...из книги «3500 кинорецензий»

Преступление на почве страсти

Crimes of Passion, 1984
Информация о фильме »
* Внимание! Рецензия может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
27.03.2009
Сергей Кудрявцев 8.5/10
Иронический триллер

Эту ленту английского режиссёра Кена Рассела можно легко принять (и, к сожалению, продолжают по-прежнему принимать) всерьёз — как типичный образец психопатологического триллера с перверсивными сценами или в качестве скандального рассказа о высокооплачиваемой проститутке по прозвищу «Голубая китаянка» (кстати, так нередко называют данный фильм у нас). Она удовлетворяет в тайной своей жизни, скрытой от глаз ханжей и записных моралистов, весьма необычные и странные желания клиентов, а на самом-то деле, является в более респектабельном мире вполне благополучным дизайнером Джоанной Крейн, обретая в финале даже счастье в законном браке.

Зрители и критики в Америке возмущённо отреагировали на провокационно-эпатажные эпизоды, вообще не пожелав заметить рассыпанные по всему действию лукавые цитаты, ехидные сноски, словно говорящие: не верь глазам своим, зри в корень! По сути, картина Рассела — это иронический современный парафраз истории Адама и Евы, искушения их Дьяволом, который заставляет обоих непременно вкусить запретный плод. Однако без грехопадения не было бы продления рода человеческого. И не существовало бы любви. Вот почему постановщик «Преступлений по страсти» позволяет своим героям испытать многое, примерить на себя разные роли, поиграть во всевозможные игры, чтобы понять, что их истинное предназначение — именно жизнь друг с другом.

И в этом всеобщем спектакле у Кэтлин Тернёр — самая трудная партия, ведь у её героини — целая череда спадающих масок. Актриса искусно и с отточенным мастерством воплощает прихотливые модификации Голубой китаянки, её возвращение в нормальное состояние в облике Джоанны, вновь погружение в навязанную сатанинскую игру, настоящее соперничество с дьяволом, чтобы в финале, практически убив в себе порочного двойника (одержимого пастора Питера Шейна в одежде Голубой китаянки), словно очиститься в истинной любви к новому Адаму.

Странно, что Кену Расселу предъявляли претензии в «отсутствии контроля по сравнению с другими его фильмами». Напротив, контролируемость собственной фантазии в ряде «безумных кинобиографий» этого режиссёра менее очевидна, нежели в выдержанной по стилю, изощрённо продуманной по структуре ленте «Преступления по страсти». Здесь почти нет ничего лишнего и случайного, а напротив — изобретательно, пародийно (особенно в «психозной» роли Энтони Пёркинса, который посмеивается над своим коронным персонажем Норманом Бейтсом) или самопародийно для Рассела обыграны мифологически-мистические штампы, навязчивые сексуальные комплексы. Пожалуй, именно вольность и откровенность ряда сцен (а американский вариант короче европейского на пять минут) смутили многих из тех, кто ругал картину, и наоборот, привлекли любителей «клубнички» и острых ощущений, вуайеристов по натуре. Но все они воспринимали лишь внешний слой произведения, вовсе не желая проникнуть вглубь. Каждому своё!

Лучше поняли эту ленту в Европе, например, французские критики, один из которых, Ив Алион, определил её как «пародийный клип о радостях (?) брака». Данный знак вопроса отнюдь не случаен, так как первое супружество героя оказалось рутинным, скучным, неудачным, и только с Джоанной он смог найти самого себя, а она, кстати, обрела не улавливаемую до этой встречи собственную идентичность. Так что можно было бы даже рекомендовать, рискуя навлечь на себя чей-то гнев, чуть ли не в обязательном порядке посмотреть «Преступления по страсти» всем брачующимся.

1990

на страницу фильма