всё о любом фильме:
...из книги «3500 кинорецензий»

Сабрина

Sabrina, 1954
Информация о фильме »
* Внимание! Рецензия может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
10.04.2009
Сергей Кудрявцев 7.5/10
Мелодраматическая комедия

Эту ленту более чем пятидесятилетней давности поставил Билли Уайлдер, мастер комедий-мелодрам, который всё-таки с опозданием был зачислен в пантеон великих постановщиков Голливуда, классиков американского кинематографа. И, в частности, «Сабрина» была включена в 2002-м, именно в год смерти постановщика, в Национальный регистр фильмов, хотя его составители настаивают на том, что в данный перечень попадают произведения, интересные и знаменательные, скорее всего, с социокультурной точки зрения. Но нередко бывает, что развлекательное и занимательное кино, которому в момент появления не придавали особое художественное значение, обладает своего рода способностью к большей выживаемости, сохранению обаяния и притягательности даже через несколько десятилетий.

Правда, «Сабрина» не относится к самым лучшим картинам Уайлдера (а вот комедии «Зуд седьмого года» и «Некоторые любят погорячее» / «В джазе только девушки» до сих пор смотрятся по-прежнему увлекательно), и с дистанции прошедшего времени может показаться не столь забавной и очаровывающей. Однако режиссёр доказал в ней пусть простую, но вполне приятную мысль, что мезальянс богача средних лет и юной дочери шофёра — вовсе не такое уж преступление во второй половине XX века, как, например, в венских драмах и водевилях XIX столетия (кстати, Билли Уайлдер — родом из Вены!).

Конечно, «великий Боги» (то есть Хамфри Богарт) по-настоящему значителен и убедителен даже в совершенно не подходящей для него роли Лайнаса Ларраби, которую с большим рвением хотел сыграть (и, наверно, это было бы к лучшему) Кэри Грант, неподражаемый исполнитель именно в салонно-любовных комедиях. А Богарт в качестве американского промышленника, одержимого идеей использования нового материала — пластика, разумеется, чувствует себя не в своём привычном кругу. Хотя сама фактура актёра, его незабываемое лицо, на котором уже нельзя не заметить отпечаток неизлечимой болезни, унёсшей жизнь кумира всего через три года после «Сабрины», наконец, лишь косвенный намёк на любовную драму, которая якобы была пережита персонажем в прошлом… Всё это заставляет забыть об условной и малоправдоподобной ситуации, когда неженатый солидный делец влюбляется в девушку, которая годится ему почти что во внучки (между тем, Лорен Бакалл, последняя и самая любимая жена Хамфри Богарта, была лишь на пять лет старше Одри Хепбёрн).

Кстати, пресса усиленно обсуждала скандалы, которые возникали на съёмочной площадке между такими явно не стыкующимися личностями, как ироничный прожигатель жизни Богарт и прекраснодушный романтик Хепбёрн. Прелестная Одри Хепбёрн, несмотря на то, что играла в «Сабрине» уже не принцессу, как в предшествующей романтической комедии «Римские каникулы», а напротив, современную Золушку, в немалой степени повторила найденный в ленте Уильяма Уайлера образ, который принёс ей всего лишь в 24 года премию «Оскар». Она и за роль Сабрины тоже претендовала на награду Киноакадемии, но уступила Грейс Келли («Деревенская девушка»), которая вскоре стала принцессой в реальной жизни, выйдя замуж за царствующего князя из Монако. Голливудские грёзы порой осуществляются на самом деле. А из числа создателей «Сабрины» золотую статуэтку, как и, между прочим, за «Римские каникулы», второй год подряд получила легендарная художница по костюмам Эдит Хед, которая за свою долгую кинокарьеру была 35 (!) раз номинанткой и восьмикратно удостаивалась «Оскара».

1995/2007

на страницу фильма