть захватывающей.

Вот только взяв за основу многообещающую идею, ее практическая реализация оставила у меня довольно неоднозначные впечатления. Название фильма «Сплит» (англ. Расщепленный)- на мой взгляд, оставило сильный отпечаток на самом фильме. Как кажется мне, он получился не менее расщепленным, чем личность главного героя. Мне видится причина в следующем. По ходу движения фильма, я насчитала более 6 сюжетных линий (чем не Альтер-эго фильма?). Каждая из них, по-своему, актуальна, серьезна и реалистична. Однако, при попытке объединить их в одну историю, на мой взгляд, произошло ничто иное, как расщепление: общая картина перестала выглядеть цельной и реальной. Вместо этого, передо мной остались несколько незаконченных сюжетных линий с, не совсем ожидаемым для меня, концом для всего этого. Конечно, если это было конечной целью режиссера- то он ее, несомненно, достиг.

Самое интересное в этом всем то, что я поняла это лишь в заключительные 30 минут фильма, когда к психологическому (вполне логичному) контексту был добавлен фантастический элемент. Если, до этого момента, я, худо- бедно, пыталась склеивать эти сюжетные линии (было сложно, но более-менее, получалось), то именно этот ингредиент, подобно лакмусовой бумажке, проявил все неровные склейки сюжета, их недосказанность и незаконченность. Я не могу сказать, что картина получилось в итоге негодной. Как показалось мне, режиссер немного потерял свой вектор за большим количеством, расставленных им же, акцентов.

Отсюда и действия героев- порой не совсем логичные в жизненных условиях; их мотивация — до конца не понятная; их характеры- не раскрытые в полной мере, как того хотелось бы.

И все-таки, кинематограф — вещь интересная. Как бы ни был прописан персонаж сценаристами, хорошая актерская игра всегда будет заметна наблюдательному зрителю. И в данном случае, я осталась в восторге от актерской игры абсолютно всех, задействованных в этом фильме, актеров: им веришь, за них переживаешь. Отдельным вниманием, нельзя не обойти Джеймса Макэвоя: работа, проделанная им- просто колоссальная. До этого фильма, я ассоциировала Макэвоя, как ни странно, с мистером Тумнусом из «Нарнии». Что ж, теперь у меня имеется неплохой контраст: сказочный герой и нереальное чудовище -и в том и в другом случае исполненное филигранно.

«Сплит» заявлен как триллер. В фильмах подобного жанра я всегда уделяю отдельное внимание музыкальному сопровождению и операторской работе. Как мне кажется, с помощью этих инструментов, можно создать жутковатую атмосферу в зрительском зале даже если на экране ничего не происходит. В данном случае, я не увидела для себя ни интересных операторских, ни музыкальных решений. Однако, здесь я могу сослаться на то, что времени их искать у меня попросту не было, ибо я по-настоящему была увлечена сюжетом.

Подводя резюме моим впечатлениям, могу сказать следующее. В момент написания рецензии мне сообщили, что есть информация о том, что, якобы, история, описанная в фильме, основана на реальных событиях. И, якобы, есть еще режиссер, который снимает фильм про этого же персонажа, вот только его картина еще в стадии съемок. Как мне рассказали, знающий об этом факте, Найт Шьямалан, режиссер «Сплита», очень хотел, чтобы его фильм вышел раньше- и сделал для этого- все возможное. Что ж, если эта информация правдива (а я не знаю об этом наверняка), то этим вполне можно оправдать неровные, по моему мнению, склейки сюжетных линий. А если даже и нет, то сам по себе, фильм является интересным и достойным просмотра. Хотя бы однократного, так как, лично у меня, желания его пересмотреть повторно -на данный момент не возникает.

7 из 10

22 марта 2017 | 15:41

Сходил я, получается, на «Сплит» в кино, так как очень ждал этот фильм и надеялся на то, что он получится нормальным. Очень жаль, но мои ожидания не оправдались, ведь это не нормальный фильм, а просто отличный и сейчас я расскажу, почему.

«Сплит» представляет из себя триллер с элементами ужаса и драмы, который повествует о парне по имени Кевин, в чьем теле живет целых 23 личности. В принципе, на этом можно заканчивать говорить о сюжете, ибо, если в двух словах, то на этом и все. Да, повествование будет рассказывать нам о неком противоборстве между личностями, о том, как некоторые из них захватят власть над телом и будут пытаться привести в чувство новую личность — некоего зверя, который может, как бы, защитить их всех. Для этого и были похищены три «нечистые» девочки, которых зверю нужно будет съесть. Как обычно, среди трех девочек есть одна случайно туда попавшая, которая, конечно же, «не такая как все», и вместо того, чтобы бояться шизонутого человека она будет пытаться всячески наладить с ним, вернее с разными его личностями, контакт. В сюжете то и дело проскакивают разговоры Кевина с психологом, которая отчаянно верит в парня и пытается всячески ему помогать, а также неуместные вставки из детства «не такой как все», где оказывается, что е дядя- тот еще козел. Нет, честно, рассказывать что-то о сюжете без спойлеров практически невозможно, а всю остальную информацию можно вполне спокойно почерпнуть из трейлеров, так как там почти весь сюжет показан. Единственное, о чем я могу сказать — это о немного слитом финале, который явно намекает нам на сиквел. Еще бы, ведь при бюджете в 9 миллионов долларов фильм собрал около 230, что явно намекает нам и на сиквел, и на триквел, и на целую серию. Хотя, если к роли будет опять привлечен МакЭвой, то я готов буду все это смотреть. Но о нем мы поговорим чуточку позже.

Следующее, о чем бы я хотел сказать, это сами личности, коих в фильме было преступно мало. Нет, я серьезно, с таким богатым потенциалом и набором персонажей нам показали лишь четырех, а остальные лишь косвенно мелькнули на мониторе компьютера главного героя, или злодея. Черт, тут уж смотря, откуда смотреть, но это и не особо важно. Первая личность — доминирующая в этом фильме — расчетливый и педантичный молодой человек, которого остальные личности считают опасным, и которому удалось захватить так называемый свет. Ах да, сейчас я расскажу, что это. Как говорил Кевин психологу — все личности сидят в креслах вокруг света и самая адекватная решает, кому и когда выйти. Так вот, в один прекрасный момент выясняется, что самую адекватную личность отключили при помощи личности девятилетнего ребенка и теперь тут заправляет педантичный мужик и женщина. Да, тоже личность. И вот эта дыра в сюжете меня пипец как выбесила. В фильме неоднократно повторялось, что именно при помощи малого был отключен главный и контроль перешел к педанту и женщине. Как это было сделано? Каким образом? Расскажите мне! Я хочу знать! Но нам так и не расскажут, увы. Ну а так, в целом, это и все личности, которые нам будут показаны. Итого, мы имеем — мелкого девятилетнего ребенка, педантичного и расчетливого молодого чемодана, женщину и главную личность — модельера. Мельком, на экране компьютера, мы еще увидим историка, и в конце фильма — пресловутого зверя. На этом все. Личностей чертовски мало. Но даже тут режиссер умудрился оскорбить зрителей еще сильнее, ведь он, зараза, в конце фильма показал нам 23 зубные щетки. Скотина такая.

Но сколько бы там ни было дыр в сюжете и сценарии этот фильм стоит смотреть и пересматривать из-за игры Джеймса МакЭвоя. Нет, я серьезно, я уже видел как он играл неуравновешенного человека в фильме «Грязь», но тут он превзошел все мои ожидания. Некоторые актеры не могут нормально справится даже с одним простеньким персонажем, Джеймс же отыграл 5 героев, наделив каждого из них душой. И то, чем он цепляет, кроется в самых мелких деталях — в мимике, в случайных жестах, в ухмылках, взглядах и вот таких вот крошечных мелочах, которые очень гармонично смотрятся. Поражает и его переход в некоторых сценах от одной личности до другой, когда он буквально на ходу преображается из немного чудаковатого модельера в педантичного мужика. Короче, МакЭвой очень здорово сыграл. Не верьте хейтерам, которые говорят иначе. А вот об остальных актерах я ничего сказать не могу. Ни хорошего ни плохого. 2 девки, которые тут самые крутые, были ни о чем. Скорее всего, так подумал и режиссер, поэтому ближе к средине фильма он их вообще закрыл в других комнатах, дабы сконцентрировать свое внимание на «не такой как все», которая, по уровню актерской игры, была действительно не такой как прочие. Да, чуть лучше двух предыдущих баб, но, увы, все такое же бревно. Женщина психолог тоже особо не порадовала, да и чем, ведь экранного времени у нее было от силы минут 10. Тут никакую шикарную игру сделать и не успеешь особо. Ну а больше, в принципе, и актеров то не было. Эпизодические появления родственников главных действующих лиц не в счет. Об операторской работе тоже говорить особо нечего, ведь смотрели мы триллер, который концентрировался на персонажах, в частности на МакЭвое, так что тут преобладают крупные планы, которые демонстрируют всю его мимику и мельчайшие детали. Порадовало то, что во время экшен сцен, которые здесь тоже будут, камера не дрожала, но вот ее ракурсы. Да, ее ракурсы были не очень хорошими.

В целом, фильм получился отличным. Это замечательная картина одного актера, которую стоит смотреть именно из-за его игры. Дыры в сюжете и сценарии легко забываются, когда видишь, как МакЭвой превращается из девятилетнего мальчика во взрослого педантичного мужика. Нет, серьезно, всем советую.

22 марта 2017 | 10:08

Это не фильм о Билли Миллигане. Здесь нет выдающейся актерской игры. Из 24 личностей вы увидите 4. Сообщите эти 3 предложения всем, кто собирается пойти в кино на этот фильм. Полным полно положительных рецензий, которые громко кричат, мол, «возрождение режиссера!», «крутейшая актерская игра», а в социальных сетях, вообще, чуть-ли, не создают фан-клубы МакЭвою с подношениями и жертвоприношениями. Все, у кого я только не спрашивал, думали что этот фильм о Билли Миллигане, все хотели посмотреть как актёр справится с этой ролью. Справился ли он? Грех не справиться, когда режиссер и сценарист М. Найт Шьямалан.

Однажды он стрельнул неожиданной концовкой в фильме «Шестое чувство», прославился на весь мир, получил свои почетные номинации на оскар, но вдруг, что-то пошло не так. Режиссер начал выпускать одну дрянь за другой. «Повелитель стихий», «После нашей эры» и прочая ерунда навсегда поставили клеймо на режиссере и весь мир давным-давно перестал к нему серьезно относиться. Но, увы, публика очень любит всякие там раздвоения личности, шизофрении и обсессивно-компульсивные расстройства, от чего вокруг фильма «Сплит» и создалось так много хайпа.

Режиссер решил исследовать тему «А что если человек с таким заболеванием поверит что он обладает сверхспособностями?». И пустил это в оборот. Весь фильм, якобы, подготовка к тому моменту, когда из МакЭвоя вылезет сатана и устроит сюжетную вакханалию. Все остальные 3 личности подготавливают зрителя, дают понять что все не просто так, что у всех событий фильма есть смысл и развязка. Все, что есть в фильме, намекает что это триллер. Но этот триллер не держит, не пробуждает интереса, не пытается заставить зрителя сочувствовать бедным украденным девочкам и бедным 4 личностям МакЭвоя, из которых ни одной не раскрыли. Но режиссер ведь король необычных развязок (вспомните как он всех «впечатлил» концовкой фильма «Неуязвимый»!) и концовкой сего фильма, он мягко намекает на сиквел!

Постоянные крупные планы, ненужные персонажи, отвратительная работа художника по костюмам, ненужная концовка, отсылающая к предыдущей работе режиссера. Да и что за личностей придумал режиссер? Мужик с обсессивно-компульсивным расстройством, женщина и мальчик? Серьезно? Это и есть доминирующие личности? Кто тогда остальные 20? Если все так плохо, как тогда поставить оценку? 1 балл за Аню Тейлор-Джой, 1 балл за 24 зубные щетки, 1 балл за попытку.

3 из 10

22 марта 2017 | 00:59

Всякий актер, застрявший в одном образе, однозначно плох.

А вот режиссер, годами оттачивающий свое мастерство в отдельно взятом жанре, имеет высокие шансы на звание «патриарха».

В работе «Сплит» все звезды стали так, что основные действующие лица — главный актер и режиссер — имели все шансы проявиться с наилучшей стороны, удачно зарекомендовав себя в ряде предшествующих проектов.

Не могу назвать себя ревностным ценителем таланта Джеймса МакЭвоя, ибо помню его только по двум ролям — застенчивого фавна в «Хрониках Нарнии» (2005 г.) и взбунтовавшейся офисной планктонины Уэсли в «Особо опасен» (2008 г.). За сим, каких-то дерзких прорывов от него, как от актера, я особо не ожидал.

Зато я помнил, что иду на фильм, который снял М. Найт Шьямалан.

Ну тот самый М., что вместе с Брюсом Уиллисом жахнул «Шестым чувством».

Да-да, тот Найт, что вместе с Мелом Гибсоном вытаптывал на кукурузных полях «Знаки».

Именно тот Шьямалан, что так опростоволосился, сняв «После нашей эры» с Уиллом Смитом.

Ленте предшествовала добротная рекламная компания и отзывы зрителей вроде «МакЭвой играет как в последний раз».

После просмотра я сильно сомневаюсь, что это был его последний раз, т. к. актер годно продемонстрировал, что называется, товар лицом, в течение двух часов побывав в шести разных образах — от девятилетнего ребенка до злобной училки (и еще восемнадцать личин подразумевалось по сценарию). Так что новые контракты с шестизначными суммами ему обеспечены.

Его герой, страдающий диссоциативным расстройством личности, похищает трех девушек-подростков, запирает их в подвале и готовит к появлению какого-то Зверя, являясь своим «подопечным» в различных образах. Стоит отметить, что свое расстройство он прекрасно осознает, поэтому регулярно ходит на прием к психиатру, а та, в свою очередь, пытается протолкнуть в массы идею, что подобные персонажи — это новые сверхлюди.

Но со «Сплитом» получилось, как в истории про туризм и иммиграцию. Трейлер обещал триллер, драму и даже немножечко ужасов.

Но он не предупредил, что все это будет вращаться не только вокруг Многоликого Антагониста, но также и вокруг его главного противника — похищенной им девушки по имени Кейси Кук (в миру актриса Аня Тейлор-Джой). Будучи самой тихой и замкнутой в тройке «заключенных», она оказывается самой стойкой и постепенно пробивает ситуацию к выходу.

И в то же время, эта самая девочка является самым слабым местом фильма. Такое ощущение, что она выпускник МХАТа — считает, чем длиннее паузы и заплаканней глаза, тем больше баллов можно получить на суде зрителей. Если бы у режиссера поднялась рука вырезать все передержанные ею молчания, то фильм реально можно было бы сократить до разумных полутора часов. «Сплит» не может похвастаться запоминающимся саундтреком — в основном, звуковая дорожка носит зловещий оттенок и является редким гостем в ушах смотрящих. И в этом случае дополнительные полчаса тишины, отведенные под крупный план заплаканных подростковых девичьих глаз, нещадно минусуют карму казалось бы качественного триллера.

Но вину за некачество, пожалуй, стоит разделить поровну между Аней и М.

Почти весь фильм режиссеру удавалось поднимать градус интриги предсказаниями о приходе какого-то Зверя. И когда кажется, что вот-вот сейчас этот Зверь придет и порядок наведет, реализация последних сцен вероломно ставит подножку саспенсу, низложив целую ленту до уровня банального слешера.

Хотя кому и кобыла невеста (с)

Сходить на «Сплит» не грешно — в первую очередь, ради достойной игры МакЭвоя и умело нагнетаемой атмосферы неизбежного пришествия чего-то страшного.

Но по пути главное не поскользнуться на влажном взгляде главной героини и не оглохнуть в зловещей тишине ее затянутых пауз.

6 из 10

21 марта 2017 | 22:49

To build a castle of appropriate size, he will need a great many stones. But what he`s got, now, feels like an acceptable start.

Чтобы построить замок соответствующего размера, ему потребуется огромное количество камней. Но то, что он имеет сейчас, кажется неплохим началом.

(Из игры Braid)

Как и значительному числу зрителей, мне этот мультфильм пришёлся по вкусу лишь со второго раза. Если честно, то в его рекламе плохо почти всё: унылый трейлер, скучные кадры, скучное описание сюжета. Обложка разве что неплохая. Но одна-единственная деталь заставила меня заново сесть за просмотр: надпись «Over the garden wall» на обложке. Название, записанное в таком стиле, обещает собой что-то стоящее внимания.

Итак. Что скрыли от нас по ту сторону обложки?

Звукорежиссура

Именно это первое, на что обращаешь внимание при втором просмотре. Если честно, сначала ни песни, ни голоса не привлекают особого внимания, но когда смотришь вступительные титры во второй раз и слышишь щелчок знакомых уже ведьминых ножниц, по спине продирает дрожь. Мультфильм и не рассчитан на один просмотр — потрясающий калейдоскоп деталей, которые не могут запасть в голову, просто пройдёт мимо, если не взглянуть на него новыми глазами.

Анимация

Все видели аниме Макото Синкая? Они славятся своей прорисовкой, но при этом персонажи выписаны очень сухо. Зато чайники хорошо. Тут то же самое, захватывающая прорисовка задних планов создаёт пространство, атмосферу, в которой передвигаются совершенно условные персонажи. Не «вот мальчики в лесу», а «вот лес, в нём мальчики». Мрачный, но уютный, лес определяет всю реальность вокруг них и вокруг нас во время просмотра. Не давайте себя отвлечь.

Персонажи

Последний раз я видел такую проработку персонажей (нескольких, не только главных) в фильме «Хранители». У каждого есть мотивация и если не свой характер, то хотя бы свой стиль, и каждого можно понять и по-своему полюбить. И каждый персонаж олицетворяет собой важную сторону человеческой природы.

Структура

Каждая серия имеет свой сюжет и ни один из них в первом приближении (если описывать его словами) не оригинален. Что придаёт свой шарм! Каждый эпизод выглядит как пересмотр какой-то классической идеи, а иногда и двух. Но это накладывает и свои ограничения: не так-то просто уместить в десять минут то, на что обычно тратится полтора часа. В результате сюжет отдельных серий может выглядеть на первый взгляд скомканным и торопливым.

Основной сюжет

Вот здесь мы и подходим к действительно неожиданной части. Как и любой уважающий себя сюжет, этот хранит второе дно: не только история заблудившихся Вирта и Грега и их отношений, но и множество отсылок и подтекстов. Порой наивный, порой очень элегантный, но второй смысл есть в каждой серии. Иногда это отсылка к сказке или мифу, иногда в речи Вирта проскальзывает неожиданная мысль, и всё это вплетено в сюжет.

А вот что стало неожиданностью, так это то, как переплетены между собой серии. Заставка в начале и последние три серии расплетают потихоньку завязавшийся вокруг нас узел и позволяют взглянуть на весь сюжет заново, даже на простенькую историю о двух братьях, даже на их одежду, и уж тем более на дровосека. Финальные же титры перекликаются с финалом вступительной песни: «If dream can`t come true, then why not pretend?».

В результате получилась удивительная, красивая, глубокая и интересная сказка.

10 из 10

21 марта 2017 | 21:35

В далеком будущем Земля получает сигналы из космоса с просьбой о помощи, идущие с планеты Аура. Туда отправляют корабль «Аргос», а следом за ним — корабль «Галлиот». При посадке члены его экипажа испытывают сильную перегрузку и теряют сознание. Придя в себя, люди впадают в агрессию, пытаясь убить друг друга, а очнувшись от этого морока, ничего об этом не помнят. Команду «Аргоса» находят мертвой и хоронят вместе с двумя погибшими членами своего экипажа. Кроме того, на планете находят старый космический корабль со скелетами огромных человекообразных существ. Больше ничего живого на планете нет, кроме странных светящихся разноцветных огоньков, летающих над дымящейся поверхностью. При этом, члены команды «Галлиота» продолжают гибнуть один за другим. Но не это самое странное, потому что после похорон мертвецы встают из могил и упорно стараются вновь проникнуть на корабль, чтобы вернуться на Землю.

Оригинальное название этого фильма Марио Бавы, который он снял по мотивам рассказа Ренато Пестриньеро «21-часовая ночь» — «Ужас в космосе». Для американского проката выбирали название аж из 15 вариантов и выбрали «Планету вампиров». Наверное, потому, что никаких вампиров в фильме нет, зато звучит красиво и многообещающе. Правильнее было бы тогда уже картину назвать «Планетой зомби», если основываться на сюжете, но такое название носит явственный привкус треша, чего прокатчики, видимо, решили избежать. Сам сюжет довольно прост, хотя и увлекателен. Не столь замысловаты и диалоги, которые произносят актеры, чья игра тоже не поражает воображение. Да и играть им особо нечего: мужчины мужественны и решительны, а две девушки умеют громко кричать от страха, истерить и падать в обморок, особенно хорошенькая блондинка Эви Маранди.

Бюджет у фильма был копеечным, потому деревянные декорации и фанерные щиты, выкрашенные в серый цвет, со множеством разноцветных мигающих лампочек сегодня выглядят наивно, как постановочный реквизит школьного драмкружка. Но операторский талант Марио Бавы превращает и внутреннее пространство космических кораблей, и, тем более, поверхность планеты, дымящуюся и мрачную, в нечто атмосферное, неземное и опасно-манящее. Играя светом и тенью, насыщенным цветом, меняя красную, синюю, зеленую и желтую подсветку, Бава делает гористый ландшафт Ауры абсолютно внеземным. Яркие цвета пропитывают стелящиеся клубы дыма и плотного тумана, а почва кипит, пузырится, дышит, как живая — то красная, как раскаленные угли или вулканическая лава, то мертвенно-синяя, как снег в ночной вечной мерзлоте.

Чтобы создать на экране всю эту визуальную роскошь, легендарный оператор и прекрасный мастер спецэффектов, способный буквально из ничего создать шедевральную картинку, Марио Бава и тут проявил находчивость, сообразительность и изобретательность. Из всей массы средств у режиссера был 50-килограммовый мешок кукурузной крупы. Бава часть рассыпал по полу, как песчаный покров планеты, а из большей части сварил огромный котел каши. И еще горячей и булькающей раскидал по полу павильона, при помощи светофильтров создав совершенно фантастический мир далекой и жуткой планеты Ауры. Бестелесные жители Ауры, носящиеся во тьме и тумане в виде кислотно-ярких светлячков, тоже не требовали особого грима и костюмов из резины, с помощью которых принято было в ту пору изображать инопланетных монстров. А значит, не требовали и финансовых затрат на их изготовление, включая и экономию на зарплате актеров. Костюмы самих звездолетчиков крайне просты, но при этом эффектны: черная блестящая искусственная кожа с молниями-застежками и многочисленными рантами желтой отделки. Особенно впечатляюще выглядела в этом костюме та же Эви Маранди, обладающая пленительными формами. Надо отметить, что после этого фильма в моду в Европе вошли облегающие костюмы из черного латекса с яркими вставками других цветов.

Кроме всего прочего, этот фильм открыл целое направление в фантастическом инопланетном хорроре. Схожие сюжетные мотивы можно увидеть во многих фильмах и того времени, и много позже. После выхода в 1979 году фильма «Чужой» многие критики и зрители отметили схожесть нескольких сюжетных линий. Ридли Скотт и Дэн О`Бэннон отрицали, что видели фильм Марио Бавы. Хотя позднее в одном из интервью О`Бэннон сказал, что именно «Планета вампиров» подала ему мысль о том, что монстр-инопланетянин может проникнуть на Землю в теле кого-то из экипажа земного корабля. Да и момент с обнаружением космолета с останками огромных ксеноморфов с удлиненными черепами и гребневыми костными наростами на лбу тоже навевает определенные воспоминания. И вспоминаются при этом не только уже давний «Чужой», но и не столь уж далекий от нас по времени «Прометей». Особенно в концовке фильма, когда решается вопрос: возможно ли победить инопланетного врага-захватчика или лучше погибнуть всем на этой страшной планете, чтобы не выпустить заразу в открытый космос вообще и на родную Землю в частности. Интересна также идея дверей инопланетного корабля чужой расы, которые открываются и закрываются на звуки определенной высоты, частоты и тональности, излучаемые электронным прибором «чужих». Ведь это древняя и высокоразвитая цивилизация, технологии которой оставили землян далеко позади.

Как в свое время джалло «Кровавый залив» Марио Бавы, попав на американскую землю, переродился в местном колорите в новый жанр хоррора — слэшер, так и «Планета вампиров» дала толчок к развитию новой ветви космической фантастики, на которой созрел изумительный плод легендарной франшизы о Чужих. Этот фильм стоит посмотреть уже за возможность увидеть, с чего все начиналось, каков был исток, из которого идеи черпать можно и по сей день. И еще раз полюбоваться несравненным операторским мастерством гениального итальянского режиссера Марио Бавы.

5 из 10

21 марта 2017 | 21:24

- Да, да! Дерьмовый синематограф и трусливые мулы!
- «Мулов» я вам прощаю. Но только «мулов»!


«Бабадук» далеко не однозначен и не является шедевром мирового кинематографа. Но, на мой субъективный взгляд, он недостоин столь низких оценок трудящегося народонаселения, наблюдающихся на Кинопоиске. Первое, что мне очень в нем понравилось — полное отсутствие идиотских, набивших оскомину в почти каждом ужастике, скримеров. Внезапное «Бу!» сейчас вызывает у прожженного зрителя не страх, а реакцию им. Роберта Дауни-младшего, в широких массах именуемую «рука-лицо» и напугать способно лишь тупую школоту, которой ничего, кроме дебильного супергеройства и «пиу-пиу» не интересно (не все школьники глупые, я совсем не об этом!).

«Бабадук» в этом смысле идет по совсем другому, гораздо более сложному пути: он не пытается «шугануть» зрителя из-за угла мешком, а постепенно нагнетает атмосферу происходящего, доводя ее до, казалось бы, нелепой (с первого взгляда!) развязки. Цветовая палитра и звуковое сопровождение усиливают впечатления, повышая градус драмы. И вообще, мне эта антуражная австралийская картина показалась больше триллером, нежели фильмом ужасов. Она рассказывает нам о том, как гиперактивный и неуправляемый ребенок сводит с ума свою мать — одинокую женщину средних лет, забывшую про (а скорее — забившую на) собственную жизнь и всецело поглощенную воспитанием сына.

Актерская игра, безусловно, на хорошем уровне. Мальчика хочется прибить уже к десятой минуте фильма, настолько органично и хорошо он смотрится в образе. Эсси Дэвис, сыгравшая главную героиню, обратила на себя внимание и в «Игре престолов», где имела эпизодическую, но довольно яркую роль. Здесь она также очень убедительна, а ее персонаж на разных отрезках ленты вызывает смешанные эмоции: от сопереживания до глухого раздражения.

Линия повествования изложена грамотно: вполне очевидна причина происходящего на экране, метафорично показанная режиссером (любителям «Мстителей» и «Суперменов», привыкшим буквально все понимать, рекомендую отдохнуть и еще раз пересмотреть «Обитель зла-6» или наслаждаться «Защитниками») поэтому сюжет фильма логичен и прост. Оригинальным его назвать можно с большой натяжкой, но и до дыр он не затерт. Основной инструмент, с помощью которого нагнетается ужас — стирание грани между реальностью и сном, плавно перетекающее в сумасшествие.

Безусловно, «Бабадук» неоднозначен и, при желании, найдется множество «крючков», за которые его можно поддеть и критиковать. Но любителям жанра рекомендую его хотя бы за его нестандартность, глубину (не свойственную большинству современных ужастиков) и атмосферность.

Мне фильм понравился.

8 из 10

21 марта 2017 | 21:05