• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
...из книги «3500 кинорецензий»

Чужой

Alien, 1979
Информация о фильме »
* Внимание! Рецензия может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
13.05.2009
Сергей Кудрявцев 9/10
Фантастический фильм ужасов, антиутопия

Эта действительно страшная лента может показаться обманчиво простой. Сценарист Дэн О’Бэннон (ранее сотрудничал на малобюджетных картинах Джона Карпентера и, по сути, успел высмеять схожий сюжет в его «Тёмной звезде») при создании истории про внеземное существо, обладающее способностью постоянно менять форму и регенерироваться, вдохновлялся фантастическим фильмом «Оно! Ужас из другого пространства» (1958) из серии В. И многие зрители действительно принимают ленту британского режиссёра Ридли Скотта за очередной опус с немыслимыми ужасами, к тому же снятый с постановочным размахом, необычными спецэффектами (премия «Оскар») и пугающей атмосферой действия. В момент своего появления на экранах кинотеатров «Чужой» производил даже шоковое впечатление, тем более что при коллективном восприятии может возникнуть ситуация массового психоза. Не случайно, что данный фильм пользовался большим успехом в американском прокате, собрав свыше $80 млн. и заняв 31-е место по итогам 70-х годов, оказавшись самым кассовым среди страшных космических кинопроизведений.

И на самом деле, англичанин Скотт, который всего за два года до этого поразил изящной и утончённой экранизацией историко-приключенческого романа «Дуэлянты» Джозефа Конрада, резко поменял жанр — и в «Чужом» мастерски играет на нервах публики, предлагая ей вроде бы коммерческий супербоевик о внушающем ужас восьмом пассажире космического звездолёта «Ностромо». Чужак пожирает по очереди всех членов экипажа, кроме отважной женщины, офицера Рипли, которой удаётся выбросить чудовище в открытый космос. Довольный таким исходом зритель может благополучно покинуть зал, радуясь, что все страхи миновали, а в реальной жизни подобных «бяк» никогда не встретишь. Однако эта картина гораздо глубже и умнее распространённого сюжета о борьбе людей с вторгшимся инопланетным монстром.

После выхода «Чужого» критики сразу же причислили его к этапным событиям в кинофантастике. И не только потому, что постановщик столь изобретательно творил на экране ощущение гнетущей тревоги, пугал невероятными модификациями Чужого, оригинально использовал разнообразные средства кинематографической выразительности, доказав свой высокий профессионализм. Внимательные любители кино должны заметить перекличку с выдающейся работой Стенли Кубрика — «2001 год: Космическая одиссея». Дело, конечно, не в том, что Ридли Скотт тоже снял космические сцены на замечательном техническом уровне. Преемственность традиций в другом — в воплощении на экране фантастического мира будущего в жанре антиутопии, которая повествует о столкновении человека вне Земли с Неизвестным, Неведомым.

Те, кто запрограммировал в компьютере втайне от экипажа доставку космического Нечто на Землю для изучения и научных экспериментов, вовсе не осознавали своей ответственности ни за жизнь «великолепной семёрки» с корабля «Ностромо», ни за судьбу всего человечества. И нет особой причины радоваться тому, что в финале Чужой был выкинут из звездолёта в космос: разлетевшись мириадами частиц по Вселенной, он вполне способен попасть на Землю и опять регенерироваться. Правда, создатели других серий популярного киноцикла предпочли в дальнейшем развивать иные темы, так и не покидая пределов инопланетного пространства.

1989

на страницу фильма