всё о любом фильме:
...из книги «3500 кинорецензий»

Очи черные

1987
Информация о фильме »
* Внимание! Рецензия может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
01.03.2009
Сергей Кудрявцев 6/10
Ретро-мелодрама

Уже немолодой итальянец Романо, у которого есть не только богатая жена Элиза, но и любовница по имени Тина, однажды встречает на пароходе, плывущем к одному из европейских курортов, молодую русскую женщину Анну Сергеевну, пребывающую замужем за пожилым губернатором уездного городка под странным названием Сысоев. Не в силах забыть об очаровании этой самой «дамы с собачкой», Романо отправляется в авантюрное для иностранца в самом начале XX века путешествие в российскую глубинку.

Эта картина Никиты Михалкова была на удивление восторженно встречена на Западе (помимо упомянутых призов, она также имела номинации на премии «Сезар», БАФТА и «Золотой глобус» за лучший иноязычный фильм, а актёр Марчелло Мастроянни даже выдвигался на «Оскар» за мужскую роль) и довольно раздражённо — в нашей стране. Вольную экранизацию нескольких произведений Чехова (кроме мотива из «Дамы с собачкой», ещё использованы сюжетные элементы «Анны на шее» и «Душечки») на родине восприняли как заведомо экспортный вариант классической литературы. С одной стороны, поведанная романтическая история подверглась излишней мелодраматизации, а с другой, наполнена комическими деталями, которые были призваны подчеркнуть особую эксцентричность русской действительности, населяющих её типов и характеров в том всё же плоском понимании, каковое доступно случайно заехавшему чужестранцу, а в его лице — всем заграничным кинозрителям.

Но фильм «Очи чёрные», который знаменательно создан Михалковым на 42-м году жизни, также свидетельствует (что постигаешь только теперь, оглядываясь ретроспективно) о несомненном повороте постановщика от более глубокого кинематографа (даже в его жанровых поисках, будь то вестерн по-советски «Свой среди чужих, чужой среди своих» или острая комедия нравов «Родня») к упрощённо-облегчённому кино, действительно ориентированному на экспорт. Никита Михалков, несмотря на то, что его любимыми режиссёрами являются такие бездонные по исследованию человеческой души и трагические по мироощущению художники, как Ингмар Бергман и Лукино Висконти, с течением лет всё явственнее стал предпочитать намеренную облегчённость подхода к явлениям жизни, искусственно жизнерадостный и преувеличенно праздничный образ окружающей реальности — в истории или современности.

«Очи чёрные» — вроде бы такая же свободная фантазия на темы Чехова, как и лучшая лента Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», однако лишена её целостности, свежести и одухотворённости. История итальянца, приехавшего в Россию, теряет ностальгически-сентиментальный оттенок и, напротив, приобретает сатирически-фарсовый характер, что как раз и смутило многих отечественных критиков, которые углядели в этом «опусе а ля рюс» даже приметы цыганщины.

1998

на страницу фильма